Проект «Моя семья и семейные традиции»
проект (средняя группа)
Семья-это труд, друг о друге работа,
Семья- это много домашней работы.
Семья -это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному не возможно!
Паспорт проекта:
Тип проекта: информационно – познавательный, творческий.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Возраст детей: дети 4 -5 лет.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Этапы: подготовительный, основной (практический), заключительный.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Актуальность проекта:
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у детей любви и уважения к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну. Представление о Родине начинается у детей с чувств любви и уважения к родным и близким. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Работа в условиях реализации ФОП требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общих принципов в работе по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.
Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям.
Наблюдая за детьми нашей группы, мы увидели, что детям необходимо ласковое прикосновение взрослых, т. е. они, нуждаются в эмоциональном и тактильном контакте. Порой они откладывают игру, чтобы подойти, прижаться к воспитателю. Родители, забирая своих детей, постоянно торопят их, спешат. Возникает некоторая напряженность, которая перерастает в капризы детей и раздражённость взрослых
Опрос родителей показал, что в нашей группе много молодых семей, не имеющих своих традиций. Они считают это лишним, не актуальным. В результате дети недополучают эмоционального контакта, понимания в семье.
Цель проекта:
- продолжать формировать у детей понятие «семья»; осуществлять взаимодействие ДОУ и семьи через приобщение к народным и семейным традициям.
Задачи проекта:
1. Дать представление о понятиях: «род», «родители», «родные», «семья», «близкие», «семейные традиции», «обычай»; богащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
3. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
Ожидаемые результаты:
Особенность нашего проекта, заключается в том, что мы вместе с семьей не только узнаем, но и освоим новое, будем работать в одной команде “Воспитатели-дети-родители”, где родители станут активными участниками жизни детей в детском саду.
Таким образом, мы думаем, что выбранное нами направление перспективно, что нравственно-патриотическое воспитание нужно начинать с рождения ребенка в каждой семье, с приобщения к традициям.
При работе с детьми выявилась проблема. Наблюдение за детьми в течение года показало, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение, и появилась идея создать проект «Моя семья», т. е. для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Содержание проекта.
1 этап: Подготовительный
Составить перспективный план проекта.
Опрос детей по данной теме.
Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности.
Подобрать дидактические игры.
Подобрать иллюстрированный материал.
Подобрать художественную литературу по теме «Семья».
Подобрать материал для продуктивной деятельности.
Совместное изготовление родителей и детей атрибутов для сюжетно – ролевых игр: «Семья», «Больница», «Магазин».
Анкетирование родителей на тему: «Семейные традиции, праздники, увлечения».
2 этап: Основной
Познавательное развитие.
Беседы: «Для чего человеку семья?», «Как я помогаю дома маме?», «На кого хочу быть похожим?», «За что я люблю маму?», «Семейные праздники», «Выходной день в моей семье», «Для чего человеку дано имя?» (знакомство со свидетельством о рождении).
Проблемные ситуации: «Что ты будешь делать, если мама заболеет/ папа уедет?», «Оторвалась пуговица на платье у куклы, кто может помочь?», «Сломался стул/ игрушка».
Ситуативная игровая образовательная деятельность «Моя семья».
Речевое развитие.
Рассматривание сюжетных картин: «Моя семья», «У мамы день рождения», «С папой в магазин», «Поездка на дачу», «Мамины помощники».
Дидактические игры: «Скажи ласково», «Найди свою маму», «Чья мама?», «Хорошо – плохо».
Отгадывание загадок о семье. Разучивание пословиц о семье.
Чтение художественной литературы по теме «Семья»:
Е. Благинина «Посидим в тишине», Л. Толстой «Бабушка и внучка», В. Катаев «Цветик - семицветик», С. Маршак «Сказка об умном мышонке», «Дедушка и внучка», р. н. с. «Гуси-лебеди», Б. Емельянов «Мамины руки», ненецкая народная сказка «Кукушка». Знакомство с пословицами и поговорками о семье.
Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно – ролевые игры: «Магазин», «Больница», «Ждём гостей», «Дочки - матери», «Семья», «День рожденья».
Составление рассказов на тему:
- «С кем я живу».
- «Хорошо у нас в саду…».
- «Мои папа, мама, бабушка, дедушка».
- «Моя комната».
- «Мое любимое занятие».
- «Мой лучший друг».
- «Как мы отдыхаем всей семьей».
Пальчиковая гимнастика: «Моя семья», «Кто живет у нас в квартире», «Мамины помощники».
Художественно – эстетическая деятельность:
Рисование: «Поможем маме постирать платочки», «Мама милая моя»,
«Моя семья».
Аппликация:
Конструирование «Мой дом моя крепость».
Физическое развитие:
Подвижная игра: «Поможем маме и бабушке набрать овощей и фруктов в корзину».
Пальчиковая гимнастика: «Моя семья», «Кто живет у нас в квартире», «Мамины помощники».
Просмотр мультфильмов: «Мама для мамонтенка», «Крошка Енот», «Цветик-семицветик».
Драматизация: «Петушок и бобовое зернышко», «Сказка о глупом мышонке», «Гуси лебеди».
Прослушивание аудиозаписей и песенок о маме, папе, дедушке и бабушке.
Коллективный труд: «Мы помощники».
Развлечение «Мой папа лучший на свете».
Составление альбома «Моя семья».
Взаимодействие с родителями:
Консультации для родителей: «Семья и семейные ценности!», «Влияние семьи на развитие ребенка», «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников».
Рекомендации для родителей (буклет) «Традиции: создай и передай!», буклет «Как можно провести выходные».
Памятка для родителей «Чаще говорите детям…».
3 этап: Заключительный
Обобщение материала по реализации проекта.
Альбом на тему: «Моя Семья».
Презентация проекйа «Моя семья»
Выставка семейных работ «Традиции в нашей семье».
Кулинарный альбом традиционных семейных блюд «Мамины вкусняшки».
Вывод:
В ходе подготовки к реализации проекта была проведена работа с родителями по теме проекта. В результате были выявлены знания детей о своей семье. Вся дальнейшая работа была направлена на обогащение знаний детей о семейных традициях.
Таким образом, мы думаем, что выбранное нами направление перспективно, что нравственно-патриотическое воспитание нужно начинать с рождения ребенка в каждой семье, с приобщения к традициям.
В результате проектной деятельности дети смогли обобщить и систематизировать свои знания о семье. За время реализации проекта «Моя семья» уровень знаний детей о семье значительно повысился. Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Благодаря этому проекту укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор и обогатился словарный запас детей, в большинстве семей появились новые семейные традиции.
И главный результат реализации проекта, на который очень хотелось бы обратить внимание, заключается в усвоении ребенком главных ценностей: любви к родным и близким.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт педагогического проекта Тема: «Семья и семейные традиции»
Девиз проекта:«Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом,Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром!»...
Проект «Моя семья и семейные традиции»
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий с...
Проект " Моя семья и семейные традиции."
В настоящее время эта тема стала актуальна и особенно трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношению к традициям, сохранению семейных связей. Поэтому так важно...
Проект «Моя семья и семейные традиции»
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабуш...
Проект «Моя семья и семейные традиции»
Формировать представление о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных традициях; актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях; Осуществление взаимодействия ДОО и семьи ч...
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Моя семья и семейные традиции»
Семья - любви великой царство.В ней вера, праведность и сила.Семья — опора государства,Страны моей, моей России.В современном образовательном процессе не маловажным является воспитание у подраст...
Проект " Моя семья и семейные традиции" Вторая младшая группа
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеЦентр развития ребенка Детский сад № 122 Проект " Моя семья и семейные традиции"Вторая м...