Выступление на педсовете н тему "Инновационные технологии, как одно из слагаемых художественно-эстетического воспитания дошкольников"
материал (старшая группа)

Выступление на педсовете на тему "Инновационные технологии, как одно из слагаемых художественно-эстетического воспитания дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete.doc716 КБ

Предварительный просмотр:

                         Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                      «Детский сад №7 «Теремок» Акбулакского района Оренбургской области

     

                                            Выступление на педсовете на тему:

                               «Инновационные технологии, как одно из слагаемых    

                           художественно-эстетического воспитания дошкольников»

                                                               

                                                                                              Разработала:

                                                                                              Воспитатель Тахирова О.В.

                                                                         Акбулак, 2024 г.

Выступление на педсовете на тему:

«Инновационные технологии, как одно из слагаемых художественно-эстетического воспитания дошкольников»

 

Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия,                заинтересованность. Слово «красивый» рано                входит        в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки.        Одновременно,        с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В

процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания.

Одним     из      приоритетных      направлений      деятельности      ДОУ является художественно-эстетическое развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.

Основная моя цель работы в данном направлении как воспитателя: создание системы работы по художественно-эстетическому развитию, обеспечивающей эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.

Для достижения поставленной цели реализую следующие задачи:

  • Изучить        современные        подходы        к        проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.
  • Создать условия, способствующие, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.
  • Использовать        современные        технологии        по        художественно-эстетическому развитию детей.
  • Развивать готовность        личности        ребенка        к        восприятию,        освоению,        оценке эстетических объектов в искусстве и действительности.
  • Совершенствовать эстетическое сознание, основы эстетического вкуса.
  • Приобщать к разным видам искусства;
  • Развивать эстетические        представления детей,        их художественно-творческие способности.

Задачи художественно-эстетического воспитания находятся в неразрывной связи и обеспечивают гармоничное развитие ребенка.

Систему работы по художественно-эстетическому развитию выстраиваю из взаимосвязанных между собой компонентов:

  • обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
  • создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание развивающей предметно –пространственной среды);
  • организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);
  • координация работы с другими учреждениями и организациями.

Систему педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленную на эстетическое развитие, выстраиваю в трех направлениях:

  • организованная деятельность (НОД, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры);
  • совместная деятельность педагогов и детей;
  • самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).

Процесс художественно-эстетического развития осуществляю с помощью определенных средств: эстетика быта, природа, различные виды искусств (декоративно-прикладное, музыкальное, живопись, литература, архитектура, театр). Ребятам предоставляю возможность познакомиться с произведениями знаменитых художников, с жанрами живописи, изучить такие понятия - как портрет, натюрморт, пейзаж, познакомиться со скульптурными произведениями великих мастеров.

Все названные средства эстетического воспитания эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. При отборе средств опираюсь на специфику самого средства, его потенциальные педагогические возможности, учитывая характер задачи, для решения которой избирается средство, и, конечно, принимаю во внимание возрастные и индивидуальные особенности развития.

Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы. Первая группа методов направлена на приобщение детей к искусству, развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного. Ведущими методами для        решения        этих        задач являются:        показ,        наблюдение,        объяснение,        анализ, пример взрослого.

Вторая      группа       методов       направлена       на       формирование навыков художественной    деятельности.     В     качестве     ведущих воспитателем используются практические методы: показ, упражнение, объяснение, моделирование, совместно-раздельная деятельность.

Выбор   форм,   методов   и   средств художественно-эстетического воспитания дошкольников определяется целями, задачами, возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей – их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры. Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему. Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.

Виды инновационных технологий в художественно-эстетическом развитии:

Использование ИКТ в работе с детьми:

Мультимедийное оборудование (создание и демонстрация презентаций, слайдфильмов, видеофрагментов, элементов и приемов графического изображения). Использую готовые электронные слайды, видео или мультимедиа презентации, в том числе и использую ресурс «интерактивной доски»,

«интерактивного стола». Использование презентаций целесообразно на любом этапе образовательной деятельности. Я использую:

  • демонстрацию (иллюстрации, фотографии, портреты, репродукции картин изучаемых художников),
  • видеоэкскурсию,
  • видеофрагменты, интерактивные модели, проектируя их на большой экран.

Пользуюсь программой PowerPoint. Эта программа позволяет полностью собрать все необходимые материалы для занятий, а затем продемонстрировать их в нужной последовательности на экране. Такие презентации можно использовать в непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с жанрами изобразительного искусства, во время знакомства с жизнью художников и их творческим наследием, а также для более подробного знакомства с тем или иным явлением природы, животным и т.д. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Следует затронуть и другой аспект. Как бы ни была разработана НОД, многое зависит от того, как педагог подготовится к ней. Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы деятельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон. После теоретической части всегда должна следовать практическая работа детей. В этой части деятельности тоже возможны варианты с использованием ИКТ.

Например, педагог рисует на доске, частично загораживая собой, весь процесс изображения и объяснения, что отрицательно влияет на качество подачи материала, возникает множество вопросов. При работе с красками к доске крепится лист бумаги, с помощью красок и кисти показываю приемы рисования. Это тоже неудобно, ведь краска может потечь с вертикальной поверхности. Также, когда педагог отворачивается к доске, он невольно теряет контакт с детьми. При использовании компьютерной техники можно наглядно и последовательно показать приемы изображения на большом экране. Видно и понятно всем. Дети при этом получают навыки приемов рисования, уверенно повторяют линии, вносят свою фантазию.

Интерактивная доска (индивидуальная работа детей, игры, программ мы творческих мастерских) Непрерывная образовательная деятельность с использованием интерактивной доски позволяет превратить образовательный процесс в увлекательную игру. Дети сами становятся ее участниками. В таком варианте возможны случаи, когда обучающиеся одновременно работают с педагогом, а на определенном этапе переходят к индивидуальной работе на доске по указаниям воспитателя. Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес, а движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание. Использование таких программ, повышает креативность ребенка; способствует оптимизации перехода от наглядно- образного к абстрактному мышлению; использование творческих игр создает дополнительную мотивацию при формировании образовательной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно. Такие игры помогают разнообразить совместную деятельность, сделать ее более насыщенными в эмоциональном плане. Интернет-ресурсы (подборка к занятию наглядно-демонстрационного материала, музыки, игр и т.д., уроки в форме виртуальной экскурсии с выходом во всемирную сеть).

Современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета. Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения и любые фотографии и иллюстрации для занятий. Также при помощи Интернета, можно подобрать музыкальную композицию, соответствующую теме образовательной деятельности. Это могут быть классические или современные произведения, песни из детских мультфильмов. При помощи программы для обработки видео можно создать собственный клип со сменяющимися под музыку слайдами, подобранными к конкретной теме. На мой взгляд, музыкальные образы вносят гармоничность в художественное воспитание детей. В скором будущем непрерывная образовательная деятельность с выходом во всемирную сеть Интернет (могут быть как с мультимедийной, так и компьютерной поддержкой) –никого не будет удивлять. Если кабинет будет подключен к сети Интернет, можно будет предложить провести занятие в форме виртуальной экскурсии, например, по музеям мира.

Конечно, необходимо соблюдать элементарные санитарные нормы, касающиеся времени работы дошкольников за компьютером. По требованиям СанПиНа непосредственно-образовательная деятельность с использованием

компьютера предполагает для детей 5лет – 10 минут, для детей 6-7 лет - 15 минут. При работе детей располагают на расстоянии не ближе 2-3 м и не дальше 5-5,5 м от экрана. Образовательную деятельность с использованием компьютера для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю.

Использовать ИКТ технологии в работе по изобразительной деятельности можно не только на занятиях с детьми, но и на семинарах и мастер-классах с родителями и педагогами. При показе презентаций можно наглядно показать все интересующие вопросы на видео - зарисовках или на фото подборках, можно представить печатную информацию или схематические диаграммы изменения и достижения в работе с детьми и т.п.

Внедрение современных технологий в работу с детьми вызвало искренний интерес к процессу рисования и взрослых. Стали появляться новые формы работы с детьми и их семьями (по желанию активных родителей):

  • рисование детей с родителями в домашних условиях с использованием презентации с прошедшего занятия (родители планируют сделать похожий рисунок в домашних условиях или изучить материал с пропущенного ребёнком занятия);
  • предлагается информационно-познавательный материал для родителей о многообразии техник нестандартного рисования, их сочетания между собой;
  • ведутся интернет беседы об интересующих вопросах родителей (вопрос/ответ);

Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. В изобразительной деятельности дети тоже могут исследовать, сравнивать, пробовать и т.д. Занятия по рисованию могут включать в себя формы работы с использованием нетрадиционных способов рисования, где дети используют различные способы и материалы для рисования, а также сочетают их между собой. Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения. Знакомясь с материалами и техникой, дети более углубленно знакомятся с канонами изобразительного творчества, закрепляя и расширяя знания о форме, линии, цвете, композиции.

В системе работы использую нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и др. На занятиях использую игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.

Большое значение здесь приобретает самообразование, поиск новых приемов работы с материалом, неординарный подход к синтезу материала. Неотъемлемой частью работы становятся экспериментирование с красками/пластилином

(создание новых оттенков) и совместное разрабатывание способов рисования. Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными и красочными. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают своим необъяснимым сочетанием цвета, формы, невероятностью событий. Самый интересный в эмоциональном плане путь – это путь случайных неожиданностей. Дети обожают сюрпризы, поэтому занятия такого рода для них всегда праздник.

Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста:

  • рисование пальчиками
  • рисование ладошками
  • рисование ватными палочками
  • оттиск печатками из овощей
  • тычок жёсткой сухой кистью
  • печать поролоном
  • пластилинография (представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин.)
  • набрызг   (заключается   в   разбрызгивании   капель    с    помощью специального приспособления, которое в детском саду заменит зубная щетка или кисть. Зубной щеткой в руке набираем немного краски, а стекой (или кистью) проводим по поверхности щетки движениями по направлению к себе. Брызги летят на бумагу.)
  • рисование на манке (и др. крупах, песке)
  • рисование мятой бумагой (занятная техника рисования, которая дает простор для фантазии и свободу маленьким ручкам. Увлекательным является даже процесс подготовки к занятию. Бумажные комочки, которыми собственно и будет выполняться работа, дети с удовольствием могут намять сами.)
  • ниткография (В этой технике линии образуются после приклеивания нитей. На основу наноситься клей и выбранное изображение шаг за шагом заполняется слоями ниточек.)
  • рисование песком
  • граттаж (пособ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография.)
  • кляксография (разновидность графической техники, основанная на преобразовании пятен-клякс в нужные реальные или фантастические образы. Рисунок в этой технике исполняется: тушью, чернилами, акварелью, гуашью.)
  • рисование солью
  • монотипия (графическая техника. Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность.)
  • мраморная бумага (нетрадиционная техника рисования с помощью смешивания пены для бритья и красок.)
  • фроттаж (техника перевода на бумагу текстуры материала или слабо выраженного рельефа приемом натирающих движений не заточенного карандаша.)

Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.

Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности – составление рассказов, придумывания стихов, пение, рисование, лепка. Своеобразие детского творчества заключается в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание, находит широкое отражение в игровой деятельности детей – образной реализации их впечатлений от окружающего мира.

В дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний.

Цель художественно-эстетического развития не только в том, чтобы дать детям знания и навыки, но и в том, чтобы вызвать в них желание и интерес к самостоятельной творческой деятельности. В этом мне помогает использование в работе современных (инновационных ) педагогических технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Инновационные технологии как одно из слагаемых художественно-эстетического воспитания дошкольников"

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновационные технологии - это система методов, способов обучен...

Презентация:"Инновационные технологии как одно из слагаемых художественно-эстетического воспитания дошкольников

В дошкольных образовательных учреждениях в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию используются как традиционные педагогические технологии (например, игровые), так и высокоэффективны...

Консультация "Инновационные технологии как одно из слагаемых художественно-эстетического воспитания дошкольников"

В области художественно-эстетического воспитания активно используются технологии, в основу которых положены метод проблемного изложения, частично поисковый (эвристический) метод, исследовательский мет...

Мои педсоветы. "Инновационные технологии, как одно из слагаемых художественно - эстетического воспитания детей"

В сообщении говорится о том, как важно художественно - эстетическое воспитание детей через нетрадиционные формы рисования. Описывается личный опыт работы....

Выступление на педсовете "Инновационные технологии, как одно из слагаемых художественно – эстетического воспитания дошкольников"

В настоящее время   информационно – коммуникативные технологии являются   одним   из   приоритетов     образования.   Информатиза...

Выступление на педагогическом совете «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников с использованием инновационных методов» на тему: «Инновационные технологии, как одно из слагаемых художественно – эстетического воспитания дошкольников»

ВЫСТУПЛЕНИЕ На Педагогическом совете №3 «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников с использованием инновационных методов» на тему: «Инновационные технологии, как о...