Консультация для воспитателей «Оптимизация процесса адаптации ребёнка к детскому саду»
консультация на тему
При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, - все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, малыш отказывается играть с другими детьми, часто болеет и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_1.docx | 15.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель Дронова Н.Н.
Консультация для воспитателей
«Оптимизация процесса адаптации ребёнка к детскому саду»
Привыкание малыша к новым для него условиям ДОО в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду жизни.
Повышение возрастного порога начала посещения детского сада (с 1,5 до 3 лет), с одной стороны, и повышение образовательной нагрузки в дошкольном учреждении с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям ДОО особенно актуальной.
При рассмотрении оптимизации условий для успешной адаптации в детском саду раскрываются особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке во с п и т ате ля.
Важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его работе с семьёй ребёнка.
При поступлении в детский сад все дети без исключения переживают стресс, поэтому очень важно помочь им преодолеть эмоциональное напряжение и успешно адаптироваться к новой среде. В связи с этим, специалисты выделяют три периода привыкания ребёнка к детскому саду: острый, подострый, период компенсации.
При этом два первых периода можно классифицировать по степени тяжести – легкая, средней тяжести, тяжёлая и крайне тяжёлая.
Частой причиной неуравновешенного поведения служит неправильная организация деятельности ребёнка: когда не удовлетворяется его двигательная активность, ребёнок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении со взрослыми.
Срывы в поведении ребёнка могут произойти и в результате того, что своевременно не удовлетворены его органические потребности – не своевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов – сна, кормления, туалета, организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществления воспитательных подходов к ним – залог формирования правильного поведения ребёнка. Создания у него позитивного настроения.
Успешная адаптация ребёнка во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребёнку; чувствовали его компетентность в вопросах воспитания; но главное – ценили его личные качества (заботливость, внимание к людям, доброту).
В условиях воспитания детей раннего возраста в ДОО индивидуальный подход к ребёнку обуславливается знанием его психических и физических особенностей, учётом его эмоционального настроения в данное время и состояния здоровья.
Для сбора сведений о ребёнке родителям предлагаются анкеты, в которых они дают исчерпывающую характеристику своему ребёнку. В свою очередь, сотрудники ДОО анализируют данные материалы, делают выводы об особенностях поведения ребёнка, сформированности его навыков, интересах и т.п. Это помогает воспитателям правильно общаться с детьми в адаптационный период, помочь им легче привыкнуть к новым условиям.
До приёма детей в группу необходимо провести собрание, в котором принимают участие заведующий, методист, психолог, медики и конечно, воспитатели групп раннего возраста. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, знакомят с направлениями педагогической деятельности, отвечают на вопросы родителей.
Для успешной организации адаптации детей раннего возраста воспитатели составляют план воспитательно-образовательной работы. При этом выбираются разнообразные направления: развлечения, консультации для родителей, памятки, интересные для детей дидактические и подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций, элементы устного народного творчества.
Основные принципы работы по адаптации детей:
- постепенное заполнение групп (приём 2-3 детей в неделю);
- неполное пребывание ребёнка в начальный период адаптации (2-3 часа, возможность пребывания с мамой);
- гибкий режим (свободное время прихода, дополнительные выходные дни);
- ежедневный контроль за здоровьем, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном в первый месяц (с этой целью на каждого ребёнка заполняется так называемый «адаптационный лист»);
- сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у малыша привычек.
В период адаптации ребёнка к новым условиям жизни происходит своеобразная ломка, переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определённого режим: укладывание, кормление, а также общения. Поэтому для оптимизации процесса привыкания необходима чёткая и последовательная работа всех сотрудников ДОО с привлечением родителей.
Адаптационный период считается законченным, если ребёнок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром состоянии, играет один или со сверстниками.
(источник: журнал «Управление в ДОУ» №2/2016 год, стр.101)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая консультация для родителей и воспитателей. "Оптимизация процесса адаптации детей в детском саду, к условиям дошкольного образовательного учреждения".
Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей своих воспитанник...
Консультация для воспитателей "Оптимизация процесса адаптации ребенка в ДОУ"
Оптимизация процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения зависит от четкой и последовательной работы всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей своих воспитанников....
Оптимизация процесса адаптации ребенка к детскому саду
Консультация для воспитателей....
Оптимизация процесса адаптации ребенка в детском саду
Консультация для педагогов ДОУ...
Консультация для воспитателей "Оптимизация процесса адаптации ребёнка к детскому саду"
Консультация для воспитателей "Оптимизация процесса адаптации ребёнка к детскому саду"...
Консультация для воспитателей «Оптимизация процесса адаптации ребёнка к детскому саду»
Попадая в незнакомую обстановку, ребёнок находится в состоянии сильнейшего стресса. Чтобы он смог привыкнуть к ней, должен пройти период адаптации. Этот термин означает способность приспосабливаться к...
Консультация для педагогов «Оптимизация процесса адаптации ребёнка в детском саду»
Привыкание малыша к новым для него условиям ДО в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду жизни.Повышение возрастного порога начала посещени...