«Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Чинакаева Елена Сергеевна

Индивидуальный план работы по самообразованию. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx34.17 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план работы по самообразованию

Ф.И.О. Чинакаева Елена Сергеевна

Образование: высшее педагогическое

Специальность: воспитатель

Стаж педагогической работы:30 лет

Квалификационная категория: высшая

Курсы повышения квалификации:

Тема: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

Дата начала работы над темой: 01.09.2022

Предполагаемая дата окончания работы 31.05.2023

Цель:   повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

 

 Задачи:

 Помочь дошкольнику выработать следующие умения,навыки и личностные качества:

• понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

• осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

•признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие  (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.)

• рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;

• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;

• определить способы приобщения родителей к работе по формированию финансовой грамотности детей;

• привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.

Актуальность

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.

Дети, так или иначе рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.

Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

Месяц

Формы работы

с детьми

с педагогами

(я)

с родителями

сентябрь

Вводная беседа с детьми с рассматриванием иллюстраций. Знакомство с Гномом -экономом

 Анкета для родителей «Мой ребенок и финансовая грамота»

Ссылки для родителей на сайты и интернет-ресурсы по теме самообразования. 

октябрь

Блок «Труд и продукт труда (товар)»

Понятие «товар».

Процесс изготовления товара (посуды, бумаги, книг и т.п.);

Пословицы и поговорки о труде и результатах труда;

Чтение художественной литературы «Федорино

горе», «Вкусный хлеб»; Игры «Продукция»,

«Супермаркет»; игровая ситуация «Желанная покупка»

Консультация для родителей "Финансовая грамотность вашего ребенка"

ноябрь

 Проект «Откуда появились деньги»

Рассказ воспитателя об истории денег.

Презентация о Гознаке.

Чтение русской народной сказки «Волшебное кольцо».

Рисование «Монеты моей страны».

Аппликация «Необычные формы денег».

С/р игра «Банк»

Собирание тематических пазлов. Пополнение педагогической копилки демонстрационным материалом (приобретение настольно-печатных игр).

Консультация «Должен ли ребенок иметь карманные деньги?»

декабрь

Проек «Что такое реклама»

Рассматривание рекламных газет, иллюстраций;

чтение отрывка из книги

Э.Успенского «Бизнес крокодила Гены» о

рекламе; Сюжетнодидактическая игра

«Реклама»; игровые ситуации «Рекламное

агентство»; чтение и

беседа с детьми по сказке

Ш.Перро «Кот в сапогах».

Рисование рекламных листовок

 Пополнение педагогической копилки демонстрационным

материалом

Приобретение методической литературы, раздаточного материала

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: деятельностно-экономическая зона (игрушки-предметы для с. р. и).

 Создание картотеки арифметических задач. Пополнение РППС группы дидактическими играми.

Консультация «Дошкольник и экономика».

январь

Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

Рассказ воспитателя «О царице экономики и ее помощниках».

Беседа с детьми с правилами экономии.

Чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах».

Сюжетно-дидактическая игра «Магазин»..

Рисование «Экскурсия в магазин».

Составление описательных рассказов на тему«Моя любимая игрушка».

Просмотр презентации «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

Формирование и оформление методической копилки - разработки конспектов.

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: занимательно-экономическая зона (кроссворды, лабиринты, головоломки и др.)

Подбор и разработка игр, способствующих экономическому развитию

Беседа «Обсуждаете ли вы с ребенком семейный бюджет»

февраль

Проект «Профессии в моей семье»

Сформировать представления детей о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий (предпочитая профессии родителей).

с/р игры

Создание картотеки (карты) с/р игры

Встречи с родителями

«Кем я работаю»

март

Профессии в моей семье»

Подготовка и проведение консультации для родителей «Игры, формирующие предпосылки экономического воспитания».

Апрель

ООД на тему: «Путешествие в страну экономики».

 Просмотр видеофильма «Где делают настоящие деньги?»

Сюжетно-ролевая игра «Интересные покупки».

Игровая ситуация «Волшебные превращения денежки».

Подготовка отчета по теме самообразования.

Итоговое родительское собрание: включить в повестку дня: результаты работы с детьми по теме самообразования.

май

Создание лэпбука "Финансовая грамотность"

Изучение методической литературы по теме

  1. Безруких М.Н. Профессии. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2001 г.
  2. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику. СПб.: Детство-пресс, 2002 г.
  3. Шатова А.Д. «Тропинка в экономику». Для детей 5-7 лет. ФГОС.-М.: Вента-Графф, 2015 г.
  4. Шатова А.Д. Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2003 г.
  5. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005 г.
  6. Экономическое воспитание дошкольников: примерная программа/под ред. Е.А. Курак. М.: ТЦ Сфера, 2002 г.
  7. https://finagram.com 
  8. http://www.maam.ru/obrazovanie/zanyatiya-po-ekonomike/page4.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в ДОУ

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольном образовании. Так как сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучен...

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности

Авторы статьи изучили методическую литературу по проблеме формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Авторами  выявлены эффективные средства формирования осн...

План самообразования «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС».

Низкая финансовая грамотность в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться ...

Проект «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

Создание основ для формирования финансово-грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни подрастающего гражданина....

Консультация для педагогов «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Для того, что бы экономика стала интересной и понятной для дошкольников, педагоги выбирают для них интересные формы занятий. В первую очередь это подразумевает включение в их структуру игрового компон...

Самообразование по теме «Формирование читательской грамотности у детей среднего дошкольного возраста, через проектную деятельность»

Книга  является  учителем и другом, который помогает развивать память, интеллект,  творческое воображение, способствует гармоничному  нравственному и духовному развитию человека, о...