Конспект мероприятия в подготовительной группе «В гостях у Варвары – хозяйки «Русской избы»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Познакомить детей с бытом, утварью,  культурой и традициями русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_meropriyatiya.docx850.05 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Центр образования «Каразей»

ИНН 3832001139/ КПП 381401001

665327 Иркутская область, Куйтунский район, с. Каразей, ул.  Мира, 56

co_karasei@mail.ru

http://karazey.edukuitun.ru

Конспект мероприятия в подготовительной группе

«В гостях у Варвары – хозяйки «Русской избы»

Выполнила: Глазунова Людмила Анатольевна

воспитатель 1 квалификационной категории

2024

Цель: Познакомить детей с бытом, утварью,  культурой и традициями русского народа.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с материалами и способами изготовления посуды в старые времена.
  • Учить понимать смысл образных выражений загадки.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес, любознательность к традициям и истории своего народа.
  • Воспитывать умение работать в коллективе.

Развивающие:

  • Закрепить у детей знания о предметах русского обихода и их предназначении.
  • Развивать музыкальные и художественно – творческие способности детей.

Предварительная работа

  • Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением предметов старинного русского быта
  • Посещение музея «Русская изба»
  • Рассматривание альбома «Кухонная утварь»

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо, сейчас мы его прочитаем. (Открывает конверт, читает послание на открытке)

- Дорогие ребята, приглашаю вас к себе в гости.

Пирогов я напекла,

И в избе всё прибрала.

Вы скорее приходите,

Да меня повеселите.  

(Хозяйка «Русской избы» Варвара)

Воспитатель: Хотите пойти в гости к Варваре? (Да, хотим)

- Тогда собираемся и в гости отправляемся. (Воспитатель с детьми идёт в музей «Русская изба»)

Звучит русская народная музыка. https://my.mail.ru/music/search/Русская%20народная%20песня-&

Раздаётся стук в дверь.

Хозяйка русской избы Варвара (Воспитатель, одетый в русский народный костюм  встречает гостей. Дети тоже одеты в русские народные костюмы).

Варвара: Здравствуйте гости дорогие

             Маленькие и большие

             Красивые ребятишки

             Девчонки и мальчишки

            Давно я вас поджидаю

            Быть смышлёными предлагаю.

    Я – хозяйка русской избы – Варвара. Вы пришли ко мне в гости, я очень рада. Проходите в горницу. Она у меня большая и светлая, (дети проходят и рассаживаются на деревянные лавки). Всё-то в ней прибрано, всё на своих местах: «Каждой вещи своё место». Садитесь рядком, да поговорим ладком. Мне очень нравится. Когда ко мне приходят гости. Ведь много гостей – много новостей. Всем ли место хватило!

Дети отвечают: Да!

Варвара: - Много в горнице моей удивительных вещей.

             Сяду рядышком на лавку.

              Вместе с вами посижу.

              Загадаю вам загадки.

              Кто смышлёный – погляжу.

Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают, находят эти предметы в избе. Воспитатель показывает отгадку.

См приложение 1

Варвара: 1. «Всех кормлю, а сама не ем» (Ложка)

2.«Сама точёная, а ручка золочёная» (Ложка)

3.«Стоит бычок, подбоченившись бочок

Шипит и кипит, всем чай пить велит» (Самовар)

4.«То в стороне стоит молчком

Задрав носище чванится

То угощает всех чайком

Не успевая кланяться» (Чайник)

5.«В избе – изба, на избе труба

Зашумело в избе, загудела в трубе

Видит пламя народ, а тушить не идёт» (Печь)

6. «Чёрный конь скачет в огонь» (Кочерга)

7. «Кто из вас ребята знает, что хозяйка в печку ставит» (Чугунок)

8. «Не бык, а еду хватает

Что схватит – отдаёт

А сам в угол идёт» (Ухват)

Варвара: Молодцы ребятки, отгадали все загадки, да отгадки в горнице отыскали. А сейчас давайте попробуем ухватом достать из печи чугунок. (Дети по очереди достают чугунок)

 - А теперь отгадайте ещё одну загадку: «Я рукотворная, звучащая воды не боюсь, для еды гожусь, а ударь – разобьюсь»

Дети отвечаю: Посуда.

Варвара: Верно посуда. У вас дома есть посуда?

Дети: Да!

Варвара: Она такая же, как у меня в избе?

Дети: Нет!

Варвара: Чем она отличается?

Дети: формой, размером, материалом из которого изготовлена.

Варвара: Современная посуда другая. А для чего она нужна? (Ответы детей)

Варвара: Кружка. Пить чай.  А сковорода? (ответы детей) 

Варвара: Кастрюля? (ответы детей)  

Варвара: в далёкие старинные времена люди делали посуду сначала из глины, затем из дерева, а потом  из стекла, позднее они научились делать её из металла,  (показ слайдов)

     Дети давайте поиграем в игру «Хорошо – плохо»

Варвара: Глиняная посуда-хорошо, почему? (не сложная в изготовлении, стоит не дорого, лёгкая на ощупь). А плохо? (непрочная, лёгкая, ломается; может размокнуть от воды).

Деревянная посуда-хорошо, почему? (красивая, прочная). А плохо? (нельзя в ней готовить т.к. загорится в огне, если намокнет-может лопнуть).

 Стеклянная посуда-хорошо, почему? (красивая, нарядная, не пропускает жидкость). А плохо? (Хрупкая, может разбиться, можно порезать руку).

 Металлическая посуда - хорошо, почему? (прочная, не бьётся, не горит, не ломается, не размокает от воды). А плохо? (тяжёлая по весу, дорого стоит).

Варвара: Ребятки, мой кот Пушок запрыгнул на полку-разиньку и уронил всю посуду.         Помогите мне, пожалуйста, её разобрать.  Дидактическая  игра «Подбери чашку к блюдцу» Приложение 2

Варвара: в старину люди жили большими семьями. И все если за одним длинным деревянным столом. А какую же пищу ели? Обычно это был какой-нибудь суп или жидкая каша. Есть даже такая поговорка «Щи да каша – пища наша». В центре стола стоял чугунок, из которого ела вся семья. С помощью хлеба и ложки пищу подносили ко рту. Вы уже знаете, что ложки в ту пору были деревянные. Когда ели деревянной ложкой, еда казалась вкуснее и нельзя было обжечься.

  Деревянные ложки делали мастера из осины или берёзы. Сначала готовили заготовки. С помощью специальных инструментов вырезали глубокие ложки с точеными ручками. После художники наносили красивый узор, добавляя в краски яичный белок для того чтобы рисунок был ярким и не стирался.

Показ видео https://rutube.ru/video/5422fde9538cbc71beba878387ed309e/

Практическая часть.

Варвара: А сейчас я предлагаю вам побыть художниками – мастерами и расписать деревянные ложки. Воспитатель и дети рассматривают образцы узоров, обсуждают, какой лучше подойдёт для росписи. Дети выбирают гуашь и кисти, приступают к работе. Звучит русская народная музыка. https://music.apple.com/ru/album/русские-народные-песни-40-лучших/971885572

Варвара: Замечательные получились ложки и подождём, пока высохнет краска. В следующий раз покроем лаком.

В старину длинными вечерами любили рассказывать сказки. Их рассказывали бабушки внукам. (Рассказывание сказки «Заюшкина избушка» с использованием мнемотаблицы) Приложение 3

 Но еще люди не только работали, но и очень любили веселиться, плясать и петь.

«У кого тут хмурый вид.

 Снова музыка звучит.

Выходи-ка детвора

Песню спеть пришла пора»

Дети исполняют песню «К нам в гости пришли». https://hotplayer.ru/?s=к%20нам%20гости%20пришли%20соловушки%20минус

Варвара: Спасибо, ребятушки за песню. А любите ли вы угощенье?

Дети отвечают: Любим.

Варвара: «Тары-бары-растабары.

Выпьем чай из самовара.

С крендельками вкусными,

пирогами русскими.

Приглашаю всех к столу чаю сладкого налью».

Звучат русские народные песни про самовар. https://my.mail.ru/music/search/Русский%20самовар

Дети рассаживаются за стол, Варвара угощает их пирогами и вареньем.

Варвара: Спасибо дорогие ребята, что пришли ко мне в гости.  Понравилось ли вам в моей горнице? (ответы детей) Если вам понравилось, то приходите ко мне чаще.  Хозяйка всегда рада хорошим гостям. Гость на гость – хозяйке радость. До свидания! (дети прощаются и возвращаются в группу).

Приложение 1.

https://detsadyar.ru/upload/iblock/c0d/c0d4e7a5c26f48c924b67dcab8a6f57c.jpg

https://allrus.me/wp-content/uploads/2021/03/6771.750x0.jpg

https://www.nekludovo.ru/_sh/933/93379.jpg

https://teplovdomeru.ru/wp-content/uploads/2022/10/Russkaya-pech.jpg

https://cache3.youla.io/files/images/720_720_out/5a/52/5a52001fb261ff6cc379d582.jpg

 

https://konspekta.net/zdamsamru/baza1/84978110505.files/image015.jpghttps://cs5.livemaster.ru/storage/1e/39/21c342e28798c4b447b88086b8qf--dlya-doma-i-interera-utvar-dlya-russkoj-pechi.jpg

Приложение 2

Дидактическая игра «Подбери чашку к блюдцу»

Цель: Закрепить знания детей о цвете предметов

https://akademiarechi.ru/wp-content/uploads/2020/10/667e6279b9-e1602322985523.jpg

C:\Users\User\Desktop\phprdQrZD_Nnemoshemy-skazki_html_e895c79f8a9dbba7.jpg

Приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «Русские - народные праздничные традиции»

Закрепить знания  детей о праздниках и традициях их проведения.Закрепить знания детей о России; воспитывать любовь к русскому фольклору; формировать интерес к традициям и обычаям русского народа...

Методическая разработка. Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Отражение быта и русских традиций в народных сказках. Театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Цели: Приобщать детей к традициямнарода посредством изучения литературного наследия наших предковЧитать русские народные сказкиПоказать детям, как быт и народные традиции нашли свое отражение в русски...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной группы на тему: «Путешествие в прошлое. Русская изба»

Тема: «Путешествие в прошлое. Русская изба».Цель: Формировать интерес к культуре и быту русского народа, способствовать развитию нравственной и познавательной культуры дошкольников.Задачи:...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию в подготовительной группе «Ягодка» по теме «Знакомство с русской избой»

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию в подготовительной  группе «Ягодка»по теме «Зн...

Открытое мероприятие развлечения в средней группе " В гости к Ване в русскую избу"

Конспект развлечения в средней группе для ознакомления детей с русскими народными играми...

Конспект занятия в подготовительной группе "В гостях у русской матрёшки"

нНа занятии дети знакомятся с историей появления русской матрешки, ее авторами. Также узнают о разных видах матрешек в зависимости от области изготовления). Кроме познавательного материала в занятии п...

Конспект занятия в подготовительной группе "В гостях у Варварушки" (традиции и быт русского народа)

Цель: формировать у дошкольников базиса личной культуры на основе ознакомления с народной культурой Пензенского края.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30463845","attributes":{"alt":""...