отчёт по самообразованию
материал (старшая группа)
Отчет по самообразованию "Тема: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_otchet.docx | 22.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию педагога
Тема: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста»
Выполнила: воспитатель Головченко Т.Г. |
2023-2024 г.г.
Актуальность
"У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень, и укалываются как о лист осота"
Ирина Токмакова
Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. У ребенка старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) речь должна быть чистой внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками.
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках.
В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребенка.
Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.
Я считаю, что устное народное творчество определяет на доступном уровне для детей старшего дошкольного возраста формирование положительных нравственных качеств. Композиция сказки, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления делают её особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования.
Задачи:
- Создать условия для духовно - нравственного развития детей, способствовать коммуникативному развитию дошкольников путем расширения кругозора детей и обогащения словарного запаса речи детей.
- Развивать и совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, расширять словарный запас; учить связно пересказывать небольшие сказки»учить воспитанников высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; развивать умение поддерживать беседу; обучать детей играм-драматизациям по сказкам.
- Прививать воспитанникам любовь и интерес к русским народным и зарубежным сказкам; воспитывать в детях доброжелательное и уважительное отношение к героям сказок.
- Развивать у воспитанников память, внимание, воображение; развивать индивидуальные творческие способности воспитанников среднего дошкольного возраста путем использования метода сказкотерапии.
- Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение как к себе, так и к окружающим людям и ко всему окружающему миру ребенка.
Работа по самообразованию была начата с изучения и анализа мною методической литературы:
1.Сборник научно-методических статей. Изд. Орёл, 2015г., под ред. О.В. Бережнова.
2.Э.И.Иванова «Расскажи мне сказку». Изд. Москва, Просвещение,2001г.
3.Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии».
4.М.Д.Маханева «Театрализованные занятия в детском саду». Изд. Москва, ТЦ Сфера,2003г.
5.З.А.Гриценко «Ты детям сказку расскажи». Изд. Москва, 2003г.
6.Л.Б.Фесюкова «Воспитание сказкой». Изд. Харьков, 1996г.
7.Е.А.Ульева «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми». Изд.Москва, Вако,2014г.
8.В.В.Малова «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников». Изд.центр Владос,2010г.
9.О.А.Шиян «Развитие творческого мышления. Работаем по сказке». Изд. Москва, Мозаика-Синтез, 2012г.
10.Изучение статей в журналах «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ».
11. Карпухина Г. А., Иванова А. И. Формирование чувства доброты и милосердия у дошкольников - Статья от 06.10.2011
12. Карпинская, Н.С. Методы воспитания детей дошкольного возраста средствами художественной литературы [Текст] / Н.С. Карпинская - М.: Известие АПН РСФСР Вып. 69, 1955.
13. Кон, И. С. Словарь по этике [Текст]/ Кон И.С - М.: Политиздат, 1981. - 430 с.
В своей работе с детьми я старалась использовать все сферы разнообразной деятельности, охватывать их умственное и эстетическое формирование.
Результаты работы с детьми по теме самообразования:
- усвоение детьми норм нравственно – духовного воспитания, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и самому себе;
- осознание детьми базовых нравственных качеств: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм;
- понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых;
- знание определённых сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества.
- сформированность представлений о честности, справедливости, доброте; отрицательное отношения к жестокости, хитрости, трусости;
- развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям; умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
- Активизация связной речи детей, расширение словаря, совершенствование звукопроизношения.
- Высокие стабильно положительные результаты педагогической работе в процессе формирования связной речи.
Результаты работы для педагога и родителей воспитанников:
- повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
- пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
- повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.
В группе создан «Центр книги », который знакомит детей с русскими народными и зарубежными сказками, также есть «Центр ряженья», в котором имеются маски и костюмы для самостоятельной игры.
В течение года было организовано чтение сказок с рассматриванием иллюстраций и обсуждением поступков героев. Самый распространенный метод – это чтение воспитателем. Старалась детям читать выразительно, заворажительно, меняя интонацию голоса. Дети слушали меня с интересом, внимательно, переживали за героев сказки. Во время чтения книг учила детей аккуратности и бережному обращению с книгой.
Также в течение года проводились дидактические игры на материале известных детям произведений. Дети учились пересказывать фрагменты прочитанного, закрепляли их названия.
В течении года был проведен ряд бесед направленных на раскрытие смысла различны нравственных качеств личности. Беседуя с детьми, я побуждала их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, давала ребятам высказаться. Это позволило мне понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С моей помощью ребята учились справедливо оценивать поступки своих сверстников, учились понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.
Повысился уровень развития диалогических формы речи, улучшилась культура речевого общения. Лексический запас детей обогатился новыми словами и словосочетаниями. Использование сказок, интересных форм взаимодействия с детьми способствовало улучшению зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности, фантазии, воображения, образного мышления, навыков импровизации. Успешным фактором в ходе системы работы развитию диалогической речи посредством сказок стало вовлечение педагогического коллектива и родителей в процесс формирования коммуникативных навыков.
Результатом процесса самообразования явилось пополнение и конкретизация своих знаний, осуществление глубокого и детального анализа работы с детьми.
Завершая, я могу сказать следующее, духовно-нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.
Все запланированные виды деятельности с детьми и родителями воспитанников в течение учебного года проведены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по самообразованию
Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности. В современном...
Отчёт по самообразованию логопеда Тема «Использование ИКТ (электронная почта, персональный сайт, блог, медиаресурсы, Skype) в работе логопеда с родителями подготовительной группы».
Данный материал представлен в виде текстового отчёта по амообразованию логопеда в подготовительной группе по теме "Использование ИКТ в работе логопеда с родителями подготовительной группы"....
Отчёт по самообразованию на тему:«Формирование элементарных математических представлений, как средство развития умственных способностей у детей».
Отчёт по самообразованию на тему:«Формирование элементарных математических представлений, как средство развития умственных способностей у детей»....
Отчёт по самообразованию
С этим отчётом я выступила в 2013 году на в ГБОУ АО "Вычегодская СКОШИ"....
Отчёт по самообразованию "Организация хозяйственно-бытового труда со старшими дошкольниками"
Формирование предпосылок трудового воспитания имеет большое значение для нравственного становления личности ребенка-дошкольника.В презентации отражены виды труда, приемлемые для детей старшего дошколь...
Творческий отчёт по самообразованию:" Формирование национального самосознания дошкольников, на основе традиций русского народа"
К нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котор...
Мой отчёт по самообразованию
Когда стал выбор, какую тему выбрать ,я долго не раздумывала .Взяла, то что лично меня волнует,ближе ,интереснее.Но тут же в моей душе поселился страх:" А смогу ли ?" А имею ли достаточно знаний, мора...