ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Моя семья и семейные традиции»
проект (средняя группа)

Ухаткина Надежда Витальевна

Семья - любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья — опора государства,
Страны моей, моей России.

В современном образовательном процессе не маловажным является воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств любви и уважения к родным и близким. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям.

Семья и дошкольное учреждение - два общественных важных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства. Проводя с детьми большую часть времени в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров мы выяснили, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих близких родственниках, не говоря уже о семейных традициях и обычаях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №23 «Светлячок» г. Белебея

муниципального района Белебеевский район

Республики Башкортостан

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ

ПРОЕКТ

«Моя семья и семейные традиции»

C:\Users\Мои документы\Desktop\2023-2024 уч.г\ПДД фото\XKV2aX-M88HrnQC8_ZNDyALfshxi1OuPOns7KtflTstFFiPpl1F3OS8TCvq5FP4KkfVusLxmKKld3kiASV5HvuGF.jpg

Руководитель проекта:

 воспитатель Ухаткина Н.В.

г. Белебей, 2023 г.

Карта проекта

«Моя семья и семейные традиции»

Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги группы № 6 МАДОУ № 23 «Светлячок» г. Белебея

Руководитель проекта:  воспитатель Ухаткина Н.В.

Срок реализации проекта: среднесрочный (с 02.10. 2023 г. по 30.11. 2023 г.)

Тип проекта: познавательно - исследовательский, информационно-творческий.

\

Содержание:

1. Введение

1.1. Актуальность проекта ………………………………………………………4

1.2.  Цели, задачи проекта ……………………………………………………….4

1.3. Обеспечение проектной деятельности……………………………………  5

1.4. Ожидаемые результаты и продукты ……………………………………..   6

2. Этапы реализации проекта  

  1.  Подготовительный …………………………………………………….. 6
  2. Основной……………………………………………………………………6
  3. Заключительный …………………………………………………………..8

3. Ресурсы ………………………………………………………………………..9

 Приложения

  1. Введение
  1.  Актуальность

Семья - любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья — опора государства,
Страны моей, моей России.

В современном образовательном процессе не маловажным является воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств любви и уважения к родным и близким. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям.

Семья и дошкольное учреждение - два общественных важных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства. Проводя с детьми большую часть времени в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров мы выяснили, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих близких родственниках, не говоря уже о семейных традициях и обычаях.

С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья и семейные традиции», которая поможет детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

1.2. Цель проекта: формирование у детей представления о семье через организацию разных видов деятельности, повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.

Задачи проекта:

Образовательные:

- Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении; продолжать знакомить детей с профессиями членов семьи.

Развивающие:

- Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.

- Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях; воспитывать доброжелательность, уважение и любовь друг к другу через совместную деятельность родителей

1.3. Обеспечение проектной деятельности:

  • Методическое:

Программно-методический материал

  • От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.
  • Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. Под ред. Н. В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013 г.
  • Нравственно – патриотическое воспитания детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. Ветохина А. Я., Дмитриенко З. С. и др., СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2013 г.
  • Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие.  Маханева М. Д. , М.: ТЦ Сфера, 2010 г.
  • Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. Под ред. Л. А. Кондрыкинской, М.: ТЦ Сфера, 2013 г.
  • Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Мосалова Л. Л. СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2011 г.
  • Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. Потапова Т. В. М.: ТЦ Сфера, 2008 г.
  • Материально-техническое:

Оборудование для совместной и самостоятельной детской деятельности:

  • Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Больница», «День рождение», «Парикмахерская»;
  • Уголки: Уголок ряжения, кукольный уголок (куклы, одежда для кукол, детская посуда, кукольная мебель с постельными принадлежностями, наборы овощей, фруктов, муляжи продуктов, хозяйственные приборы и бытовая техника); уголок с крупным строительным материалом;
  • Дидактические игры: «Кем быть?», «Кому, что нужно для работы?», «Составь портрет семьи», «Чьи обязанности?», «Семья»;
  • Наглядные пособия: альбом «Семья», «Профессии», алгоритм «Портрет семьи», открытки, иллюстрации по теме, мультимедийная презентация «Семья и семейные традиции»;
  • Материал для продуктивной и изодеятельности: бумага и альбомы для рисования, картон, цветная бумага, фольга, клей, ножницы, салфетки, доски для лепки, пластилин, карандаши, фломастеры, восковые мелки, акварельные краски, раскраски;
  • Материал для музыкальной деятельности: флеш-карты с песнями и музыкальными композициями о семье, маме и др.;
  • Художественная литература, пословицы и поговорки о семье (стихотворения «Посидим в тишине» Е. Благинина, «Моя родня»  Я. Аким, «Мой брат Миша» Я. Аким, «Если был бы я девчонкой» Э. Успенский, «Сестра моя Ксения» (отрывок из рассказа) В. Драгунский, «Бабушка» Е. Григорьева, «Стирка» Г. Люшнин, рассказ Л. Н. Толстова «Старый дед и внучек», сказки: «Гуси-лебеди», «Кукушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко»);
  • Выносной материал и игрушки для прогулки: куклы, коляски, посуда, мячи, скакалки, ведра, лопатки, формочки, машины и др.
  • Прочие материалы и оборудование: воздушные шары, медали, грамоты и благодарности, фотоаппарат, ноутбук, мультимедийное оборудование, магнитная доска.
  • Диагностико – дидактическое: анкеты для детей.

1.4. Предполагаемый (ожидаемый) результат

 В результате реализации проекта участники достигают следующих результатов:

1. Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, семейных традициях и праздниках.

2. У детей повысятся  знания в области духовно – нравственного воспитания по вопросам семьи, будут заложены основы чувств гордости за свою семью, уважения, любви и заботы к её членам.

3. Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений в области духовно – нравственного воспитания.

4. Повысится педагогическая культура родителей, что позволит педагогам установить с ними доверительные и партнёрские отношения.

5. Повысится рейтинг дошкольного образовательного учреждения среди родителей воспитанников.

  

2. ЭТАПЫ РЕАЛИАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I этап:  подготовительный

  • выбор темы;
  • разработка плана  мероприятий по реализации проекта «Моя семья и семейные традиции» сотрудничество с родителями;
  • подбор литературных произведений о семье;
  • подбор музыкальных произведений о маме, папе, бабушке, дедушке;
  • подготовка цикла бесед о семье: праздники, традиции, профессии, родословная семьи.

 II этап:  основной 

- Организация совместной творческой, познавательной, исследовательской деятельности детей, организация условий для осуществления самостоятельной деятельности детей в центрах активности группы.


Реализация проекта

Направление развития

Содержание

Познавательное развитие

1.Беседы с детьми: «Кто такие - родные, друзья, соседи», «Что такое семья», «Мои домашние обязанности», «У нас дружная семья». 

2.ООД «Я и моя семья».

 3. Рассматривание картин и иллюстраций по теме: Т. Сорокина «Семья», сюжетные картинки;

 4. Просмотр мультфильмов «Моя семья. Сборник мультфильмов про Миру и Гошу», «Мешок яблок», «Кукушка и скворец», «Кукушка», «Мама для мамонтёнка».

5. Экскурсия в  историко-краеведческий музей. Беседа  по теме " Традиции и семейный уклад наших предков"

Социально-коммуникативное развитие

1. Дидактические, настольно – печатные игры: «Моя семья. Составь цепочку», «Назови профессию», «Сложи узор» (Платок для бабушки), «Скажи ласково о члене семьи», «Скажи наоборот», «В какой сказке встречаются семьи?», «Какая у вас семья?», «Кто старше?», «Чьи это вещи?», с мячом «Собираем добрые слова», «Чья мама?» и др.

2.Сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Дочки матери», «Встречаем гостей», «Семейный обед», «Поход с семьей в кафе», «Наш выходной день»;

3. Игровая ситуация: «Мои братья и сёстры», «Каким я был, каким я стану», «Мы - разные», «Если мама заболела».

Художественно-эстетическое развитие

  1. Изготовление коллективной творческой работы «Наши мамы» ко Дню Матери;
  2. Рисование «Дом, в котором я живу», «Моя семья», «Моя мама»;
  3. Аппликация «Моя семья», «Фартук для бабушки»;
  4. Игры с конструктором: «Построй дом для своей семьи», «Моя комната» - обыгрывание построек, игры с конструктором «Семья»;
  5. Ручной труд: «Подарок папе ко Дню отца», «Открытка для мамы на день Матери».

Речевое развитие

1. Составление загадок на тему «Семья»;

2. Составление рассказов по сериям сюжетных картинок;

3. Составление рассказов на тему: «Моя семья», «С кем я живу», «Мои папа, мама, бабушка, дедушка», «Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома», «Мамин портрет», «Как я помогаю дома»;

4. Заучивание пословиц и поговорок о семье;

5. Чтение художественной литературы: «Кукушка», «Гуси-лебеди» «Красная Шапочка», «Крошечка – Хаврошечка», «Гуси-лебеди»,  Я. Акима «Моя родня», В. Драгунского «Моя сестра Ксения», Е. Серова «Папа дома», С. Черный «Когда никого нет дома», Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама»;

6. Драматизация сказки: «Репка», «Мешок яблок»;

7. Театрализованная деятельность: кукольный театр «Три медведя».

Физическое развитие

1. Подвижные игры: «Маленькие помощники», игра с мячом «Мяч соседу», «Кто быстрее соберет», игра-эстафета «Помоги маме».

2. Народные игры: «Юрта», «Курай», «Иголка и нитка»;

3. Физкультминутки: «Как у нас семья», «Помощники»;

4. Пальчиковые игры: «Моя семья», «Пальчики мои», «Дружная семья», «Кто живет в моей семье?»

Содержание деятельности с родителями

Формы работы

Содержание

Анкетирование  родителей

- «Семья и семейные традиции»

Памятки, консультации, папки – передвижки, буклеты

- «Семья и семейные ценности»

- «Семья традициями крепка»

- «Права и обязанности в семье»

Совместные мероприятия

- «Чаепитие с мамами. Мамины вкусняшки», посвященное Дню Матери.

- «Экскурсия в пожарную часть»

- Спортивный досуг «Папа, мама, я – спортивная семья!»

Фотовыставки и выставки творческих работ

- «Семейные традиции и обычаи» 

- «Как я помогаю дома»

- «Выходной день в нашей семье»

- Фотоальбом «Моя семья»

- «Герб моей семьи»

Родительское собрание

«Главные условия воспитания детей в семье»

III. Заключительный этап:

- Анализ полученных результатов. 

Подводя итоги нашего проекта, хочется отметить, что все поставленные задачи и цели нам удалось выполнить. Дети и родители с огромным интересом участвовали во всех предложенных играх, развлечениях, конкурсах, предлагали свои идеи и делились радостными эмоциями.

Данная тема проекта оказалась очень эффективной и актуальной на сегодняшний день. Таким образом, в результате совместной работы над проектом дети познакомились с понятиями «род», «родословная», «родные», «близкие». Узнали о   семейных традициях, активно включились в творческо-поисковую деятельность.  Расширился кругозор и   словарный запас детей.      Особенность этого проекта в том, что вместе с семьей мы не только познавали и осваивали новое, но и активно трудились  и отдыхали в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратились из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить без семьи невозможно

- Рекомендации педагогам, родителям.

- Транслирование  проекта на педагогическом совете, РМО.

3. РЕСУРСЫ

1. Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», М., ЦГЛ. 2005

2.Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса   Проектная деятельность дошкольников

3.Зверева О.Х. «Общение педагога с родителями в ДОУ» - М.: ТЦ Сфера, 2005.

4.Козлова А.В. «Работа с семьёй» - М.: ТУ Сфера, 2004.

5.Моя родословная. Генеалогическое древо - Maam.ru

www.maam.ru/./integrirovanoe-zanjatie-moja-rodoslovnaja- genealogicheskoe-drevo.html‎

6. «Проекты в работе с семьей» методическое пособие. О.И.Давыдова, А.А.Майер, Л.Г.Богословец ООО «ТЦ Сфера», 2012г. (Библиотека журнала «Управление

7.Свирская Л. «Работа с семьёй» - М.: Линка-Пресс, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья и семейные традиции

Действительное стремление к семейному счастью и семейному благополучаю находит выражение в создании семейных традиций.......

Родительское собрание №1 в нетрадиционной форме в старшей группе. Проведение совместной традиции в саду «Папы, мамы, сад и я вместе дружная семья». Тема собрания: «Влияние семьи и семейных традиций на воспитание ребенка».

Родительское собрание №1 в нетрадиционной форме в старшей группе.  Проведение совместной традиции в саду  «Папы, мамы, сад и я вместе дружная семья».Тема собрания: «Влияние...

Сценарий мероприятия с родителями семейная гостиная «Семья и семейные традиции»

Сценарий мероприятия с родителями семейная гостиная «Семья и семейные традиции»...

Семейная гостиная «Семья и семейные традиции в жизни ребенка»

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую, не всегда хватает взаимопонимания и терпения между родителями и педагогами. Как с...

«Традиции в семье. Роль семейных традиций в формировании личности дошкольника»

Семейные традиции и домашние ритуалы важны для детей гораздо более чем для взрослых. Нам может казаться, что милая мамина привычка – рассказывать дошкольнику ежевечернюю сказку, ни к чему её не ...