Дистанционное задание «Развитие исследовательского поведения в логико-математической деятельности дошкольников»
методическая разработка (средняя группа) на тему
Дистанционное задание
«Развитие исследовательского поведения в логико-математической деятельности дошкольников »
Курсов повышения квалификации воспитателей ДОУ
По теме : «Формирование элементарных математических представлений и конструирование в ДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
distantsionnaya_rabota.docx | 318.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Кафедра теории и методики дошкольного образования
Дистанционное задание
«Развитие исследовательского поведения в логико-математической деятельности дошкольников »
Курсов повышения квалификации воспитателей ДОУ
По теме : «Формирование элементарных математических представлений и конструирование в ДОУ»
17.13.-28.03.2014г.
Выполнила:
Воспитатель МКДОУ Новосибирского
детского сада №423 «Золотой ключик»
комбинированного вида
Щукина Галина Викторовна
Проверил:
КПН, доцент
Соколова Галина Афанасьевна
Новосибирск-2014год.
Конструирование из бумаги как никакой другой вид детской деятельности развивает творческие способности детей дошкольного возраста. Деятельность ребенка носит творческий характер, она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей.
Конструирование из бумаги имеет огромное значение для всестороннего развития:
• Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
• Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
• Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
• Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
• Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
• Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
• Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
• Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
В процессе работы с бумагой происходит формирование личностных качеств ребенка:
- дисциплинированности (мешая другим, мешаешь сам себе);
- целеустремленности (начатое должно быть завершено);
-самостоятельности (каждый старается сделать свою фигурку сам);
-активности (работать с желанием, предлагать свои идеи, проявлять знания);
- любознательности (нужно спрашивать о том, что интересно).
И в целом, конструирование из бумаги оказывает огромное влияние на развитие всесторонне развитой, гармоничной личности каждого ребёнка.
Целью является развитие интеллектуальных способностей, конструктивных навыков и умений детей посредством овладения элементарными приемами техники оригами.
Для ее достижения необходимо решение следующих задач:
- обучать детей различным приемам работы с бумагой (сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание);
- формировать знания о основных геометрических формах (круг, квадрат, треугольник) и понятиях (угол, сторона, линия сгиба);
- развивать способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
- расширять коммуникативные способности детей через создание игровых ситуаций.
Этапы | Задачи | Методические приемы |
1 этап ознакомительный | Выявить знания и умения детей на начало года. Рассказать, где возникло искусство оригами, где используется. Развивать любознательность, внимание, наблюдательность. Познакомить детей с разнообразными свойствами бумаги, ее видами. Развивать любознательность, внимание, наблюдательность. Познакомить детей с основными приёмами складывания бумаги. | Презентация, рассказ педагога, вопросы, рассматривание иллюстраций, готовых поделок. |
2 этап Знакомство с основными приёмами складывания бумаги (прямоугольник). | Учить детей складывать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещать стороны и углы, придерживать совмещенные стороны рукой, проглаживать линию сгиба. Познакомить с основными приёмами складывания бумаги. | Объяснение, показ, индивидуальная помощь.
|
3 этап Знакомство с основными приёмами складывания бумаги (квадрат) | Учить детей складывать квадрат пополам, по диагонали, совмещать стороны и углы, придерживать совмещенные стороны рукой, проглаживать линию сгиба. | Сказка о квадрате, объяснение, показ; индивидуальная помощь, поощрение. |
4 этап Продолжать знакомство с основными приёмами складывания бумаги. | Продолжать учить детей складывать квадрат (пополам, по диагонали), прямоугольник (пополам), совмещать стороны и углы, придерживать совмещенные стороны, углы рукой, проглаживать линию сгиба, соединять углы с линией сгиба. | Объяснение, показ; индивидуальная помощь, поощрение. |
5 этап Знакомство с основными приёмами складывания бумаги (треугольник) | Познакомить с понятием – базовая форма «треугольник». Учить складывать большой квадрат по диагонали, маленький пополам; использовать поделки в дидактических играх. Воспитывать интерес и желание делать разнообразные поделки из бумаги. Учить следовать устной инструкции. Уточнить знания детей о свойствах бумаги. Развивать внимание, мелкую моторику рук. Воспитывать интерес и желание делать разнообразные поделки из бумаги. | Сюрпризный момент, загадывание загадки, показ образца, показ приемов складывания, совместное действие с детьми, поощрения. |
6 этап Морковь (базовая форма треугольник) | Продолжить работу с квадратом, используя прием оригами. Учить правильно, сгибать лист по диагонали, проглаживать линии сгиба. Развивать мелкую моторику, внимание. Приучать детей аккуратно делать поделки из бумаги. Воспитывать, терпение, старание. | художественное слово, совместное действие с педагогом, поощрение. |
7 этап Собачка (базовая форма треугольник) | Познакомить детей со сказочным героем «Жучкой». Учить детей создавать образ из базовой формы «треугольник», аккуратно оформлять поделку. Развивать внимание. Воспитывать желание и интерес делать сказочных героев и использовать их в играх и театрализованных представлениях. Создавать радостное настроение, желание работать.
| Вопросы, сюрпризный момент, напоминание последовательности изготовления поделки, использование в сюжетно-ролевых играх, художественное слово. |
8 этап Два домика (базовая форма дверь) | Уточнить представления детей о величине предметов – высокий – низкий, большой – маленький. Закреплять навыки складывания поделки из базовой формы «треугольник». Продолжать учить детей правильно проглаживать линии сгиба, загибать один угол к линии сгиба, другой назад. Познакомить с новой базовой формой «дверь». Развивать мелкую моторику рук, внимание. Формировать умение дополнять поделку деталями. Воспитывать настойчивость, старание. | Загадывание загадки, показ образца домика, рассказ педагога, рассматривание иллюстраций, проговаривание действий, совместное действие с педагогом, поощрение. |
9 этап Подведение итогов. Фотовыставка. | Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. Оформление фотовыставки. | Поощрение . |
Литература:
- Соколова Г.А Ориентиры для конструирования содержания подготовительного курса геометрии оригами (научно-методическое пособие).- Новосибирск: НИПКиПРО, 2004.-64с.
- Соколова Г.А. Мастерская оригами. Сказки . учебно-методическое пособие.- Новосибирск: НИПКиПРО, 2006.- 48с.
- Сержантова Т.Б. Оригами. Базовые формы. М.: Айрис – пресс, 2009.
- Формирование и развитие конструктивного мышления как средство развития пространственного мышления и математических способностей дошкольников.- М.: ВЛАДОС, 2003.-400 с.
- Соколова Г.А. Игровые модели с применением технологии оригами// Сибирский учитель. № 1 (31).- 2004. – С.50-55.
Конспект проведения совместной деятельности с детьми средней группы по теме «Сказки гномика Васи»
с использованием технологии «Моделирование»
Программные задачи:
- развивать связную речь, диалогическую речь, учить отвечать на вопросы
- учить пересказывать отрывки знакомой сказки с опорой на модели -геометрические фигуры
- упражнять в сравнении геометрических фигур: прямоугольников, квадратов, кругов, обозначении словами результата сравнения: маленький, побольше / средний, большой
- способствовать развитию выразительности движений, раскованности
- развивать память, наблюдательность, координацию движений,
- повышать эмоциональный тонус
Материал:
костюм гнома на ребёнка (яркий колпачок, жилетка), сундучок, конверты с карточками-моделями к сказкам (Репка, Три медведя, Теремок), изображение теремка на магнитную доску.
Предварительная работа:
чтение и рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций, лепка и рисование персонажей сказок, показ настольного, кукольного, теневого театров, самостоятельные театрализованные игры детей.
Ход:
Воспитатель: Дети, сегодня к нам в гости кто-то придёт, а кто это будет, вы узнаете, отгадав загадку:
Он из сказки к нам пришёл,
Постучал тихонько в дом,
В ярком красном колпачке,
Ну, конечно, это ... (гном)
Входит ребёнок в костюме гнома.
Гном: Здравствуйте, девочки и мальчики, я гном Вася. Принёс вам сундучок со сказками.
Воспитатель: Вот спасибо тебе, гномик Вася, давай посмотрим, что за сказки в твоём сундучке.
Гном: Сундучок у меня волшебный, надо сказать волшебные слова, чтоб он открылся: «Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок».
Дети хором говорят слова, сундучок открывается, гном достаёт один конверт. В конверте карточки: на одной стороне модели- прямоугольники разного цвета и размера, на другой стороне –персонажи сказки репка. Воспитатель помогает гному прикрепить на магнитную доску карточки картинками вниз.
Гном: Посмотрите, какая у меня тут замечательная сказочка, только я не скажу, какая сказка, сами догадайтесь.
Воспитатель: Вот какой хитрый Вася. Посмотрите, ребята, все герои сказки разные, да так их много. Давайте внимательно рассмотрим, чем они отличаются. Как вы думаете, в какой сказке так много разных персонажей?
Дети предлагают разные варианты сказок, если никто не даёт правильного ответа, гномик (или воспитатель) переворачивает первую карточку. Дети отгадывают сказку «Репка».
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем гномику Васе эту сказку.
Дети по очереди рассказывают сказку, гном или воспитатель по мере пересказа переворачивают карточки картинкой вверх. В итоге на доске появляются все персонажи сказки.
Воспитатель: Гномик, справились дети с твоей загадкой?
Гном: Справились. Давайте теперь мы с вами поиграем.
Динамическое упражнение «Репка»
Дети встают в круг вместе с воспитателем и гномом, под текст сказки «Репка» выполняются движения:
Посадил дед репку – дети приседают,
Выросла репка большая пребольшая- встают, разводят руки в стороны,
обрисовывая круг,
стал дед репку тянуть,
тянет-потянет, - показывают, как дед тянет репку
вытянуть не может
позвал дед бабку - машут рукой
и т.д, в конце:
вытянули репку -дети хлопают в ладоши и подпрыгивают на
месте
Воспитатель: поиграли с гномиком, а теперь, Вася, покажи нам, что ещё спрятано в твоём сундучке.
Дети хором говорят волшебные слова: «Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок» , сундучок открывается. Гномик достаёт следующий конверт, вытаскивает карточки с моделями к сказке «Три медведя» (3 квадрата коричневого цвета)
Гном: Посмотрите, какая ещё сказка у меня есть.
Воспитатель: Ребята, что это за фигуры? Чем они отличаются? (размером, но все одинаковые по цвету - коричневые) В какой сказке есть 3 персонажа разные по величине, но одинаковые по цвету?
Дети предлагают варианты ответов. Если не отгадывают, гномик или воспитатель переворачивает одну карточку. Дети догадываются, и все карточки переворачиваются.
Воспитатель: Давайте вспомним, о чём эта сказка.
Вопросы к детям:
- Как звали медведя отца? Медведицу? Маленького медвежонка?
-Кто пришёл к ним в избушку?
-Что увидела девочка в первой комнате? Чем отличались все стулья? Миски? Что она сделала?
-Что увидела девочка во второй комнате? На какой кровати девочка уснула?
-Что случилось, когда медведи вернулись из леса домой?
Гном: Какие вы молодцы. Вспомнили такую интересную сказку. Давайте с вами поиграем в трёх медведей.
Динамическое упражнение «Три медведя»
Три медведя шли домой- дети шагают на месте
Папа был большой-большой - поднимаются на носки, руки вверх
Мама чуть поменьше ростом - полуприседание, руки на поясе
А сынок- малютка просто - приседают на корточки
Очень маленьким он был,
С погремушками ходил. - поднимаются, шагают по группе,
имитируют игру погремушками
Воспитатель: Ну что, гном Вася, все сказки дети отгадали?
Гном: Нет, у меня ещё была сказочка.
Дети говорят: « Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок». Гномик достаёт последний конверт с моделями к сказке «Теремок» - кругами разного цвета и величины (1 круг-маленький зелёный, 3 круга серые разного размера, 1 круг оранжевый, 1 круг коричневый).
Воспитатель: ой, как много разных фигур. Ребята, что это за фигуры? Чем они отличаются? Как вы думаете, в какой сказке есть 3 персонажа одинаковые по цвету-серые, но разные по величине: маленький, побольше и большой?
Дети предлагают варианты ответов, если затрудняются, переворачивается одна карточка.
Дети догадываются, что это сказка «Теремок», называют всех персонажей сказки по моделям.
Воспитатель: Давайте вспомним эту сказку.
Вопросы к детям:
-Кто первым прибежал к теремку?
- Кто прибежал за лягушкой-квакушкой?
- Кто прибежал перед медведем?
- Почему медведь сломал теремок?
- Что стали делать звери, когда теремок развалился?
Воспитатель выставляет картинку - Теремок
Воспитатель: давайте поселим всех зверей в новый теремок
Дети расселяют зверей- модели в домик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Развитие логико-математических представлений у дошкольников через использование Логических блоков Дьенеша".
В статье рассматривается вопрс эффективности использования Логических блоков Дьенеша на развитие логико-математических представлений у детей дошкольного возраста....
Формирование и развитие логико-математических представлений у дошкольников средствами дидактических игр.
Важнейшей задачей воспитания ребенка является развитие его ума, формирование мыслительных способностей и умений, которые позволят легко осваивать...
Консультация для воспитателей. "Развитие исследовательских способностей в логико математическом развитии дошкольников"
Развитие исследовательских способностей в логико математическом развитии дошкольников...
Сообщение на районном семинаре на тему: «Система работы по развитию логико – математических представлений у дошкольников с использованием инновационных технологий в соответствии с ФГОС ДО»
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.У любого педагога особую тр...
"Блоки Дьенеша как средство развития логико-математических способностей старших дошкольников"
Блоки Дьенеша - универсальная развивающая игра....
Материалы по самообразованию "Развитие логико-математического мышления старших дошкольников при помощи дидактических игр"
Теоретическое обоснование и планирование работы на год....
Возможности продуктивной деятельности (лепка) в развитии исследовательского поведения дошкольника
Продуктивная деятельность (в некоторых источниках «практическая или творческая деятельность») – это созидательная работа, нацеленная на преобразование исходного материала или с...