План по естественнонаучной грамотности на 23-24 уч. год.
материал (старшая группа)

Карнаухова Светлана Ивановна

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_laboratori_hochu_vsyo_znat.docx167.9 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад   № 27»

                                         Утверждаю:                                                                

                                                                                              Заведующий МБДОУ «Детский сад № 27»                                                                                                                        

                      _______________________/ Т.В. Кузнецова                                                                                            

                                                                                                        Приказ от «_____»  ________ 2025г. № ____ -В.

Авторы проекта: воспитатели

Карнаухова С.И.

                                                                                                                         Кравцова Е.А.

                                                                                                                           

Ачинск, 2024/2025гг.

Пояснительная записка

Актуальность проекта 

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. В старшем дошкольном возрасте у детей развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которые развивают продуктивные формы мышления. Исследовательская, поисковая активнoсть – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать и способствовать ее развитию. Познавательно- исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины мира.

Исследования Н.Н. Поддъякова, подтверждают, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что, он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость анализа и сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.f

Экспериментирование затрагивает все сферы детской деятельности, обогащая память ребёнка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь. Экспериментирование тесно связано с развитием речи. Это хорошо видно на всех этапах эксперимента – при формировании цели во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном. А пополнение знаний способствует развитию речи.

Цель проекта: Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности; вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

 Формировать представление о предметах, их свойствах и качествах

 Формировать способность определять взаимосвязи между предметами и явлениями

 Формировать умения делать выводы, открытия, планировать деятельность

Развивающие:

Развивать мыслительные способности: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ

 Развивать мелкую моторику и координацию движений

 Развивать визуальное, слуховое, сенсорное восприятия

 Развивать внимание и память

 Развивать речевые способности

Воспитательные задачи:

Создавать положительную мотивацию к самостоятельному экспериментированию.

 Создавать дружескую атмосферу в группе во время проведения исследований.

 Воспитывать умения работать в коллективе, чувство взаимопомощи.

Задачи реализации проекта в совместной работе с родителями:

1. Углубить знания родителей в вопросах экспериментальной деятельности дошкольника, через информирование о деятельности детей в экспериментальной лаборатории «Хочу всё знать» ДОО в рамках основной образовательной программы дошкольного образования.

2. Привлечь родителей к активному сотрудничеству с педагогами ДОО через внедрение активных форм взаимодействия.

3. Развивать интерес родителей к практическому экспериментированию совместно с детьми.

Тип проекта: долгосрочный, творческий, исследовательский.

Сроки проведения: с сентября 2021 по май 2024.

Методы обучения:

•словесные,        

•        практические,

•        наглядные.

•        игровой

Основные формы реализации проекта:

1.Формы образовательной работы с детьми:

•        Беседы;

•        опыты, эксперименты;

•         экспериментирование на прогулке;

•        индивидуальная работа с детьми;

•         самостоятельная экспериментальная деятельность;

•        дидактические игры;

•        подвижные игры;

•        чтение художественной литературы;

•        просмотр презентаций, мультфильмов.

2. Формы работы с родителями:

• Консультация интернет-ресурсы zoom, Viber

•Конференции

• Буклеты, памятки

• Беседы, представление опыта для участников лаборатории

  • Совместные лабораторные эксперименты
  • Выезды на экскурсии

• Ручной труд

• Развивающая среда.

Интеграция образовательных областей:

  1. Образовательная область «Речевое развитие»: развитие свободного общения, умения слушать, обсуждать, визуализировать свою идею; развитие диалогической и монологической форм речи в ходе экспериментальной деятельности.
  2. Образовательная область «Познавательное развитие»: развитие всех видов восприятия через эксперимент, на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве; умение пользоваться инструментами и технологиями; развитие познавательно-исследовательской деятельности; формирование целостной картины мира;
  3. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: совместное обдумывание и обсуждение, способность исполнять разные социальные роли, терпимость к другому, самодисциплина.

Формирование представления об опасных для человека явлениях окружающего мира (кипяток, обморожение, укусы насекомых и т.п.).

  1. Образовательная область «Физическое развитие»: обогащение двигательной активности (физминутки); формирование представлений о полезной и здоровой пище; формирование потребности к прогулкам на свежем воздухе.

Этапы исследовательской работы:

1.Аналитико-диагностическое исследование особенностей организации проектной деятельности у старших дошкольников.

2.Вовлечение детей в проектную деятельность с целью выявления особенностей включения детей в систему проектного обучения.

3.Организация предметно – развивающей среды (лаборатории «Хочу все знать»)

4. Оценка результатов проведённой работы.

На первом этапе для выявления общих сведений было использовано наблюдение, анкетирование родителей (законных представителей).

На втором этапе был разработан календарно-тематический план работы с детьми на 3 года.

На третьем этапе для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности организуется лаборатории «Хочу все знать». В лаборатории имеются: различные виды материалов: природный, бросовый, технический, медицинский; пищевые красители, продукты (мука, соль, сахар, масло растительное), различные сосуды и много других предметов необходимых для проведения тех или иных опытов. Главное, что они должны быть безопасными для детей и храниться в удобных для пользования контейнерах.

На четвёртом этапе проводится повторное наблюдение для оценки результатов проведённой работы.

Работа с родителями:

Содержание деятельности воспитателя в процессе взаимодействия с семьей включает следующее:

-анкетирование родителей,

-ознакомление родителей с результатами диагностики в рамках опытно-экспериментального проекта

-комплектование фонда справочных пособий и информационного материала для родителей в рамках проекта.

-Родительское собрание в нетрадиционной форме (игротека-практикум «Поэкспериментируем!»)

-Беседа «Экспериментальная деятельность дошкольников»,

-Подгрупповые тематические консультации:

«Значение экспериментальной деятельности для детей»,

«Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома»,

«Режим питания нарушать нельзя!»,

-Наглядная информация

-Обмен опытом

2024-2025 год

2024 год

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Подготовка к реализации проекта, информирование родителей о реализации проекта, анкетирование

оснащение лаборатории «Хочу все знать»

Октябрь

Что такое песок?

Карнаухова С.И

«Почему песок разного цвета?»

Кравцова Е.А

«Песок и глина»

Карнаухова С.И

«Волшебный песок»

Кравцова Е.А

Ноябрь

Кислотность

(с применением НАУРАША цифровой лаборатории для дошкольников)

Кравцова Е.А

Кислотность

(с применением НАУРАША цифровой лаборатории для дошкольников) 

Карнаухова С.И

Кислотность 

(с применением НАУРАША цифровой лаборатории для дошкольников)

Кравцова Е.А.

Кислотность

(с применением НАУРАША цифровой лаборатории для дошкольников)

Карнаухова С.И.

Декабрь

«Из чего состоит снег»

Канаухова С.И.

«Что делает снег»

Канаухова С.И.

«Виды снега»

Кравцова Е.А

«Рисование на снегу»

Канаухова С.И.

2025 год

Январь

«Теплый лед»

Кравцова Е.А.

«Что в силах льда?»

Карнаухова С.И

«Лед и пламя

Кравцова Е.А

«Разноцветные льдинки»

Карнаухова С.И

Февраль

«Магнитное поле»

(с применением НАУРАША цифровой лаборатории для дошкольников)

Карнаухова С.И

«Магнитное поле»

(с применением НАУРАША цифровой лаборатории для дошкольников)

Кравцова Е.А

«Магнитное поле»

(с применением НАУРАША цифровой лаборатории для дошкольников)

Карнаухова С.И

«Магнитное поле»

(с применением НАУРАША цифровой лаборатории для дошкольников)

Кравцова Е.А.

Март

«Электричество»

(с применением НАУРАША цифровой лаборатории для дошкольников)

Кравцова Е.А

«Электричество»

(с применением НАУРАША цифровой лаборатории для дошкольников)

Карнаухова С.И

«Электричество»

(с применением НАУРАША цифровой лаборатории для дошкольников)

Карнаухова С.И

«Электричество»

(с применением НАУРАША цифровой лаборатории для дошкольников)

Кравцова Е.А.

Апрель

«Звук»

(с применением НАУРАША цифровой лаборатории для дошкольников)

Карнаухова С.И

«Звук»

(с применением НАУРАША цифровой лаборатории для дошкольников)

Кравцова Е.А

«Звук»

(с применением НАУРАША цифровой лаборатории для дошкольников)

Карнаухова С.И

«Звук»

(с применением НАУРАША цифровой лаборатории для дошкольников)

Кравцова Е.А.

Май

«Светящиеся мыльные пузыри»

Кравцова Е.А.

«Прыгающие мыльные пузыри»

Карнаухова С.И.

Мастер класс для детей и родителей

«Мы рисуем мыльными пузырями»

Кравцова Е.А.

Создание альбома по проекту «Я хочу все знать»

Карнаухова С.И

Дорожная карта реализации проекта

«Лаборатория «Хочу все знать»

 на 2022-2024г.г.

Мероприятие

Дата исполнения

Ответственные

2024-2025

1

Планирование сетки мероприятий

В течение года

Карнаухова С.И. Кравцова Е.А.

2

Проведение общего родительского собрания по организации лаборатории

Октябрь

Карнаухова С.И. Кравцова Е.А.

3

Пополнение лаборатории «Хочу все знать»

В течение года

Карнаухова С.И Кравцова Е.А.

4

Договоренность совместной работой социумом

Февраль

Карнаухова С.И Кравцова Е.А.

5

Создание и просмотр научно популярных видеороликов  

В течение года

Карнаухова С.И Кравцова Е.А.

6

Создание и проведения мастер-касса по экспериментированию (для педагогов, родителей, на сайт)

Раз в квартал

Карнаухова С.И Кравцова Е.А.

7

Создание стенда экспериментирования

В течение года

Карнаухова С.И Кравцова Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Комплект дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

В методической разработке представлен комплект из 5 дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста, разработанный на основе "Концепции развития географического образования в Российской...

Статья "Естественнонаучная грамотность дошкольников", средняя группа

Естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы,  делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменен...

Статья "Естественнонаучная грамотность дошкольников".

Естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы,  делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменен...

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, как элемента функциональной грамотности

Данный материал поможет педагогам в разработке перспективных планов, авторских программ, конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы....

План по естественнонаучной грамотности на 23-24 уч. год.

План мероприятийпо формированию функциональной грамотностив МБДОУ «Детский сад № 27»на 2023-2024 учебный год естественнонаучная  грамотность № п/пМероприятиеСрок исполненияР...

«Комплект дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста как элемента функциональной грамотности»

«Комплект дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста как элемента функциональной грамотности» ...