Консультация для педагогов "Экспериментирование в детском саду"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Белицкая Эльвира Михайловна

Экспериментальная деятельность в детском саду, как правило, связана с экологией, а как же творческое экспериментирование? Добавьте его к своей системе работы по экспериментальной и исследовательской деятельности с детьми. Ведь объекты для экспериментов мы используем каждый день в обыденной жизни(бумага, картон, ткань, краски), а мало чего  знаем об их свойствах и качествах. Эта консультация поможет вам более полно использовать один из ведущих видов деятельности- экспериментирование в своей работе. Всем будет только польза, и вам, и детям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Экспериментирование в детском саду»

Что такое экспериментирование и для чего оно нужно? На этот вопрос можно ответить очень просто. Для того чтобы понимать, нужно исследовать. Именно исследование и предполагает экспериментальная деятельность. Обследовать не только внешний вид предмета, но и его свойства- вот что нужно маленьким исследователям. Чем больше свойств и качеств предмета открылось детям, тем проще им с ним общаться. В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.
Проблемные ситуации, экспериментирование  могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию  и т д.), которое ориентировано на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)

Для организации экспериментирования в детском саду должна быть выделена специальная зона, которая вмещает в себя: место для выращивания растений; место для хранения природного и бросового материала; место для проведения опытов и место для работы с дневниками наблюдений.

Материалы для организации экспериментирования:
1. Бусинки, пуговицы.
2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
3. Пластиковые бутылочки разного размера.
4. Разноцветные прищепки и резинки.
5. Камешки разных размеров.
6. Винтики, гайки, шурупы.
7. Пробки.
8. Пух и перья.
10. Фотопленки.
11. Полиэтиленовые пакетики.
12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
13. Спилы дерева.
14. Вата, синтепон.
15. Деревянные катушки.
16. Киндер-сюрпризы
17. Глина, песок.
18. Вода и пищевые красители.
19. Бумага разных сортов, картон, ткань                                         20.Гуашь, палитры, кисти.

Работа направлена на создание условий для развития познавательной активности детей в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагоги решают следующие задачи:

- сочетают показ с активным действием ребёнка по обследованию предмета (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.) ;
- учат сравнивать сходные по внешнему виду предметы и описывать их;
- учат детей сопоставлять факты и делать выводы из своих рассуждений;
- формируют умение использовать опыт практической деятельности, игровой опыт в повседневной жизни.
Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д.).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).

4. Об основных и дополнительных цветах и их оттенках.
5. О способах исследования объекта.
6. О предметном мире.
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина);

Привожу примерные упражнения, с помощью которых можно познакомить детей с окружающим миром:

«Вода и её свойства»
Цель : познакомить детей со свойствами воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней  растворяются вещества).

«Дует, дует ветерок»
Цель : познакомить детей с одним из свойств воздуха- движением; дать представление о том, что движение  воздуха- это ветер.

«Поиграем с солнышком»
Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или  темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

«Чудесный песок»
Цель: познакомить детей со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).

«Ароматный мешочек »
Цель : познакомить с органами чувств и их назначением.

«Поиграем с ветерком»
Цель: обнаружить движение воздуха в природе, показать зависимость направления воздуха от источника, из которого он исходит; дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его  легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

«Ветер по морю гуляет»
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить  различать его силу.

«Что такое снег и его свойства»

Цель: познакомить со свойствами снега в морозную и тёплую погоду: холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится или мокрый, липкий, хорошо лепится.

«Мороз и снег»
Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры  воздуха.

« Снег- вода»
Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает  в  тепле).

«Замороженная вода»
Цель: продолжить знакомство детей со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).

«Свойства льда»
Цель: познакомить со свойствами льда (лед- это твердая вода, в тепле лед  тает), учить устанавливать простейшие закономерности.

«Цветные льдинки»
Цель: закрепить представления детей о свойствах воды( окрашивается и замерзает)и закрепить знание основных цветов.

«Поплывёт или утонет?»
Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются  на  поверхности воды, другие тонут)

 «Бумага, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

«Посадим лучок» 
Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия  света и воды для роста и развития растений.

«Лёгкий- тяжёлый»
Цель: развивать представление о весе предметов.

 «Солнечные зайчики»
Цель : дать представление о том, что «солнечный  зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

«Ожившая веточка »
Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в  воду.

«Древесина, ее качества и свойства »
Цель : учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качества(твердость, структуру  поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

«Спрячем или нет?»
Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая,  прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.

 «Песочные пирожки»
Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.

«Сравнение песка, почвы и глины»
Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины. Дать первоначальные представления о их отличительных особенностях.

«Ткань, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает,  горит).

Кроме того, в экспериментирование можно включить и ознакомление с процессом смешивания цветов для получения новых цветов и оттенков.

Результаты экспериментальной деятельности должны фиксироваться в дневниках наблюдений, которые есть у каждого ребёнка. Это поможет в дальнейшем определить над чем ещё нужно поработать с тем или иным ребёнком.

В продолжении этой темы в детском саду создаётся уголок наблюдений, который располагается в группе, а в летний период выносится на огород. В этом уголке дети наблюдают за процессами, происходящими в земле. Это и земные слои, и работа червей, и отличие сухой земли от политой, и многое- многое другое….

Дети, которые принимают участие в экспериментах, получают огромный опыт, который просто на словах никогда не приобретёшь.

Дерзайте, экспериментируйте, изучайте и наши дети будут самыми умными, самыми счастливыми и самыми решительными.

Удачи нам всем!


DSCN5133.JPG





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей в детском саду по ПДД: «Безопасность детей — забота взрослых» Консультация для родителей в детском саду по ПДД — одна из востребованных форм работы, ведь охрана жизни, здоровья детей —приоритетная задача дошкольного учреждения и

Консультация для родителей в детском саду по ПДД — одна из востребованных форм работы, ведь охрана жизни, здоровья детей —приоритетная задача дошкольного учреждения и семьи. О том, что и к...

Консультация родителей младших групп детского сада. Детские капризы и истерики, как быть и что делать взрослым?

Довольно часто можно услышать от родителей, что их чадо ведет себя очень агрессивно и неуправляемо. Капризничает по поводу и без, ставя в неловкое положение, и даже вгоняя в ступор родителей. На улице...

Консультация для родителей в детском саду «Детское экспериментирование»

- Побуждать родителей использовать экспериментирование в повседневной жизни.- Укреплять сотрудничество между родителями и детьми.- Укреплять сотрудничество между родителями и педагогом.- Формировать п...

Консультация для родителей в детском саду «Предупреждение детских неврозов».

Консультация для родителей в детском саду«Предупреждение детских неврозов»....

Консультация для родителей в детском саду. Детские манипуляции

Что делать, если ребенок манипулятор?Детские манипуляции — это фактор, который довольно распространен среди подрастающего поколения. Маленькие бунтари и провокаторы часто пытаются сыграть на чув...