Дистанционное задание «Развитие исследовательского поведения в логико-математической деятельности дошкольников»
методическая разработка (средняя группа) на тему

Щукина Галина Викторовна

Дистанционное задание

«Развитие исследовательского поведения в логико-математической деятельности дошкольников »

 

Курсов повышения квалификации воспитателей ДОУ

По теме : «Формирование элементарных математических представлений и конструирование в ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distantsionnaya_rabota.docx318.18 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное образовательное  учреждение дополнительного  профессионального образования Новосибирской области «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Кафедра теории и методики дошкольного образования

Дистанционное задание

«Развитие исследовательского поведения в логико-математической деятельности дошкольников »

Курсов повышения квалификации воспитателей ДОУ

По теме : «Формирование элементарных математических представлений и конструирование в ДОУ»

17.13.-28.03.2014г.

Выполнила:

                              Воспитатель МКДОУ  Новосибирского                                                                                                                                                                                                                                                    

                                           детского  сада №423 «Золотой ключик»

комбинированного вида

Щукина  Галина Викторовна

Проверил:

                                  КПН, доцент

                                                                    Соколова Галина Афанасьевна

Новосибирск-2014год.

Конструирование из бумаги как никакой другой вид детской деятельности развивает творческие способности детей дошкольного возраста. Деятельность ребенка носит творческий характер, она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей.

Конструирование из бумаги имеет огромное значение для всестороннего развития:

•  Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

•  Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

•  Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

•  Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

•  Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.

•  Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

•  Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

•  Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

В процессе работы с бумагой происходит формирование личностных качеств ребенка:

- дисциплинированности (мешая другим, мешаешь сам себе);

 - целеустремленности (начатое должно быть завершено);

 -самостоятельности (каждый старается сделать свою фигурку сам);

  -активности (работать с желанием, предлагать свои идеи, проявлять знания);

  - любознательности (нужно спрашивать о том, что интересно).

И в целом, конструирование из бумаги оказывает огромное влияние на развитие всесторонне развитой, гармоничной личности каждого ребёнка.

Целью является развитие интеллектуальных способностей, конструктивных навыков и умений детей посредством  овладения элементарными приемами техники оригами.

Для ее достижения необходимо решение следующих задач:

  • обучать  детей различным приемам работы с бумагой (сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание);
  •  формировать знания о основных геометрических формах  (круг, квадрат, треугольник)  и понятиях (угол, сторона, линия сгиба);
  • развивать способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
  • расширять коммуникативные способности детей через   создание игровых ситуаций.  

Этапы

Задачи

Методические приемы

 1 этап ознакомительный

Выявить знания и умения детей на начало года. Рассказать, где возникло искусство оригами, где используется. Развивать любознательность, внимание, наблюдательность. Познакомить детей с  разнообразными  свойствами  бумаги, ее видами. Развивать любознательность, внимание, наблюдательность. Познакомить детей с основными приёмами складывания бумаги.

Презентация, рассказ педагога, вопросы, рассматривание иллюстраций, готовых поделок.

2 этап

Знакомство с основными приёмами складывания бумаги (прямоугольник).

Учить детей складывать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещать стороны и углы, придерживать совмещенные стороны рукой, проглаживать линию сгиба. Познакомить  с основными приёмами складывания бумаги.

Объяснение, показ,

индивидуальная помощь.

 

3 этап

Знакомство с основными приёмами складывания бумаги (квадрат)

 Учить детей складывать квадрат пополам, по диагонали, совмещать стороны и углы,  придерживать совмещенные стороны рукой, проглаживать линию сгиба.

Сказка о квадрате,

объяснение, показ;

индивидуальная помощь, поощрение.

 4 этап

Продолжать знакомство с основными приёмами складывания бумаги.

Продолжать учить детей складывать квадрат (пополам, по диагонали), прямоугольник (пополам), совмещать стороны и углы, придерживать совмещенные стороны, углы рукой, проглаживать линию сгиба, соединять углы с линией сгиба.

Объяснение, показ;

индивидуальная помощь, поощрение.

5 этап

Знакомство с основными приёмами складывания бумаги (треугольник)

Познакомить с понятием – базовая форма «треугольник». Учить  складывать большой квадрат  по диагонали, маленький пополам; использовать поделки в дидактических играх. Воспитывать интерес и желание делать разнообразные поделки из бумаги. Учить следовать устной инструкции. Уточнить знания детей о свойствах бумаги. Развивать внимание, мелкую моторику рук. Воспитывать интерес и желание делать разнообразные поделки из бумаги.                

Сюрпризный момент, загадывание загадки, показ образца,  показ приемов складывания, совместное действие с детьми,  поощрения.        

6 этап

Морковь  (базовая форма  треугольник)

Продолжить работу с квадратом, используя прием оригами. Учить правильно, сгибать лист по диагонали, проглаживать линии сгиба. Развивать мелкую моторику, внимание. Приучать детей аккуратно делать поделки из бумаги. Воспитывать, терпение, старание.        

художественное слово,  совместное действие с педагогом, поощрение.        

7 этап

Собачка (базовая форма треугольник)

Познакомить детей со сказочным героем «Жучкой». Учить детей создавать образ из базовой формы  «треугольник», аккуратно оформлять поделку. Развивать внимание. Воспитывать желание и интерес делать сказочных героев и использовать их в играх и театрализованных представлениях. Создавать радостное настроение, желание работать.

        

Вопросы, сюрпризный момент, напоминание последовательности изготовления поделки, использование в сюжетно-ролевых играх, художественное слово.         

8 этап

Два домика (базовая форма  дверь)

Уточнить представления детей о величине предметов – высокий – низкий, большой – маленький. Закреплять навыки складывания поделки из базовой формы «треугольник». Продолжать учить детей правильно проглаживать линии сгиба, загибать один угол к линии сгиба, другой назад. Познакомить с новой базовой формой  «дверь». Развивать мелкую моторику рук, внимание. Формировать умение дополнять поделку деталями. Воспитывать настойчивость, старание.        

Загадывание загадки, показ образца домика, рассказ педагога, рассматривание иллюстраций, проговаривание действий, совместное действие с педагогом, поощрение.

9 этап

Подведение итогов.

Фотовыставка.

Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.

Оформление фотовыставки.

Поощрение .

Литература:

  1. Соколова  Г.А  Ориентиры для конструирования содержания подготовительного курса геометрии оригами (научно-методическое пособие).- Новосибирск: НИПКиПРО, 2004.-64с.
  2. Соколова Г.А.  Мастерская  оригами. Сказки . учебно-методическое пособие.- Новосибирск: НИПКиПРО, 2006.- 48с.
  3.  Сержантова Т.Б. Оригами. Базовые формы. М.: Айрис – пресс, 2009.
  4. Формирование и развитие конструктивного мышления как средство развития пространственного  мышления и математических способностей дошкольников.- М.: ВЛАДОС, 2003.-400 с.
  5. Соколова Г.А.  Игровые модели с применением технологии оригами// Сибирский учитель. № 1 (31).- 2004. – С.50-55.          

Конспект  проведения совместной  деятельности с  детьми средней группы по теме «Сказки гномика Васи»

с использованием технологии «Моделирование»

Программные задачи:

  • развивать связную речь, диалогическую речь, учить отвечать на вопросы
  • учить пересказывать отрывки знакомой сказки с опорой на  модели -геометрические  фигуры
  • упражнять в сравнении геометрических фигур: прямоугольников, квадратов, кругов, обозначении словами результата сравнения:  маленький,             побольше / средний, большой
  • способствовать развитию выразительности движений, раскованности
  • развивать память, наблюдательность,  координацию движений,
  • повышать эмоциональный тонус

Материал:

костюм гнома на ребёнка (яркий колпачок, жилетка),  сундучок, конверты с карточками-моделями  к сказкам  (Репка,  Три медведя, Теремок), изображение теремка на магнитную доску.

Предварительная работа:

чтение и рассказывание сказок,  рассматривание иллюстраций, лепка  и рисование персонажей сказок, показ настольного, кукольного, теневого театров, самостоятельные театрализованные игры детей.

Ход:

Воспитатель:  Дети, сегодня к нам в гости кто-то придёт, а кто это будет, вы узнаете, отгадав загадку:

 

Он из сказки к нам пришёл,

 Постучал тихонько в дом,

В ярком красном колпачке,

 Ну, конечно, это ... (гном)


Входит ребёнок в костюме гнома.

Гном:  Здравствуйте, девочки и мальчики, я гном Вася. Принёс вам сундучок со сказками.

Воспитатель:  Вот спасибо тебе, гномик Вася, давай посмотрим, что за сказки в твоём сундучке.

Гном: Сундучок у меня волшебный, надо сказать волшебные слова, чтоб он открылся: «Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок».

Дети хором говорят слова, сундучок открывается, гном достаёт один конверт. В конверте карточки: на одной стороне модели- прямоугольники разного цвета и размера, на другой стороне –персонажи  сказки репка. Воспитатель помогает гному прикрепить на магнитную доску карточки картинками вниз.

репка-1.jpg

Гном: Посмотрите, какая у меня тут замечательная сказочка, только я не скажу, какая сказка,  сами догадайтесь.

Воспитатель:  Вот какой хитрый Вася. Посмотрите, ребята, все герои  сказки разные,  да так их много. Давайте внимательно  рассмотрим, чем они отличаются.  Как вы думаете, в какой сказке так много разных персонажей?

Дети предлагают разные варианты сказок, если никто не даёт правильного ответа, гномик (или воспитатель) переворачивает первую карточку. Дети отгадывают сказку «Репка».

Воспитатель:  Ребята, давайте расскажем гномику Васе эту сказку.

Дети  по очереди  рассказывают сказку, гном или воспитатель по мере пересказа переворачивают карточки картинкой вверх. В итоге на доске появляются все персонажи сказки.

репка-2.jpg

Воспитатель:  Гномик, справились дети с твоей загадкой?  

Гном:  Справились.  Давайте теперь мы с вами поиграем.

Динамическое упражнение  «Репка»

Дети встают в круг вместе с воспитателем и гномом,  под текст  сказки «Репка» выполняются движения:

Посадил дед репку –                                            дети приседают,

 Выросла репка большая пребольшая-         встают,  разводят руки в стороны,    

                                                                                 обрисовывая круг,        

стал дед репку тянуть,

 тянет-потянет, -                                               показывают, как дед тянет  репку    

 вытянуть не может

позвал дед бабку -                                                  машут рукой

                                    и т.д,   в конце:

вытянули репку                                 -дети хлопают в ладоши и подпрыгивают на

                                                                        месте

Воспитатель: поиграли с гномиком, а  теперь,  Вася, покажи нам, что ещё спрятано в твоём сундучке.

Дети хором говорят  волшебные слова: «Сундучок, сундучок,  приоткрой свой бочок» , сундучок открывается.  Гномик достаёт следующий конверт,  вытаскивает карточки с моделями к сказке  «Три медведя» (3 квадрата коричневого цвета)

медведи-1.jpg

Гном:  Посмотрите,  какая ещё сказка у меня есть.

Воспитатель:  Ребята, что это за фигуры?  Чем они отличаются? (размером, но все одинаковые по цвету - коричневые)  В какой сказке  есть 3 персонажа  разные по величине, но одинаковые по цвету?

Дети предлагают варианты ответов. Если не отгадывают, гномик или воспитатель переворачивает одну карточку. Дети догадываются, и все карточки переворачиваются.

медведи-2.jpg

Воспитатель: Давайте вспомним,  о чём эта сказка.

Вопросы к детям:

- Как звали медведя отца? Медведицу? Маленького медвежонка?

-Кто пришёл к ним в избушку?

-Что увидела девочка в первой комнате? Чем отличались все стулья? Миски? Что она сделала?

-Что увидела девочка во второй комнате? На какой  кровати  девочка уснула?

-Что случилось, когда медведи вернулись из леса  домой?

Гном: Какие вы молодцы. Вспомнили такую  интересную сказку.  Давайте с вами поиграем  в трёх медведей.

Динамическое упражнение  «Три медведя»

Три медведя шли домой-                             дети шагают на месте

Папа был большой-большой -                   поднимаются на носки, руки вверх

Мама чуть поменьше ростом  -              полуприседание, руки на поясе

А  сынок- малютка просто  -                     приседают на корточки

Очень маленьким он был,                          

С погремушками ходил. -                             поднимаются, шагают по группе,

                                                                              имитируют  игру погремушками

Воспитатель: Ну что, гном Вася, все сказки дети отгадали?

Гном: Нет, у меня ещё была сказочка.

Дети говорят: « Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок». Гномик достаёт последний конверт  с моделями к сказке  «Теремок» - кругами разного цвета и величины  (1 круг-маленький зелёный, 3 круга серые разного размера, 1 круг оранжевый, 1 круг коричневый).  

круги теремок.png

Воспитатель: ой, как много разных фигур. Ребята, что это за фигуры?  Чем они отличаются? Как вы думаете,  в какой сказке  есть 3 персонажа одинаковые по цвету-серые, но разные по  величине: маленький, побольше и большой?  

Дети предлагают варианты ответов,  если затрудняются, переворачивается одна карточка. мышка.png

 Дети догадываются, что это сказка «Теремок», называют всех персонажей сказки по моделям.

Воспитатель:  Давайте вспомним эту сказку.

Вопросы к детям:

-Кто первым прибежал к теремку?

- Кто прибежал за лягушкой-квакушкой?  

- Кто прибежал  перед медведем?

- Почему медведь сломал теремок?

- Что стали делать звери, когда теремок развалился?

Воспитатель  выставляет  картинку - Теремок

 Воспитатель: давайте поселим всех зверей в новый теремок

 Дети расселяют  зверей- модели  в домик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Развитие логико-математических представлений у дошкольников через использование Логических блоков Дьенеша".

В статье рассматривается вопрс эффективности использования Логических блоков Дьенеша на развитие логико-математических представлений у детей дошкольного возраста....

Формирование и развитие логико-математических представлений у дошкольников средствами дидактических игр.

             Важнейшей задачей воспитания ребенка является развитие его ума, формирование мыслительных способностей и умений, которые позволят легко осваивать...

Консультация для воспитателей. "Развитие исследовательских способностей в логико математическом развитии дошкольников"

Развитие исследовательских способностей в логико математическом развитии дошкольников...

Сообщение на районном семинаре на тему: «Система работы по развитию логико – математических представлений у дошкольников с использованием инновационных технологий в соответствии с ФГОС ДО»

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.У любого педагога особую тр...

Возможности продуктивной деятельности (лепка) в развитии исследовательского поведения дошкольника

Продуктивная  деятельность (в некоторых источниках «практическая или творческая деятельность») – это созидательная работа, нацеленная на преобразование исходного материала или с...