Возможности продуктивной деятельности (лепка) в развитии исследовательского поведения дошкольника
статья

Бекасова Анастасия Юрьевна

Продуктивная  деятельность (в некоторых источниках «практическая или творческая деятельность») – это созидательная работа, нацеленная на преобразование исходного материала или сочетаний материалов в конечный продукт, который будет соответствовать замыслу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл produkt_deyat_doshkolnika.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности продуктивной деятельности (лепка) в развитии исследовательского поведения дошкольника

Продуктивная  деятельность (в некоторых источниках «практическая или творческая деятельность») – это созидательная работа, нацеленная на преобразование исходного материала или сочетаний материалов в конечный продукт, который будет соответствовать замыслу. Занятия продуктивной деятельностью обычно имеют игровую форму проведения. Они помогают детям социализироваться, выработать такие важные для последующей ступени образования качества, как усидчивость, последовательность в выполнении задания, а также развивают графические навыки. Таким образом, в сочетании с игрой практическая активность готовит психику дошкольников к обучению в школе

Задачи продуктивной деятельности в детском саду:

  • развитие творческих  и физических способностей, активизация заинтересованности малыша в выполнении того или иного вида продуктивной деятельности;
  • стимулирование интереса к продуктивной активности (желание рисовать, строить, лепить, танцевать, петь, заниматься театрализацией — это важные показатели взросления ребёнка, поэтому такие порывы в любом возрасте подавлять нельзя);
  • формирование ощущения предметного мира, а также его моделирование в различных видах продуктивной деятельности
  •  тренировка мелкой моторики пополнение словарного запаса воспитание умения заниматься совместной деятельностью.

Для дошкольника исследовательское поведение - это главный источник получения представлений о мире. Поэтому задачей обучения исследовательскому поведению является формирование у ребенка универсальных умений и навыков: осваивать предметы окружающего мира и переносить эти умения на любую сферу деятельности. Именно такое поведение выполняет в жизни человека функцию развития, а это помогает человеку адаптироваться легче и быстрее в различных условиях.

    В каждом моменте пребывания детей в детском саду можно найти элемент или комплекс того, что составляет исследовательское поведение.

  Главный путь поддержания и развития исследовательского поведения - максимальное снятие запретов в исследовании, чтобы можно было иметь разные возможность для проб, опытов, фантазии и конструирования!

Исследовательское обучение - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у воспитанников готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

    Решающую роль в  работе с младшим и средним дошкольным возрастом детей играет образовательная деятельность с четко поставленной проблемой или «решение проблемных ситуаций», познавательная деятельность с элементами экспериментирования. Первые позволяют развивать  у детей познавательную активность, умение выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы самостоятельно или с помощью взрослого. Вторая форма  конкретно формирует представления об объектах и явлениях, и через опыт или эксперимент доказывает подлинность получаемых детьми знаний.

   Для детей старшего дошкольного возраста  планируется интегрированная образовательная деятельность. Её целью является  выявление причинно-следственных связей, умение логично рассуждать ребенка, развитие  творческого мышления. В основе образовательной деятельности с экспериментированием лежит особый вид речевой деятельности, связанный с логично построенным обсуждением ряда конкретных фактов, итогом которых являются умозаключения детей.

    При разработке содержания познавательной деятельности, учитываются следующие условия:

 - предоставление разнообразной интеллектуальной и практической деятельности (однообразие информации и способов действия быстро вызывают скуку и снижение активности);

 - чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом дошкольников, тем интереснее он для них;

 - содержание  должно быть трудным, но посильным: слишком простой или сложный материал не вызывает интереса, не создает радость интеллектуальной победы;

 - эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию деятельности стимулирует познавательную активность детей.

   Мыслительные эксперименты (игры) достаточно широко используются в обучении детей исследовательской деятельности. Существуют такие развивающие игры, действия и рассуждения, в которых проходят в уме. Психологи называют такие игры мыслительными экспериментами. Мыслительные игры помогают детям приобрести навыки исследовательского поведения и развития дивергентного мышления: умения видеть проблемы и выдвигать гипотезы и их решения. Данный вид мышления тесно связан с воображением и служит средством порождения большого количества оригинальных идей.

    Играя с младшими дошкольниками, используются следующие игры:

«Парные картинки», «Найди два одинаковых предмета», «Найди пять различий», «Найди ошибки художника», «Что хотел нарисовать художник?», «Картинки-путаницы». Старшим детям развивать свои мыслительные способности помогают такие игры: «Расставь тени по местам», «Найди похожий силуэт», «Найди недостающую фигуру», «Закончи ряд последовательности», «Отгадай предмет по его описанию», «Отгадай предмет по его частям», «Что будет, если…»? и многие другие.

    Один из интересных путей развития исследовательской деятельности детей реализуется в художественно-продуктивной деятельности, а именно в использовании нестандартных приемов рисования (пальчиками, щеткой, целлофаном, по мокрой бумаге, воздухом через соломинку), в экспериментах с различными материалами. В процессе такой деятельности изучаются и лучше запоминаются свойства данных предметов, веществ. Аппликация позволяет использовать нити, ткань, вату, природный материал, что параллельно позволяет изучать их свойства, состав, возможности.

Одним из интереснейших видов изобразительной деятельности детей является лепка, в которой выразительность образа достигается путем создания объемных или рельефных форм из мягких материалов: глины, пластилина и др.

Занятия лепкой оказывают влияние на развитие личности ребенка-дошкольника. Приобщение к лепке позволяет детям понять труд художника как бы изнутри. В процессе знакомства со скульптурой, малой пластикой ребенок прикасается к истокам народной культуры, творчеству скульптора, что способствует развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, формирует индивидуально-личностное отношение к произведению.

На занятиях дети познают свойства пластических материалов, учатся их преобразовывать, развивая мелкую моторику кистей рук, способность сравнивать пропорции на глаз, осваивая приемы передачи характерных движений воплощаемого образа. В процессе занятий осуществляется также воспитание сенсорной культуры ребенка. Дети учатся способам обследования объемных форм, познают их разнообразие, величину, пропорциональные отношения.

Творческая деятельность детей в лепке оказывает положительное влияние на психическое развитие: восприятие, наглядно-образное мышление, воображение.

Развитие детского творчества в лепке во многом зависит от умения детей работать с глиной, красками, соответствующими инструментами. Декоративная лепка способствует приобретению этих умений, так как предметы требуют тщательности в обработке с помощью стеки, пальцев, влажной ткани, специальных перчаток.

Важной педагогической задачей является активность педагога в приобщении детей к искусству народных мастеров, использование в процессе обучения наряду со словесными, наглядными и практическими методами эвристического и исследовательского, обеспечивающих стимуляцию детей к поиску, желание сделать свои работы выразительными, оригинальными.

Наиболее эффективные формы реализации исследовательской деятельности: методы исследовательского обучения и проектные методы.

 Проектно-исследовательская деятельность дошкольников дает возможность развивать у детей любознательность, инициативность, возможность экспериментировать и синтезировать полученные знания, выявлять проблему и самостоятельно искать нужное решение. Поиск проблемных вопросов и их решение проходит под контролем и с помощью взрослых. Это может быть воспитатель, психолог или родители ребенка. Проекты подбирают по интересам дошкольников. Чаще всего детей увлекают творческие проекты, исследовательские и игровые. Например, творческие проекты «Новогодняя елочка», «Сказочный мир цветов», «Откуда краски к нам пришли?» вызвали большой интерес не только у детей, но и их родителей, которые активно занимались сбором информации.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности можно организовать Центры экспериментирования. В них имеются  различные виды материалов: природный, бросовый, бытовой; пищевые красители, сыпучие продукты (мука, соль, сахар, масло растительное), различные сосуды и много других предметов необходимых для проведения тех или иных опытов. Главное, что они должны быть безопасными для детей и храниться в удобных для пользования контейнерах.

     Учить действовать детей в уголке экспериментирования начинают со старшей группы, так как именно к этому возрасту формируется необходимый минимум знаний и умений. Опыты организуются по желанию детей, но при этом уточняют, что они хотят получить, но в ход не вмешиваются. Пусть ребенок пробует и ошибается, но самостоятельно находит решение и добивается результата.

     Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактических играх, есть познавательная часть и занимательная.

    Для безопасного исследования с детьми разрабатываются правила, памятки работы с материалами (разрешающие и запрещающие знаки); для успешного осуществления опыта можно оформить схемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формированию целостной картины мира (ознакомление с природой) и образовательной области: «Художественное творчество»: развитие продуктивной деятельности (лепки). На тему: «Путешествие в осенний лес»

интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Музыка» Цель: Сформировать интерес к природе, умение видеть ее к...

Формирование творческих способностей у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в процессе продуктивной деятельности(лепка, конструирование)

"Формирование творческих способностей у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в процессе продуктивной деятельности (лепка, конструирование)"...

Дистанционное задание «Развитие исследовательского поведения в логико-математической деятельности дошкольников»

Дистанционное задание«Развитие исследовательского поведения в логико-математической деятельности дошкольников » Курсов повышения квалификации воспитателей ДОУПо теме : «Формиров...

«КНИГА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Вся жизнь ребенка пронизана сказками и игрой, через которые он может открыть себя миру и мир для себя. В современной образовательной практике мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным...

Развитие исследовательского поведения дошкольников

Исследование — процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.Любое проявление исследовательской деятельности связано с его познавательной сто...

Развитие исследовательского поведения дошкольников при сопровождении педагогом-психологом педагога дополнительного образования и воспитателей.

В современном мире окружающие нас условия, люди, предметы постоянно меняются, поэтому взрослым, а тем более детям приходится приспосабливаться к новым реалиям прибегая к поисковой активности и исследо...