Экономика для детей
материал (старшая группа)
Описание программы дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekonomika_dlya_detey.docx | 48.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Абакана «Центр развития ребёнка – детский сад «Росинка»
Принята на педагогическом Утверждена приказом заведующего
совете МБДОУ «ЦРР – д/с «Росинка», МБДОУ «ЦРР – д/с «Росинка»,
протокол от 30.08.2023 №1 от 30.08.2023 № 113-ОД
Рабочая программа
кружка естественнонаучной направленности
«Экономика для детей»
(старшей группе
компенсирующей направленности, 5-6 лет)
2023-2024 учебный год
Разработала:
Сарзанова Оксана Геннадьевна,
воспитатель высшей
квалификационной категории
Содержание
1.Пояснительная записка
1.1 Цель и задачи реализации программы.........................................................................3
1.2. Направленность программы.........................................................................................4
1.3. Формы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных
и индивидуальных особенностей воспитанников ……….………………………………4
1.4 Учебный план................................................................................................................................5
1.5 Ожидаемые результаты.................................................................................................................5
2. Комплексно – тематическое планирование………………………………………….….6
3. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания…………………………………………………………………………………...12
Пояснительная записка
1.1. Цель и задачи реализации программы
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела. Формируя экономические представления у детей – формируем финансовую грамотность.
Детей повсюду окружает реклама, они ходят с родителями в магазины, участвуют в купле-продаже и в других финансово-экономических отношениях. В их лексикон включаются множество слов финансовой среды. Всё это происходит на житейском уровне. Деньги, богатство, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие. Поэтому, одна из задач кружка сформировать у детей полезные финансовые привычки.
Программа занятий для детей старшего дошкольного возраста написана на основе программы Г.П.Поварницина и Ю.А.Киселёва «Финансовая грамотность дошкольника» и предусматривает в игровой форме развивать у детей экономический образ мышления, воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в семье. Кроме этого, занятия в кружке даёт детям понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, к деньгам. Дети делают первые шаги во взрослую жизнь.
Направленность программы - естественнонаучная.
Программа направлена на осознание собственного опыта – к пониманию экономических, в том числе финансовых категорий; от простейших экономических категорий : «труд», «профессия», «потребность», «деньги» - к более финансово-экономическим явлениям: «товарно-денежные отношения», «купля-продажа», «бюджет» и др.
Новизна программы
Содержательная часть плана программы отражает работу по обогащению различных видов детской деятельности экономическим содержанием.
Программа также предусматривает взаимодействие между детьми - руководителем кружка - родителями, что способствует преодолению социально-психологического барьера между взрослым и ребенком, способствует лучшему усвоению ребенком нового материала.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанников в социуме);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе формирования представлений об экономике и ее закономерностях.
Задачи:
- создать условия для развития экономических представлений и компетенций;
- создать условия для развития экономического мышления;
- создать условия для развития социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения с сфере экономики;
- создать условия для развития представлений о рекламе, умению разбираться в ней;
- создать условия для развития правильного отношения к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- создать условия для развития умения правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер.
При разработке программы учитывалось следующее:
- психологические особенности детей старшего дошкольного возраста;
- содержание образовательной программы «Мир открытий».
- Направленность программы
Естественнонаучная. Направлена на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление образовательных программ, формированию интереса к научно-исследовательской деятельности.
1.3.Формы, методы и средства реализации Программы
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
В ходе усвоения детьми содержание программы учитывается темп развития умения решать проблемные ситуации, выстраивать план действий, находить пути решения, уровень самостоятельности, делиться на мини группы, умение работать в коллективе., в процессе работы вести координированный диалог, преследуя и достигая поставленную цель.
Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересная сложные задания, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется.Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями.
Методы, в основе которых лежит способ организации деятельности:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)
•наглядный (иллюстраций, фотоматериалы);
• практический (выполнение работ по схемам, мнемотаблицами др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
•объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
•репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
•частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной проблемы совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная деятельность детей.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей:
• фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
•индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах;
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
• и другие.
Приемы, используемые в процессе реализации кружковой деятельности, активизирующие мотивацию обучения:
- чтение художественной литературы;
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- решение проблемных ситуаций;
- моделирование и анализ проблемных ситуаций;
- поисково-исследовательская деятельность детей;
- викторины, аукционы;
- ролевое обыгрывание детьми жизненных ситуаций;
- совместное изготовление атрибутики на экономическую тематику (родители-дети-педагоги);
- модели, схемы.
Формы работы:
- · индивидуальная (каждый ребенок выполняет свое задание);
- · групповая (при выполнении коллективной деятельности каждая группа выполняет определенное задание);
- · коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной работы дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)
Программа построена в виде совместной деятельности, в форме творческой игры, игры с правилами. В программе соблюдается тематический принцип. Деятельность планируется с подгруппой детей (13 человек) старшего возраста во второй половине дня, два раза в неделю (68 раз в год), продолжительностью 20 минут.
Возраст детей, участвующих в реализации программы – 5-6 лет.
1.4. Учебный план
Кол-во занятий в неделю | Количество недель | Всего занятий | Продолжительность одного занятия |
2 | 34 | 68 | 20мин. |
1.5. Ожидаемые результаты
- знать основные финансово-экономические понятия и категории;
- иметь представления о новых профессиях и уметь рассказать о них;
- обогатить словарный запас, связанный с областью экономики и финансов, трудовой деятельностью людей современных профессий;
- развивать в себе умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;
- развивать в себе общительность, чувство собственного достоинства, ответственности, стремление доводить начатое дело до конца;
- развивать в себе здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий "труд - деньги";
- развивать умение соизмерять свои потребности и возможности, контролировать свои потребности в соответствии с возрастом;
- вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
- понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей;
- осознавать на доступном ему уровне взаимосвязь понятий "труд - продукт - деньги" и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
- о рекламе и ее значении;
- производить простейший выбор, определять, правильно ли он сделан и какова его цена;
- выбирать из множества простых ситуаций и возможных решений;
- составлять рассказ на заданную тему, пересказывать последовательно содержание текста на экономическую тему.
2. Планирование работы кружка «Экономика для детей»
в старшей группе компенсирующей направленности «Фантазёры»
Месяц | № занятия | Тема кружковой работы | Задачи |
Сентябрь | 1 | Мир экономики | Выявление элементарных экономических знаний. |
2 | Знакомство с Гномом Экономом | Создать условия для знакомства детей с Гномом экономом, его предназначению, где будет жить. | |
3-4 | Разнообразие потребностей современного человека | Создать условия для развития представлений о понимании, что такое потребность и в чём она выражается. | |
5 | Потребности в пище, воде, воздухе, тепле | Создать условия для развития представлений о бережном отношении к хлебу, воде, теплу, свету. | |
6-7 | Рождение новых вещей | Создать условие для развития умений правильно использовать всё, что нам необходимо в повседневной жизни. Упражнять в умении продлевать жизнь вещам, которыми мы пользуемся. | |
8 | Безопасность и сохранение здоровья | Создать условия для развития бережного отношения к своему здоровью. Формировать привычку к здоровому образу жизни. | |
Октябрь | 9 | Потребность в общении и уважении | Создать условия для развития доброжелательных отношений к сверстникам и взрослым. Уяснить понятие «можно», «нужно», «нельзя» |
10 | Проявление интересов | Создать условия для развития правильного отношения к интересам сверстников посредством решения проблемных ситуаций. Развивать в умении понимать, что каждый человек имеет право делать то, что ему интересно | |
11 | Подарок для друга | Создать условия для уточнения представлений детей о подарке, как способе выражения бескорыстного уважения к окружающим. Воспитывать желание разделять радость друга. | |
12 | Полезные и вредные привычки | Создать условия для закрепления знаний о том, какую пользу приносят привычки и навыки детям и взрослым. Воспитывать у детей культуру общения, навыки личной гигиены, желание поддерживать порядок в группе. | |
13-14 | Потребность человека и животных. | Создать условия для анализа потребностей человека. Развивать представление о потребностях растений и животных. Создать условия для развития умений сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. | |
15 | Предметы, необходимые для жизни | Создать условия для развития умения выбирать предметы, необходимые для жизни на необитаемом острове. Воспитывать бережное отношение к вещам. | |
16 | Что такое ресурсы | Создать условия для развития представлений о понятии «ресурсы». Создать условие для развития у детей бережного отношения к живой природе. | |
Ноябрь | 17-18 | На благо человека | Упражнять в бережном отношении ко всему, что создано природой. Создать условия для развития понимания, что для экономических ресурсов нужны природные ресурсы. Развивать понимание о том, что природа кормит человека, поэтому человек должен беречь природу в процессе решения проблемных ситуаций. |
19 | Вода - природный ресурс | Уточнить представления детей о воде, для чего она нужна. Создать условия для развития представления о водных ресурсах Хакасии. | |
20 | Трудовые ресурсы | Создать условия для развития представления о «трудовых ресурсах» | |
21 | Полезные привычки в быту | Создать условия для развития умений у детей экономить воду, свет, тепло. Упражнять в понимании значимости полезных привычек – бережливость, экономия. | |
22 | Забота человека о природе и польза природы для человека | Создать условия для просмотра и анализа сказок. Воспитывать бережное отношение к животным и природе. | |
23 | Труд | Уточнить понятие, что такое труд, какой он бывает, что является результатом труда. Воспитывать у детей желание трудиться. | |
24 | Труд – важное условие в жизни человека. | Создать условия для развития представлений о труде, трудолюбии. Воспитывать у детей уважение к труду взрослых и детей. Вспомнить пословицы о труде. | |
Декабрь | 25 | Все профессии важны | Уточнить знания детей: «Люди каких профессий производят еду, жилище, обувь и т.д.?» Воспитывать уважение к труду людей, умение беречь и продлевать жизнь вещам. |
26 | Кому что нужно для труда | Создать условия для развития представлений о профессиях, об орудии труда людей | |
27-28 | Предприятия в городах | Создать условия для развития первичных представлений о предприятиях в нашем городе и других городах, о выпускаемой продукции, о товарных знаках. | |
29 | Какие бывают товары | Создать условия для развития представления о товаре. Развивать представления о многообразии товаров, в каких магазинах продаются. Воспитывать бережное отношение к вещам. | |
30-31 | Деньги | Создать условия для развития представления о понятии «деньги». Показать, что каждая вещь стоит денег. Развивать навыки счёта. Воспитывать правильное отношение к деньгам. | |
32-33 | Виртуальная экскурсия в магазин | Создать условия для развития представления о труде продавца посредством виртуальной экскурсии. Создать условия для игры в с/р игру «Магазин» | |
Январь | 34 | Игра «Маленькие покупки» | Создать условия для показа детям разнообразие товаров; развивать умение самостоятельно осуществлять процесс купли-продажи. |
35 | Волшебные помощники | Создать условия для развития представлений о профессиях людей, которые делают бытовую технику, облегчающую труд человека. Развивать фантазию и творческие способности детей. | |
36 | Телепередача «Почта Гнома Эконома» | Создать условия для закрепления представлений детей о содержании труда людей некоторых профессий, связанных с удовлетворением потребностей. Развивать у детей смекалку, сообразительность, логическое мышление. | |
37 | Труд – это продукт. | Создать условия для понимания детьми того, что результатом труда является продукт – полезная нужная вещь, продукты труда – это богатство. | |
38 | Труд - деньги. | Создать условия для развития представленийу детей о том, что за любой труд люди получают деньги. | |
39-40 | Денежные знаки. | Создать условия для развития представлений о денежных знаках (деньги выглядят по разному и имеют разное достоинство) | |
Февраль | 41 | Аверс, реверс | Создать условия для развития представления детей о лицевой и оборотной стороне денежной единицы |
42 | Валюта | Создать условия для развития представлений о валюте – деньги других стран. | |
43- | Денежные знаки других стран | Создать условия для развития представлений о разнообразии денежных знаков в разных странах | |
44-45 | Семейный бюджет | Создать условия для развития представлений о некоторых составляющих семейного бюджета: пенсия, зарплата, стипендия. Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги. | |
46 | Бюджет – источник дохода и расхода | Создать условия для развития представлений у детей о доходах и расходах (основные, неосновные). Воспитывать у детей разумные потребности. | |
47-48 | Сбережения (накопления) | Создать условия для расширения представления детей о доходах и расходах; подвести к пониманию понятия «сбережения» («накопления») | |
Март | 49 | Денежная прибыль и долг | Создать условия для развития представлений о понятиях «прибыль», «долг». Создать условия для развития представлений о зависимости между «качеством» товара и получаемой «прибылью» при его продаже. |
50-51 | Банк. Виртуальная экскурсия в банк. | Создать условия для развития представлений о банке. Уточнить представления детей о некоторых операциях, производимых в банке. | |
52 | Деньги - банк | Создать условия для развития представлений о вложениях в сберегательный банк. Формировать правильное отношение к деньгам, как к предмету жизненной необходимости. | |
52-53 | Цена – ценник. | Создать условия для знакомства с ценником. Создать условия для развития умения соотносить стоимость товара с имеющими у детей наличными деньгами. Создать условия для развития умения применять знания в игре. | |
54 | Деньги – средство обмена товарами. | Создать условия для развития представления о бартере как операции взаимообмена товарами, о деньгах как средстве обмена товарами между людьми. Уточнить значение понятий: «цена», «ценник», «товар». | |
55-56 | Группировка товаров по разным признакам | Создать условия для развития представлений о многообразии товаров. Развивать умения у детей группировать товар по разным признакам. Сформировать у детей понимание необходимости информации о товаре через этикетку (ярлык) | |
Апрель | 57 | Разные товары | Углубить представления детей о разнообразии товаров. Воспитывать бережное отношение к вещам. |
58 | Взаимообмен товарами | Создать условия для развития представления о взаимообмене товаров между странами. | |
59 | Магазин. Рынок. | Создать условия для уточнения понятий «магазин», «рынок». Раскрыть специфику купли-продажи товаров на рынке. | |
60 | Реклама. | Создать условия для развития представлений о назначении рекламы, её видах: печатная, радио- и видео-реклама. | |
61 | Реклама – двигатель торговли. | Создать условия для уточнения представлений о рекламе; показать рекламные листовки из магазинов. | |
62-63 | Профессии людей в рекламном агентстве. С/р игра «Рекламное агентство» | Создать условия для расширения представлений детей о профессиях, связанных с работой в рекламном агентстве. Воспитывать уважение к их труду. | |
64 | Мастер – художник в рекламном агентстве. | Создать условия для развития умений практически осуществлять процесс создания рекламы. Реализовать знания о работе художника-оформителя. | |
Май | 65 | Аукцион | Создать условия для развития представлений о продаже товаров на аукционе. Упражнять в увеличении указанной цены товара; развивать желание играть в игры с математическим и экономическим содержанием. |
66 | Ярмарка | Создать условия для развития представлений о ярмарке. Показать детям отличие сегодняшней ярмарки от ярмарки в старину. | |
67 | Лотерея | Создать условия для развития представлений о разыгрывании лотереи | |
68 | «Экономическая рыбалка» | Создать условия для закрепления в речи слов: «дёшево – дорого», «продавец – покупатель», «много – мало», «трудолюбивый – ленивый». Развивать быстроту реакции, смекалку; умение радоваться успехам партнёра. | |
69 | Экономика в сказках | Создать условия для развития умений подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике; давать нравственную оценку поступкам героев. | |
70 | Юные экономисты | Создать условия для развития смекалки, сообразительности, фантазии; стимулировать деятельность «по интересам». | |
71-72 | Прощанье с Гномом Экономом | Создать условия для заданий и упражнений на проверку вопросов по экономике. |
3. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Список использованной литературы:
- Поварницина Г.П., Киселёва Ю.А. «Финансовая грамотность дошкольника» - «Издательство «Учитель», 2018
- Коннова З.П., Малышева И.В., Пенькова Л.А., Пыркова С.В. «Развитие игровой активности дошкольников» – Сфера. – 2010.
Электронные ресурсы:
1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. festival.1september.ru, свободный. - Загл. с экрана.
2. Дети и деньги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml, свободный. - Загл. с экрана.
3. Ребенок и его мир [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://worldofchildren.ru/, свободный. - Загл. с экрана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поэтапная работа по проекту "Экономика и дети"
В последнее время на современном этапе развития личности, все большую актуальность приобретает знакомство детей с экономикой. Это актуально, как для системы образования страны, так и региона и любого ...
Совместная работа родителей и детей по проекту "Экономика и дети"
В беседах с родителями мне стало ясно, что они не знают какими способами и методами можно преподнести детям экономические знания. знания ...
Экономика и дети.
Советы родителям....
Мастер-класс "Правила экономики для детей".
КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА организованной образовательной деятельности по формированию социально-коммуникативных навыков через экономическое воспитание старших дошкольниковна тему «П...
Мастер-класс "Правила экономики для детей".
КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА организованной образовательной деятельности по формированию социально-коммуникативных навыков через экономическое воспитание старших дошкольниковна тему «П...
Познавательно-развлекательная игра по экономике «В гостях у гномика Экономика» для детей дошкольного возраста.
Формирование устойчивой мотивации к энергосберегающему образу жизни....
Конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности «Что такое экономика?» для детей средней группы
Цель занятия содействие формированию основ финансовой грамотности, развитию экономического мышления, интереса к экономическим знаниям....