Конспект мероприятия в подготовительной группе «В гостях у Варвары – хозяйки «Русской избы»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Познакомить детей с бытом, утварью, культурой и традициями русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_meropriyatiya.docx | 850.05 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Центр образования «Каразей»
ИНН 3832001139/ КПП 381401001
665327 Иркутская область, Куйтунский район, с. Каразей, ул. Мира, 56
co_karasei@mail.ru
http://karazey.edukuitun.ru
Конспект мероприятия в подготовительной группе
«В гостях у Варвары – хозяйки «Русской избы»
Выполнила: Глазунова Людмила Анатольевна
воспитатель 1 квалификационной категории
2024
Цель: Познакомить детей с бытом, утварью, культурой и традициями русского народа.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с материалами и способами изготовления посуды в старые времена.
- Учить понимать смысл образных выражений загадки.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес, любознательность к традициям и истории своего народа.
- Воспитывать умение работать в коллективе.
Развивающие:
- Закрепить у детей знания о предметах русского обихода и их предназначении.
- Развивать музыкальные и художественно – творческие способности детей.
Предварительная работа
- Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением предметов старинного русского быта
- Посещение музея «Русская изба»
- Рассматривание альбома «Кухонная утварь»
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо, сейчас мы его прочитаем. (Открывает конверт, читает послание на открытке)
- Дорогие ребята, приглашаю вас к себе в гости.
Пирогов я напекла,
И в избе всё прибрала.
Вы скорее приходите,
Да меня повеселите.
(Хозяйка «Русской избы» Варвара)
Воспитатель: Хотите пойти в гости к Варваре? (Да, хотим)
- Тогда собираемся и в гости отправляемся. (Воспитатель с детьми идёт в музей «Русская изба»)
Звучит русская народная музыка. https://my.mail.ru/music/search/Русская%20народная%20песня-&
Раздаётся стук в дверь.
Хозяйка русской избы Варвара (Воспитатель, одетый в русский народный костюм встречает гостей. Дети тоже одеты в русские народные костюмы).
Варвара: Здравствуйте гости дорогие
Маленькие и большие
Красивые ребятишки
Девчонки и мальчишки
Давно я вас поджидаю
Быть смышлёными предлагаю.
Я – хозяйка русской избы – Варвара. Вы пришли ко мне в гости, я очень рада. Проходите в горницу. Она у меня большая и светлая, (дети проходят и рассаживаются на деревянные лавки). Всё-то в ней прибрано, всё на своих местах: «Каждой вещи своё место». Садитесь рядком, да поговорим ладком. Мне очень нравится. Когда ко мне приходят гости. Ведь много гостей – много новостей. Всем ли место хватило!
Дети отвечают: Да!
Варвара: - Много в горнице моей удивительных вещей.
Сяду рядышком на лавку.
Вместе с вами посижу.
Загадаю вам загадки.
Кто смышлёный – погляжу.
Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают, находят эти предметы в избе. Воспитатель показывает отгадку.
См приложение 1
Варвара: 1. «Всех кормлю, а сама не ем» (Ложка)
2.«Сама точёная, а ручка золочёная» (Ложка)
3.«Стоит бычок, подбоченившись бочок
Шипит и кипит, всем чай пить велит» (Самовар)
4.«То в стороне стоит молчком
Задрав носище чванится
То угощает всех чайком
Не успевая кланяться» (Чайник)
5.«В избе – изба, на избе труба
Зашумело в избе, загудела в трубе
Видит пламя народ, а тушить не идёт» (Печь)
6. «Чёрный конь скачет в огонь» (Кочерга)
7. «Кто из вас ребята знает, что хозяйка в печку ставит» (Чугунок)
8. «Не бык, а еду хватает
Что схватит – отдаёт
А сам в угол идёт» (Ухват)
Варвара: Молодцы ребятки, отгадали все загадки, да отгадки в горнице отыскали. А сейчас давайте попробуем ухватом достать из печи чугунок. (Дети по очереди достают чугунок)
- А теперь отгадайте ещё одну загадку: «Я рукотворная, звучащая воды не боюсь, для еды гожусь, а ударь – разобьюсь»
Дети отвечаю: Посуда.
Варвара: Верно посуда. У вас дома есть посуда?
Дети: Да!
Варвара: Она такая же, как у меня в избе?
Дети: Нет!
Варвара: Чем она отличается?
Дети: формой, размером, материалом из которого изготовлена.
Варвара: Современная посуда другая. А для чего она нужна? (Ответы детей)
Варвара: Кружка. Пить чай. А сковорода? (ответы детей)
Варвара: Кастрюля? (ответы детей)
Варвара: в далёкие старинные времена люди делали посуду сначала из глины, затем из дерева, а потом из стекла, позднее они научились делать её из металла, (показ слайдов)
Дети давайте поиграем в игру «Хорошо – плохо»
Варвара: Глиняная посуда-хорошо, почему? (не сложная в изготовлении, стоит не дорого, лёгкая на ощупь). А плохо? (непрочная, лёгкая, ломается; может размокнуть от воды).
Деревянная посуда-хорошо, почему? (красивая, прочная). А плохо? (нельзя в ней готовить т.к. загорится в огне, если намокнет-может лопнуть).
Стеклянная посуда-хорошо, почему? (красивая, нарядная, не пропускает жидкость). А плохо? (Хрупкая, может разбиться, можно порезать руку).
Металлическая посуда - хорошо, почему? (прочная, не бьётся, не горит, не ломается, не размокает от воды). А плохо? (тяжёлая по весу, дорого стоит).
Варвара: Ребятки, мой кот Пушок запрыгнул на полку-разиньку и уронил всю посуду. Помогите мне, пожалуйста, её разобрать. Дидактическая игра «Подбери чашку к блюдцу» Приложение 2
Варвара: в старину люди жили большими семьями. И все если за одним длинным деревянным столом. А какую же пищу ели? Обычно это был какой-нибудь суп или жидкая каша. Есть даже такая поговорка «Щи да каша – пища наша». В центре стола стоял чугунок, из которого ела вся семья. С помощью хлеба и ложки пищу подносили ко рту. Вы уже знаете, что ложки в ту пору были деревянные. Когда ели деревянной ложкой, еда казалась вкуснее и нельзя было обжечься.
Деревянные ложки делали мастера из осины или берёзы. Сначала готовили заготовки. С помощью специальных инструментов вырезали глубокие ложки с точеными ручками. После художники наносили красивый узор, добавляя в краски яичный белок для того чтобы рисунок был ярким и не стирался.
Показ видео https://rutube.ru/video/5422fde9538cbc71beba878387ed309e/
Практическая часть.
Варвара: А сейчас я предлагаю вам побыть художниками – мастерами и расписать деревянные ложки. Воспитатель и дети рассматривают образцы узоров, обсуждают, какой лучше подойдёт для росписи. Дети выбирают гуашь и кисти, приступают к работе. Звучит русская народная музыка. https://music.apple.com/ru/album/русские-народные-песни-40-лучших/971885572
Варвара: Замечательные получились ложки и подождём, пока высохнет краска. В следующий раз покроем лаком.
В старину длинными вечерами любили рассказывать сказки. Их рассказывали бабушки внукам. (Рассказывание сказки «Заюшкина избушка» с использованием мнемотаблицы) Приложение 3
Но еще люди не только работали, но и очень любили веселиться, плясать и петь.
«У кого тут хмурый вид.
Снова музыка звучит.
Выходи-ка детвора
Песню спеть пришла пора»
Дети исполняют песню «К нам в гости пришли». https://hotplayer.ru/?s=к%20нам%20гости%20пришли%20соловушки%20минус
Варвара: Спасибо, ребятушки за песню. А любите ли вы угощенье?
Дети отвечают: Любим.
Варвара: «Тары-бары-растабары.
Выпьем чай из самовара.
С крендельками вкусными,
пирогами русскими.
Приглашаю всех к столу чаю сладкого налью».
Звучат русские народные песни про самовар. https://my.mail.ru/music/search/Русский%20самовар
Дети рассаживаются за стол, Варвара угощает их пирогами и вареньем.
Варвара: Спасибо дорогие ребята, что пришли ко мне в гости. Понравилось ли вам в моей горнице? (ответы детей) Если вам понравилось, то приходите ко мне чаще. Хозяйка всегда рада хорошим гостям. Гость на гость – хозяйке радость. До свидания! (дети прощаются и возвращаются в группу).
Приложение 1.
Приложение 2
Дидактическая игра «Подбери чашку к блюдцу»
Цель: Закрепить знания детей о цвете предметов
Приложение 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «Русские - народные праздничные традиции»
Закрепить знания детей о праздниках и традициях их проведения.Закрепить знания детей о России; воспитывать любовь к русскому фольклору; формировать интерес к традициям и обычаям русского народа...
Методическая разработка. Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Отражение быта и русских традиций в народных сказках. Театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка».
Цели: Приобщать детей к традициямнарода посредством изучения литературного наследия наших предковЧитать русские народные сказкиПоказать детям, как быт и народные традиции нашли свое отражение в русски...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной группы на тему: «Путешествие в прошлое. Русская изба»
Тема: «Путешествие в прошлое. Русская изба».Цель: Формировать интерес к культуре и быту русского народа, способствовать развитию нравственной и познавательной культуры дошкольников.Задачи:...
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию в подготовительной группе «Ягодка» по теме «Знакомство с русской избой»
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию в подготовительной группе «Ягодка»по теме «Зн...
Открытое мероприятие развлечения в средней группе " В гости к Ване в русскую избу"
Конспект развлечения в средней группе для ознакомления детей с русскими народными играми...
Конспект занятия в подготовительной группе "В гостях у русской матрёшки"
нНа занятии дети знакомятся с историей появления русской матрешки, ее авторами. Также узнают о разных видах матрешек в зависимости от области изготовления). Кроме познавательного материала в занятии п...
Конспект занятия в подготовительной группе "В гостях у Варварушки" (традиции и быт русского народа)
Цель: формировать у дошкольников базиса личной культуры на основе ознакомления с народной культурой Пензенского края.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30463845","attributes":{"alt":""...