Конспект занятия "Международный день леса"
план-конспект занятия (старшая группа)

Фатуллаева Лидия Александровна

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Ханты-Мансийского района

«Детский сад «Светлячок» д. Шапша»

 

 

Конспект непосредственно-образовательной

деятельности в старшей группе

по экологии

на тему:

«Международный день леса»                                                                                               

 

Цель:

Расширить представления детей о лесе, приблизить детей к природе, лесу и его обитателей.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать у детей представления о взаимосвязи леса и человека, растений и животных;

Развивающие:

- Закрепить правила поведения в лесу, активизировать и обогащать словарь детей;

Воспитательные:

- Воспитывать у детей интерес, любознательность, бережное отношение и ответственность за лес и его обитателей.

Материалы и оборудование:

Презентация, разрезные картинки цветов, разрешающие и запрещающие знаки, альбомные листы и карандаши.

 

Ход занятия:

(слайд 3)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с вами о празднике который отмечает лес.  Каждый год 21 марта мы отмечаем международный день леса.

         Международный день лесов был основан в 1971 году и с тех пор отмечается ежегодно.  В этот день проводятся всемирные акции по охране леса. В настоящее время стоит глобальная проблема по уничтожению леса.  Напрашивается вопрос, почему так происходит?  Во-первых, очень много древесины отправляют на продажу за границу. Во-вторых, в исчезновении лесов виновниками являются – пожары, влияние погодных условий, болезней и вредителей.

         Лес даёт чистейший воздух.  Это основная функция лесов -нейтрализация пыли, грязи. Обогащает кислородом. Но данная способность – не единственная. Леса положительно воздействуют на процесс формирования погодных условий, снижают температуру воздуха (в жаркую погоду можно спрятаться под кронами деревьев), задерживают ветер, снег. В лесу живут дикие животные, птицы. Нас зелёные массивы обеспечивают древесиной, пищевыми ресурсами (ягодами, грибами, орехами). Из древесины делают бумагу, спички, мебель, дома.

Я, предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в лес.

 (слайд 4)

Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы...
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый
И родник с живой
Ключевой водой

Воспитатель: А что вы про лес знаете? Порядки лесные соблюдаете?

Дети: Да.

Воспитатель: Вот я сейчас это и посмотрю.

(слайд 5)

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

Что это?

Дети: Дерево.

Воспитатель: А какие деревья вы знаете? Назовите их. (слайд 6)

(Береза, Дуб, Клен, Ель, Сосна, Осина, Липа.)

Воспитатель: - Чем деревья похожи между собой?

- Чем отличаются друг от друга?

Дети: У всех деревьев есть корни, стволы, ветки. На ветках некоторых из них растут листья – это лиственные деревья. Те деревья, ветки которых покрыты иголками (хвоей), называются хвойными.

Воспитатель: - Как будет называться лес, в котором растут хвойные деревья? – хвойный. (слайд 7)

- Как будет называться лес, в котором растут лиственные деревья? – лиственный. (слайд 8)

- Как будет называться лес, в котором растут лиственные и хвойные деревья? - Смешанным. (слайд 9)

Воспитатель: Давайте сейчас встанем и побудем деревьями, хотите?

 Физминутка: «Деревья» (слайд 10)

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

Воспитатель: Случается, что в лесу растет какой-нибудь один вид деревьев. Например, мы пришли в лес где растут только ели. Этот лес называется ельник. Повторите со мной.

Дети: Ельник.

Воспитатель: Вот давайте поиграем, я называю деревья, а вы лес, состоящий из них.

Дидактическое упражнение «Какой бывает лес?» (слайд 11)

Береза – березовая роща

Дуб – дубрава

Осина – осинник

Сосна – сосновый бор

Ольха – ольховник.

Воспитатель: Молодцы, справились с моим первым заданием! Отгадав загадки, вы узнаете, что еще растет в лесу.

Загадки (слайд 12)

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала,

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

- Черемуха.

 

Ягоды лесные эти

Любят бурые медведи.

Не рябина, не калина,

А с колючками …

- Малина.

 

В лесу на поляне

Стоит кудрявый Ваня

В зеленом кафтане.

Богач не велик,

А орешками наделит.

- Орешник

 

Черемуха, малина, орешник – как это назвать одним словом?

Дети: Кустарники.

Воспитатель: Ребята, а чем деревья отличаются от кустарников? (слайд 13)

Дети: У деревьев – один толстый ствол, у кустарников – несколько более тонких стволов.

Какие молодцы! Все знают! Но в лесу растут еще травы и цветы. А какие, узнаете, рассмотрев эти картинки.

Дидактическое упражнение: «Собери картинку» (слайд 14)

(Колокольчик, одуванчик, гвоздика, ромашка, ландыш).

После выполнения задания воспитатель опрашивает детей, кто какую картинку собрал.

Как одним словом это назвать?

Дети: Цветы.

Если много разных трав растет на опушке леса или на лугу, то их называют красивым словом «Разнотравье». (слайд 15)

Травы, кустарники, деревья – что это?

Дети: Растения.

Ребята, лес – это дом, в котором живут звери и птицы.

Воспитатель: я предлагаю ребятам немного поиграть.

Игра называется «Прилетели птицы». (слайд 16)

Если я буду произносить названия птиц – машем руками, как птицы крыльями.

Если я назову что-то другое – хлопайте в ладоши.

Дети выходят на ковер, проводится игра «Прилетели птицы».

Прилетели птицы: голуби, синицы,

Мухи и стрижи…

Прилетели птицы: голуби, синицы,

Аисты, вороны, галки, макароны…

Прилетели птицы: голуби, куницы…

Прилетели птицы: голуби, синицы,

Чибисы, чижи, галки и скворцы,

Комары, кукушки…

Прилетели птицы: голуби, синицы,

Дятлы и стрижи, вороны, грачи,

Аисты, кукушки, даже совы-сплюшки.

Лебеди и утки – и спасибо шутке!

 

Воспитатель: Продолжаем играть.

Проводится малоподвижная д/и «Можно - нельзя» (слайд 17) (дети складывают запрещающие знаки в красный обруч, а разрешающие знаки в зелёный обруч).

Предположительные ответы детей:

(Ломать ветки, кувыркаться в траве, разжигать костер, любоваться красотой природы, рвать цветы, собирать грибы, разорять гнезда, уничтожать ядовитые грибы, собирать ягоды, оставлять мусор после себя)

Воспитатель: -Давайте мы проверим, правильно вы разложили знаки?

- Молодцы!

(слайд 18)

- Сейчас прошу пройти вас за столы, на которых заранее приготовлены альбомные листы и карандаши.

Дети рисуют листовки «Деревья»

- Читаю четверостишье

Мир лесной кто бережет,

Тот, кто веток не сломает,

Тот, кто птичку не спугнет,

Мухомор сшибать не станет,

И костер не разведет,

Кто всегда, всегда в лесу. Уважает тишину!

- Молодцы ребята!

- Ребята скажите, где мы побывали?

(В лесу).

- Как вы думаете, мы выяснили, для чего лес нужен всем жителям планеты Земля?

- До новых встреч!

 

 

 

Список литературы: (слайд 19)

1.С.Н.Николаева «Экологическое воспитание младших дошкольников» М.,2002

2.С.Н. Николаева Парциальная программа «Юный эколог» М., 2016

3. А. К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»

4. М. Д. Маханева «Экологическое развитие детей дошкольного возраста» М., 2004

5. Т. Долгова, И. Кравченко «Прогулки в детском саду».

6. Л. Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_den_lesa.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Ханты-Мансийского района

«Детский сад «Светлячок» д. Шапша»

 

Конспект непосредственно-образовательной

деятельности в старшей группе

по экологии

на тему:

«Международный день леса»                                                                                              

 

Цель:

Расширить представления детей о лесе, приблизить детей к природе, лесу и его обитателей.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать у детей представления о взаимосвязи леса и человека, растений и животных;

Развивающие:

- Закрепить правила поведения в лесу, активизировать и обогащать словарь детей;

Воспитательные:

- Воспитывать у детей интерес, любознательность, бережное отношение и ответственность за лес и его обитателей.

Материалы и оборудование:

Презентация, разрезные картинки цветов, разрешающие и запрещающие знаки, альбомные листы и карандаши.

Ход занятия:

(слайд 3)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с вами о празднике который отмечает лес.  Каждый год 21 марта мы отмечаем международный день леса.

        Международный день лесов был основан в 1971 году и с тех пор отмечается ежегодно.  В этот день проводятся всемирные акции по охране леса. В настоящее время стоит глобальная проблема по уничтожению леса.  Напрашивается вопрос, почему так происходит?  Во-первых, очень много древесины отправляют на продажу за границу. Во-вторых, в исчезновении лесов виновниками являются – пожары, влияние погодных условий, болезней и вредителей.

        Лес даёт чистейший воздух.  Это основная функция лесов -нейтрализация пыли, грязи. Обогащает кислородом. Но данная способность – не единственная. Леса положительно воздействуют на процесс формирования погодных условий, снижают температуру воздуха (в жаркую погоду можно спрятаться под кронами деревьев), задерживают ветер, снег. В лесу живут дикие животные, птицы. Нас зелёные массивы обеспечивают древесиной, пищевыми ресурсами (ягодами, грибами, орехами). Из древесины делают бумагу, спички, мебель, дома.

Я, предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в лес.

 (слайд 4)

Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы...
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый
И родник с живой
Ключевой водой

Воспитатель: А что вы про лес знаете? Порядки лесные соблюдаете?

Дети: Да.

Воспитатель: Вот я сейчас это и посмотрю.

(слайд 5)

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

Что это?

Дети: Дерево.

Воспитатель: А какие деревья вы знаете? Назовите их. (слайд 6)

(Береза, Дуб, Клен, Ель, Сосна, Осина, Липа.)

Воспитатель: - Чем деревья похожи между собой?

- Чем отличаются друг от друга?

Дети: У всех деревьев есть корни, стволы, ветки. На ветках некоторых из них растут листья – это лиственные деревья. Те деревья, ветки которых покрыты иголками (хвоей), называются хвойными.

Воспитатель: - Как будет называться лес, в котором растут хвойные деревья? – хвойный. (слайд 7)

- Как будет называться лес, в котором растут лиственные деревья? – лиственный. (слайд 8)

- Как будет называться лес, в котором растут лиственные и хвойные деревья? - Смешанным. (слайд 9)

Воспитатель: Давайте сейчас встанем и побудем деревьями, хотите?

 Физминутка: «Деревья» (слайд 10)

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

Воспитатель: Случается, что в лесу растет какой-нибудь один вид деревьев. Например, мы пришли в лес где растут только ели. Этот лес называется ельник. Повторите со мной.

Дети: Ельник.

Воспитатель: Вот давайте поиграем, я называю деревья, а вы лес, состоящий из них.

Дидактическое упражнение «Какой бывает лес?» (слайд 11)

Береза – березовая роща

Дуб – дубрава

Осина – осинник

Сосна – сосновый бор

Ольха – ольховник.

Воспитатель: Молодцы, справились с моим первым заданием! Отгадав загадки, вы узнаете, что еще растет в лесу.

Загадки (слайд 12)

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала,

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

- Черемуха.

Ягоды лесные эти

Любят бурые медведи.

Не рябина, не калина,

А с колючками …

- Малина.

В лесу на поляне

Стоит кудрявый Ваня

В зеленом кафтане.

Богач не велик,

А орешками наделит.

- Орешник

Черемуха, малина, орешник – как это назвать одним словом?

Дети: Кустарники.

Воспитатель: Ребята, а чем деревья отличаются от кустарников? (слайд 13)

Дети: У деревьев – один толстый ствол, у кустарников – несколько более тонких стволов.

Какие молодцы! Все знают! Но в лесу растут еще травы и цветы. А какие, узнаете, рассмотрев эти картинки.

Дидактическое упражнение: «Собери картинку» (слайд 14)

(Колокольчик, одуванчик, гвоздика, ромашка, ландыш).

После выполнения задания воспитатель опрашивает детей, кто какую картинку собрал.

Как одним словом это назвать?

Дети: Цветы.

Если много разных трав растет на опушке леса или на лугу, то их называют красивым словом «Разнотравье». (слайд 15)

Травы, кустарники, деревья – что это?

Дети: Растения.

Ребята, лес – это дом, в котором живут звери и птицы.

Воспитатель: я предлагаю ребятам немного поиграть.

Игра называется «Прилетели птицы». (слайд 16)

Если я буду произносить названия птиц – машем руками, как птицы крыльями.

Если я назову что-то другое – хлопайте в ладоши.

Дети выходят на ковер, проводится игра «Прилетели птицы».

Прилетели птицы: голуби, синицы,

Мухи и стрижи…

Прилетели птицы: голуби, синицы,

Аисты, вороны, галки, макароны…

Прилетели птицы: голуби, куницы…

Прилетели птицы: голуби, синицы,

Чибисы, чижи, галки и скворцы,

Комары, кукушки…

Прилетели птицы: голуби, синицы,

Дятлы и стрижи, вороны, грачи,

Аисты, кукушки, даже совы-сплюшки.

Лебеди и утки – и спасибо шутке!

Воспитатель: Продолжаем играть.

Проводится малоподвижная д/и «Можно - нельзя» (слайд 17) (дети складывают запрещающие знаки в красный обруч, а разрешающие знаки в зелёный обруч).

Предположительные ответы детей:

(Ломать ветки, кувыркаться в траве, разжигать костер, любоваться красотой природы, рвать цветы, собирать грибы, разорять гнезда, уничтожать ядовитые грибы, собирать ягоды, оставлять мусор после себя)

Воспитатель: -Давайте мы проверим, правильно вы разложили знаки?

- Молодцы!

(слайд 18)

- Сейчас прошу пройти вас за столы, на которых заранее приготовлены альбомные листы и карандаши.

Дети рисуют листовки «Деревья»

- Читаю четверостишье

Мир лесной кто бережет,

Тот, кто веток не сломает,

Тот, кто птичку не спугнет,

Мухомор сшибать не станет,

И костер не разведет,

Кто всегда, всегда в лесу. Уважает тишину!

- Молодцы ребята!

- Ребята скажите, где мы побывали?

(В лесу).

- Как вы думаете, мы выяснили, для чего лес нужен всем жителям планеты Земля?

- До новых встреч!

Список литературы: (слайд 19)

1.С.Н.Николаева «Экологическое воспитание младших дошкольников» М.,2002

2.С.Н. Николаева Парциальная программа «Юный эколог» М., 2016

3. А. К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»

4. М. Д. Маханева «Экологическое развитие детей дошкольного возраста» М., 2004

5. Т. Долгова, И. Кравченко «Прогулки в детском саду».

6. Л. Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе "День леса"

  Расширить представления детей о лесе, приблизить детей к природе, лесу и его обитателей   Формировать у детей представления о взаимосвязи леса и человека, растений и живо...

Конспект НОД "День рождение в лесу" в средней группе

Использование народных потешек и загадок в формировании у детей звуковой культуры речи  через знакомство с животным миром Сибири....

План -конспект НОД для детей первой младшей группы (2-3 года) "День лесов"

Государственноне бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 55 г. Зеленодольск РТ        Составила воспитатель Хорт Л.И.Цель: обобщить знания детей о деревьях ра...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме «День леса»

Интегрированное занятие по  ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, конструированию в старшей группе....

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в средней группе «День леса»

Интеграция образовательных областей. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно- эстетическое развитие.  Физическое развитие.Образовательные задачи. Уточнить и расширить предс...

КОНСПЕКТ нод " ДЕНЬ ЛЕСА"

КОНСПЕКТ нод " ДЕНЬ ЛЕСА"...

Конспект НООД «День леса» в младшей группе

Цели: Обобщить знания детей о деревьях растущих в лесу• Изучение времени года (весна)Расширить знания детей о лесе и его обитателях.Формировать устойчивые представления о цвете, форме, геоме...