«Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Индивидуальный план работы по самообразованию. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 34.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план работы по самообразованию
Ф.И.О. Чинакаева Елена Сергеевна
Образование: высшее педагогическое
Специальность: воспитатель
Стаж педагогической работы:30 лет
Квалификационная категория: высшая
Курсы повышения квалификации:
Тема: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»
Дата начала работы над темой: 01.09.2022
Предполагаемая дата окончания работы 31.05.2023
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Помочь дошкольнику выработать следующие умения,навыки и личностные качества:
• понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
• осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
•признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.)
• рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;
• определить способы приобщения родителей к работе по формированию финансовой грамотности детей;
• привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
Актуальность
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.
Дети, так или иначе рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.
Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
Месяц | Формы работы | ||
с детьми | с педагогами (я) | с родителями | |
сентябрь | Вводная беседа с детьми с рассматриванием иллюстраций. Знакомство с Гномом -экономом | Анкета для родителей «Мой ребенок и финансовая грамота» Ссылки для родителей на сайты и интернет-ресурсы по теме самообразования. | |
октябрь | Блок «Труд и продукт труда (товар)» Понятие «товар». Процесс изготовления товара (посуды, бумаги, книг и т.п.); Пословицы и поговорки о труде и результатах труда; Чтение художественной литературы «Федорино горе», «Вкусный хлеб»; Игры «Продукция», «Супермаркет»; игровая ситуация «Желанная покупка» | Консультация для родителей "Финансовая грамотность вашего ребенка" | |
ноябрь | Проект «Откуда появились деньги» Рассказ воспитателя об истории денег. Презентация о Гознаке. Чтение русской народной сказки «Волшебное кольцо». Рисование «Монеты моей страны». Аппликация «Необычные формы денег». С/р игра «Банк» | Собирание тематических пазлов. Пополнение педагогической копилки демонстрационным материалом (приобретение настольно-печатных игр). | Консультация «Должен ли ребенок иметь карманные деньги?» |
декабрь | Проек «Что такое реклама» Рассматривание рекламных газет, иллюстраций; чтение отрывка из книги Э.Успенского «Бизнес крокодила Гены» о рекламе; Сюжетнодидактическая игра «Реклама»; игровые ситуации «Рекламное агентство»; чтение и беседа с детьми по сказке Ш.Перро «Кот в сапогах». Рисование рекламных листовок | Пополнение педагогической копилки демонстрационным материалом Приобретение методической литературы, раздаточного материала Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: деятельностно-экономическая зона (игрушки-предметы для с. р. и). Создание картотеки арифметических задач. Пополнение РППС группы дидактическими играми. | Консультация «Дошкольник и экономика». |
январь | Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту» Рассказ воспитателя «О царице экономики и ее помощниках». Беседа с детьми с правилами экономии. Чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах». Сюжетно-дидактическая игра «Магазин».. Рисование «Экскурсия в магазин». Составление описательных рассказов на тему: «Моя любимая игрушка». Просмотр презентации «Полезные экономические навыки и привычки в быту» | Формирование и оформление методической копилки - разработки конспектов. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: занимательно-экономическая зона (кроссворды, лабиринты, головоломки и др.) Подбор и разработка игр, способствующих экономическому развитию | Беседа «Обсуждаете ли вы с ребенком семейный бюджет» |
февраль | Проект «Профессии в моей семье» Сформировать представления детей о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий (предпочитая профессии родителей). с/р игры | Создание картотеки (карты) с/р игры | Встречи с родителями «Кем я работаю» |
март | Профессии в моей семье» | Подготовка и проведение консультации для родителей «Игры, формирующие предпосылки экономического воспитания». | |
Апрель | ООД на тему: «Путешествие в страну экономики». Просмотр видеофильма «Где делают настоящие деньги?» Сюжетно-ролевая игра «Интересные покупки». Игровая ситуация «Волшебные превращения денежки». | Подготовка отчета по теме самообразования. | Итоговое родительское собрание: включить в повестку дня: результаты работы с детьми по теме самообразования. |
май | Создание лэпбука "Финансовая грамотность" |
Изучение методической литературы по теме
- Безруких М.Н. Профессии. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2001 г.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику. СПб.: Детство-пресс, 2002 г.
- Шатова А.Д. «Тропинка в экономику». Для детей 5-7 лет. ФГОС.-М.: Вента-Графф, 2015 г.
- Шатова А.Д. Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2003 г.
- Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005 г.
- Экономическое воспитание дошкольников: примерная программа/под ред. Е.А. Курак. М.: ТЦ Сфера, 2002 г.
- https://finagram.com
- http://www.maam.ru/obrazovanie/zanyatiya-po-ekonomike/page4.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в ДОУ
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольном образовании. Так как сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучен...
Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности
Авторы статьи изучили методическую литературу по проблеме формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Авторами выявлены эффективные средства формирования осн...
План самообразования «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС».
Низкая финансовая грамотность в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться ...
Проект «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»
Создание основ для формирования финансово-грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни подрастающего гражданина....
Консультация для педагогов «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Для того, что бы экономика стала интересной и понятной для дошкольников, педагоги выбирают для них интересные формы занятий. В первую очередь это подразумевает включение в их структуру игрового компон...
Самообразование по теме «Формирование читательской грамотности у детей среднего дошкольного возраста, через проектную деятельность»
Книга является учителем и другом, который помогает развивать память, интеллект, творческое воображение, способствует гармоничному нравственному и духовному развитию человека, о...