Статья "Сюжетно-ролевая игра как средство гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая, подготовительная группа)

Алина Андреевна Луконина

В докладе представлены результаты исследования, посвященного гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Эффективному формированию гендерных представлений у детей старшего дошкольного  возраста  содействуют  сюжетно-ролевые  игры,  в  которых познавательная деятельность и игра сочетаются. 

Однако, в педагогическом процессе дошкольных образовательных организаций,  по-прежнему, преобладает «бесполый» подход в воспитании мальчиков и девочек,  что не способствует  эффективному решению задачи полоролевой социализации подрастающего поколения, подготовки к выполнению половых социальных ролей.

  Теоретическое изучение вопроса использования игры в гендерном воспитании дошкольников поставило нас перед необходимостью проведения опытно-экспериментальной работы на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Радуга» г. Черногорска.  В исследование приняли участие 26 детей старшей группы «Непоседы». Возраст детей от 5 до 6 лет.

Опытно-экспериментальная работа состояла из трёх этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

Для выявления уровня гендерных представлений нами использовались следующие методики: интервьюирование детей (разработано В.Е.Каганом), анализ предметно-игровой среды в старшей группе детского сада, наблюдение за самостоятельной   игровой  деятельностью детей (авторы Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).

Проведенный нами анализ предметно-пространственной среды обнаружил ряд недочетов, касающихся реализации гендерного подхода в воспитании мальчиков и девочек в старшей группе дошкольной образовательной организации. Игровая среда не содержала в себе достаточное количество игр и игрушек, специальных уголков для игр по гендерному признаку. Пространство игровой комнаты не разделено для отдельных игр мальчиков и девочек, нет места, где ребенок мог бы уединиться для индивидуальной игры.

В процессе интервьюирования детей (разработано В.Е.Каганом) было установлено, что высокий уровень развитости гендерных представлений наблюдается у 15% детей, средний уровень – у 27% человек, низкий уровень проявился у большинства детей группы 58% человек.  

Наблюдение за самостоятельной игрой мальчиков и девочек, показало, что гендерные особенности в игровой деятельности проявляются, но в недостаточной степени, особенно низок уровень их проявления у мальчиков. Мальчики и девочки эпизодически выбирают совместную тему игры, но чаще принимают тему девочек-лидеров, либо взрослого. В играх проявляют негативное отношение к представителям противоположного пола.

 Поэтому необходима целенаправленная работа по развитию сюжетно-ролевой игры, обогащению ее интересными сюжетами, организации среды, которая будет способствовать развитию игровых сюжетов, продолжать проводить целенаправленную работу с детьми, а также с педагогами и родителями для успешной гендерной социализации дошкольника.

На формирующем этапе эксперимента акцент в работе был сделан на реализацию плана действий, который мы начали с изменения предметно-пространственной развивающей среды в группе с позиции гендерного подхода.

Для реализации гендерного подхода к воспитанию детей при создании предметно-развивающей среды принимались во внимание интересы мальчиков и девочек, подбирались необходимые атрибуты для полоролевых игр. Были созданы уголки игрового пространство для мальчиков и девочек, и игрушек с учётом их полового признака. Для мальчиков была организована универсальная “водительская” зона, она представлена штурвалом и рулем на подставке. Для девочек уголок, где были дополнены атрибуты для девочек.

Для мальчиков и девочек были изготовлены маркеры игрового пространства: дикие и домашние животные, больница, парикмахерская, пожарная охрана. Пространство организовывалось таким образом, чтобы дети перемещались свободно, могли одновременно играть несколькими группами, а также играть индивидуально. Так же привлекались родители к оформлению игровых зон. Совместно с родителями изготавливали игровой материал. Родители вместе с детьми ремонтировали и обновляли игрушки.

Для развития игровых умений и повышения интереса к игровой деятельности у детей, была проведена работа по организации игровой среды, для развития сюжетов игр. Были созданы наряды и аксессуары для передачи образа героя, атрибуты для сюжетно-ролевых игр.  Так же с целью повышения  интереса к игровой деятельности дошкольников  мы использовали игровые ролевые ситуации: «Семейный праздник», «Туристическое агентство», «Дочки-матери» и др.

Таким образом, при использовании игровых ситуаций появилось разнообразие сюжетов игр, дети стали активны в ролевом диалоге.  Кроме того, наблюдение за играми детей  показало положительную динамику. Иры мальчиков и девочек стали более разнообразными, насыщенными. Мальчики и девочки стали чаще играть в совместные игры.

Повторная диагностика, проведенная на контрольном этапе эксперимента, выявила существенную динамику в уровнях сформированности гендерных представлений детей старшего дошкольного возраста. По методике интервьюирования было установлено, что высокий уровень сформированности гендерных представлений повысился: высокий уровень составил – 65%, средний-35%, низкий исчез совсем.  В результате проделанной работы было отмечено положительное влияние на детей предметно-пространственной среды, ее наполнения. Специально созданная окружающая обстановка выступила фактором гендерного воспитания,  а разнообразные игры способствовали усвоению ролей мужчины и женщины в обществе.

Таким образом, проведенная нами работа по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх, оказалась эффективной.  

Библиографический список:

1.Деркунская, В.А., Харчевникова, А.Н. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 4-5 лет: Учебно-методическое пособие / В.А. Деркунская, А.Н. Харчевникова. – М.: Центр педагогического образования, 2012.  

2.Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре./Под ред. Маркова Т. А. – М.: Просвещение, 2002.

3.Щетинина, А.М., Иванова, О.И., Полоролевое развитие детей 5-7 /А.М.Щетинина, О.И. Иванова. –  М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижная игра, как средство физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность. Дошкольное детство - период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время в этот период ребёнок находится в полной зависимости от ок...

Сюжетно-дидактическая игра как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Цель-научить ребенка разбираться в сложившейся экономической ситуации. Именно, формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни....

Игра как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В презентации слайды про теорию и практическое  применение экономического воспитания  через  игру....

Исследовательская работа " Театрализованная игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Каждое занятие с ребенком необходимо сделать интересным и увлекательным, понятно и просто рассказат...

Проект «Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Народные игры всегда отражали и отражают окружающую действительность. Исторически сложившись,  игра сама стала элементом культуры, передающимся из поколения в поколение. Передача эта происходит п...

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста

laquo;ПОДВИЖНАЯ ИГРА ЯВЛЯЕТСЯ УПРАЖНЕНИЕМ,ПОСРЕДСТВОМ КОТОРОГО РЕБЕНОК ГОТОВИТСЯ К ЖИЗНИ»              П.Ф. ЛЕСГАФТ...

Индивидуальная программа самообразования по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Программа включает в себя цели, задачи, перспективный план работы по самообразованию по данной теме....