Консультация для педагогов "Экспериментирование, наблюдения и опыты во 2 младшей группе"
консультация (младшая группа)
Консультация для педагогов "Экспериментирование во 2 младщей группе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentirovanie.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы для организации экспериментирования.
(младший возраст)
1.Бусинки, пуговицы.
2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
3. Пластиковые бутылочки разного размера.
4. Разноцветные прищепки и резинки.
5. Камешки разных размеров.
6. Пробки.
7. Семена фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
8. Киндер-сюрпризы
9. Глина, песок.
10. Бумага разных сортов.
Содержание исследовательской деятельности детей (младший дошкольный возраст)
Задачи:
- Сочетать показ с активным действием ребенка по обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.)
- Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.
- Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
- Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.
Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
1.О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).
Перспективное планирование опытов, экспериментов и наблюдений.
Сентябрь.
*Опыт «Почему не получился куличик?»
*Опыт «Что в пакете?»
-Наблюдение «Растения пьют воду»
Октябрь
*Опыт «Поиграем с ветерком»
*Опыт « Игры с соломинкой».
Ноябрь
*Опыт «Узнаем, какая вода».
Декабрь
*Опыт «Снег в комнате тает».
*Опыт: «Свойства снега».
Январь
*Опыт «Окрашивание воды»
*Опыт: «Свойства глины»
Февраль
*Опыт: «Деревянный брусочек».
Опыт – наблюдение «Посадка лука»
Март
*Опыт «Бантик из бумаги и ткани».
*Опыт «Свойства воды».
Апрель
*Опыт «Весёлые кораблики».
*Опыт «Свойства солнечных лучей».
Май
Наблюдение «Веточка березы»
*Опыт «Свойства мокрого песка».
*Опыт «Делаем дорожки и узоры из песка».
*Опыт «Свойства солнечных лучей».
*Опыт «Поиграем с солнышком»
Опытно – экспериментальная деятельность с детьми.
«Почему не получился куличик?»
Цель: ознакомление со свойствами песка.
Песок сухой – сыпучий, из него нельзя изготавливать куличики; песок мокрый – не сыпучий, из него можно изготовить куличики.
«Что в пакете?»
Цель; обнаружение воздуха в окружающем пространстве.
Материал: полиэтиленовые пакеты.
Описание опыта: дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Педагог спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, педагог набирает в пакет воздух и закручивает пакет так, чтобы он стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нём ничего нет. Педагог обращает внимание детей на то, что когда открыли пакет, он перестал быть упругим. Объясняет, что в нём был воздух. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой. (Воздух прозрачный, невидимый, лёгкий.)
«Поиграем с ветерком»
Цель: познакомить со свойствами воздуха (движение, направление).
Материал: бумажные вертушки, султанчики.
Описание опыта: Дети на прогулке играют с вертушками и султанчиками. Вместе с педагогом обсуждают, почему они вертятся, определяют скорость, силу и направление ветра по вертушкам. Смотрят на деревья, по наклону ветвей определяют силу ветра.
Вывод: при наличии ветра лопасти бумажных вертушек и султанчики вращаются медленно или с ускорением. По вращению лопастей вертушки можно определить направление ветра. Скорость, силу и направление ветра можно определить и по наклону ветвей деревьев.
« Игры с соломинкой».
Цель: ознакомление с тем, что внутри человека есть воздух.
Материал: трубочки для коктейля, ёмкость с водой.
Описание опыта: дети дуют в трубочки на поверхность воды, появляются волны и пузыри. Педагог отмечает, что волны и пузыри на поверхности воды появились потому, что внутри человека есть воздух.
Вывод. Внутри человека есть воздух.
«Узнаем, какая вода».
Цель: закрепление знаний о свойствах воды (прозрачность, без запаха, льётся).
Описание: дети рассматривают воду в прозрачном сосуде, наблюдают за тем, как педагог переливает её из одного сосуда в другой.
«Снег в комнате тает».
Цель: ознакомление со свойствами снега (тает и переходит в жидкое состояние – воду – при повышении температуры воздуха).
Материал: снег, баночка.
Описание опыта: на прогулке педагог набирает в баночку снег и ставит в групповой комнате. Дети под руководством педагога наблюдают за снегом.
Вывод: от комнатного тепла снег тает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.
«Свойства снега».
Цель: ознакомление со свойствами снега (снег при повышении температуры воздуха тает).
Материал: снег.
Описание опыта: педагог на прогулке берёт снег в руки и показывает детям, как он медленно тает от тепла.
«Деревянный брусочек».
Цель: ознакомление с некоторыми свойствами дерева (твёрдое, не ломается, лёгкое, не тонет).
Материал: деревянные брусочки, предметы, сделанные из дерева (ложка, карандаш, матрёшка, стул), ёмкость с водой.
Описание опыта: педагог приносит коробку. Дети выясняют, что в коробке лежат бруски дерева. Педагог предлагает детям взять по брусочку и определить, какие они. Дети вместе с педагогом совершают разные действия с брусочками: гладят (гладкие), пробуют переломить (прочные), опускают в воду (плавают, не тонут), держат в руке (лёгкие). Затем педагог предлагает найти предметы, сделанные из дерева.
Вывод: дерево твёрдое (не ломается), лёгкое (при погружении в воду не тонет, плавает).
«Свойства воды».
Цель: ознакомление с одним из свойств воды.
Материал: сосулька (кусочек льда).
Описание опыта: педагог показывает детям сосульку, они её рассматривают, трогают. Педагог задаёт вопрос: «Какая она?» (холодная, прозрачная, гладкая). Сосульку вносят в тёплое помещение и наблюдают, как она тает, во что превращается.
Вывод: лёд (в виде сосульки) твёрдый, гладкий, холодный, прозрачный. При повышении температуры воздуха лёд постепенно тает, переходя в жидкое состояние (превращаясь в воду).
«Весёлые кораблики».
Цель: ознакомление с различными свойствами предметов (плавучесть).
Материал: таз с водой, предметы, сделанные из разных материалов.
Описание опыта: педагог наливает в таз воду и вместе с детьми опускает туда предметы, сделанные из разных материалов. Наблюдают, какие предметы тонут, а какие остаются на поверхности.
Вывод: не все предметы плавают, наличие свойства плавучести зависит от материала, из которого они сделаны.
«Бантик из бумаги и ткани».
Цель: ознакомление со свойствами бумаги (мнётся, рвётся, размокает в воде) и ткани (мнётся, разглаживается, намокает в воде).
Материал: кукла, полоски бумаги и ткани, ёмкость с водой.
Описание опыта: педагог приносит куклу Катю и говорит, что она грустная, так как не может завязать бантик. У Кати много разных бантиков, но все они сделаны из бумаги. Педагог объясняет кукле, что бант из бумаги порвётся, но Катя «упрямится» и хочет завязать бант из бумаги. Все дети пробуют завязать бант и убеждаются, что он рвётся. Затем кукла «просит» постирать бант из бумаги. Дети пробуют окунуть банты из бумаги в воду. Банты намокают и рвутся. Аналогично проводятся опыты с бантами из ткани.
Выводы: бумага рвётся, намокает в воде,
Ткань мнётся, её можно стирать, гладить.
«Свойства солнечных лучей».
Цель: ознакомление со свойством солнечных лучей (нагревание предметов).
Описание опыта: педагог предлагает детям намочить резиновые мячи и оставить на солнышке высыхать.
Вывод: солнечные лучи согревают резиновый мячик и вода высыхает (испаряется).
«Поиграем с солнышком»
Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).
«Свойства солнечных лучей».
Цель: ознакомление со свойствами солнечных лучей (под воздействием солнечных лучей испаряется вода).
Описание опыта: дети в течение дня наблюдают за испарением воды в блюдце.
«Свойства мокрого песка».
Цель: ознакомление со свойствами песка (сухой песок рассыпается, мокрый песок лепится, высыхает под воздействием солнечных лучей).
Материал: песок, лейка с водой, формочки.
Описание опыта: намочить песок и понаблюдать с детьми, как он будет высыхать. Попробовать сделать торт из сухого и мокрого песка при помощи формочек. Сравнить, сделать вывод.
Вывод: мокрый песок лепится, из него можно лепить разные фигурки; сухой песок рассыпается. Мокрый песок на солнце высыхает.
«Делаем дорожки и узоры из песка».
Цель: ознакомление со свойствами песка (из сухого песка можно выполнить любой узор, из мокрого – нет).
Материал: песок, лейка с водой, бутылочка.
Описание: педагог даёт детям пластмассовые бутылочки, наполненные сухим и мокрым песком, и показывает, как можно рисовать узоры на земле. Мокрый песок не выпадает из бутылки, тогда как сухой свободно высыпается.
Вывод: сухой песок сыпучий, наполнив им бутылочку, можно сделать дорожку или иной узор. Мокрый песок тяжёлый, не выпадает из бутылочки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей «Обогащение сенсорного опыта детей младшей группы»
КОНСУЛЬТАЦИЯдля воспитателей«Обогащение сенсорного опыта детей младшей группы»...
Наблюдения на прогулке 2 младшая группа
Наблюдение....
Занятие-наблюдение "Водичка, водичка" ( 1 младшая группа)
Воспитание культурно-гигиенических навыков- один из важнейших аспектов развития в жизни малыша. В представленном материале представлен вариант ознакомления детей со свойствами воды, ее значением в жиз...
Консультация для родителей Наблюдения и Опыты за снегом и льдом
Ребенок, совершая открытия, получает реальные представления об изучаемых объектах. То, что ребенок пропустил через себя, через свои действия, ощущения становится ему более понятным, чем, если бы он вы...
Консультация для родителей Наблюдения и Опыты за снегом и льдом
Ребенок, совершая открытия, получает реальные представления об изучаемых объектах. То, что ребенок пропустил через себя, через свои действия, ощущения становится ему более понятным, чем, если бы он вы...
Консультация для родителей Наблюдения и Опыты за снегом и льдом
laquo;Самое лучшее открытие – то,которое ребенок делает сам»....