Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современных условиях
учебно-методический материал (старшая группа)
В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности»: как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_detey_doshkolnogo_vozrasta_v_sovremennyh_usloviyah.docx | 49.75 КБ |
Предварительный просмотр:
2023 - 2024 уч.год
Самообразование
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современных условиях
Подготовила Коровина В.В.
Актуальность
В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности»: как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания патриотизма потребовало новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности.
Чрезвычайно важным в связи с этим является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
СРЕДСТВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В дошкольном возрасте необходимо воспитывать привязанность к детскому саду, как к «звену» в цепи институтов воспитания любви к Родине. Для этого воспитатель организует экскурсии по детскому саду, знакомит детей с сотрудниками. Проводятся беседы о том, кто работает в детском саду, знакомят с трудом взрослых. Показывают и рассказывают, какие здания находятся рядом с детским садом, как называется улица, на которой находится детский сад. Привлекают детей к уборке на своем участке, делая акцент, что детский сад это второй дом детей. Читают стихи к праздникам, разучивают песенки, знакомят со сказками. Целесообразно проводить беседы с родителями о важности приобщения детей к явлениям общественной жизни.
У старших дошкольников акцент делается на формировании чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким. Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому страны средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово. Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики России. Реализация воспитания нравственно-патриотического воспитания в средней группе детского сада предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым тематическим блокам. Большое внимание стоит уделять тематическому планированию. Неоспоримо значение правильно организованной предметно-развивающей среды. Необходимо оформить в группах зоны гражданско-патриотического воспитания, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, стране. Необходимо иметь широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, родной страны, столицы. Предлагаемый детям материал должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков
У детей старшего дошкольного возраста продолжают воспитывать любовь к Родине. Старшим дошкольникам сообщают информацию, которую они должны и могут усвоить. Особенностью является то, что знания должны быть эмоциональны и побуждать ребенка к практической деятельности. Следует знакомить детей со странами мира, но акцент делается на изучение родной страны. Название страны закрепляется в играх, «Кто больше стран назовет», «Из разных названий стран определи нашу страну». Дети должны знать название столицы нашей Родины, ее достопримечательности. Рассматривание иллюстраций, слушание художественных произведений, а также экскурсии, рисование, игры-путешествия – все это помогает решить поставленную задачу. Также детей знакомят с символикой страны, рассказывают, что у каждой страны есть свой флаг, герб, гимн. Можно показать герб и флаг и объяснить, где и когда они могут увидеть эти символы. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоте и разнообразии, на ее особенностях. Дети должны получить представления о том, какие животные обитают в наших лесах, какие растут деревья, по какому дереву можно сразу определить Россию. Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представление о людях родной страны. В первую очередь следует вспомнить тех людей, которые прославили нашу Родину: художники, композиторы, писатели, изобретатели, ученые, путешественники , врачи и т.д. Нужно познакомить детей с понятием «защитник отечества» и конкретизировать его с помощью русских былин о богатырях, рассказах о героях разных войн, полководцев, рядовых воинах, смело защищавших Отечество. Особое место в патриотическом воспитании отводится праздникам. Каждый период жизни общества характеризуется разными праздниками, при этом одни из них «приходят и уходят», а другие существуют веками. Еще одно направление в патриотическом воспитании – приобщение к традициям народа, к народному творчеству. Для выполнения поставленных задач широко используется иллюстративный материал (картины, фотографии, слайды), позволяющие познакомить детей с тем, чего они не могут увидеть сами. Проводятся экскурсии, знакомят с произведениями художественной литературы, рассматриваются иллюстрации. Знакомя детей с трудом взрослых, ребенок овладевает умениями употреблять обобщенные названия профессий, у него воспитывается интерес к труду, уважение к людям труда и желание подражать им. Здесь также важно тематически планировать работу на занятиях по патриотическому воспитанию детей. Таким образом, базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
Рассмотрим основные направления организации патриотического воспитания старших дошкольников - в семье, на занятиях и в повседневной жизни.
В семье
Семья - это начало всего и, конечно же, патриотизм, как важнейшее нравственное качество личности начинает своё формирование с самых ранних лет жизни ребёнка.
Практика показывает, что только целенаправленная работа в семье, живое родительское общение с детьми с учётом их возраста помогают воспитывать у сыновей и дочерей чувства патриотизма, используя богатейшие возможности произведений литературы и искусства. Дедушки и бабушки, отцы и матери силу воздействия этих произведений видят в том, чтобы показывать детям и внукам любовь к Родине и убеждённость, мужество и самопожертвование погибших и живых народов, раскрывать их моральные, духовные и человеческие качества.
Воздействие семьи на воспитание патриотизма и гражданственности усиливается тем, что история страны отражается и в истории семьи, рода, в судьбе близких людей. Ребенку об этом рассказывают, показывают семейные реликвии (ордена, медали, заметки из газет, фотографии, письма, стихи, рассказы, книги и т. д.), идут вместе с ним на могилы воинов, павших, защищая свою землю от врагов, кладут цветы. Все это входит в сознание ребенка как образ Родины. Хорошо, когда домашние занятия включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской масленицы, березки и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями
Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Большие возможности для патриотического воспитания в семье имеют обрядовые праздники. Ребёнку будет очень интересно участвовать в празднике Ивана Купалы, рождественских колядках, Масленицы. Это не только веселые праздники, но и кладезь народной мудрости и педагогических возможностей в формировании патриотических чувств ребёнка.
На занятиях
Важную роль в осуществлении патриотического воспитания дошкольников играют специально организованные занятия в детском саду. Это и занятия по развитию речи, и музыкальные занятия, и занятия по изодеятельности и др.
Подражательность - характерная черта дошкольника, и задача педагога, опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность. В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным и патриотическим нормам.
Загадки, пословицы, поговорки - эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть, и глубокая любовь к человеку, к Отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, к своей стране.
Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии, веками впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети обогащают свой словарный запас, впитывают народную мудрость, узнают много исторических сведений из жизни предков - всё это вызывает чувство гордости за свою страну и сопричастности с великой славянской культурой.
Хорошо, когда пословицы и поговорки включаются в детскую речь. Старшие дошкольники, конечно, чаще улавливают их прямой смысл.
Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Приобщение к народным праздникам и традициям – важная особенность патриотического воспитания. Фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, животных. Все эти наблюдения непосредственно связаны с трудом, различными сторонами общественной жизни человека во всей его целостности и многообразии.
На праздниках, что характерно для народной традиции, не должно быть просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями; кто-то лучший плясун, и он первый выходит в пляске, кто-то первый запевала, а у кого-то замечательные актерские способности, и он главный герой в театрализованных играх. Но если даже у ребенка нет ярко выраженных музыкальных и актерских способностей, или он долго не посещал детский сад, например, из-за болезни, он все равно активный участник праздника: поет вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх. При этом он творчески выражает свою индивидуальность благодаря импровизационному характеру даже рядовых ролей в народном празднике. Ребенок любого возраста и уровня развития должен найти необходимую ему возможность самовыражения.
Народное воспитание имеет еще одно, на наш взгляд, преимущество - оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков - мужчин-защитников, а из девочек - женщин-матерей.
И еще, народное воспитание создает у детей осознание своей сопричастности не только семье, группе или саду, но и общностям более высоких порядков (город, народ). Это чувство сопричастности - основа будущего патриотизма и гражданственности.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые в слушании и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества.
Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы. Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом.
Некоторые музыкальные произведения помогают воспитать у детей устойчивый интерес к армии, развивают чувство восхищения героями, желание подражать им, знакомят с особенностями военной службы в мирное время, формируют представления о воинском долге.
Нравственно- патриотическое воспитание ребенка-дошкольника - это направленности для ознакомления с ними дошкольников:, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово «мама» - самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки
Знакомство с декоративно-прикладным искусством нашего народа является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств. Дошкольники узнают, что мастер сохраняет наследие дошедшее до нашего времени ремесла: он вносит свое личное, индивидуальное, с учетом созданного ранее; сознает, что его труд является продолжением традиции отцов; он - творческая личность, связанная духовно со своим краем; он - образец уважения к художественным традициям, а уважение это называется патриотизмом.
Особым жанром, влияющим на духовно-нравственное воспитание детей, являются пословицы и поговорки. Концентрированность, емкость образа, в пословицах и поговорках активно воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. Противоречие, которое в них заложено, много вариантность возможной интерпретации помогают создать проблемную ситуацию с нравственным содержанием, что рождает у ребенка потребность найти ее решение. Однако в настоящее время этот вид народного творчества недостаточно широко используется в работе с детьми, либо не реализуется его воспитательный потенциал.
Обязательным компонентом всей работы в течение года является природоохранная деятельность детей. Ведь охранять природу - значит охранять Родину. Периодически все вместе, воспитатели, дети и родители должны выходить с «экологическим патрулем» для очистки прилегающей территории. Тем самым, давая ребятам понять, что они тоже являются жителями своего города и должны помогать взрослым, поддерживать порядок в нем.
Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на её благо. Педагог может и должен найти для детей такую деятельность, чтобы содержание её согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребёнку и соответствовала содержанию. Для этого педагогу нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей (занятиями, трудом, игрой), а также уметь сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче .
Игры, также как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Особенность русских народных игр, а может быть любых народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества. Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влияние понравившегося им художественного произведения или сюжетного рисования, может перерасти в интересную длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Задача воспитателя - поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление.
Одним из главных условий гражданско-патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Любовь к Родине становиться настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании, в потребности трудиться на благо Отечества, бережно относиться к его богатствам. Самостоятельная трудовая деятельность чрезвычайно важна для воспитания гражданина. Труд ребёнка - дошкольника не велик и не сложен. Однако он необходим для формирования его личности. Нужно поощрять трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для детского сада, для своего города, села. Но не всегда ребята знают, что и как делать. Здесь-то и нужна помощь взрослого, его совет, пример.
Следует воспитывать у детей бережное отношение к общественному добру, к природе родного края. Осознать эту необходимость им помогут специальные беседы, чтение художественной литературы, включение в практическую деятельность.
Итак, мы видим, что возможности организации патриотического воспитания в дошкольном учреждении огромны. Главное - понимать зачем это делать и не жалеть времени на поиск путей формирования будущего патриота, гражданина своей прекрасной Родины.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
- «НАША СТРАНА».
Цель: выявить знания детей о нашей Родине, ее столице.
Материал: иллюстрации, фотографии.
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.
- «ФЛАГ РОССИИ»
Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны (города, области, района, закрепить основные цвета флагов, что они обозначают.
Материал: полосы красного, синего и белого цвета
Ход игры: воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.
- «ГЕРБ РОССИИ»
Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны, (района, области, закрепить знания о том, что нарисовано на гербе и что это обозначает.
Материал: картинка герба, разрезанная на 6-8 частей
Ход игры: воспитатель показывает детям герб России, и предлагает детям составить герб из частей картинки.
- «НАЗОВИ КТО»
Цель: знакомить детей с главными людьми РФ (Путин, Шайгу, Медведев).
Материал: портреты известных соотечественников.
Ход игры: воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.
- «ГЕРБ ГОРОДА»
Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.
Материалы: шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разобранном варианте.
Ход игры: детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города. Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь
на память. Детям предлагается собрать герб города из отдельных деталей при помощи шаблонов-накладок.
- «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ»
Цель: знакомить с родным городом
Материал: альбом фотографий родного города
Ход игры: воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.
- «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОДНОМУ СЕЛУ»
Цель: знакомить с родным селом.
Материал: альбом фотографий родного села.
Ход игры: воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей села, предлагает назвать их.
- «РАССКАЖИ О СВОЕЙ СЕМЬЕ»
Цель: сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.
Материал: фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи.
- «МОИХ РОДИТЕЛЕЙ ЗОВУТ…»
Цель: закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек…
Материал: семейные фотоальбомы, мяч.
Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы и других членов семьи.
- «ОЦЕНИ ПОСТУПОК»
Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.
Материал: сюжетные картинки.
Ход игры: дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок. Например: двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки мяч, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».
- «КОМПЛИМЕНТЫ»
Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие.
Ход игры: дети образуют круг, берутся за руки. Сначала воспитатель начинает говорить ребенку, которого держит за руку справа. Например: «Миша, ты сегодня такой вежливый!» Далее ребенок обращается к ребенку, которого он держит за руку справа. Если ребенку трудно произнести комплимент, то ему помогают другие дети.
- «ЖИЛИЩЕ ЧЕЛОВЕКА»
Цель: закрепить знания детей о жилище человека, о том из чего они сделаны. Прививать любовь к родному дому, Родине.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека
Ход игры: воспитатель начинает рассказ в том, где живет человек, что жилище бывает разное яранга, хата, изба…
- «НАШ ДЕТСКИЙ САД».
Цель: закрепить знаний детей о детском саде, о работниках детского сада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, музыкальный зал, и т. д.
Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников детского сада.
Ход игры: по фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада.
- «ПРОФЕССИИ»
Цель: учить детей узнавать профессию по описанию; совершенствовать знания о профессии взрослых; развивать сообразительность, внимание.
Материал: картинки с профессиями взрослых, куклы.
Ход игры: воспитатель сообщает детям, что куклы Алена, Настенька, Ксюша и Наташа мечтают стать взрослыми и получить профессию.
Воспитатель. Кем именно они мечтают стать - отгадайте!
Воспитатель описывает профессию взрослого, если дети отгадали, то выставляет картинку с этой профессией.
- «ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ».
Цель: закреплять знания детей о профессиях взрослых; подводить к пониманию, что все профессии нужны и важны; развивать память, внимание, мышление.
Материал: картинки с профессиями взрослых.
Ход игры: воспитатель предлагает рассмотреть картинки с профессиями взрослых, назвать профессию и рассказать о ее важности, полезности.
В конце игры воспитатель подводит итог, что все профессии нужны и важны.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ
С ИСТОКАМИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
- «РУССКИЕ МАТРЁШКИ»
Цель игры: познакомить дошкольников с историей матрёшки, сформировать представления о ней, как о предмете искусства, сделанного руками русских мастеров, развивать сенсорные навыки детей, их умение подбирать детали по цвету, расширять представления о цветовой гармонии, развивать умение собирать матрёшку из нескольких частей по способу мозаики, закреплять умения детей выделять элементы украшения, поддерживать интерес и любознательность, воспитывать любовь и уважение к русскому народному декоративно-прикладному искусству.
Русская матрёшка - чудный сувенир
Прославила Россию и покорила мир.
Красой твоей любуемся,
Мы взор не отводя.
Матрёшка-чудо-куколка
Все любим мы тебя!
- «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: картинки и изображения с предметами народного творчества
Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промыслов.
- «С КАКОГО ДЕРЕВА ЛИСТОК»
Цель: закрепить знания детей о природе родного края, закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза –березовый, дуб – дубовый и т. д.)
Материал: картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников и листьев
Ход игры: воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.
- «ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА»
Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного
края; о правильном использовании их в лечебных целях.
Материал: гербарий, картотека лечебных трав.
Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы, дети отгадывают. Рассказывает о ее целебных свойствах.
- «МАЛАЯ КРАСНАЯ КНИГА»
Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных, птиц нашего края занесенных в «Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности.
Материал: «Малая красная книга»,
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений, дети называют. Воспитатель рассказывает о них
- «ПТИЦЫ НАШЕГО ГОРОДА (КРАЯ)»
Цель: знакомить детей с птицами родного города (края). Прививать любовь к родине, родному краю, к животному миру, желание помочь и ухаживать.
Материал: карточки с изображениями птиц, альбом «Птицы нашего города, края», составленный совместно с родителями.
Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.
- «НА СУШЕ, В НЕБЕ, ПО ВОДЕ, ПОД ВОДОЙ (ЖИВОТНЫЙ МИР)»
Цель: совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.
Материал: таблица, на которой изображены небо, море, картинки животного мира.
Ход игры: воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение.
- «НА СУШЕ, В НЕБЕ, ПО ВОДЕ, ПОД ВОДОЙ (ТРАНСПОРТ)»
Цель: совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.
Материал: таблица, на которой изображены небо, море, картинки: поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина, автобус.
Ход игры: воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение.
- «КАКИЕ ПРАЗДНИКИ ТЫ ЗНАЕШЬ?»
Цель: развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.
Ход игры: воспитатель начинает рассказ о том, что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.
- ДИНАМИЧЕСКАЯ ИГРА «ГЕРБ РОССИИ»
Герб страны – орёл двуглавый
Гордо крылья распустил, поднять руки в стороны
Держит скипетр и державу, поочерёдно сжать в кулак пр. и л. руку
Он Россию сохранил нарисовать руками круг
На груди орла – щит красный, приложить руки к груди
Дорог всем: тебе и мне наклон головы вправо-влево
Скачет юноша прекрасный шаг на месте
На серебряном коне.
Развевается плащ синий, плавные покачивания рук вправо, влево.
И копьё в руке блестит. сжать руки в кулак
Побеждает всадник сильный, поставить руки на пояс
Злой дракон у ног лежит показать руками
Подтверждает герб старинный
Независимость страны.
Для народов всей России
Наши символы важны. поднять руки вверх
- «КТО И В КАКОЙ СТРАНЕ ЖИВЕТ?»
Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его. Развитие речи, логического мышления, формирование умения употреблять суффикс -ец
Воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут
Кто живет в России? — Россияне.
Кто живет в Японии? — Японцы.
Кто живет в Китае? — Китайцы.
Кто живет в Украине? — Украинцы.
Кто живет в Грузии?— Грузины.
Кто живет в Англии? — Англичане.
Кто живет в Испании? — Испанцы.
Кто живет в Литве? — Литовцы.
Кто живет в Бразилии? — Бразильцы.
- «БОГАТСТВА НЕДР ЗЕМЛИ».
Цель: расширять представление детей о богатстве недр земли полезными ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни). Расширять представления детей о внутреннем строении земли.
Ход игры: Воспитатель показывает детям картинку (природное ископаемое) предлагает назвать его.
ЦИКЛ БЕСЕД
- «ИСКОННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ».
Цель: закреплять и обогащать знания детей о предметах быта как о символах России. Наша страна – Россия большая, красивая и многонациональная. Россия страна с долгой и богатой историей, с многовековыми традициями и обрядами. Символы России знают и почитают во всем мире. Давайте вспомним, чем же издавна славится русская земля?
Белая берѐза с давних пор олицетворяет русскую природу, Россию. Весной берѐза одна из первых пробуждается в лесу: ещѐ лежит снег, а около неѐ уже проталинки, на дереве набухли оранжевые серѐжки. А осенью берѐзка в числе первых спешит надеть красивый золотой убор. Берѐза широко используется во многих отраслях народного хозяйства. Из неѐ делают паркет, фанеру, домашнюю утварь и другие изделия. Берѐза очищает воздух, от пыли она применяется в озеленении. Берѐза любимое дерево всех русских людей.
Матрѐшка (названа в честь старинного русского имени Матрѐна) - это русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол от трех и более штук. Состоят они из двух частей - верхней и нижней. Матрѐшка - это русская красавица покорила сердца любителей народных сувениров по всему миру. Она сувенир для туристов - памятная кукла. Первая матрѐшка - круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье появилась на свет в начале 1890-х годов. Выточил первую русскую матрѐшку токарь-игрушечник Василий Звѐздочкин.
Балалайка-это музыкальный инструмент, который придумал и сделал русский народ. Балалайку делают из дерева. Балалайка похожа на треугольник. На балалайке три струны. Чтобы на ней играть, нужно ударять указательным пальцем по всем струнам.
Самовар - является символом русского быта. Самовар - это устройство для кипячения воды и приготовления чая. Название произошло от слов "Сам варит". Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились самовары керосиновые и электрические. Самовар - исконно русское изобретение. Первые самовар появился в 1778 году в городе Тула. Самовар – является символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Во все времена он занимал почетное место в любом доме. Он был непременным атрибутом помещичьих усадьб, домов мещан и рабочих. И уж конечно не обходилась без самовара ни одна крестьянская изба. «Печка-матушка, да самовар- батюшка». «Самовар кипит - уходить не велит».
Кокошник - старинный русский головной убор, богатое украшение в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ национального традиционного костюма. Кокошник украшали золотым шитьем, бисером, жемчугом. Кокошники были разными по форме, размеру и цвету. Кокошники бережно хранили в семье и передавали по наследству. Надевали кокошники только на праздники. Кокошник плотно охватывал голову, закрывая волосы, заплетенные в две косы и уложенные венком или пучком. Сзади кокошник фиксировался с помощью лент. Кокошник подчеркивал красоту женского лица. В современной культуре кокошник является обязательным атрибутом новогоднего костюма Снегурочки.
Тройка лошадей - это исконно русская забава, не имеющее аналогов ни в одной стране мира. Тройка лошадей была одновременно и городским, и деревенским экипажем. Тройки украшали расписной дугой, на которой вешали бубенцы и колокольчики. В царские времена на тройках, помимо важных господ, ездили почтальоны (почтовая тройка), пожарные и все, кому нужна была высокая скорость. Часто тройки запрягались в дни свадеб и других праздничных торжеств.
Шкатулка – это небольшой ящик для мелких, драгоценных вещей. Изготавливают их из дерева, металла, пластмассы, из кости, и камня. Для придания красивого вида их часто покрывают кожей, дорогой тканью, драгоценными камнями, покрывают резьбой, чеканкой. Шкатулка практически всегда хранила в себе тайну. Для того чтобы уберечь содержимое от посторонних глаз или, от кражи, шкатулки снабжались замками и секретами. В древней Руси в каждом доме была шкатулка, ларец или сундучок, где хранили драгоценности, памятные мелочи или сувениры.
Платок – кусок ткани, квадратной формы, надеваемый на голову женщинам или набрасываемый на плечи. Православная традиция всегда требовала, чтобы платок обязательно покрывал голову женщины, когда она появлялась на людях. Платок - важная часть культурного и исторического наследия. Изящный, яркий, разноцветный платок согревал и украшал женщин всех сословий, от крестьянки до царицы.
Валенки – исконно русская обувь. Родиной валенок считают город Мышкин Ярославской губернии, умельцы которого стали первыми валять валенки целиком, с голенищем. В городах Мышкине и Москве находятся музеи русских валенок. Совсем скоро в каждой деревне появилась своя «мастерская» по изготовлению валенок, а в городах стали строить соответствующие заводы. Изготовление валенок дело тяжелое и долгое. После того как овечку остригли, шерсть моют и вычесывают, потом прогоняют через шерстобитную машину - в результате получается тонкое мягкое полотно. Затем его долго сглаживают пальцами, чтобы шерсть слиплась, словно из пластилина вылепляют форму валенка, и вываривают заготовку в кипящей воде, чтобы шерсть свалялась еще плотнее. Эта заготовка уже отдаленно напоминает по форме валенок, только очень большого размера. Потом заготовку натягивают на колодку и старательно отбивают со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не примет обычного для валенка размера. С радостью носили валяную обувь и цари и царицы и простые люди. Спасали валенки от лютых морозов и нашу армию во времена отечественных войн.
Колокол - инструмент, источник звука, имеющий куполообразную форму и, обычно, язык, ударяющийся изнутри о стенки. Изготовление и употребление колоколов относится к глубокой древности. Всякий колокол состоит из трех основных частей: 1) крепежное ухо, 2) голова колокола, 3) язык. Без них был немыслим ни один православный храм, все события в жизни государства и Церкви освящались звоном колоколов. Колокола используются: в религиозных целях (призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов богослужения), в музыке, в качестве сигнального средства на флоте (рында), в сельской местности небольшие колокольчики вешаются на шею крупному скоту, маленькие колокольчики используются декоративным украшением. Колокола средних размеров и маленькие колокольчики включены в разряд ударных музыкальных инструментов, имеющих определѐнную звучность, используют в оркестрах.
Лапти - самая древняя обувь, плетенная из древесного лыка и привязывавшаяся к ноге шнурками – оборами. В России в лапти обувались только деревенские жители, то есть крестьяне. Плели лапти из коры многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты. Самыми прочными и мягкими считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка. Плести лапти было делом трудным и долгим. Самые ловкие работники успевали за сутки сплести не больше пяти пар. Лапти начинали плести с пятки. Только что сплетенные лапти были сделаны по одной колодке и не отличались левый от правого. Ноги в лаптях не замерзали и не промокали. Летом же в них было легко и не жарко. В современное время предметы древности, бережно сохранившиеся от предыдущих поколений можно найти только в музеях. Музеи русского быта, являются связующим звеном в сохранении народной традиционности, истинной народной культуры.
- «БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»
Цель: формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Жили среди русичей богатыри - защитники нашей Родины в древности. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины, прославляющие удаль и силу богатырскую. Былина – это русские народные песни-сказания. Создателями былин являлся народ. Они не имеют авторов, как художественные произведения. В былинах говорится о борьбе русского народа с врагами, о силе русских воинов. Вот так слагалась былина.
- «МОЕ ИМЯ»
Содержание беседы: Имя играет огромную роль в жизни человека. С имени начинается осознание человеком своей индивидуальности и уникальности. Родители рассказывают ребенку, как они выбирали ему имя, почему его так назвали, кто еще из родственников носит такое же имя. Когда ты вырастешь и станешь взрослым, тебя будут называть по имени отчеству. В русской культуре отчество дается ребенку по имени отца. Назови свое полное имя и отчество. К сверстнику, брату, сестре ты обращаешься по имени. Называя взрослого по имени и отчеству, ты проявляешь тем самым уважение к нему.
- «КНИГА – ЛУЧШИЙ ДРУГ»
Цель: воспитание читателя; пробуждение интереса к чтению художественной литературы, расширять знания детей о книге; развивать способность испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.
Содержание беседы: Сегодня, мы с вами поговорим о книге, о бережном отношении к ней. В группе у нас есть книги. А есть ли у вас дома? Зачем они нужны? Какие у вас любимые книги? Вы назвали много книг и их действительно много и все они разные.
- А кто создает книги? (писатель, автор)
- Правильно, а оформляет художник. - Каждый писатель работает по-своему. Один любит тихий кабинет, другой, наоборот – место, где много людей, где стоит шум, идет разговор. Одни пишут карандашом, другие – ручкой, третьи работают за компьютером. Кто-то умеет писать для детей, кто-то для взрослых.
- Ребята - это очень сложная работа и следует бережно относиться к книге.
- Посмотрите на эти портреты, это детские писатели.
- Чтобы быть писателями, надо хорошо учится, учить наблюдать, уметь видеть так, как не видят другие.
- «ХЛЕБ - БОГАТСТВО РОССИИ»
Цель: закрепить знания детей о труде хлеборобов, о том, что хлеб- богатство нашей страны. Воспитывать чувство уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу.
Содержание беседы:
- Ребята, как называется страна, в которой мы живем? Какие бы слова вы могли сказать о России? Какая она? (Ответы детей.)
- Очень часто говорят, что Россия - страна очень богатая. Как вы думаете, что это значит? (Предположения детей.) Россию называют богатой, потому что в нашей стране много лесов, в земле много полезных ископаемых - угля, нефти, золота. Но издавна главным богатством России считался хлеб. Слово хлеб в русском языке всегда обозначало достаток. Расскажите, что вы помните о том, как выращивают хлеб. Чтобы получить муку для выпечки разных изделий, нужно вырастить много пшеницы и ржи. Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Работа эта долгая и трудная, поэтому к хлебу в России всегда относились бережно.
- «ИЗБА– ЖИЛИЩЕ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА»
Цель: познакомить детей с жилищем русских людей в старину, дать представления о предметах быта; продолжать развивать интерес к русским традициям: гостеприимству, почитанию старости. Приобщать детей к русской национальной культуре.
Представьте себе, что мы с вами оказались в русской избе. Вот печь. Говорили о ней в старину: «Печь - всему голова». Голова – значит, самая главная. «Она и поилица, и кормилица, и тело согревательница». В избе находился большой деревянный стол. Возле стола лавки. Они такие длинные и широкие, так как на них сидят во время обеда, а ночью спят. В каждой избе был сундук, где хранилась одежда. В каждой избе обязательно есть красный угол. Красный- главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей. Гостя первым делом надо было напоить и накормить досыта. Самым главным в семье и за столом был старший мужчина – дедушка. Его все слушались, потому что он много прожил, многое повидал, многое знает. Как дед скажет, так и будет. На середину стола ставилась одна большая миска или один чугунок. Тарелок не было, а если и у кого и были глиняные, то ставили их только по большим праздникам – уж очень были они дорогие! Каждому давали ложку, кусок хлеба. Первым есть начинал дед, попробует и скажет, что остальные могут есть. Если кто– то вперед него ложку опустит в еду – ложкой по лбу или вообще из - за стола выгонят, и он голодным останется. Самые старшие в семье – дед и бабушка, родители отца и матери. Их даже мама с папой слушались, потому что любили и уважали или, как говорили в старину, почитали своих родителей.
- «ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ В ОПАСНОСТИ»
Цель: способствовать формированию представлений детей о том, что планета Земля – это громадный шар (большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями, кроме воды есть материки – твердая земля, суша, где живут люди). Способствовать обобщению знаний о том, что на планете Земля обитает много живых существ, что всем им нужны чистая вода, чистый воздух, чистая земля. Формировать представление детей, что планета Земля сейчас в опасности. Воспитывать любовь к природе, правильное с ней общение, желание изучать ее.
- «МОСКВА – СТОЛИЦА НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА»
Цель: дать детям представление о том, что Москва – самый большой город в нашей стране; подвести к пониманию того, что это главный город нашей Родины, столица. Воспитывать уважительное отношение к государственным символам, традициям и обычаям своего народа. Воспитывать любовь к Москве и России в целом, расширять кругозор, передавать знания об истории, достопримечательностях. Воспитывать чувство гордости за свой народ, патриотические чувства. Воспитывать интерес к истории города и страны, любовь к своей Родине, вызывать в детях чувство восхищения красотой родной природы, талантом русского народа.
- «ДЕНЬ ЗНАНИЙ»
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о празднике -День Знаний, 1 сентября. Объяснить детям, что этот праздник –начало учебного года ни только в школах, но и в детском саду. Расширять представление детей о профессии учителя, воспитателя, об учебных заведениях (детский сад, школа, колледж, ВУЗ). Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Развивать эстетические чувства, вызвать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, на участке. Воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада
- «ДЕНЬ МАТЕРИ»
Цель: закреплять знание детей об общественном празднике «День матерей». Учить доброму, внимательному отношению к матери. Формировать теплые чувства к самому дорогому человеку к маме. Воспитывать чувство доброты, уважения, отзывчивости, любви. Учить детей поддерживать беседу, выражать положительные эмоции.
- «НОВЫЙ ГОД»
Цель: расширять представления детей о новогоднем празднике и традициях празднования Нового года в нашей стране. Продолжать знакомить с историей происхождения сказочных персонажей Деда Мороза и Снегурочки. Рассказать о традициях встречи Нового года; воспитывать любовь к истории России, национальную гордость; воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Развивать умение поддерживать беседу.
- «МАСЛЕНИЦА»
Цель: продолжать знакомить детей с праздником – Масленицей. Развивать интерес к русско-народным праздникам, приобщать их к традициям русской и кубанской культуры. Воспитать чувство уважения к народным традициям русской культуры.
- «НАША АРМИЯ»
Цель: дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления о родах войск, о защитниках Отечества. Познакомить детей с военной техникой. Воспитывать любовь к Родине, чувства гордости за свою армию. Воспитывать желание быть похожими на сильных Российских воинов.
- «8 МАРТА»
Цель: привлечь внимание детей к празднику «8 Марта» и развивать у них интерес к традиции его празднования. Воспитывать уважительное, нежное и благородное отношение к мамам, бабушкам. Бережное и чуткое отношение ко всему женскому полу, потребности радовать близких людей добрыми делами. Углубить знания детей о роли мамы и бабушки в их жизни; способствовать созданию у детей положительных эмоциональных переживаний и радостного настроения от праздника. Развивать умение поддерживать беседу.
- «ПЕРВЫЙ КОСМОНАВТ»
Цель: продолжать знакомить детей с подвигом Ю. А. Гагарина, его значением для человечества. Обогатить представления детей о космосе, космонавтах, космическом оборудовании, использовании космоса в интересах людей. Развивать познавательный интерес к космосу как объекту окружающего мира. Инициировать активность детей, желание узнавать новое о космосе. Воспитывать чувство гордости за свою страну.
- «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»
Цель: продолжать знакомить детей с историей своей страны, с защитниками Отечества. Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны. Развивать речь и мышление детей, способности аргументировать свои высказывания. Воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.
- «РОССИЯ – МОЯ РОДИНА»
Цель: формировать у детей представления о своей стране. Развивать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре. Воспитывать азы гражданственности, патриотизма.
Содержание беседы: Страна, где мы живем, называется Россией. Найдем ее на глобусе. Главный город нашей страны, ее столица – Москва. Многие люди нашей страны и других стран хотят побывать в Москве и лучше узнать ее. Есть в России и другие города и села. Все должны знать название своего города и свой адрес. В России кроме русского живет много других народов. У каждого из них своя культура, свой язык. Все, кто живет в России, - россияне. Каждый человек любит свою Родину, гордится ею и хочет, чтобы она была лучше.
- «БЕСЕДА О ДНЕ ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА»
Цель: продолжить знакомство детей с историей и традициями праздника 23 февраля - День Защитника Отечества; - закрепить знания об армии, о рядах войск; - воспитание уважительного отношения к защитникам нашей Родины.
Содержание беседы: Ребята, приближается праздник «День защитников Отечества». Кто знает, кто такие защитники Отечества? Мы с вами живем в стране, которая называется Россия. Россия - это наше Отечество. В нашей стране есть армия, как и в других странах. В армии служат солдаты, моряки, летчики, пограничники. Их называют защитниками Отечества. Скоро наступит праздник нашей армии – День защитника Отечества. Он отмечается 23 февраля. В армии есть различные рода войск - такая армия сильная: она может защитить свою страну и на море, и на суше, и в воздухе.
- Ребята, но ведь сейчас нет войны, зачем нужна армия в мирное время? Армия всегда должна быть готова к тому, чтобы отразить нападение врагов.
- Ребята, а что же делают солдаты в армии в мирное время? Солдаты тренируются.
-Как солдаты тренируются? Солдаты должны быть сильными, смелыми, крепкими, здоровыми, мужественными. В армии служат самые достойные, сильные, мужественные и смелые.
- «МОЯ СЕМЬЯ»
Содержание беседы: Семья-это слово нам многое скажет. Семья нам с рожденья в путь жизни покажет. И каждый, какой бы с ней не был момент, Волшебней, роднее моментов и нет. Семья с нами рядом всегда и везде, Она много значит в каждой судьбе. Семья – это мама, папа и их дети. Семья - это самое дорогое, что есть у человека. Пока в семье дружба, все держатся друг за друга, получается круг, внутри которого царит любовь, уважение, доброта. Давайте мы с вами с уважением будем относиться к членам своей семьи, уважать старших, помогать младшим. Ребята, а какие пословицы про семью вы знаете? Расскажите их. Семья сильна, когда над ней крыша одна.
- «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ»
Содержание беседы: Дети с удовольствием слушают рассказы о своих предках. У твоих родителей тоже есть родители, которые их любили и воспитывали, так же, как и тебя твои родители. Кто они – родители родителей? Бабушка, дедушка. Родственники – близкие люди. Они поддерживают друг друга и делят все радости и горести. Нужно стремиться совершать хорошие поступки и заботиться о добром имени своей семьи, твоего рода.
Пословицы: Дети – благодать Божья. У кого детки, у того и заботы. Умел дитя родить, умей и научить. Русский человек без родни не живет. Вся семья вместе, так и душа на месте. Мать праведна – ограда камена.
Кто такие предки? Рассказать хочу вам, детки, Кто такие наши предки, Те, кто были перед нами, Кто возился в детстве с нами. Это – мама, это – папа, Это – бабушка и дед, Это – прадед. Все, что видим мы сейчас, Предки сделали до нас. Лампа, туфли телефон, поезд, стулья, этот дом. Даже мяч, футбол, штаны Предки нам изобрели. И от предков мы узнали, В книгах предки рассказали Как возник наш род людской И кто был до нас с тобой.
- «ЗНАКОМСТВО С ФЛАГОМ РОССИИ»
Цель: познакомить детей с одним из символов России – флагом. Рассказать о его значении для страны и обозначении всех цветов флага.
Содержание беседы: Ребята, вы знаете, как называется страна, в которой живете? Правильно – Россия! Мы с вами, жители этой страны называемся россиянами. Но вот представьте, что к нам приехали гости из другой страны, как они могут узнать, что приехали именно в Россию, а не в другую страну? В этом им помогут несколько помощников: флаг, герб, гимн страны. Сегодня мы с вами рассмотрим флаг России. В каждой стране есть свой флаг. В нашей стране – в России – тоже есть государственный флаг. Он состоит из двух частей (показ) – древко (длинная круглая палка), на которое навешивается полотнище (отрезок ткани) Посмотрите внимательно на Российский флаг. Сколько цветов вы видите на нем? (три: белый, синий, красный). О чем нам может сказать белый цвет? Конечно о наших белоствольных березках, белоснежной зиме, о ромашках на лугу, о легких белых облаках летом. А о чем говорит синий цвет? Синий цвет напомнит о колокольчиках и васильках, а синем небе, о море, о наших реках и озерах. А красный цвет? Красный цвет - это цвет огня, солнца на закате, красных маков и гвоздик. Именно красные гвоздики приносим мы к памятникам павших воинов, потому что цвет крови тоже красный. И мы не имеем права забывать тех, кто защищал нашу Родину и погиб за нее.
- «ОРЕЛ ПРЕСЛАВНЫЙ»
Цель: продолжать знакомить детей с символикой России. О том каким герб был и каким стал. Как изменялся в течении всей истории России.
Содержание беседы: В России герб является самым старшим (по возрасту) государственным символом. Впервые двуглавый орел появляется на нашем гербе при Иване 3 (во второй половине 15 века). На лицевой стороне был изображен всадник, поражающий копьем дракона, а на оборотной – двуглавый орел. Затем над орлом появляются три короны. После октябрьской революции в государственном гербе РСФСР утверждаются новые символы: двуглавый орел заменен красным щитом, на котором изображались перекрещенные серп и молот и восходящее солнце – как знак перемен. Эти символы вошли и в герб СССР, которые обрамляли колосья, перевязанные ленточками с названиями союзных республик. В 1993 году был возвращен исторический герб России с изображением двуглавого орла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в современных условиях
Практическое использование музыки, движений как средства развития, коррекции и лечения детей, в нашей стране началось в начале XX в. в период становления отечественной дефектологии. В это время в сист...
Актуальные вопросы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современных условиях
Вопросы социально-нравственного воспитания детей в современных условиях являются одной из актуальных проблем и рассматриваются отечественной педагогикой как приоритетное напр...
Консультация для воспитателей " Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе"
Консультация для воспитателей " Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе"...
Консультация для воспитателей "Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста в современных условиях"
Консультация поможет воспитателям объяснить детям, в современных экономических и политических условиях, почему они должны быть патриотами своей Родины....
О семейном воспитание детей дошкольного возраста в современных условиях.
О семейном воспитание детей дошкольного возраста в современных условиях....
Консультация для воспитателей " Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе"
Консультация для воспитателей " Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе"...