Проект "В гости к насекомым"
проект (средняя группа)
Актуальность проекта
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения - это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях. Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой.
Ведь именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей. Здесь учитываются интересы детей и их желания; программа под редакцией Васильевой не связана рамками обязательных учебных программ; она имеет большие возможности для организации различных видов деятельности детей и позволяет использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому это обязанность взрослых.
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Тип проекта: Долгосрочный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 4-5 лет.
Длительность работы над проектом: октябрь – апрель 2023 г.
Участники проекта.
Дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель.
Образовательная область: экологическое воспитание.
Цель проекта.
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «В гости к насекомым».
Задачи проекта.
1. Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее;
2. Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения; воспитывать бережное отношение к живому;
3. Развивать эмоциональную отзывчивость;
4. Формировать навыки исследовательской деятельности.
Предполагаемый результат:
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы - насекомым.
2. Сформируется умение различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика.
3. Будут знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям.
4. Сформируется умение составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.
5. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым.
6. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
7. Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных насекомых.
8. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
Предварительная работа:
1. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые».
2. Знакомство с литературными произведениями.
3. Подбор стихов о насекомых .
4. Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов».
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
В организации знакомства с насекомыми широко используются практические методы обучения: проблемные вопросы, самостоятельное и коллективное наблюдение. Из словесных методов применяются рассказ, чтение воспитателя, рассказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества.
Подготовительный этап: | |||
Сроки | Цель и задачи | Направления работы Формы реализации проекта | Отметка о выполнении |
Октябрь 2022г | Выявить у родителей значение худ. лит-ры в семье | - подбор литератур согласно темы проекта; - оформление презентации для детей «Насекомые среди нас»; - подбор художественной литературы, иллюстраций, загадок; - подбор аудиозаписей со звуками насекомых; - оформление читательского уголка; - выбор методов и средств для решения поставленных задач и достижения цели; - оформление картотек: "Загадок, физминуток, пальчиковых игр, дид. и подв. игр" по данной теме - включение родителей в предстоящую работу; - предложить родителям анкету по данной теме: Читаете ли вы детям книги о природе? |
|
Практический этап | |||
Ноябрь 2022г | Уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании и передвижении, развить фразовую речь, активизировать словарь по теме. Познакомить с насекомым -муравьем; лит. произведением о муравье. | 1.Рассматривание альбома «Насекомые», иллюстраций и картинок о насекомых 2. Беседа «Удивительный мир насекомых» 3. Просмотр презентации «Насекомые» 4. Беседа "Муравьи-санитары леса" (характерные особенности, как защищает себя, чем питается, вред и польза, где живет, зимует) 5. Физминутка "Муравьи" 6. В.Бианки «Сказка про то, как муравьишка домой спешил» 7. Коллективная аппликация из чайной заварки "Муравейник" 8. Логоритмическое упражнение «Друзья помогли»
|
|
Декабрь 2022г | Рассказать детям о том, как насекомые готовятся к зиме Познакомить с насекомым - пауком Познакомить детей с лит. произведением о пауке | 1. Беседа "Как насекомые готовятся к зиме" Просмотр презентации по данной теме 2. Дид. игра: «Что лишнее», «Собери жука», «Нарисуй такой же узор», «Подбери слово», «Бабочка и цветок» 3. Беседа «Паук» (характерные особенности, как защищает себя, чем питается, вред и польза, где живет, зимует) 4. Пальчиковая игра "Паучок" 5. Стихотворение «Паучок» В. Нестеренко 6. П/и "Паучок и мушки" |
|
Январь 2023г | Закрепить знания детей о творчестве детского писателя К. Чуковского
| 1.Чтение К. Чуковский «Муха Цокотуха», «Тараканище» 2. Отгадывание загадок о насекомых 3. Рисование: «Паучок» 4. Дид. игра: «Что лишнее», «Собери жука», «Нарисуй такой же узор», «Подбери слово», «Бабочка и цветок» 5. Раскрашивание раскрасок насекомые |
|
Февраль 2023г
| Познакомить с насекомым - стрекозой Развитие мелкой моторки детей, воображения | 1. Беседа «Стрекоза» (характерные особенности, как защищает себя, чем питается, вред и польза, где живет, зимует) 2. Лепка «Стрекоза» 3. Пальчиковая игра с элементами чистоговорки «Прилетела стрекоза», 3. Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «Мишка и пчелы» 4. Пальчиковые игры и физминутки: «Пчелка», «Улитка». 3. Физминутки «Кузнечики», «Бабочки», «Бабочки над лугом», «Стрекоза», «Муравьи» 4. Пальчиковые игры с элементами чистоговорки «Надоедливые мухи», «Пчелка», «Жук», «Гусеница» |
|
Март 2023г | Уточнить знания детей о внешнем виде, местах обитания, пользе божьей коровки, развивать активную речь. Закреплять умения вырезать круглые и овальные формы, умение их аккуратно наклеивать. | 1. Беседа "Наша любимая божья коровка"(характерные особенности, как защищает себя, чем питается, вред и польза, где живет, зимует) 2. Аппликация "Божья коровка" 3. Д/и "Божья коровка" 4. П /игры «Пчелы в улье», «Шмель», «Помай комара» 5. Аппликация "На весеннем лугу", 6. Познакомить с пословицами и поговорками о насекомых
|
|
Заключительный этап: | |||
Апрель 2023г | Учить передавать в движениях и жестах повадки некоторых насекомых. Форм-ть умение координировать речь с движениями. | 1. Досуг здоровья и подвижных игр "Мы- друзья - природы" (физическое развитие) Подвижные игры «Бабочки и ласточки», «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики», «Медведь и пчёлы», «Поймай комара» 2. Заучивания стихотворений про насекомых 3. Тематическая прогулка - наблюдение "Насекомые" 4. Поделка "Наши друзья - насекомые" 5.Викторина "Как хорошо я узнал насекомых?" |
|
Продукты проекта:
- Досуг здоровья и подвижных игр «Мы – друзья природы»
- выставка поделок «Наши друзья -насекомые»
- систематизация материалов
Литература
Энциклопедия «Насекомые». Из-во «Эксмо», 2003, 256с.
Энциклопедия Т.Д. Нуждиной «Чудо- всюду» мир животных и растений. Изд-во Академия развития», 2000, 320с.
А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Муравейник зашевелился», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики»,
Г. Скребицкий «Счастливый жучок»,
К. Ушинский «Пчёлки на разведках»,
К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;
Г. Ганейзер «Кузнечик – невидимка»,
Н. Сладков «Крапивница и лимонница», «Муравей и сороконожка»,
Л. Н. Толстой «О муравьях»,
И. Соколов-Микитов «Муравьи»,
И. А. Крылов «Стрекоза и муравей».
Стихи о насекомых (картотека), « Антошка и комар» Любовь Мирошникова, «Паучок» Владимир Нестеренко
Загадки (картотека).
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа.
Ольга Соломенникова: Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа.
http://www.rulit.me/author/pavlova-nina-mihajlovna...
http://www.mubiblioteka.ru/media/book/arakcheev_si...
http://www.mubiblioteka.ru/media/book/dmitriev_ska...
https://www.youtube.com/watch?v=X-EGMT72CBk
Игры интерактивные онлайн:
Игра «Насекомые» Игра 1
http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavateln...
Игра «Насекомые» Игра 2
http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavateln...
Игра «Бабочки»
http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vni...
Игра «Вырасти бабочку»
http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavateln...
Игра «Божьи коровки»
http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-log...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_gosti_k_nasekomym.docx | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие на тему "В гостях у насекомых".
Занятие рекомендуется проводить с детьми средней группы в конце учебного года, с учетом ранее полученных знаний и приобретенного методом наблюдения опыта....
В гости к насекомым.
План-конспект на татарском языке для второй младшей группы по ознакомлению с окружающим миром....
НОД "В гости к насекомым"
Уточнять представление о насекомых, их преспособленности к среде обитания....
НОД "В гостях у насекомых" с использованием игр-презентаций.
НОД "В гостях у насекомых" (игры-презентации)...
Досуг « В гостях у насекомых»
Досуг для детей старшего возраста...
В гости к насекомым
1) Расширять представления детей о жизни насекомых.2) Формировать умение называть характерные особенности внешнего вида.3) Активизировать употребление в речи назван...
Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у насекомых»
Закрепление представлений детей о насекомых: внешний вид, где живет, чем питается, какую пользу приносит.Задачи:Обучающие:Закрепить и уточнить знания детей о насекомых.Развивать память, мышление...
- Мне нравится (1)