Инновационные технологии экологического образования дошкольников .
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Инновационные технологии экологического образования дошкольников
Реформирование системы образования в нашей стране связано с глубокими изменениями, произошедшими в последние годы в ее социально-экономическом укладе. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
· самостоятельно добывать новые необходимые знания;
· умело использовать их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;
· генерировать новые идеи, творчески мыслить;
· быть коммуникабельными, контактными, работать в команде.
Решение этих задач связано с поиском и разработкой новых эффективных педагогических технологий, способствующих интеллектуальному, творческому, нравственному развитию подрастающего поколения.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
·
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_tekhnologii_dlya_ekologicheskogo_obrazovaniya.docx | 21.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные технологии экологического образования дошкольников
Реформирование системы образования в нашей стране связано с глубокими изменениями, произошедшими в последние годы в ее социально-экономическом укладе. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
- самостоятельно добывать новые необходимые знания;
- умело использовать их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;
- генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- быть коммуникабельными, контактными, работать в команде.
Решение этих задач связано с поиском и разработкой новых эффективных педагогических технологий, способствующих интеллектуальному, творческому, нравственному развитию подрастающего поколения.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Экологический проект – это средство, с помощью которого педагог решает образовательные задачи дошкольников по экологической тематике. Его общий характер, несомненно, определяется принципами, положенными в основу программы, в рамках которой он реализуется.
В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-практической деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Впервые данный метод в своей практике работы я использовала в старшей группе . Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началу анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
Работе над проектом предшествует составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:
- Постановка цели.
- Поиск формы реализации проекта.
- Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта.
- Организация развивающей, познавательной, предметной среды.
- Определение направлений поисковой и практической деятельности.
- Организация совместной (с педагогом и детьми) творческой, поисковой деятельности.
- Работа над частями проекта, коррекция.
- Коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Деятельность педагога и детей в зависимости от этапа реализации проекта, я распределяю следующим образом.
| Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап | Формулировка проблемы (цели). | Вхождение в проблему. |
2 этап | Помощь в решении задачи. | Объединение детей в рабочие группы. |
3 этап | Практическая помощь (по необходимости) | Формирование специфических знаний, умений, навыков |
4 этап | Подготовка к презентации. | Продукт деятельности готовят к презентации. |
Используя метод проектов в работе с дошкольниками, необходимо помнить, что проект – продукт сотрудничества, сотворчества не только воспитателя и детей, но и родителей, а порой всего персонала детского сада.
Организуя предметную среду, стремлюсь к тому, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности. Например, в книжном уголке размещаю яркие книги-энциклопедии для детей, альбомы с изображением растений, животных, птиц, «Красную Книгу» природы. В игровом уголке привожу в систему дидактические игры на экологическую тему. Содержанию сюжетно-ролевых игр придаю экологический характер: «Путешествие в лес», «Путешествие в подводное царство», «Путешествие на Луну», «Зоологический магазин» и т.д.
Один из проектов, используемых мною в практике работы – это экологический проект «Мусор». С наступлением весны, мы с детьми обратили внимание на то, что в некоторых местах появился мусор, что ухудшает экологическую обстановку природы, её эстетический вид. Организуя работу, мы начали с уборки территории детского сада. Складывали весь мусор в ведро и относили в мусорные баки (при этом следили за безопасностью детей, пользовались резиновыми перчатками). Среди мусора мы обнаружили пластиковые бутылки, металлические банки, бумагу, кусочки стекла, пластиковые пакеты. При этом беседовали с детьми о том, может ли этот мусор как-нибудь навредить пироде.
Решили провести эксперимент – что произойдет с мусором через год, если его закопать в землю. Выбрали место захоронения. Для каждой группы мусора определили условное обозначение. Например, стекло зеленого цвета обозначили треугольником, полиэтиленовый пакет - квадратиком и т.д. Захоронили мусор в подготовленные ямки с определенной маркировкой.
Дети участвуют в этом процессе с огромным интересом. Перед тем, как откопать ямки через месяц, мы с ребятами вспомнили, что именно клали в землю, дети выдвинули свои гипотезы о том, что произойдет с разным мусором. Откопав ямки, рассмотрели, что небольшие изменения произошли с бумагой, а все остальное осталось прежним. Через месяц мы снова вскрыли ямки, и оказалось, что исчезли апельсиновые и яблочные корки, практически не осталось картофельной кожуры, бумага поменялась, стала влажной, мягкой, в некоторых местах порвалась, потемнела. Все остальное не изменилось. Через год мы не обнаружили и бумагу. Краска на металлической банке отшелушилась, но сама банка не изменилась. Прекрасно сохранились и пластиковые бутылки, и полиэтиленовые пакеты.
На обобщающем этапе выяснили с детьми, что же произошло с пищевыми отходами. Почему остались бутылки, стекло и пакет? Предложили детям определить, что из исследуемого материала относится к природным объектам, а что нет. Пришли к выводу, что все природные объекты перерабатываются, кем-нибудь съедаются и превращаются, в конце концов, в почву. А вот бутылки, банки сделаны руками человека, это не природа, а искусственные объекты. Пластмассы в природе нет, поэтому нет и животных, которые бы ее могли съесть, переработать. Возник вопрос: ведь бумага тоже сделана руками человека, но она все же со временем исчезает. Почему? Вспомнили, из чего сделана бумага: из дерева, а дерево – это природа, деревом не прочь поживиться многие обитатели леса. Обсудили вопрос, почему мусор нельзя оставлять в лесу, парке и других местах. Предложила детям на основе собственных исследований и выводов составить правила поведения в лесу и природоохранительные знаки, связанные с проблемой мусора. Экологический проект завершился конкурсом среди детей и родителей на лучшую серию знаков, дети поделились сведениями о том, что происходит с различными продуктами жизнедеятельности человека, о необходимости сбора отходов, уборки мусора после пребывания на природе.
Основу форм и методов работы с детьми в рамках экологического проекта составляют эксперименты, наблюдения и самонаблюдения. Организовать работу по проекту «Снежное царство» стремилась в тесном сотрудничестве с родителями. Родители вместе с детьми подбирали энциклопедическую информацию о происхождении снега, наблюдали за снежинками во время оттепели и мороза, участвовали в выставке рисунков «Самая красивая снежинка» и т.д. Организуя познавательно-практическую деятельность с детьми, определяли, когда снег бывает чистым и грязным, что получится, если окрашенный снег растает, где быстрее замерзает вода в бутылке: на открытом пространстве или под слоем снега. Наблюдая за снегом, любуясь красотой белого покрывала, мы с детьми заметили, что снежное покрывало неровное, а имеет углубления и возвышенности, если снег встречает преграды (пенек, кустик), образуется пригорок. На открытом месте снег передувается и образуется ровное покрывало. Решили замерить глубину снежного покрова в различных местах участка детского сада. Свои наблюдения в течение месяца после каждого снегопада заносили в календарь наблюдений. Пришли к выводу, что препятствия значительно влияют на сохранение толщины снежного покрова, а значит, и увеличение в весеннее время влаги в почве. Возник вопрос: для чего человек использует преграды на полях для задержания снега. Оказывается, чтобы зимой растения не вымерзли, а весной сохранилась влажность почвы, которая влияет на рост озимых культур.
Работа над проектом завершилась «Путешествием к Деду Морозу», где дети представили свои наблюдения гостям и родителям. Решили понаблюдать за ростом и развитием растений весной в местах, где наблюдался снежный покров различной высоты. Так наш проект нашел свое продолжение.
Можно выделить следующие положительные аспекты работы по методу проекта:
- работа по проекту проводится при наличии интереса и желания у детей, а обучение успешно тогда, когда оно приятно для ребенка, имеет позитивную мотивацию;
- по ходу проект может дополняться новыми индивидуальными «мини-проектами», учитывающими запросы детей;
- процесс получения знаний, навыков и умений у детей происходит в различных видах деятельности;
- дети имеют возможность почувствовать себя самостоятельными, мыслящими личностями и проявить свои знания и умения;
- работая совместно, дети учатся принимать чужую точку зрения, начинают сами мыслить критически, когда описывают свои идеи;
- к работе по проектам обязательно привлекаются родители в качестве активных помощников.
Наблюдая за детьми, которые были вовлечены в проектную деятельность, можно отметить, что эти дети быстрее вникают в суть изучаемого материала, чувствуют себя самостоятельными; умеют вести себя свободно с собеседником, формулировать четкие и краткие вопросы, делать логические выводы, устанавливать причинно-следственные связи; проявляют друг к другу внимание, сопереживание, чутко относятся ко всему живому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на МО из опыта работы на тему «Инновационные технологии экологического образования дошкольников»
Данный материал (речь и презентация) могут быть полезны для педагогов....
Выступление на МО воспитателей на тему: "Инновационные технологии экологического образования дошкольников младшего и среднего возраста"
Указом президента РФ 2017 год объявлен годом Экологии, а потому на федеральном и муниципальных уровнях разработана система мероприятий, посвященных заботе о природе и окружающем мире.Дошкольные образо...
Презентация «Инновационные технологии экологического образования дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ»
Презентация «Инновационные технологии экологического образования дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ»...
Презентация на тему: Инновационные технологии экологического образования дошкольников.
В материале представлены новые технологии в экологическм образовании дошкольников: кейс-технологии, детский фоторепортаж, экологический театр, эко-квест....
Выступление на семинар Инновационные технологии экологического образования дошкольников
Выступление на семинарИнновационные технологии экологического образования дошкольников ...
Доклад «Инновационные технологии экологического образования дошкольников»
Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.Началом форми...
«Инновационные технологии экологического образования дошкольников»
laquo;Инновационные технологии экологического образования дошкольников»...