Экспериментально-исследовательский проект «Убережем нашу планету от мусора»
проект
Эксперементально- исследовательский проект "Убережом нашу планету от мусора"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_musor.docx | 18.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментально-исследовательский проект «Убережем нашу планету от мусора»
Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего детства.
Мусор - проблема, с которой ежедневно сталкивается каждый из нас в городе, поселке, на улице, в общественном транспорте, лесу, поле или на реке. Все новые мусорные полигоны и стихийные свалки появляются с невероятной скоростью, несмотря на то, что многие отходы, как известно, очень долго разлагаются в природе или не разлагаются вообще. Эта проблема коснулась и Архангельской области. Что и с подвигло нас на создание экспериментально-исследовательского проекта.
Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть красоту, научиться ценить ее. Большую роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, развивает познавательные способности.
1. Актуальность проблемы.
Работа ведётся по таким направлениям:
* Природа - человеку (где заостряется внимание детей на эстетической и оздоровительной значимости природы).
* Человек - природе (где показывается положительная и отрицательная деятельность человека).
* Как сохранить природу (где дети знакомятся с правилами охраны природы).
* Мы - защитники природы (участие в природоохранных мероприятиях).
Человек не может жить, не используя богатств природы. И именно экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба. Большинство дошкольников очень любят гулять на природе, ходить с родителями в парк, речку, ездить на экскурсии. Но всех огорчает то, что почти везде очень много мусора. Дети стали задумываться: Откуда же берется столько мусора? Как мусор влияет на природу? Куда отвозят мусор? Можно ли из мусора сделать что-то полезное и красивое?
Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, мы разработали проект «Убережем нашу планету от мусора».
2. Цель проекта:
- Выяснение причин проявления мусора;
- Проведение эксперимента «Как разлагается мусор»;
- Изучение способов сортировки, переработки и утилизации мусора;
- Проведение акции «Сбор макулатуры», «Вторая жизнь вещей», «Уборка мусора».
Задачи проекта:
Дать детям представление о видах бытовых отходов и их свойствах; об опасности бытовых отходов для жизни человека и живых организмов. Уточнить представления у детей об основных источниках загрязнения земли, воды, воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения. Найти способы вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов. Воспитывать активную гражданскую позицию в защите окружающей среды, расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека, желание общаться с природой, не загрязняя ее. Стимулировать интерес к исследовательской деятельности, опытным путём выявить, какие отходы разлагаются быстрее, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы.
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Проблема: загрязнение природы бытовыми отходами.
Гипотеза: что будет с окружающей средой, если мусор не перерабатывать для повторного использования.
Участники проекта: дети- педагоги-родители.
По количеству участников: коллективный.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
1. Сбор и анализ литературных источников по теме.
2. Оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта.
3. Анкета «Мусор в нашем городе».
4. Разработка советов для родителей «Как обращаться с отходами дома?»
II этап - организационный
1. Провести беседы, занятия, игры, по изучению свойств и качеств материалов: стекло, пластик, металл, бумага, резина.
2. Познакомить детей с проблемой загрязнения окружающей среды бытовым мусором возле своего дома, на своей улице, в детском саду.
3. Провести эксперимент «Что земля «кушает», а от чего она болеет».
III этап - практическая деятельность
1. Чтение С. Михалкова «Прогулка», А. Анишина «На городском субботнике», Е. Смирнова «Давайте землю украшать».
2. Просмотр слайд- шоу «Мусор - загрязняет нашу природу»
3. Просмотр мультфильма из серии «Смешарики» - «Про корову, которая из-за отравления воздуха и воды вместо молока давала бензин», «Жизнь мусора», «Приключение кота Леопольда и его друзей во дворе».
4. Беседа «Мусор под ногами опасен».
Цель: Дать понятия о вреде мусора для природы и человека.
5. Дидактическая игра «Сортируем мусор»
Цель: различать и называть материалы, формировать представление об охране природы за счёт рационального использования ненужных предметов и их переработке.
6. С/р игра «В магазин за покупками»
Цель: Научить выбирать товары в упаковках многоразового использования
7. Тематические наблюдения.
В течение нескольких дней обратить внимание детей на то, что мы ежедневно выбрасываем мусор. Куда он девается? Что делают с мусором родители? Как поступают с отходами в детском саду? Можно ли увидеть мусор в окрестностях детского сада? Откуда он там берется? Есть ли рядом с садом мусорные баки и урны?
8. Опытно-практическая деятельность.
Цель: помочь детям понять, что нельзя мусорить. Это влияет на природу и здоровье людей. Научить использовать ненужные предметы. Создавая из них игрушки, украшения интерьера, игровых площадок. Бумагу и картон можно сдавать в пункты переработки сырья, где она превращается в новые альбомы, упаковочные ящики, салфетки, обёрточную и туалетную бумагу.
а) Опыты с предметами из разных материалов (Стекло, железо, бумага, резина, пластмасса).
Цель: опытным путем установить форму, цвет, свойства, способы их использования.
б) Опыт «Изготовление новой бумаги».
Цель: Показать, что даже в домашних условиях кусочки бумаги можно повторно использовать.
в) Опыт «Откуда берётся и куда девается мусор», дошкольники выяснили, откуда берется мусор и куда девается.
Дети выбросили мусор дома, в детском саду в пакет. Затем отнесли его в контейнер на улице и увидели, что мусоровоз очищает контейнер и увозит на специальную свалку. Дети узнали, что рядом со специальными свалками люди не живут, т. к. там много микробов, ядовитых газов, тяжелых металлов. Все это пагубно влияет на здоровье человека и окружающую природу. Поэтому нельзя выкидывать мусор где попало, делать самовольные свалки в лесах, на водоемах, полях.
г) Опыт «Что земля «кушает», а от чего она болеет» воспитанники решили выяснить, исчезает мусор в природе или остается навсегда.
Осенью, в сентябре, дети вместе с педагогом закопали на территории д/с бытовой мусор некоторых видов (бумагу, пластиковый стакан, металлическую банку, стекло, кусочки дерева, листья) и поставили таблички. В мае следующего года, откопав мусор, дошкольники выяснили-пищевые отходы и листья, кусочки дерева исчезли, а пластиковый стакан, металлическая банка, стекло, бумага остались в земле в том же состоянии. В результате эксперимента воспитанники сделали вывод, что после отдыха на природе пищевой мусор можно закопать, а все остальное следует собрать и выбросить в специальный контейнер.
д) Опыт «Как уменьшить количество мусора?».
В ходе бесед на тему «Мусор надо разделять» воспитанники узнают, что некоторые отходы могут быть переработаны, для этого достаточно лишь рассортировать мусор дома и отвезти его в специальные пункты.
1. Первым вариантом решения проблемы будет сортировка мусора. Дети с помощью взрослых сортируют мусор для его последующей переработки и находят возможные варианты переработки мусора с учетом наименьшего вреда для природы и человека
2. Вторым вариантом решения проблемы взрослыми будет предложено экономное использование вещей и предметов. Например, можно писать и рисовать на двух сторонах листа, на второй стороне исписанного листа.
3. Следующий вариант решения проблемы «Покупай с умом» предложили бабушки воспитанников. Это значит, что, идя в магазин, можно брать пакеты из дома, выбирать и покупать продукты длительного хранения без лишней упаковки. Наглядным подтверждением правильности такого подхода станет сюжетно- ролевая игра «За продуктами в магазин?». Дети разделились на две группы, чтобы отправиться за продуктами в магазин. Участники первой группы возьмут с собой тару для покупок: стеклянные банки, пакеты, старались выбирать нужные продукты в упаковке многоразового использования (стеклянные банки, пластиковые коробки), а участники второй группы все продукты покупают в одноразовой упаковке. По возращении домой участники второй группы распакуют продукты и выбросят упаковочный материал. В результате их мусорное ведро будет полным, в отличие от ведра первой группы детей.
5. И наконец самое творческое решение проблемы - «Вторая жизнь». Как правило, со временем некоторые вещи становятся ненужными, и единственный способ от них избавиться-выбросить. Но это не самый оптимальный вариант. Из вещей на выброс можно сделать игрушки, подарки или предметы интерьера: панно из сухоцветов (на коробках из-под конфет, бумажные корзины, подарочные коробки, атрибуты для с/ролевых игр, оформление интерьера игровых площадок для прогулок, материал для проведения экспериментов и опытов в уголке природы).
9. Анкетирование родителей.
10. Экологические акция «Подарим природе чистоту!»
11. Выставка «Чудеса для людей из ненужных вещей»
ВЫВОД:
1. Чтение художественной литературы, дидактические, сюжетно-ролевые, игры, экскурсии в парк, помогли дошкольникам осознать серьезность проблемы мусора.
2. В результате исследовательской деятельности и наблюдений, мы пришли к выводу, что мусор искусственного происхождения засоряет окружающую среду, его нужно собирать в специально отведённые места (мусорные баки и т. п.) или использовать в качестве вторсырья для изготовления поделок из бросового материала.
3. Мы расширили знания дошкольников о зависимости мира природы и людей, дошколята узнали о возможности вторичного использования мусора, экспериментировали. Теперь им хочется бережнее относиться к природе, беречь и защищать ее.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. /З. Ф. Аксенова – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с.
2. Андриенко, Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников / Н. К. Андриенко // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1. - С. 10-12.
3. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3. - С. 23-27.
4. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
5. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
6. Рыжова Н. «Наш дом – природа». Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. № 7. С. 26 - 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРоект " Мы с планетой дружим - мусор нам не нужен"
Экологический проект, посвещённый актуальной проблеме загрезнения окружающей среды. Основная цель проекта - приучить детей сортировать мусор, рассказать о способах переработки и привить им бережное от...
Экологический проект "Берегите нашу планету от мусора"
Эгологический проект для детей старшего возраста "Береги нашу планету от мусора"...
Презентация: «Спасём нашу планету от мусора!»
В настоящее время проблема загрязнения является не просто трудностью, это уже экологическая катастрофа глобального характера, которую необходимо срочно решать. Будущее планеты будет в руках наших дете...
экологический Проект" Спасем нашу планету от мусора"
Представленный среднесрочный проект в старшей группе детского сада (ДОУ) способствует у детей развитию интереса к исследовательской деятельности, работе в команде, творческих и интеллектуальных способ...
Проект "Убережем нашу планету от мусора"
Актаульность проблемы: Человек не может жить, не используя богатств природы. И именно экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба. Большинство дошкольников очень люб...
Познавательно-исследовательский проект на тему: "Убережём нашу планету от мусора"
Тема проекта: "Убережём планету от мусора"Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды,...
Проект «Убережем нашу планету от мусора»
Проект "Убережем нашу планету от мусора"...