Познавательно-исследовательский проект на тему: "Убережём нашу планету от мусора"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Софронова Юлия Дмитриевна

Тема проекта: "Убережём планету от мусора"

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Данный проект предназначен для детей младшей группы ДОУ и ориентирован на изучение вопросов, связанных с сохранением здоровья человека и природы нашей планеты. Работа над проектом направлена на систематизирование и расширение знаний детей об экологической культуре, о бережном отношении к природе, на закрепление знаний о бережном отношении к своему здоровью, об охране природы. Проект объединит воспитателей, родителей и детей в общей исследовательской и творческой работе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx240.64 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Михаил\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20190511131750.jpg

Тема проекта: "Убережём планету от мусора"

Возраст детей: 3-4 лет

Срок проекта: 3 недели

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий

Актуальность проекта:

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Данный проект предназначен для детей младшей группы ДОУ и ориентирован на изучение вопросов, связанных с сохранением здоровья человека и природы нашей планеты. Работа над проектом направлена на систематизирование и расширение знаний детей об экологической культуре, о бережном отношении к природе, на закрепление знаний о бережном отношении к своему здоровью, об охране природы. Проект объединит воспитателей, родителей и детей в общей исследовательской и творческой работе.

Цель: Осознание целесообразности сортировки, переработки и утилизации мусора (отходов) и изготовления из него различных нужных вещей
Задачи проекта:
1.Формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов.
2.Стимулировать интерес к исследовательской деятельности.
3.Воспитывать бережное отношение к чистоте группы, участка, квартиры, улиц города.
4.Пропагандировать раздельный сбор мусора в каждой семье.
5. Учить создавать из отходов ТБО поделки, игрушки, пособия и т. д.
6. Развивать логическое мышление, внимание, любознательность, бережное отношение к природе.
7. Развивать умения исследовательских действий.
8. Укреплять и совершенствовать партнерские взаимоотношения детского сада, детей и родителей.
Проблема:
Каким образом можно сохранить природу, попытаться решить проблему сбора и утилизации мусора и донести эту проблему до детей.
Предполагаемый результат:
- понимание детьми, что скопление мусора – это большая проблема, которую нужно решать всем людям; умение сортировать мусор из разного материала; применение полученных знаний и умений в повседневной жизни.
- дети научаться вторично, использовать бытовой отход в разных видах деятельности.

Формы реализации проекта:

Формы работы детьми:

· Просмотр познавательных видеофильмов, электронных презентаций для детей
· Экскурсии, тематические прогулки
· Беседы с рассматриванием иллюстраций
· Опытно-экспериментальная деятельность
· Творческая конструктивная деятельность
· Театрализованная деятельность
· Игровая деятельность детей
· Организованная деятельность
· Чтение художественной литературы

Формы работы с родителями:

· Индивидуальные беседы, рекомендации, анкетирование, опрос
· Консультации
· Наглядные информационные материалы
· Выполнение творческих заданий – изготовление поделок и кормушек
· Тематическая выставка

Принципы реализации проекта:
· Принцип развития - ориентация на развитие личности.
· Принцип дифференциации и индивидуализации – создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.
· Принцип диалогического общения – открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.
· Принцип доступности – организация работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности, а также индивидуальных особенностей семейных отношений.
· Принцип системности – решение комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.

  • Методическое оснащение.

    Загадки
    1)Когда наводят дружно
    Порядок и уют,
    Все, что совсем не нужно,
    Мне люди отдают.
    (Мусорное ведро)


    2)Она бывает разноцветной, ее очень трудно сломать,
    Предметы, сделанные из нее весят мало,
    Если ее поджечь, то появится едкий черный дым
    Ее нельзя выбрасывать, так как она долго разлагается в природе.
    (Пластмасса)

    3)Его делают из песка
    Чаще всего оно прозрачное
    Когда падает, оно разбивается
    Брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара.
    (Стекло)


    4)Ее изобрели китайцы
    У нас ее получают из древесины
    Она легко горит
    Из нее получается очень много мусора
    (Бумага)


    Пословицы и поговорки:
    · Алмаз сохраняет свой блеск и в мусорной яме. (Индонезийская пословица)
    · Бриллиант и в мусорной яме блестит. (Индонезийская пословица)
    · Вода с водой сольется, а мусор на берег выбросит. (Индонезийская пословица)
    · Из мусора выходят цари. (Ассирийская пословица)
    · Когда дует ветер, выше всего вздымается мусор. (Еврейская пословица)
    · На тихой воде больше мусору несет. (Русская пословица)
    · Равно из мусора и злата можно извлечь то, что велико и ничтожно. (Еврейская пословица)
    · Ураган минует, а мусор остается. (Еврейская пословица)
    · Цапля на куче мусора.
  • Дидактические игры.

    Лото «Сортируем мусор правильно»
    Цель. Способствовать развитию умения дифференцировать, сортировать предметы по материалам, из которых они были изготовлены.

    1 вариант.
    Оборудование.
    Играющим раздаются карты с изображением в центре баков разного цвета для разных материалов (стекла, пластика и резины, бумаги, пищевых отходов, металла) и с пустыми клетками по краям.
    У ведущего – карточки с изображением предметов, сделанных из разных материалов.
    Ход игры.
    Ведущий показывает карточку с изображением предмета, дети определяют, из какого материала сделан предмет. Дети определяют, на чьей карте находится бак для этих предметов и выкладывает данную карточку на пустую клетку. И так до тех пор, пока все пустые клетки не будут заполнены из играющих. Первый, кто заполнил карту целиком, – побеждает.
    2 вариант.
    Оборудование.
    Детям раздаются маленькие карточки с изображением различных предметов в равном количестве на каждого.
    У ведущего - карты с изображением в центре баков разного цвета для разных материалов (стекла, пластика и резины, бумаги, пищевых отходов, металла) и с пустыми клетками по краям.

    Ход игры. Дети рассматривают имеющиеся у них карточки и по очереди выкладывают их на карты ведущего, обосновывая свой выбор. Ребенок, совершивший ошибку, пропускает ход. Выигрывает тот, кто первым разложит все карточки.

    Игра “Собери бусы”

    Исходный материал: пластмассовые трубочки для сока, собранные из чистого мусора, разноцветные, разрезанные на части разной длины; леска. С одной стороны трубочек сделаны сквозные отверстия. Нанизывание “бусинок” развивает мелкую моторику руки, формирует вкус ребенка.

    Игра “Найди клад”

    Исходный материал: пластиковая коробка с песком, кисточка, клад (секрет), возможны разные варианты.

    Для “клада” подходят картинки, которые в детском саду обычно выбрасывают, нарисованные на коробках с соком фрукты и т.п. Картинки разрезаны на несколько частей, спрятаны в песок. Дети в роли археологов слой за слоем сметают его кисточкой, пока не расчистят одну часть картинки. Только тогда ее можно вынуть. Затем, найдя все части, составляют общую картинку.

    Для “секрета” можно создать какие-либо красивые композиции из того, что находится под руками, в мусоре. Основой для них могут служить ячейки из-под конфет, спичечные коробки и т.п.

    Игры направлены на всестороннее развитие детей. Такое развитие и есть те “доходы”, которые необходимы для каждого ребенка. Возможно, следует поразмышлять дома с детьми, как можно поработать с отходами.

    Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
    Цель: совершенствовать умение на ощупь определять предметы по его форме, правильно называть его свойство, развивать внимание, память, устную речь
    Оборудование: мешочек, муляжи игрушек.
    Ход игры: воспитатель показывает мешочек и говорит:
    Я - чудесный мешочек,
    Всем ребятам я — дружочек.
    Очень хочется мне знать,
    Как вы любите играть.
  • ИГРА «Да-нет»
    Цель: обобщить знания детей о утилизации мусора.
    Воспитатель предлагает детям ответить на выражения, хорошо это или плохо.
    1. Свалки нужны для сбора мусора. (да)
    2. Свалки загрязняют землю, воздух, воду. (да)
    3. На свалках много крыс и бездомных собак. (да)
    4. Рядом со свалкой можно жить человеку. (нет)


    Игра «Распредели мусор по цвету бака »
    Цель: выявить у детей знания и умения о материалах, из которого сделаны предметы (железо, бумага, пластмасса, резина)
    Оборудование: предметы из резины, бумаги, железа и пластмассы, четыре баночки – баки с разными крышками.
    Ход игры: играют четыре игрока. Каждый игрок должен собрать свой мусор в свой бак.
    Дидактическая игра « Половинки» (пазл)
    Цель игры: познакомить ребенка с окружающими предметами, научить складывать целое изображение из двух частей, развивает зрительное восприятие, мелкую моторику рук и координацию движений.
    Ход игры:
    Разложить разобранные картинки изображением вверх. Взять одну деталь и спросите, что на ней нарисовано.
    Предложить ребенку найти недостающую половинку. Сложить две детали вместе - они должны соединиться в целое изображение.
    Пусть ребенок найдет и сложит все пары карточек.
    После игры можно спросить у него, как называется тот или иной предмет.


    Игра «Жизнь внизу по течению»
    Цель игры: Подчеркнуть, что мусор не исчезает. Создается ситуация, в ходе которой у детей образуется мусор.

    Игра «Что лишнее?»
    Цель: научить вычленять общие признаки предметов; закрепить знания о видах материалов; развивать внимательность.
    Оборудование: карточки с изображение четырех предметов, три из которых изготавливаются из одного материала, а один из другого.
    Ход. Педагог раздает несколько карточек. Дети по очереди определяют лишний предмет, материал которого не соответствует материалу других трех, и объясняет почему.
    Усложнение. После того как ребенок определил лишний предмет, задать вопрос: «Что будет, если вазу сделать из ткани?» и т.п.

    Игра «Отгадай материал»
    Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов и их названия.
    Ход. В гости приходит Незнайка, который забыл название материалов, а знает только их свойство. Он просит помочь. Например, этот материал легко мнется, рвется, размокает в воде. Как он называется?

    Игра «Что из чего?»
    Цель: закрепить знание о материалах, из которых сделаны предметы.
    Оборудование. Мяч.
    Ход. Дети становятся в круг, педагог стоит в кругу, бросает мяч ребенку и говорит: - «стакан» ребенок ловит мяч и отвечает – стекло и т.д.
  • Экспериментальная часть.
    1) Опыт «Влияние воды на батарейку».
    Поместили батарейку в водный раствор. В результате наблюдаем потемнение, затем ржавление. В этом случае происходит образование солей тяжелых металлов. Аналогично соли могут образовываться в природе, что ведет к попаданию их в почву и грунтовые воды.
    Данный опыт прост и максимально приближен к реальным условиям. Когда батарейки просто выброшены и валяются на свалках, соответственно они подвержены влиянию различных осадков.
    В результате проведенного опыта приходим к следующим выводам:
    Батарейки содержат различные тяжелые металлы, которые даже в небольших количествах могут причинить вред здоровью человека. Это цинк, марганец, кадмий, никель, ртуть и др. После выбрасывания батарейки коррозируют (их металлическое покрытие разрушается), и тяжелые металлы попадают в почву и грунтовые воды. Из грунтовых вод эти металлы могут попасть в реки и озера или в артезианские воды, используемые для питьевого водоснабжения. Один из самых опасных металлов, ртуть, может попасть в организм человека как непосредственно из воды, так и при употреблении в пищу продуктов, приготовленных из отравленных растений или животных, поскольку этот металл имеет свойство накапливаться в тканях живых организмов.
    2) «Ознакомление со свойствами бумаги.»
    Цель: опытным путем установить свойства и качество бумаги. Познакомить детей с видами бумаги.
    Рассматривание разных видов бумаги и ее назначение (картон, калька, гофрированная, писчая, оберточная, газетная, для рисования);
    Исследование свойств и качеств бумаги (тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, непрозрачная, полупрозрачная (калька); мнется, рвется, намокает, сгибается, горит);
    Д/и «Вхождение в образ» (Я бумага – описание ребенком вида бумаги и ее назначения).
    3)«Ознакомление со свойствами пластмассы»
    Цель: Познакомить детей с пластмассой. Учить детей делать выводы.
    Д/и «Чем похожи эти предметы» (все предметы из пластмассы);
    Обследование предметов разной формы, цвета, размера из пластмассы (вывод- пластмасса легкая, из нее можно отлить разные предметы);
    Опытно-практическая деятельность: пластмасса легкая, не тонет в воде, гнется. Не прозрачная, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, обладает теплопроводностью - в холоде охлаждается, в тепле - нагревается, плавится;
    Д/и «Расскажи о предмете» (описание пластмассового предмета).
    4)«Ознакомление со свойствами металлических предметов»
    Цель: Познакомить с предметами из разных металлов и свойствами металлических предметов их разных видов металлов (черный металл, алюминий, медь, цветной металл – фольга).
    Рассматривание металлических предметов;
    Рассказ взрослого о разных видах металла;
    металл - прочный, тяжелый, с блеском, гладкий, тонет (независимо от размера), притягивается магнитом;
    5) «Ознакомление со свойствами резины»
    Цель: Познакомить со свойствами резины.
    Д/и «Из чего сделан предмет» (классификация по материалу);
    Обследование предметов из резины (эластичная, гладкая, холодная, режется, тонкая и толстая (шины);
    Опыт с воздушным шаром
    - не пропускает воздух и воду, не тонет в воде, прокалывается.
    Д/и «Найди игрушки из резины».
    6) «Ознакомление со свойствами стекла»
    Цель: познакомить детей со свойствами стекла:
    прозрачное, гладкое, холодное, хрупкое, звенящее, толстое, тонкое, водонепроницаемое.
    Опытно-практическим путем изучить свойства стекла:
    Познакомить с историей создания стекла.
    Рассмотреть изделия из стекла;
    Найти стеклянные предметы в группе;
    Экспериментальным путем изучить свойства стекла.
    Тактильные обследования (холодное, гладкое, шероховатое, тонкое, толстое, ребристое).
    Экспериментальная деятельность (водонепроницаемое, стекло издает звук, хрупкое.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский педагогический проект «Влияние сезонных изменений на жизнь животных нашего края» в старшей группе детского сада.

Познавательно - исследовательський проект об изменениях поведении животных в осенне-зимний период проводился с детьми старшей группы с целью установить причинно-следственные связи между изменениями в ...

Познавательно – исследовательский, творческий проект «Деревья - наши друзья»

Цель проекта: формировать у детей представление о деревьях, как о живых организмах; развивать познавательные и творческие способности детей среднего  дошкольного возраста; воспитывать бережное от...

Экологический познавательно-исследовательский семейный проект «Деревья наши друзья» для детей младшего дошкольного возраста.

Цель проекта:Формировать у детей представления о деревьях, как о живых объектах природы. Развивать познавательные и творческие способности детей младшего дошкольного возраста. Воспитывать бережное отн...

Экологический проект «Секреты воды» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный (05.12 -20.12).

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждениедетский сад № 18 «Рябинушка» города Кулебаки   [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14033891","at...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ "ДЕТИ ПРОТИВ МУСОРА"

Тема проекта: «Дети против мусора» Тип проекта: познавательно-исследовательский, социальный. Автор проекта: воспитатель Редкозубова Людмила Сергеевна. Участники проекта: дет...

Познавательно-исследовательское занятие "Что за узоры на наших пальчиках?"

Цель: Развить  познавательный интерес в процессе экспериментирования.Задачи: Развивать интерес к познавательно исследовательской деятельности. Научить пользоваться инструментами для получения отп...

Познавательно-исследовательский, творческий проект "Профессии наших родителей"

Вопрос «Кем быть?» жизненно важный. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что...