КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ДОУ»
консультация
Распростронение педагогического опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult_dlya_pedagogov_eksperiment.docx | 20.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 9
«Канашевский детский сад « Золотой ключик»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ДОУ»
Подготовила воспитатель: Артёмова Л.Г.
«ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ДОУ»
Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду с игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия, предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.
Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее развивается его речь.
В связи с этим, особый интерес представляет детское экспериментирование.
В процессе детского экспериментирования дети учатся:
- Видеть и выделять проблему
- Принимать и ставить цель
- Анализировать объект или явление
- Выделять существенные признаки, связи
- Выдвигать гипотезы, строить сложные предложения
- Отбирать материал для самостоятельной деятельности
- Делать выводы
Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и др. Он задумывается о таких физических явлениях как замерзание воды зимой, выпадение осадков, распространение звука в воздухе, в воде и др.
В нашем детском саду мы создаём условия для развития познавательной и речевой деятельности ребёнка средствами экспериментальной деятельности.
- Мы проводим опыты с объектами живой и неживой природы (с растениями, насекомыми, воздухом, водой, песком, землёй);
- Знакомимся с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
- Знакомим с основными видами движения (скорость, направление);
- Развиваем географические представления – знакомим с глобусом, даём знания о Солнечной системе, о различных космических явлениях;
- При проведении опытов знакомим детей с правилами техники безопасности.
Опыты и эксперименты проводятся разные: демонстрационные (педагог сам проводит опыт и демонстрирует его; а дети следят за ходом и результатами) и фронтальные (объекты эксперимента находятся в руках у детей) – те и другие учат детей наблюдать, анализировать, делать выводы.
Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
В процессе экспериментирования (самостоятельного или под руководством взрослого) дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если…?), почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек», направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию у ребёнка познавательной активности, логического мышления, связной речи.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами, так как каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.
Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действий рекомендуем и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты.
Требования к оформлению и содержанию уголков экспериментирования
1. Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, распределяются по разделам: «Вода», «Воздух», «Свет, цвет», «Вес, притяжение», «Звук», «Песок, глина, камни», «Магниты», «Теплота», «Земля, космос», «Бумага», «Стекло», «Резина».
2. В уголке экспериментирования необходимо иметь:
- Приборы – помощники: увеличительные стекла, весы(безмен), песочные часы, компас, магниты;
- Разнообразные сосуды из различных материалов(пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
- Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.
- Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки.
- Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.
- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.
- Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без иглы), мерные ложки, резиновые груши.
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилки для ногтей, сито, свечи и др.
- Детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
3. Карточки-схемы проведения экспериментов оформляют на плотной бумаге и ламинируют, на обратной стороне карточки описывают ход проведения эксперимента.
4. В индивидуальных дневниках экспериментов ставится дата их проведения, название и помечается самостоятельно или совместно с воспитателем проведен эксперимент.
5. В каждом разделе на видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
6. Материал, находящийся в уголке экспериментирования, должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Экспериментирование в образовательной области Художественное творчество""
Консультация для педагогов по теме "Экспериментирование в образовательной области Художественное творчество" .Нетрадиционные виды рисования в разных возрастных группах,использование нетрадиционн...
Консультация для педагогов «Экспериментирование в старшем возрасте»
Экспериментирование - это деятельность, которая позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях. Главная особенность детского экспериментирования ...
Консультация для педагогов "Экспериментирование в детском саду"
Экспериментальная деятельность в детском саду, как правило, связана с экологией, а как же творческое экспериментирование? Добавьте его к своей системе работы по экспериментальной и исследовательской д...
Консультация для педагогов "Экспериментирование как средство познания окружающего мира"
Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Приводится гипотеза о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято...
Консультация для педагогов "Экспериментирование как одно из средств развития познавательной активности дошкольников с нарушением слуха."
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать...
Консультация для педагогов "Экспериментирование, наблюдения и опыты во 2 младшей группе"
Консультация для педагогов "Экспериментирование во 2 младщей группе"...
Консультация для педагогов Экспериментирование летом
Консультация для педагогов Экспериментирование летом...