Проект: «Удивительная соль»
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель проекта:
Создание условий для формирования у детей готовности самостоятельно
изучать окружающий мир, решать задачи в процессе поисковой деятельности.
Познакомить их с необычными свойствами соли, как она попадает к нам на стол.
Выяснить области применения соли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvetnaya_sol.docx | 24.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: «Эта удивительная соль»
(экспериментально – исследовательский)
для детей старшего дошкольного возраста
Вид проекта:
Краткосрочный, исследовательский, познавательный, творческий
Участники проекта: воспитанники старшей группы №2, воспитатель
Цель проекта:
Создание условий для формирования у детей готовности самостоятельно
изучать окружающий мир, решать задачи в процессе поисковой деятельности.
Познакомить их с необычными свойствами соли, как она попадает к нам на стол.
Выяснить области применения соли.
Задачи:
1. Вызвать интерес к исследованию соли, её свойств и качеств.
2. Исследовать свойства соли опытным путём.
3. Расширить представления о добыче соли.
4. Развивать у детей стремление к поисково - познавательной деятельности.
5. Развивать мыслительную активность и творческие способности детей.
6. Развивать любознательность, уверенность в своих силах.
Актуальность:
Ребёнок по своей натуре исследователь. Любознательность и стремление к
экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из
наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод
проектирования. Главное достоинство метода проектирования заключается в том, что
детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью
взрослых установить представления о различных сторонах изучаемого объекта.
Почему соль? Интересное и необычное всегда рядом, не требует особых усилий
и затрат. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известна и знакомая,
непознанная и таинственная.
Гипотеза:
При исследовании соли, расширить знания о ней не только как о веществе,
необходимом для жизни человека, но и об интересном материале для проведения
различных опытов, наблюдений и применении в детском творчестве.
Ожидаемый результат:
1. Расширить знания о соли, её основных признаках, свойствах, местах добычи, об
использовании человеком.
2. Формирование знаний, навыков экспериментирования, повышение уровня усвоения
программного материала.
3. Пополнение предметно-развивающей среды: создание картотеки опытов, загадок,
пословиц о соли.
4. Развитие наблюдательности, внимания, умения сравнивать.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный этап.
Постановка целей, задач для экспериментирования, подбор информации по теме
проекта.
Беседа с детьми по теме: «Соль. Что мы знаем о соли?». Наблюдения: «Как мама
использует соль в домашних условиях?», «Незамерзающая соль» (на прогулке)
Просмотр презентации о добыче соли и применении её в разных областях: «Как соль
приходит к нам на стол?».
Рассматривание соли через лупу, обратить внимание детей на то, что соль
бывает разная (мелкая, крупная, очищенная, каменная, поваренная). Разгадывание
загадок. Чтение информации о том, какую роль играла соль в средние века.
В конце этого этапа прогнозируется возрастание интереса к изучению соли у
детей, формирование желания провести эксперименты и опыты с солью.
2. Основной этап: Опытно-экспериментальная деятельность.
№ п/п Название опыта Материал:
1 Из чего состоит соль?
Соль, увеличительное стекло (лупа),
разные виды соли (мелкая, крупная,
йодированная, со специями).
2 Соль хрустит Соль, ложка, тарелочка
3 Соль растворяется в воде Соль, стеклянный сосуд, вода
4 Соль в холодной и горячей воде Соль, стеклянные сосуды, холодная и
горячая вода
5 Эффект «Мертвого моря» Соль, стеклянные сосуды, картошка,
сырое яйцо
6 Металл и соль Соль, гвоздь, стеклянный сосуд, вода
7 Снежная ветка сосны Соль, ветка сосны, горячая вода, тазик,
источник тепла (отопительная батарея)
8 Выращивание кристаллов
Соль, стеклянный сосуд, шерстяная
нить, карандаш, скрепка, прищепка
деревянная
9 Лавовая лампа Соль, стеклянный сосуд, растительное
масло, пищевой краситель, вода
Сначала мы изучили свойства соли. Для этого провели опыты и выяснили, что
соль белого цвета, не имеет запаха, при нажатии скрипит как снег, сыпучая,
растворяется в тёплой воде быстрее, чем в холодной, в насыщенном солёном
растворе яйцо не тонет, при испарении воды из солёного раствора остаются
кристаллики соли. В солёной воде лёд растворяется быстрее, чем в пресной.
Окрашивали соль разными цветами, после чего делали сувениры.
Самым интересным для детей стал эксперимент по выращиванию кристаллов.
Дети проводили эксперименты самостоятельно и с помощью взрослых, следуя
чётким инструкциям. В процессе исследовательской деятельности дети уверенно и с
интересом выполняли опыты, наблюдали, удивлялись увиденному, делали выводы.
3. Заключительный этап.
- Продуктом нашего проекта стало рисование картин при помощи соли.
- Изготовление картотеки проведённых опытов с солью.
- Обогащение опытно - экспериментальной лаборатории образцами соли.
Результат.
В процессе проведённой работы дети обобщили знания о соли, расширили
знания о том, какие виды соли бывают, как её добывают и где используют. А так же
убедились, что неизведанное рядом и самые простые и знакомые вещи могут быть
необычными и очень интересными.
Материалы для проведения проекта.
- Оборудование и материалы для проведения опытов: лупы, прозрачные баночки,
стаканчики, ложки, соль, яйцо, лёд, вода, гуашь.
- Материал для рисования: альбом для рисования, соль, клей ПВА, цветная соль.
Беседа с детьми старшей группы на тему: «Соль. Что мы знаем о соли?»
Цель: уточнить знания детей о соли, ее свойствах, качествах и применении.
Материал и оборудование: посылка с солью, мультимедийная презентация, компьютер,
проектор, экран.
Ход занятия:
Приветствие
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся
Улыбнёмся, подмигнём.
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка. Давайте
посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А
теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у
кого-то крупное с горошек- что же это может быть? Дети, вы любите разгадывать загадки?
Тогда отгадайте, что спрятано мешочках?
Воспитатель загадывает загадку:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)
Откройте мешочки. Что там? (соль)
Педагог высыпает соль в емкость и задает вопрос: «Для чего нужна соль? Где люди
используют соль?»
Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Происхождение слова «соль», по
мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца –
Солонь.
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад
соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была
соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные
уходили «несолно- хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета –
соль рассыпал – к ссоре.
Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.
Без соли, без хлеба худо беседа.
Пуд соли вместе съесть.
Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.
Без денег торговать, как без соли хлебать.
Без попа, что без соли. Без попа не приход.
Без соли – что без воли: жизнь не проживешь.
Без соли и стол кривой
Без соли и хлеб не естся.
Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно
Без соли невкусно, а без хлеба не сытно.
Без соли стол кривой.
Без соли, без хлеба – половина обеда.
Без соли, без хлеба – худа беседа
Без соли, без хлеба за стол не садятся.
Без соли, без хлеба худая беседа.
Без соли, что без воли: жизнь не проживешь.
Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней
всегда относились бережно и уважительно.
Показать презентацию «Как соль попадает к нам на стол?» - А вы хотите узнать, как
люди стали добывать соль?
Педагог демонстрирует презентацию «Как соль попадает к нам на стол?». - Наша планета
очень богата солёными место рождениями.
Люди научились добывать соль различными способами
Так же соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала?
Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был
океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль
кристаллизовалась. И образовались горы.
Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности
не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.
Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?
Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца,
нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.
Воспитатель: - Как вы думаете, где можно использовать соль?
В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.
Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.
Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые
компрессы при ушибах, полоскание горла).
А еще соль полезна и животным.
В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется
в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.
В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом.
На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины
посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не
поскользнулся, не упал.
Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней соль, передавать и
говорить)
1. Чтобы консервировать овощи
2. Чтобы использовать в медицине
3. Чтобы посолить суп
4. Чтобы посыпать дорожки зимой
5. Чтобы добавить в жареную картошку
6. Чтобы посолить салат
7. Чтобы засолить грибы
8. Соль нужна для животных
Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для
приготовления пищи
Картотека опытов с солью
Опыт № 1: «Из чего состоит соль»
Взяли тарелочку с солью. Что можно сказать о её внешнем виде? (соль похожа
на порошок). Рассмотрим соль в увеличительное стекло. Что можем увидеть? (соль
состоит из белых кристаллов)
Вывод: соль состоит из маленьких кристаллов.
Опыт №2 «Соль хрустит»
Дети насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё сухой ложкой, после
чего они услышали хрустящие звуки. Они сравнили их с ходьбой по снегу в морозный
день.
Вывод: Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на
соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Опыт №3 «Соль растворяется в воде»
Для опыта мы взяли прозрачный стакан с водой, насыпали соль в воду и стали
наблюдать.
Вывод: При взаимодействии с водой соль растворяется
Опыт №4 «Соль в холодной и горячей воде»
Взяли два прозрачных стакана: один с холодной водой, другой с горячей водой.
Насыпали в оба стакана по три ложки соли и хорошо размешали.
Вывод: Мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем
выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.
Опыт №5 «Плавающая картошка и яйцо»
Для опыта взяли 2 сырых яйца (картошки) и две кружки (стакана) с водой.
Налили воду в кружки, в одну кружку насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали, а
в другую нет. Положили в обе кружки яйца (картошку). Там, где была солёная вода,
яйцо (картошка) всплыло, а где нет – утонуло. А когда смешали оба раствора – яйцо
(картошка) оказалось примерно посередине кружки.
Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (эффект
«Мёртвого моря»)
Опыт № 6 «Металл и соль»
Понадобится: гвоздь, стакан, вода и соль.
1. Приготовить соляной раствор.
2. Опустить гвоздь в соляной раствор, затем достать, не вытирая воду. После того, как
вода высохла, на гвозде стали заметны белые пятна, которые через сутки превратились
в следы ржавчины, а она и разрушает металл.
Вывод: соль оставляет следы на металле, вызывая появление ржавчины, которая
служит началом коррозии металлических поверхностей.
Опыт №7«Снежная ветка сосны»
Мы для опыта взяли ветку сосны, налили в тазик горячей воды, положили туда
ветку сосны и насыпали соли.
На следующий день мы вытащили ветку и положили её сохнуть на батарее.
Ещё через 2-3 дня мы увидели, что наша веточка стала серебристая, как после мороза.
Опыт №8 «Выращивание кристаллов»
Кристалл - это твердая порода, состоящая из меленьких трехмерных фигур.
Для опыта нам понадобились стакан соленой воды, нить, привязанная к карандашу.
Поместили нить в стакан и стали наблюдать.
Через 5 дней образовались кристаллы соли на нитке и карандаше.
А что произойдет, если к одной нити привязать скрепку, а к другой – деревянную
щепку?
Вывод: На нитке, к которой была привязана щепка, кристаллов образовалось больше.
Это говорит о том, что чем более шероховатая поверхность, тем лучше на ней будут
удерживаться, а значит и быстрее образовываться кристаллы
Опыт №9 «Лавовая лампа»
Нужны: Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых
красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка.
Опыт: Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло
будет плавать по поверхности. Добавьте пищевой краситель к воде и маслу. Потом
медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.
Объяснение: Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль
тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью
начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла
и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт
более наглядным и зрелищным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Удивительная соль"
Название проекта Удивительная сольВозраст детей Старший дошкольный возраст 6-7 летТип проекта...
Исследовательский проект«Удивительная соль»
Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок уже в 4 года говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит...
Проект "Удивительная соль"
Актуальность нашей работы заключается в том,чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах....
Исследовательский проект "Удивительная соль"
Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок уже в 4 года говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи...
Исследовательский проект «Удивительная соль»
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне...
Проект "Удивительная соль"
Проект «Эта удивительная соль»Цель проекта: Создание условий для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.Задачи:Выяснить: что такое соль...
Исследовательский проект "Удивительная соль"
Проведение с детьми "Опыты с солью"...