КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОМПОНЕНТОВ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
картотека (старшая группа)
КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОМПОНЕНТОВ ГОЛОСА
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka.docx | 67.97 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОМПОНЕНТОВ ГОЛОСА
(тембр, длительность, сила, высота)
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развитие тембра голоса.
Упражнения на развитие тембра и длительности вырабатывают звонкость, снижают напряжения мышц шеи и гортани, зажатость челюсти. Они придают речи ровность, гибкость и выносливость голоса, т.е. способность выдерживать продолжительную голосовую нагрузку, не теряя качества звучания.
Упражнение 1
И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки в замке над головой. Вдохнуть через нос, слегка прогнувшись назад. Наклоняясь вперед, медленно выдохнуть. При этом произносить каждый раз новый гласный: «а», «о», «у», «ы», «э».
• «А» – руки вверх.
• «О» – руки кольцом перед собой.
• «У» – руки рупором.
• «Ы» — руки овалом впереди.
∙ «Э» – руки овалом сзади.
Упражнение 2
И.п. стоя, положить руки на грудь. Наклоняясь вперед, на выдохе произносить несколько гласных звуков, доводя продолжительность выдоха до 7–10 секунд.
Упражнение 3.
Произносить на выдохе нараспев слова, пословицы, поговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.
Мы в лес пойдем «Эх! Удивлю сейчас я всех!».
(Дети поднимают руки в стороны и Натянул потуже лук,
вверх) Да стрела застряла вдруг!
Детей позовем: «Ay! Ay! ». И вокруг сказали все:
(Делают руки рупором) «Э__ э__ э__ э».
Взял я лук и крикнул:
Упражнение 4.
Стоя или сидя, сделать короткий вдох через нос. Выдыхая, с закрытым ртом, без напряжения произносить с вопросительной интонацией «м» или «н», добиваясь при этом ощущения легкой вибрации в области носа и верхней губы. Упражнение 5.
Глубоко вдохнуть. На одном выдохе произносить сначала коротко, а затем протяжно один из открытых слогов: «Мо-моо, му-муу».
Рано-рано поутру Пастушок: «Туру-ру-ру!». А коровы вслед ему Замычали: «Му-мууу».
Развитие длительности и устойчивости звучания основного тона голоса.
Упражнение 1.
Плавно соединить руки округло перед собой (или над головой) и произнести протяжно: «О». Резко опустить соединенные руки вниз и произнести коротко: «О». То же с слогами, словами.
Упражнение 2.
Плавно развести руки в стороны и произнести протяжно: «А». Затем прямые руки соединить перед грудью и произнести: «У». Резко развести руки и коротко произнести: «А», соединить – «У».
Упражнение 3.
Стоя, развести руки в стороны, покачивая ими («самолет летит»), произнести протяжно: «В». Резко опустить руки вниз, присесть и произнести коротко: «В» («самолет сел»).
Развитие силы голоса.
Умение изменять силу голоса – одно из важных его выразительных средств. Нужно научить ребенка говорить громко, но не «крикливо», четко, постепенно изменяя силу голоса - от громкого произнесения к среднему и тихому, и наоборот.
Упражнение 1.
Стоя разводить опущенные руки в стороны и тихо произносить: «А». Разводить руки в стороны от груди, чуть громче: «А». Руки над головой, громко: «А». Так же с другими гласными.
Упражнение 2.
Шагать на месте (ходить по кругу) под звучание бубна или барабана: громкие удары — шагать, поднимая высоко ноги и громко произнося: «топ-топ-топ», удары потише — шагать обычно, произнося: «топ-топ-топ» голосом разговорной громкости, тихие удары — слегка поднимать ноги и произносить звукосочетания тихо.
Мы хлопаем руками: «Хлоп-хлоп-хлоп».
Мы топаем ногами: «Топ-топ-топ». Упражнение 3.
Сидя или стоя считать до 5 (10), с постепенным понижением силы голоса (от громкого до тихого), представляя, что спускаешься с верхнего этажа в подвал (и наоборот).
Упражнение 4.
Чтение стихотворения с изменением силы голоса с каждым куплетом. Смысловое содержание каждого куплета соответствует рекомендуемому изменению силы голоса, что облегчает его правильную подачу.
Была тишина, тишина, тишина...(Почти без голоса, одной артикуляцией).
Вдруг грохотом грома сменилась она. (Шепотом)
И вот уже дождик тихонько – ты слышишь? (Голосом разговорной громкости).
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
Наверно, сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит. Уже барабанит! (очень громко).
Развитие диапазона высоты голоса
Изменение высоты голоса – одно из наиболее значительных средств его выразительности. Она создает мелодику тона, т. е. движение голоса вверх и вниз. Мелодика тона окрашивает звучащее слово разнообразными оттенками чувства и мысли. Предлагаются упражнения на изменение высотной модуляции, которые способствуют развитию интонации, гибкости и постепенно расширяют объем голоса.
Упражнение 1.
Стоя разводить опущенные руки в стороны и произносить низким голосом: «О». Руки у груди, средним, нормальным голосом: «О». Руки вверху, высоким голосом: «О». Так же повторить с другими гласными и в сочетаниях с согласными типа «та–то–ту».
Упражнение 2.
Стоя медленно поднимать руки вверх, а затем опускать, произнося «У…..ту…» и
т.д. вначале низким голосом, который постепенно повышается, а затем снижается. Так же и с другими согласными.
Игра «Самолет».
Самолет идет на взлет. (Произносят низким голосом, руки опущены: «У»). Самолет летит, в нем мотор гудит. (Высоким голосом, руки в стороны: «У»); Самолет садится. (Низким голосом, руки опущены, приседают: «У»).
Упражнение 3.
Чтение стихотворного материала, связанного с изменением высоты голоса. Летит поезд во весь дух:
– Ух! Ух! Ух!
(Произносят высоким голосом, делая круговые движения согнутыми в локтях руками).
Загудел тепловоз:
«У-у-у-у».
(Низким голосом, останавливаются и гудят).
Домой деток повез:
«Ду-ду-ду ». (Приседают).
«Ой! – воскликнул окунек, – Я попался на крючок».
Произносят высоким голосом.
Сом сердито проворчал:
«Из-за шалости попал».
(Низким голосом).
Маленькие ножки.
Бежали по дорожке:
Топ! Топ! Топ!
(Высоким голосом с одновременным легким ритмичным постукиванием двумя пальцами). Большие ноги – Шли по дороге:
Топ! Топ! Топ! (Низким голосом, темп речи замедлен, пальцы тяжело стучат по столу).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Устное народное творчество как средство развития компонентов устной речи детей дошкольного возраста»
Моя работа, о развитие компонентов устной речи у детей с помощью устного народного творчества....
Картотека игр для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста
Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, включая их в организующий момент или в физкультминутку. Упражнения лучше п...
Упражнения для развития певческого голоса у детей дошкольного возраста.
В материале подобраны упражнения для развития у детей певческого и речевого дыхания, которое обязательно при пении....
Картотека игр для развития навыка общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Картотека игр для развития навыка общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития...
Сообщение для педагогов «Развитие компонентов устной речи детей дошкольного возраста в различных формах и видах детской деятельности»
К компонентам устной речи относится: словарь детей, формирование грамматического строя речи, развитие и совершенствование звуковой культуры речи (в нее входит развитие фонематического слуха, развитие ...
Использование инновационных технологий в развитии компонентов двигательной сферы детей дошкольного возраста с ОНР.
quot;Ум ребенка находится находится на кончиках его пальцев"- это высказывание неслучайно. Давно замечено, что речь ребенка непосредственно связана с развитием мелкой моторики. Поэтому важно уде...
КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОМПОНЕНТОВ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОМПОНЕНТОВ ГОЛОСАУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...