ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Моя семья и семейные традиции»
проект (средняя группа)
Семья - любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья — опора государства,
Страны моей, моей России.
В современном образовательном процессе не маловажным является воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств любви и уважения к родным и близким. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям.
Семья и дошкольное учреждение - два общественных важных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства. Проводя с детьми большую часть времени в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров мы выяснили, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих близких родственниках, не говоря уже о семейных традициях и обычаях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelno-tvorcheskiy_proekt_moya_semya_i_semeynye_traditsii.docx | 244.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №23 «Светлячок» г. Белебея
муниципального района Белебеевский район
Республики Башкортостан
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ
ПРОЕКТ
«Моя семья и семейные традиции»
Руководитель проекта:
воспитатель Ухаткина Н.В.
г. Белебей, 2023 г.
Карта проекта
«Моя семья и семейные традиции»
Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги группы № 6 МАДОУ № 23 «Светлячок» г. Белебея
Руководитель проекта: воспитатель Ухаткина Н.В.
Срок реализации проекта: среднесрочный (с 02.10. 2023 г. по 30.11. 2023 г.)
Тип проекта: познавательно - исследовательский, информационно-творческий.
\
Содержание:
1. Введение
1.1. Актуальность проекта ………………………………………………………4
1.2. Цели, задачи проекта ……………………………………………………….4
1.3. Обеспечение проектной деятельности…………………………………… 5
1.4. Ожидаемые результаты и продукты …………………………………….. 6
2. Этапы реализации проекта
- Подготовительный …………………………………………………….. 6
- Основной……………………………………………………………………6
- Заключительный …………………………………………………………..8
3. Ресурсы ………………………………………………………………………..9
Приложения
- Введение
- Актуальность
Семья - любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья — опора государства,
Страны моей, моей России.
В современном образовательном процессе не маловажным является воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств любви и уважения к родным и близким. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям.
Семья и дошкольное учреждение - два общественных важных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства. Проводя с детьми большую часть времени в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров мы выяснили, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих близких родственниках, не говоря уже о семейных традициях и обычаях.
С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья и семейные традиции», которая поможет детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
1.2. Цель проекта: формирование у детей представления о семье через организацию разных видов деятельности, повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении; продолжать знакомить детей с профессиями членов семьи.
Развивающие:
- Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
- Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях; воспитывать доброжелательность, уважение и любовь друг к другу через совместную деятельность родителей
1.3. Обеспечение проектной деятельности:
- Методическое:
Программно-методический материал
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.
- Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. Под ред. Н. В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013 г.
- Нравственно – патриотическое воспитания детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. Ветохина А. Я., Дмитриенко З. С. и др., СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2013 г.
- Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. Маханева М. Д. , М.: ТЦ Сфера, 2010 г.
- Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. Под ред. Л. А. Кондрыкинской, М.: ТЦ Сфера, 2013 г.
- Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Мосалова Л. Л. СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2011 г.
- Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. Потапова Т. В. М.: ТЦ Сфера, 2008 г.
- Материально-техническое:
Оборудование для совместной и самостоятельной детской деятельности:
- Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Больница», «День рождение», «Парикмахерская»;
- Уголки: Уголок ряжения, кукольный уголок (куклы, одежда для кукол, детская посуда, кукольная мебель с постельными принадлежностями, наборы овощей, фруктов, муляжи продуктов, хозяйственные приборы и бытовая техника); уголок с крупным строительным материалом;
- Дидактические игры: «Кем быть?», «Кому, что нужно для работы?», «Составь портрет семьи», «Чьи обязанности?», «Семья»;
- Наглядные пособия: альбом «Семья», «Профессии», алгоритм «Портрет семьи», открытки, иллюстрации по теме, мультимедийная презентация «Семья и семейные традиции»;
- Материал для продуктивной и изодеятельности: бумага и альбомы для рисования, картон, цветная бумага, фольга, клей, ножницы, салфетки, доски для лепки, пластилин, карандаши, фломастеры, восковые мелки, акварельные краски, раскраски;
- Материал для музыкальной деятельности: флеш-карты с песнями и музыкальными композициями о семье, маме и др.;
- Художественная литература, пословицы и поговорки о семье (стихотворения «Посидим в тишине» Е. Благинина, «Моя родня» Я. Аким, «Мой брат Миша» Я. Аким, «Если был бы я девчонкой» Э. Успенский, «Сестра моя Ксения» (отрывок из рассказа) В. Драгунский, «Бабушка» Е. Григорьева, «Стирка» Г. Люшнин, рассказ Л. Н. Толстова «Старый дед и внучек», сказки: «Гуси-лебеди», «Кукушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко»);
- Выносной материал и игрушки для прогулки: куклы, коляски, посуда, мячи, скакалки, ведра, лопатки, формочки, машины и др.
- Прочие материалы и оборудование: воздушные шары, медали, грамоты и благодарности, фотоаппарат, ноутбук, мультимедийное оборудование, магнитная доска.
- Диагностико – дидактическое: анкеты для детей.
1.4. Предполагаемый (ожидаемый) результат
В результате реализации проекта участники достигают следующих результатов:
1. Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, семейных традициях и праздниках.
2. У детей повысятся знания в области духовно – нравственного воспитания по вопросам семьи, будут заложены основы чувств гордости за свою семью, уважения, любви и заботы к её членам.
3. Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений в области духовно – нравственного воспитания.
4. Повысится педагогическая культура родителей, что позволит педагогам установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
5. Повысится рейтинг дошкольного образовательного учреждения среди родителей воспитанников.
2. ЭТАПЫ РЕАЛИАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап: подготовительный
- выбор темы;
- разработка плана мероприятий по реализации проекта «Моя семья и семейные традиции» сотрудничество с родителями;
- подбор литературных произведений о семье;
- подбор музыкальных произведений о маме, папе, бабушке, дедушке;
- подготовка цикла бесед о семье: праздники, традиции, профессии, родословная семьи.
II этап: основной
- Организация совместной творческой, познавательной, исследовательской деятельности детей, организация условий для осуществления самостоятельной деятельности детей в центрах активности группы.
Реализация проекта
Направление развития | Содержание |
Познавательное развитие | 1.Беседы с детьми: «Кто такие - родные, друзья, соседи», «Что такое семья», «Мои домашние обязанности», «У нас дружная семья». 2.ООД «Я и моя семья». 3. Рассматривание картин и иллюстраций по теме: Т. Сорокина «Семья», сюжетные картинки; 4. Просмотр мультфильмов «Моя семья. Сборник мультфильмов про Миру и Гошу», «Мешок яблок», «Кукушка и скворец», «Кукушка», «Мама для мамонтёнка».5. Экскурсия в историко-краеведческий музей. Беседа по теме " Традиции и семейный уклад наших предков" |
Социально-коммуникативное развитие | 1. Дидактические, настольно – печатные игры: «Моя семья. Составь цепочку», «Назови профессию», «Сложи узор» (Платок для бабушки), «Скажи ласково о члене семьи», «Скажи наоборот», «В какой сказке встречаются семьи?», «Какая у вас семья?», «Кто старше?», «Чьи это вещи?», с мячом «Собираем добрые слова», «Чья мама?» и др. 2.Сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Дочки матери», «Встречаем гостей», «Семейный обед», «Поход с семьей в кафе», «Наш выходной день»; 3. Игровая ситуация: «Мои братья и сёстры», «Каким я был, каким я стану», «Мы - разные», «Если мама заболела». |
Художественно-эстетическое развитие |
|
Речевое развитие | 1. Составление загадок на тему «Семья»; 2. Составление рассказов по сериям сюжетных картинок; 3. Составление рассказов на тему: «Моя семья», «С кем я живу», «Мои папа, мама, бабушка, дедушка», «Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома», «Мамин портрет», «Как я помогаю дома»; 4. Заучивание пословиц и поговорок о семье; 5. Чтение художественной литературы: «Кукушка», «Гуси-лебеди» «Красная Шапочка», «Крошечка – Хаврошечка», «Гуси-лебеди», Я. Акима «Моя родня», В. Драгунского «Моя сестра Ксения», Е. Серова «Папа дома», С. Черный «Когда никого нет дома», Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама»; 6. Драматизация сказки: «Репка», «Мешок яблок»; 7. Театрализованная деятельность: кукольный театр «Три медведя». |
Физическое развитие | 1. Подвижные игры: «Маленькие помощники», игра с мячом «Мяч соседу», «Кто быстрее соберет», игра-эстафета «Помоги маме». 2. Народные игры: «Юрта», «Курай», «Иголка и нитка»; 3. Физкультминутки: «Как у нас семья», «Помощники»; 4. Пальчиковые игры: «Моя семья», «Пальчики мои», «Дружная семья», «Кто живет в моей семье?» |
Содержание деятельности с родителями
Формы работы | Содержание |
Анкетирование родителей | - «Семья и семейные традиции» |
Памятки, консультации, папки – передвижки, буклеты | - «Семья и семейные ценности» - «Семья традициями крепка» - «Права и обязанности в семье» |
Совместные мероприятия | - «Чаепитие с мамами. Мамины вкусняшки», посвященное Дню Матери. - «Экскурсия в пожарную часть» - Спортивный досуг «Папа, мама, я – спортивная семья!» |
Фотовыставки и выставки творческих работ | - «Семейные традиции и обычаи» - «Как я помогаю дома» - «Выходной день в нашей семье» - Фотоальбом «Моя семья» - «Герб моей семьи» |
Родительское собрание | «Главные условия воспитания детей в семье» |
III. Заключительный этап:
- Анализ полученных результатов.
Подводя итоги нашего проекта, хочется отметить, что все поставленные задачи и цели нам удалось выполнить. Дети и родители с огромным интересом участвовали во всех предложенных играх, развлечениях, конкурсах, предлагали свои идеи и делились радостными эмоциями.
Данная тема проекта оказалась очень эффективной и актуальной на сегодняшний день. Таким образом, в результате совместной работы над проектом дети познакомились с понятиями «род», «родословная», «родные», «близкие». Узнали о семейных традициях, активно включились в творческо-поисковую деятельность. Расширился кругозор и словарный запас детей. Особенность этого проекта в том, что вместе с семьей мы не только познавали и осваивали новое, но и активно трудились и отдыхали в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратились из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить без семьи невозможно
- Рекомендации педагогам, родителям.
- Транслирование проекта на педагогическом совете, РМО.
3. РЕСУРСЫ
1. Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», М., ЦГЛ. 2005
2.Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса Проектная деятельность дошкольников
3.Зверева О.Х. «Общение педагога с родителями в ДОУ» - М.: ТЦ Сфера, 2005.
4.Козлова А.В. «Работа с семьёй» - М.: ТУ Сфера, 2004.
5.Моя родословная. Генеалогическое древо - Maam.ru
www.maam.ru/./integrirovanoe-zanjatie-moja-rodoslovnaja- genealogicheskoe-drevo.html
6. «Проекты в работе с семьей» методическое пособие. О.И.Давыдова, А.А.Майер, Л.Г.Богословец ООО «ТЦ Сфера», 2012г. (Библиотека журнала «Управление
7.Свирская Л. «Работа с семьёй» - М.: Линка-Пресс, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семья и семейные традиции
Действительное стремление к семейному счастью и семейному благополучаю находит выражение в создании семейных традиций.......
Сценарий мероприятия с родителями во второй младшей группе - Семейная гостиная «Семья и семейные традиции»
Материал предназначен для педагогов ДОУ...
Семейная гостиная "Семья и семейные традиции"
Для педагогов ДОУ....
Родительское собрание №1 в нетрадиционной форме в старшей группе. Проведение совместной традиции в саду «Папы, мамы, сад и я вместе дружная семья». Тема собрания: «Влияние семьи и семейных традиций на воспитание ребенка».
Родительское собрание №1 в нетрадиционной форме в старшей группе. Проведение совместной традиции в саду «Папы, мамы, сад и я вместе дружная семья».Тема собрания: «Влияние...
Сценарий мероприятия с родителями семейная гостиная «Семья и семейные традиции»
Сценарий мероприятия с родителями семейная гостиная «Семья и семейные традиции»...
Семейная гостиная «Семья и семейные традиции в жизни ребенка»
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую, не всегда хватает взаимопонимания и терпения между родителями и педагогами. Как с...
«Традиции в семье. Роль семейных традиций в формировании личности дошкольника»
Семейные традиции и домашние ритуалы важны для детей гораздо более чем для взрослых. Нам может казаться, что милая мамина привычка – рассказывать дошкольнику ежевечернюю сказку, ни к чему её не ...