Развивающие технологии в образовании дошкольников
статья
В настоящее время развитие дошкольного образования идёт в направлении личностного здоровье сбережения детей: не угасает интерес к формированию личности ребёнка в соответствии с требованиями времени и его индивидуальностью - в связи с чем предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса в дошкольном образова тельном учреждении, направленные на физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие дошкольника.
Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования- принцип интеграции образовательных областей. Интеграция- целостное явление, объединяющее образовательные области, виды деятельности, приёмы, методы в единую систему, в дошкольном образовании является ведущим средством организации образовательного процесса. Приоритетной формой организации образовательного процесса становится не занятие, а совместная со взрослым деятельность детей в течение всего времени пребывания их в образовательном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchie_tehnologii_v_sovremennom_obrazovanii.docx | 17.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные технологии развития в образовании
дошкольников.
Подготовила Крыштоп Е.В.,
Воспитатель МБДОУ ЦРР
«Ромашка», г. Таганрог
.
В настоящее время развитие дошкольного образования идет в направлении личностного здоровье сбережения детей: не угасает интерес к формированию личности ребенка в соответствии с требованиями времени и его индивидуальностью - в связи с чем предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), направленные на физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие дошкольника.
Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования - принцип интеграции образовательных областей. Интеграция - целостное явление, объединяющее образовательные области, виды деятельности, приёмы, методы в единую систему и выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса Приоритетной формой организации образовательного процесса становится не занятие, а совместная со взрослым деятельность детей в течение всего времени пребывания их в образовательном учреждении.
В основной Образовательной программе дошкольного образования определены подходы и принципы построения образовательного процесса, который должен проводиться с учетом взаимопроникновения образовательных областей в соответствии с их спецификой и психическими особенностями детей дошкольного возраста. Принцип интеграции относится к инновационным, поэтому сотрудники дошкольных образовательных учреждений перестраивают образовательную деятельность на основе объединения образовательных областей, что предполагает получение целостного образовательного продукта, что, в свою очередь, обеспечивает формирование интегральных качеств личности дошкольника.
Именно на дошкольной ступени интеграция образовательных областей в единое целое наиболее эффективна, так как дошкольник целостно воспринимает окружающий мир, и для него не должно быть границ между образовательными областями. С учетом возрастных особенностей дошкольников, интегрируя образовательные области, например, речевую и художественную, математическую и музыкальную, и их вместе, воспитатель дает возможность ребенку узнавать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, театра, посредством включения всех его репрезентативных систем восприятия мира. Это способствует когнитивно- эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
Необходимость реализации принципа интеграции в дошкольном учреждении диктуется законами психофизиологии. Заворина Н.Ю указывает, что использование интеграции в дошкольном учреждении объясняется, прежде всего, биологическим феноменом, который характеризуется интенсивным созреванием организма и формированием психики; происходит быстрое физическое развитие [7].
В дошкольной педагогике проблема взаимосвязи видов детской деятельности с позиции комплексного и интегрированного подходов занимались ещё Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Г.П. Новикова [1; 2; 3;], Например, Т.С. Комарова рассматривала интеграцию как форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания образования детей дошкольного возраста, охватывающую все виды художественно-творческой деятельности детей По ее мнению, в интеграции один вид искусства выступает доминирующим, а другой - сопутствующим
Помнению А Ф. Яфальян, быстрое развитие ребенка обеспечивают целостное и сверхчувствительное восприятие мира [6] Именно голографичность и субсенсорностъ позволяют дошкольнику осваивать мир в короткие сроки, за 4-5 лет пройти этапы развития человечества Высокая чувствительность, целостность восприятия мира позволяют ребенку более полно и точно познавать человеческий опыт. Принцип интеграции позволяет создавать целостную систему развития у дошкольников познавательной активности и дает возможность целостно воспринимать окружающий мир.
Подводя итог, следует констатировать, что в интегративном взаимодействии педагога и воспитанника для обучения второго соединяются знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга.
Литература:
- Атемаскина Ю.В., Богословец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. СПб.: Детство-Пресс, 2011.
- Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Селевко Г.К. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
- Микляева Н.В. Программа развития и образовательная программа ДОУ: технология составления, концепция. М., 2007.
- Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые педагогические технологии в образовании дошкольников
В данной презентации рассматриваются методы активизации детей. Технология дает возможности реализовать функции воспитателя как оганизатора детской продуктивной деятельности: источника информации...
Обзор современных инновационных технологий в образовании дошкольников
В условиях образовательных реформ особое значение в пофессиональном образовании приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеста. Они охвати...
Реализация технологии экологического образования дошкольников во взаимодействии с семьями воспитанников
Система взаимодействия детского сада и семьи по экологическому воспитанию дошкольников....
Инновационные технологии экологического образования дошкольников .
Инновационные технологии экологического образования дошкольников Реформирование системы образования в нашей стране связано с глубокими изменениями, произошедшими в последние годы в ее социал...
Роль и место информационно-коммуникационных технологий в образовании дошкольников
В последнее время проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в системе образования, в том числе дошкольного, широко обсуждаются в обществе. «Влияние информационных ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «МНЕМОТЕХНИКА КАК ТЕХНОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ »
Методическая разработка по применению технологии мнемотехники в обучении дошкольников , способствующей запоминанию изучаемого материала....
Консультация для родителей (законных представителей) «Развивающая технология «STEM - образование»»
В консультации родители познакомятся с развивающей технологией "STEM - образование"...