Развлечение "В гостях у хозяюшки в русской избе"
материал (средняя группа)
Развлечение «В гостях у Хозяюшки в русской избе»
Цель : Формирование представлений о русском крестьянском быте , уважения к русской народной культуре .
Задачи :
1. Познакомить детей с устройством русской избы .
2. Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.
3. Ø Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках,
4. Расширять словарный запас : изба, горница, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук, самовар, рушник, половик, ухват.
5. Привить интерес к предметам старины , воспитывать бережное отношение к старинным вещам .
6. Воспитывать патриотические чувства.
Дети спускаются в зал.
Их встречает хозяйка.
Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие!. Как я Вам рада, пока добирались не замерзли, время то года поди не лето, а (зима).
Как нам не хватает солнышка! Давайте мы дружно его позовем закличкой, будем его закликать к себе:
Солнышко-ведрышко!
Выгляни в окошко!
Солнышко - нарядись!
Красное – покажись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки
(Появилось солнышко). Молодцы теплее сразу стало.
Милости просим ко мне в избу. Посмотрите, как в нашей горнице светло и красиво! Кругом половички домотканные , да коврики рукодельные, просто загляденье! Садитесь рядком, да поговорим ладком!
Рассаживайтесь поудобнее.
Хозяйка.
Дай Бог тому, кто в нашем дому,
дорогим гостям, милым детушкам,
чтобы хорошим было все:
и житье, и бытье, и здоровьице!
Ребята, а вы знаете, из чего изба состоит? Вам я сейчас расскажу, а вы повторяйте за мной!
Пальчиковая гимнастика
Стенка, стенка (указательными пальцами показывают щёки)
Потолок (показывают лоб)
Два окошка (указательными пальцами на глаза)
Дверь (на рот)
Звонок! Дзинь- дзинь - дзинь! (нажимают пальчиками на кончик носа)
Никто не открывает (сцепляют руки в замок)
Только зря звоним в звонок (выпрямляют большие пальцы)
На дверях большой замок
Вот он, ключик! (правую руку выставляют вперёд, соединив большой и указательный пальцы)
И открыт замок! (к левой ладошке приставляют большой и указательный палец правой руки и поворачивают их по часовой стрелке).
Хозяюшка. Домом жить - не лукошко шить.
Дом вести - не лапти плести.
Ребенок. Хозяюшка в дому, что оладушка в меду
Она прибирает, она подтирает,
одна за всё отвечает
Хозяюшка: Ребята у меня в избе много интересных вещей, я вам буду загадывать загадки, о том или ином предмете , а вы будите отгадывать.
В избе - изба,
На избе - труба,
Я лучинку зажег,
Положил на порог,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет (печка).
Руки в боки, как начальник,
Раньше всех на стол встает,
Сам себе плита, и чайник,
Сам заварит, сам нальет (самовар).
У печи стоит предмет,
Он тяжелый спору нет.
Но зато в хозяйстве нужен-
В нем сготовить можно ужин. (Чугунок)
Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдает,
Сам в угол идет. (Ухват)
Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга)
Стоит кошка - четыре ножки. (Скамейка)
Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка)
Четыре ноги,
Да брюхо. (Самовар)
Какие вы у меня умненькие - разумненькие! А как вы думаете, что в доме главное? То ли крылечко, то ли печка, то ли окошко, то ли стол да скамейка с кошкой? (Дети отвечают.)
А я вот вам скажу: как ни мечи, лучше нет печи.
Где испечь хлеб, пироги да калачи?
Где щи да кашу сварить? Конечно же, в печке!
Мала печка, да тёпленька, на ней и валенки просушить и самим погреться.
Я в нее уже и калачи печь поставила.
Плач ребенка(запись) . Хозяйка подходит и качает. Дети, как вы думаете, что это за предмет.(колыбель, люлька, качалка, зыбка, баюкалка, колыска). Для чего она предназначена(укачивать детей). Правильно, если делать определенные покачивания взад и вперед, ребенок быстро успокаивается и засыпает. подвешенную к перекладине колыбель еще называют байка,так появилось слово баюкать , а по старинному байкать Люлька издавна использовалась разными народами для укачивания маленьких детей. Монотонное покачивание позволяет малышу расслабиться и уснуть, напоминая о том, как хорошо ему было в животике у мамы.. Колыбель всегда была незаменимой для мамы, она позволяла успокаивать плачущего младенца и при этом давала возможность параллельно заниматься домашними делами. Раньше колыбелька была в каждой семье и помогала не одному поколению мам и детей. Кто на Руси изготавливал люльки. Руси существовали специальные мастера — люлечники, потому что не каждый хозяин мог самостоятельно смастерить такое устройство. Неправильно сделанная, она плохо раскачивалась, могла упасть и нанести вред младенцу.
Из чего делали колыбельки .Колыбель делали из дерева, кожи или лозы.(Иллюстрация) Более богатые люди могли позволить изготовить кованую люльку, украшенную вензелями и прочими узорами. Пословица хлеб питает тело, а колыбель душу. Как вы это понимаете.Младенец еще «мама» сказать не умеет, а его уже укладывают спать под уютную песенку. Хозяйка пеленает куклу, приговаривает:
Баю - бай, баю - бай,
Поскорее засыпай.(
Укладывает в колыбельку, качает и поет колыбельную песенку:
(запись колыбельной»)
Вот какую ласковую песенку поет мама своему сыночку, а слова какие ласковы подобраны: «гуленьки», «люленьки». И звучат-то они особенно -плавно. Кто часто упоминается в колыбельных песенках.
(В колыбельных песенках часто упоминается котик, который так приятно мурлычет, воркующие голуби - гули, сон, дрема, угомон). Колыбельная песенка все время старается создать образ покоя, тишины... Давайте и мы с вами споем для Ванечки колыбельную песенку.
Хозяйка приглашает детей покачать малыша в люльке и на руках, и спеть колыбельную песенку.
Девочки и мальчики по – очереди укачивают куколку спать и поют колыбельные.
Уж, ты, котик- коток
Котя – серенький хвосток
Приди, котик ночевать
Нашу деточку качать.
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки
Сели возле сынули
Стали гули ворковать
Чем нам сына угощать
Станем кашу варить
Нашу деточку кормить.
Баю-баю-баю-бай,
Ты собачка не лай
Белолапа не скули
И Ванюшу не буди.
Ай люли-люли-люли
Прилетели журавли,
Журавли-то мохноноги
Не нашли пути дороги.
Они сели на ворота,
А ворота скрип-скрип.
Не будите у нас Ваню,
У нас Ваня спит-спит
Наступает ночка
Ты устал сыночек
Баю-баю-баю-бай
Спи сыночек засыпай.
Спи малыш мой сладко, сладко
Спи один в своей кроватке
Баю-баю-баю-бай
Глазки детка закрывай.
Баю-баю за рекой
Скрылось солнце за горой
У Ванюшиных ворот
Зайки водят хоровод.
Заиньки, заиньки
Не пора ли баиньки?
Вам – под осинку
Ване– на перинку
Баю-баю Ванечка
Засыпай скоренечко
Водиться помогали и старшие дети. Мать в огород пойдет. У колыбельки садится девочка-няня. Она качает колыбельку и поет:
Вырастешь большой,
Недосуг будет спать -
Надо работу работать:
Пахать, боронить,
Огород городить,
В лес по ягоды бродить,
По коровушку ходить.
Девочка-няня как бы сама «засыпает».
Воспитатель. А когда совсем устанет няня, рассердится, что Ванюшка в люльке капризничает, она и попугать может:
Баю - баюшки, баю!
Колотушек надою,
Колотушек двадцать пять -
Будет Ваня лучше спать
Ванечка уснул, пойдемте, и мы отдохнем, поиграем.
Считалка:
« Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
1.Игра « Петух».
Все играющие встают в круг играет Танец петуха, петух ходит. Музыка останавливается
игроки идут по кругу, петух в кругу. Дети произносят потешку:
Тух-тух
Ту-ру-рух!
Ходит по двору петух.
Сам со шпорами, хвост с узорами.
Во дворе стоит, громче всех кричит!
Петух: Ку-ка-ре-ку!
Все разбегаются, петух ловит детей.
Пойманный становится ведущим.
Игра -хоровод.»Вейся капуста»
Игра «Дедушка Мазай».
Дети идут в хороводе, водящий в центре.
Дети. Здравствуй дедушка Мазай , из коробки вылезай.
Мазай (потягивается , здравствуйте, дети, где вы были, что делали)
Дети. Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем
Хозяюшка. А Ваня уже проснулся, голову поднимает, садиться хочет. «Хватит нашему Ванюшке спать, пора просыпаться, зарядкой заниматься.» Проснется Ваня, затекли ручки-ножки. Ох, как крепко мама запеленала нашего Ванечку. Развернет его мама и начинает поглаживать по животику, массаж, как теперь говорят, делать: Потягунюшки, порастунюшки!
Поперек - толстунюшки,
А в ножки - ходунюшки,
А в ручки - хватунюшки,
А в роток - говорок,
А в голову - разумок.
Какие хорошие, ласковые слова, верно? И умные, учат малыша, и следит наш Ванечка глазками, где у него ножки, где роток. Поставят Ваню на ножки, держат под бока, подкидывают и приговаривают:
Ай, дыбок, дыбок, дыбок.
Скоро Ванечке годок!
А братишка сажает Ванюшку на ногу, качает и тоже приговаривает:
Поехали, поехали
С орехами, с орехами.
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами.
Вприпрыжку, вприпрыжку,
По кочкам, по кочкам,
Бух в ямку!
Братишка делает вид, что роняет малыша с ноги.
А хвать, нет, крепко держит Ванюшку. Ребята, а вы знаете потешки или какие-нибудь игры для таких маленьких? Дети играют с Ванюшкой в игры: «Идет коза рогатая»«Ладушки- ладушки», «Сорока-ворона». Вот сколько нянек у нашего Ванюшки. Не скучно было Ванечке с ними.. А пока вы тут пели , да играли в печи испеклись калачи. Хозяйка угощает детей калачами. Дети благодарят хозяйку и выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по ознакомлению с народной культурой " В гости к хозяюшке русской избы" Младшая группа №1
Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям....
Конспект познавательного развлечения с элементами вымешивания баранок "Русская изба"
mdash; познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.·познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского бы...
Открытое мероприятие развлечения в средней группе " В гости к Ване в русскую избу"
Конспект развлечения в средней группе для ознакомления детей с русскими народными играми...
Конспект ООД по развитию речи средствами фольклора " В гости к хозяюшке в русскую избу"
В последние годы вопрос использования фольклора в обучении и воспитании детей приобретает все большую актуальность в связи с бесконечным потоком иноязычных слов, которые засоряют русский язык и являет...
Фольклорное развлечение "В гости в русскую избу"
Фольклорное развлечение "В гости в русскую избу"Цель: приобщение к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора, знакомства с народными играми, забавами, об...
Конспект ООД "В гости к хозяюшке избы"
Конспект ООД "В гости к хозяюшке избы"...
Конспект мероприятия в подготовительной группе «В гостях у Варвары – хозяйки «Русской избы»
Познакомить детей с бытом, утварью, культурой и традициями русского народа....