МАСТЕР-КЛАСС КАК СПОСОБ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И СЕМЬИ, И ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.
учебно-методический материал (старшая группа)
Личностное развитие ребенка – это формирование качеств, ценностей, убеждений, мировоззрений, отношений с внешним и внутренним миром.
На личностное развитие ребенка влияют:
- внутренние факторы – врожденный темперамент, то есть генетика;
- внешние факторы – исторический период, степень развития общества, уровень жизни, воспитание в семье.
Существует 3 фазы развития личностных качеств ребенка:
- Адаптация. В этот период происходит приспосабливание ребенка к жизни в обществе и усвоение нового социального опыта. Ребенок познает особенности норм социума, подражает людям вокруг себя, адаптируется к тем или иным ситуациям и вырабатывает свою модель поведения. Он узнает новые виды деятельности и способы проявления себя как индивидуальности в условиях социальной группы, в которой находится.
- Индивидуализация. Успешная адаптация характеризуется тем, что после осознания норм общества появляется потребность в выделении себя среди общей массы подобных людей. В этот момент формируются критическое мышление и собственные взгляды. Ребенок хочет проявить свою индивидуальность в уже знакомых ему условиях: через одежду, речь, поведение и т. д.
- Интеграция. То есть поиск своего места в социуме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chernyshova._konferentsiya.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС КАК СПОСОБ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И СЕМЬИ, И ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.
Чернышова А.Г., воспитатель,
ГБДОУ детский сад № 78
комбинированного вида
Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
Добрый день, уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы по теме: мастер-класс как способ взаимодействия педагога и семьи, и фактор личностного развития ребенка.
Личностное развитие ребенка – это формирование качеств, ценностей, убеждений, мировоззрений, отношений с внешним и внутренним миром.
На личностное развитие ребенка влияют:
- внутренние факторы – врожденный темперамент, то есть генетика;
- внешние факторы – исторический период, степень развития общества, уровень жизни, воспитание в семье.
Существует 3 фазы развития личностных качеств ребенка:
- Адаптация. В этот период происходит приспосабливание ребенка к жизни в обществе и усвоение нового социального опыта. Ребенок познает особенности норм социума, подражает людям вокруг себя, адаптируется к тем или иным ситуациям и вырабатывает свою модель поведения. Он узнает новые виды деятельности и способы проявления себя как индивидуальности в условиях социальной группы, в которой находится.
- Индивидуализация. Успешная адаптация характеризуется тем, что после осознания норм общества появляется потребность в выделении себя среди общей массы подобных людей. В этот момент формируются критическое мышление и собственные взгляды. Ребенок хочет проявить свою индивидуальность в уже знакомых ему условиях: через одежду, речь, поведение и т. д.
- Интеграция. То есть поиск своего места в социуме.
В связи с этим выдвигается ряд требований к личностному развитию детей:
- развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
- воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
- приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;
- развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
- создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.
С новым набором детей мы столкнулись со следующими проблемами: дети 5-6 лет не умеют общаться в коллективе и выстраивать доброжелательные отношения, разжигают конфликтные ситуации даже по незначительному поводу, не корректно ведут себя по отношениям к родителям.
Нами было принято решение усилить работу по личностному развитию детей, с привлечением семей воспитанников.
Взаимодействие педагога и семьи является важным фактором личностного развития ребёнка.
Семья- это один из важнейших институтов социализации ребёнка. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, а также определяется уровень и содержание эмоционального и социального развития ребёнка.
В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных задач стоящих перед дошкольной организацией является: «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». В связи с этим меняется позиция детского сада в работе с семьей, возникает необходимость активного включения родителей в жизнь ДОУ.
В основе взаимодействия детского сада и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций и уважительное отношение друг к другу. Полноценное воспитание и развитие дошкольников происходит только при условии тесного сотрудничества и взаимодействия семьи и дошкольной организации.
В целях сотрудничества с родителями по личностному развитию ребенка, нами разработана система мероприятий, к которым относятся: родительские собрания, консультации, конкурсы, дни открытых дверей, папки-передвижки, мастер- классы.
Мастер-класс - это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.
Нами разработана серия мастер-классов для родителей по личностному развитию дошкольников.
В серию мастер-классов «Играем дома», разработанной с целью освоение родителями практических способов домашних игр с дошкольниками, вошли три мастер-класса «Воспитание добротой», «Ты мне, я тебе» и «Давай не будем ссорится».
Цель мастер-класса «Воспитания добротой»- освоение практических способов взаимодействия родителей с детьми по становлению нравственного отношения к окружающим. В ходе мастер-класса были продемонстрированы и апробированы такие игры как «До свидания - здравствуй», «Ласка», «Проснись», «Улыбка», «Угадай, что делаем?», «Кто, как ходит?», «Расскажем сказку молча».
Цель мастер-класса «Ты-мне, я-тебе» - по освоение практических способов взаимодействия родителей с детьми по развитие эмпатийных чувств у дошкольника. Мы познакомили родителей с тем, как в домашних условиях можно организовать беседу с ребенком по теме «Сочувствие», опробовали такие упражнения как «Определи чувство» (Расширение представлений об эмоциях и чувствах, способах их вербализации), «Посочувствуйте другому, посопереживайте ему » (развивать у детей способность ставить себя на место другого, выражать сочувствие, сопереживание), игрой «Помоги другу» (содействовать формированию внимательного отношения друг к другу; способствовать раскрепощению неуверенных в себе детей; развивать внимание и координацию движений)., «Волшебный магазин», ситуациями-общения «Ты нашел на улице голодного котенка, пожалей его», «Малыш плачет, как его успокоить».
Цель мастер-класса «Давай не будем ссорится» - освоение практических способов взаимодействия родителей с детьми по развитию умений вести себя в конфликтной ситуации. Мы разобрали причины возникновения детских конфликтов, способы выхода из них, а так же опробовали упражнения, которыми родителя могут воспользоваться в домашних условиях: «Ты обидел своего друга. Попробуй попросить прощения», «Ребята не хотят принимать тебя в игру, как ты поступишь», «Два мальчика поссорились, как их помирить».
Анализируя проделанную работу, мы отметили положительную динамику, многие дети стали более вежливы, могут спросить о состоянии друг друга «почему ты грустный?», «тебе весело, да?», могут оценить эмоциональное состояние друг друга, стараются не конфликтовать, а решать спорные вопросы либо с помощью взрослого, либо другого авторитетного ребенка (лидера). Конечно эффективность проделанной работу во многом зависела от работы с семьей. Благодаря мастер-классам по личностному развитию ребенка в семье, мы повысили родительские компетенции по данному вопросу не только теоретически, но и практически.
Для себя же мы выделили ряд условий эффективного развития личности ребёнка, очень важно , чтобы родители:
- обеспечивали ему эмоциональный комфорт;
- более глубоко ориентировались на его психологию, внутренние проблемы, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
- обогащали его социальный опыт;
- шли на контакт с другими сферами социального становления ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА «Презентация проекта по взаимодействию педагогов и родителей по повышению статуса отца в семье «Папа – мой лучший друг».
В соответствии с ФГОС ДО, действующим с 01 января 2014 года, одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, является взаимодействие с родителями (законными предст...
Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.
Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...
Мастер класс. Проект Партнёрские способы взаимодействия воспитателя и родителей
Цель проекта: повышение активности родителей через приобщение к участию в жизни детского сада и использование актуальных форм и методов взаимодействия с родителями в ДОУ....
"Социализация - фактор личностного развития ребенка"
Практический опыт по направлению в образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" по теме: "Социализация - фактор личностного развития ребенка"....
Предметно-пространственная среда как фактор личностного развития ребенка в сооветствии с требованиями ФГОС
Важнейшими задачами современного детского сада являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их всестороннего и...
Консультация для родителей "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И СЕМЬИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА"
Одно из основных условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, успешного обучения в школе - своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. Как показывает практика, д...
Взаимодействие педагогов и семьи в педагогическом сопровождении развития ребенка
Презентация к родительской конференции Взаимодействие педагогов и семьи в педагогическом сопровождении развития ребенка...