Парциальная программа "Волшебные краски"
материал (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Шара-Азаргинский детский сад «Ургыхан»
Программа обсуждена и одобрена на заседании Педагогического совета МБДОУПротокол №03 от «04» сентября 2022г | Утверждаю Заведующий МБДОУДоржиева Ц.В.__________«04» сентября 2022г |
Парциальная программа
Волшебные краски
Для детей среднего дошкольного возраста
по нетрадиционной технике рисования
Воспитатель: Жалсанова А.А.
у.Шара-Азарга
Содержание программы.
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
- Цели и задачи Парциальной программы
- Принципы и подходы к формированию Парциальной программы
- Значимые характеристики для разработки и реализации Парциальной программы
- Планируемые результаты освоения Парциальной программы
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Содержание психолого-педагогической работы по реализации Парциальной программы
- Перспективный план работы Парциальной программы
ӀӀӀ ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Методическое обеспечение Парциальной программы
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка.
Часть Образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений (далее: Парциальная программа) имеет художественно-эстетическую направленность.
Новизна и оригинальность
Парциальной программы «Волшебные краски» заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной) с использованием нетрадиционных техник рисования.
Актуальность
Парциальной программы «Волшебные краски» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей - поводил кисточкой по листу бумаги - уже рисунок; оно выразительно - можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно - помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно - рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.
Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Концептуальной основой данной программы является развитие художественно- творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно- нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.
Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в
инструментах, ни в технике.
Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность части Программы, формируемой участниками образовательных отношений.
Цели и задачи парциальной программы
Цель программы: развитие художественно - творческих способностей детей 4 - 5 лет через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
- Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
- Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.
- Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности;
- Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.
Принципы и подходы к формированию Парциальной программы:
- Принцип поэтапного «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей. Начинать работу следует с простых, несложных техник например: пальчиковая живопись, а затем художественный образ создается с помощью сложных техник: кляксография, монотипия, граттаж и т.п.
- Принцип динамичности. Каждое занятие необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохраняется логическая цепочка - от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
- Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом, нетрадиционной техникой изображения, помогает развитию творчества, воображения.
- Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы, без каких-либо определенных и обязательных ограничений.
- Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка.
- Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление,
полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество.
Значимые для разработки и реализации Парциальной программы характеристики.
В ходе реализации Парциальной программы «Волшебные краски» дети знакомятся со следующими техниками рисования:
- «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
- рисование свечой;
- монотипия
- рисование по мокрой бумаге;
- рисование путем разбрызгивание краски;
- оттиски штампов различных видов;
- «точечный рисунок»;
- батик (узелковая техника);
- граттаж;
- кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
- рисование жесткой кистью (тычок);
- рисование на полиэтиленовой пленке.
Парциальная программа составлена для средней группы и рассчитана на 1 год. Периодичность занятий: - 1 раз в неделю.
Длительность занятий:
средняя группа - 20 минут;
Форма организации детей: групповая.
Форма проведения: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).
Планируемые результаты освоения Парциальной программы. Ожидаемый результат:
- самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
- самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
- выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
- давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
- проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
- Содержание психолого-педагогической работы по реализации Парциальной программы
Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно- творческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков детей. Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения. Так же решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный интерес.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности - это своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного развития детей.
Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего- то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.
Перспективный план работы парциальной программы
Месяц | Тема занятия | Нетрадиционная техника | Литература |
Сентябрь | 1. Тема: "Осень" Цели занятия: | печать листьев | А.В. Никитина "Нетрадиционная |
1 . Познакомить с техникой печатания листьев.
| техника рисования в детском саду" стр. 23 | ||
2.Тема: «Грибы в корзине" Цели занятия: 1 . Познакомить с техникой рисования с помощью руки. 2. Развивать пространственное мышление. З. Учить рисовать грибы с помощью своей ладошки. 4. Расширить знания детей о грибах. | рисунки из ладошки | А.В. Никитина "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр. 25 | |
Октябрь | 1.Тема "Вот она какая, осень золотая" Цели занятия: 1. Учить выделять выразительные средства, характерные для поэтических и музыкальных произведений о природе, сопоставлять и анализировать их. 2.Формировать умение использовать в рисунках художественные свойства изобразительных материалов для создания образа природы. 3.Развивать фантазию и творческий подход к изображению. | проступающий рисунок | Т.А.Цквитария "Нетрадиционная техника рисования " Интегрированные занятия в ДОУ стр 19 |
2.Тема: «Цветик-разноцветик" | смешивание цветов | Давыдова Г.Н. |
Целu занятия: | "Нетрадиционная | ||
1. Закрепить представления | техника рисования в | ||
детей о цветовом | детском саду" | ||
мноrooбразии, ознакомить с | Часть1 Москва 2007 | ||
хроматическими (основными) | стр 22 | ||
и ахроматическими цветами. | |||
2. Расширить знания цветовой | |||
гаммы путем введения новых | |||
оттенков, освоения способов | |||
их получения. | |||
3. Закрепить навык | |||
закрашивания внутри контура. | |||
4. Развивать чувственно- | |||
эмоциональное восприятие | |||
окружающегo мира. | |||
3.Тема "Явление осени" | печать по трафарету | А.В. Никитина | |
Целu занятия: | "Нетрадиционная | ||
1 . Познакомить с новым методом- печатью по трафарету. 2.Развивать чувство ритма. 3.Упражнять в технике печати по трафарету. | техника рисования в детском саду" стр. 27 | ||
4. Прививать навык работы в | |||
коллективе. | |||
4.Тема: «Улетаем на юг" | кляксография | А.В. Никитина | |
Цели занятия: | "Нетрадиционная | ||
изображения. | техника рисования в детском саду" стр. 29 | ||
3. Развивать воображение, | |||
фантазию, интерес к |
нетрадиционным способам рисования. | |||
Ноябрь | 1.Тема: "Пейзаж у озера" | монотипия | Давыдова Г.Н. |
Цели занятия: | "Нетрадиционная | ||
1. Закрепить знания детей о | техника рисования в детском саду" | ||
пейзаже как жанре | Часть1 Москва 2007 | ||
изобразительного искусства. | стр 37 | ||
2. Познакомить с | |||
нетрадиционной техникой | |||
изображения пейзажа - | |||
монотипией, показать ее | |||
изобразительные особенности, | |||
закрепить понятие о симметрии. | |||
3. Подвести детей к тому, что | |||
пейзаж можно рисовать не | |||
только с натуры, а придумать | |||
его самому. | |||
4. Развивать умения детей | |||
создавать композицию, | |||
самостоятельно подбирать | |||
цветовую гамму в | |||
соответствии с придуманным | |||
сюжетом. | |||
2.Тема: «Ёжик" | тычок жесткой полусухой кисть | А.В. Никитина | |
Цели занятия: 1 . Научить пользоваться новой техникой, выполнять рисунок тела тычками без предварительной | "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр. | ||
прорисовки, дополнять деталями | 33 | ||
2. Закреплять умения детей | |||
рисовать кисточкой разными | |||
способами. | |||
3. Расширять знания о |
животных. | |||
3.Тема: «Мой любимый свитер" Цели занятия:
| оттиск печатками из картофеля | А.В. Никитина "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр. 31 | |
4.Тема: «Веселые человечки" Целu занятия: 1 .Учить детей выкладывать веревочку точно по образцу.
человека в движении. | волшебные веревочки | А.В. Никитина "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр. 35 | |
Декабрь | 1.Тема "Первый снег" Целu занятия: 1 . Учить рисовать дерево без листьев.
композицию. | рисование пальчиками | А.В. Никитина "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр. 39 |
3.Тема: "Снежинки" Цели занятия:
| воздушные фломастеры | А.В. Никитина "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр. 41 |
оттенками голубого и синего цвета (темно- синий, голубой, фиолетовый) 3. Развивать длительный плавный выдох. | |||
3.Тема: "Ёлочка нарядная" Цели занятия:
| оттиск поролоном, рисование пальчиками | А.В. Никитина "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр. 47 | |
4.Тема: " Дед Мороз" | Рисование солью | Давыдова Г.Н. | |
Цели занятия: | "Нетрадиционная | ||
1. Осуществлять социально- | техника рисования в | ||
эмоциональное развитие детей | детском саду" | ||
путем введения в ситуацию, в | Часть2 Москва 2007 | ||
разрешении которой они | стр 38 | ||
принимают непосредственное | |||
участие; развивать | |||
эмоциональную отзывчивость | |||
детей, | |||
готовность к взаимопомощи с | |||
использованием накопленного | |||
личного опыта. | |||
2. Научить новому приему | |||
оформления изображения: | |||
присыпание солью по мокрой | |||
краске для создания | |||
объемности изображения. | |||
3. Закрепить умение рисовать | |||
фигуру изображаемого | |||
персонажа, передавая форму |
частей , их расположение, относительную величину. 4. Закрепить навыки рисования гуашью, умение смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон для получения более светлого оттенка. | |||
Январь |
используя метод тычка. | рисунки из ладошки | А.В. Никитина "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр. 49 |
2. Тема: "Пингвины" Цели занятия:
помощью трафаретов. | печать по трафарету | А.В. Никитина "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр. 59 | |
Февраль | 1.Тема: "Вальс снежных | проступающий | Т.А. Цквитария |
хлопьев" | рисунок | "Нетрадиционная | |
Цели занятия: | техника рисования " | ||
1. Развивать чувство цвета | Интегрированные | ||
посредством музыки и | затятия в ДОУ стр | ||
рисования. | 43 | ||
2. Совершенствовать умение | |||
соотносить цвет с музыкой, | |||
опираясь на различие наиболее | |||
ярких средств музыкальной | |||
выразительности (темп, |
динамику, ритм и др.) з. Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном. | |||
2.Тема: "Красивые картинки из | рисование нитками | Давыдова Г.Н. | |
разноцветной нитки" | "Нетрадиционная | ||
Цели занятия: | техника рисования в | ||
1. Продолжать учить детей | детском саду" | ||
разны м нетрадиционным | Часть2 Москва 2007 | ||
способам рисования, | стр 34 | ||
познакомить с новым | |||
необычным изобразительным | |||
материалом. | |||
2. Развивать цветовосприятие, | |||
умение подбирать для своей | |||
ком позиции соответствующие | |||
цветовые сочетания. | |||
З. Учить аккуратно | |||
пользоваться клеем, наносить | |||
его на контур рисунка тонкой | |||
струйкой. | |||
4. Научить выкладывать нить | |||
точно по нарисованному | |||
контуру, развивать | |||
координацию движений, | |||
мелкую моторику кистей рук. | |||
3.Тема: "Верблюд в пустыне" | расчесывание краски | Давыдова Г.Н. "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" Часть2 Москва 2007 | |
Цели занятия: | |||
1. Воспитание у детей интереса | |||
к природе разных | |||
климатических зон. | |||
Расширение представлений о | |||
пустыне, развитие умения | |||
передавать свои впечатления в | |||
рисунке. |
«расчесывание» краски.
подбирая нужные цвета. | |||
4. Тема: "Одуванчик"
деятельности.
бережное отношение к природе. | пластилиновая живопись | О.Ю. Тихомирова ,Г.А.Лебедева "Пластилиновая картина" стр.54 | |
Март | 1.Тема: «Открытка для мамы» Цели занятия:
желание делать подарки родным и близким. | печать по трафарету , воздушные фломастеры | Давыдова Г.Н. "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" Часть2 Москва 2007 стр 46 |
2. Тема: "Ранняя весна" Цели занятия:
| монотипия пейзажная | А.В. Никитина "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр. 69 |
погоды (мокрый снег, лужи, туман, ветер) 3. Совершенствовать цветовосприятие отбором оттенков холодного печального колорита ранней весны. | |||
3.Тема: "Ветка с первыми листьями" Цели занятия:
| оттиск печатками | А.В. Никитина "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр. 71 | |
4.Тема: «Черепаха" Цели занятия:
чувство композиции. | восковые мелки+акварель | А.В. Никитина "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр. 61 | |
Апрель | 1.Тема: «Березка. Цели занятия: 1 . Формировать любознательность, наблюдательность, желание отразить свои впечатления в рисунке.
| батик | Давыдова Г.Н. "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" Часть2 Москва 2007 стр 51 |
конкретное дерево с характерными признаками 4. Продолжать развивать детское изобразительное творчество. | |||
2 Тема: "Узор на тарелочке" (городецкая роспись) Цели занятия:
вкус. | оттиск печатками из картофеля | А.В. Никитина "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр. 55 | |
3.Тема: "Золотая рыбка" Цели занятия:
внимательность, аккуратность. | пластилиновая живопись | О.Ю. Тихомирова ,Г.А.Лебедева "Пластилиновая картина" стр.30 | |
4. Тема: "Звёздное небо" Цели занятия:
художественными техниками.
2. Воспитывать воображение и | свеча+акварель | А.В. Никитина "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр. 73 |
творчество. 3. Учить создавать изображать звездного неба, используя акварель и свечу. | |||
Май |
Цели занятия: 1.Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны.
достижение свободного движения руки в произвольном и в заданном направлении. | восковые карандаши + акварель | Давыдова Г.Н. "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" Часть2 Москва 2007 стр 48 |
2. Тема:" Красивый пейзаж" Цели занятия:
кусты, горы, реки с помощью песка. | рисование песком | А.В. Никитина "Нетрадиционная техника рисования в детском саду" стр. 87 | |
1. Тема: "Наш Детский сад" (коллективная работа) Цели занятия: 1.Закрепить умение продумывать расположения рисунка на листе. Учить создавать большую коллективную композицию, договариваться друг с другом, | рисование пальчиками | по замыслу |
кто что рисует. 3. Развивать чувство композиции. | |||
2. Итоговая выставка детских работ. |
ӀӀӀ ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Методическое обеспечение Парциальной программы
- Т.А. Цквитария «Нетрадиционные техники рисования» Интегрированные занятия в ДОУ.
- . Г.Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- часть первая М.2007г.
- Г.Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- часть вторая М.2007г.
- Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель".
- А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» 6.А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
- И.А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».
- О.Ю. Тихомирова, Г.А. Лебедева «Пластилиновая картина»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рисование красками по сказке «Петух и краски».
На данном занятии у детей формируются представления о внешнем виде петуха. Идет закрепление правильности , держать кисть между большим и средним пальцами, придержива...
Конспект развлечения с красками и карандашами в средней группе "Петух и краски"
Конспект развлечения с красками и карандашами в средней группе "Петух и краски"...
Парциальная программа художественного воспитания, обучения и развития детей 3 – 5 лет «Волшебные краски»
Парциальная программа «Волшебные краски» имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает развития у дошкольников художественно-творческих способностей в...
Парциальная программа «Волшебные краски»
Парциальная программа «Волшебные краски»...
Парциальная образовательная программа посредством нетрадиционных техник рисования «Волшебные краски» для детей от 1 до 3 лет
Парциальная программа по художественно-эстетическому развитию воспитанников посредством нетрадиционных техник является нормативным документом, в котором представлены основные умения и навыки, подлежащ...
Применение парциальных программ разной направленности в работе с детьми раннего возраста на основе парциальной программы «От Фребеля, до робота. Растим будущих инженеров»
Цель: Обеспечить условия для развития сенсорных эталонов и возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской, творческой деятельности детей раннего возраст...
ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ»
Парциальная программа «Волшебные краски» имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает развитие у дошкольников художественно-творческих способностей в процессе ознакомления с различны...