Квест-игра "Народные промыслы"
методическая разработка (старшая группа)
Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста. В увлекательной игровой форме дети могут расширять и формировать представления о народном декоративно-прикладном творчестве
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest_igra_narodnye_promysly.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка квест - игры «Народные промыслы»
для детей старшей группы
Подготовила: воспитатель МКДОУ «Детский сад «Улыбка», г. Жиздра Шевчук Наталья Николаевна.
Место проведения: групповое помещение.
Описание: встреча с приключениями повышает эмоциональное восприятие детей. Тайны, загадки, сюрпризы вызывают у них восхищение. Взаимодействие в команде способствует сплочению коллектива. Игра предполагает решение игровых заданий, творческие выступления детей. Итогом данного мероприятия будет организация выставки народных промыслов. Игровые задания предназначены для детей 5-6 лет.
Цель: формирование представлений о народном декоративно-прикладном творчестве России.
Задачи:
Обобщать знания о характерных особенностях некоторых видов народных промыслов.
Активизировать проявление эстетического отношения к народному творчеству.
Поддерживать интерес детей к согласованию действий между собой и заинтересованности в общем результате совместной деятельности.
Воспитывать интерес к традиционным ценностям российского общества.
Участники игры: педагог, дети старшей группы.
Материалы и оборудование: шкатулка, карточки с изображением «Русских сувениров», карта «Народные промыслы России», стрелки, недостающие элементы русских сувениров, карточки предметов с узорами народного творчества.
Активизация словаря: народные мастера, филимоновская роспись, хохломская роспись, дымковская роспись, гжель, хлудневская роспись.
Ход мероприятия.
Вводная часть – мотивация дошкольников на участие в мероприятии.
Воспитатель: Дети, посмотрите, что у меня в руках. (Шкатулка) что вы можете рассказать о шкатулке. (Ответы детей)
Шкатулка изготовлена вручную из дерева. Оформлена резьбой и рисунками. Шкатулка необходима для хранения чего-то ценного. Сразу видно, что шкатулку изготовил мастер своего дела.
С мастерством люди не родятся, но добрым мастерством гордятся.
Посмотрите, в нашей шкатулке находятся карточки с изображением «Русских сувениров», но к сожалению некоторые элементы от них потерялись. Я предлагаю отправиться в путешествие и отыскать недостающие части.
Как вы думаете, кто создаёт сувениры? (Мастера своего дела). Земля русская испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту.
Вот мы и найдём сегодня знакомые нам промыслы народных мастеров.
Маршрут мы будем выстраивать сами. Для этого необходимо вытянуть стрелку-указатель, отгадать загадку и определить маршрут на карте.
За правильное выполнение задания, будите получать жетон с элементами росписи, который разместим на карточке, чем дополним изображение «Русского сувенира».
Воспитатель:
Готовы отправиться в путешествие? Тогда, в добрый путь!
Послушайте загадку стрелки-указателя.
Нас раскрашивать пора!
Кони, барышни, барашки
Длинношеи и стройны.
Сине-красные полоски
На боках у нас видны.
Полоски красные, зелёные,
На ножках веточки сосновые,
Козлик полосатенький
Очень привлекательный. (Филимоновские игрушки)
Где мы оказались?
В деревне Филимоново Одоевского района Тульской области.
Обозначьте стрелкой это место на карте. (Дети выполняют задание)
Почему игрушки называют Филимоновскими?
В честь горшечника Филимона: он первым обнаружил в этих местах залежи мягкой глины, из которой можно было лепить разную утварь.
Найдите на карточках филимоновские игрушки. Назовите элементы узоров? Какие краски использовали мастера? (Ответы детей)
Посмотрите, а вот стрелочка на карте нам помогла отыскать элемент «Филимоновского сувенира». (Дети, заполняют карточку недостающим элементом)
Воспитатель:
Продолжим путешествие. Вытягивайте стрелочку. А вот и следующая загадка.
Слышите, как постукивают деревянные ложки? Видите, как переливаются они золотом на солнце?
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые
А может, солнцем залитые. (Хохломская роспись)
Покажите стрелкой, где находится городок Хохлома? Хохлома - еще один вид росписи по дереву. Золотая хохлома - гордость Нижегородской (ранее Горьковской) области.
Жил когда-то в Нижегородских лесах чудо-мастер. Построил дом он на берегу реки и начал красить деревянную посуду. Его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. По всему миру разошлась слава о его посуде. Тогда передал мастер секрет золотой посуды.
Почему же именно цвет золота пришелся по душе мастерам? Все очень просто. Золото - символ богатой жизни. Представьте себе, как приятно было в небогатом доме крестьянина поставить на стол посуду, отливающую золотом, украшенную гроздьями рябины, травами. По названию села и посуду стали называть - хохломской.
Какие ещё цвета можно встретить в хохломской росписи? (Ответы детей)
В хохломской росписи можно встретить и зеленый, черный, красный цвет - но их совсем немножко, все остальное - золото.
В наше время люди просто любуются этой сказочной посудой. И если приобретают ее - то вовсе не для того, чтобы из неё есть, а для того, чтобы поставить на видное место, любоваться.
А вот и потерявшейся элемент. Найдите среди «Русских сувениров» предметы хохломских мастеров.
Воспитатель:
Куда же укажет путь следующая стрелка?
Весёлая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбки,
А ну, отгадайте, кто я? (Дымковская игрушка)
Дымковская игрушка — это народный художественный промысел, зародившийся в слободе Дымково вблизи Вятки. Покажите стрелочкой маршрут на карте.
Слобода так названа Дымково оттого, что зимой над каждым домом вился дымок — это мастера обжигали в русских печках игрушки-свистульки. А летом над слободой поднимались туманы, похожие на дым. Глиняная фигурка из Дымково – самый популярный русский сувенир. Она отражает быт и творчество наших предков. Почти все дымковские игрушки – свистульки. Что вы знаете о дымковской росписи? (Ответы детей)
Дымковская роспись очень яркая, ведь основные цвета - это красный, жёлтый, малиновый, оранжевый, синий, голубые и все оттенки зеленого. Узор дымковской игрушки необычайно прост, кружочки, прямые и волнистые линии, полоски, клеточки, пятна и точки.
А вот и элемент дымковской росписи. Дополните им «Русский сувенир – дымковскую свистульку».
Воспитатель:
Продолжим наше путешествие. Тянем следующую стрелку-указатель.
Сине-голубые розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре –
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись (гжель)
Расскажите о этом виде народного творчества. (Ответы детей)
Недалеко от города Москвы находится деревня под названием - Гжель. Когда-то там жили умелые, веселые мастера.
Собрались они однажды и стали думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Нашли они глину белую-белую, и стали лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков.
Почему синяя? Да потому, что мастера любили свой родной край, и считали, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
Мастера наносят растительный или бытовой узор на белый фон. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, волнистых линий, сеточек.
Но не только посуду изготавливали мастера, но и игрушки, декоративные статуэтки.
Мы нашли элемент и этой росписи, осталось восстановить гжельский сувенир.
Воспитатель:
У нас осталось ещё одна стрелочка, интересно, куда она нас приведёт.
В этом селе с древней поры жили-были гончары
И лепили мастера, старые и детвора,
Крынки, плошки и горшки. Да свистульки –петушки.
За работою в светлице собирались мастерицы
Мамы, бабушки и дочки в сарафанах и платочках,
И лепили всем игрушки –солопелки, грематушки. (Хлудневская игрушка)
Конечно, Хлудневская игрушка — русский художественный промысел в Калужской области. Своё название получил от деревни Хлуднево Думинического района. Почти все жители деревни занимались гончарным делом. Игрушки наши предки лепили не только для забавы, игрушки служили оберегом.
Забавна Хлудневская игрушка, и по форме необычная, неповторимая. Трудов с ней много и хлопот тоже. Без умения не получится, без терпения и усидчивости красоты не навести.
Традиционная палитра хлудневских игрушек включает в себя четыре основных цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный.
Хлудневская роспись выделяется на фоне других видов – она лёгкая, штриховая и точечная. Рисунками украшаются некоторые части игрушки. Преобладают волнистые, зигзагообразные линии, солнечные символы, ромбы, квадраты, кресты.
С элементами какой росписи похожи Хлудневские узоры? (Ответы детей)
Воспитатель:
Дети вот мы с вами и восстановили карточки с «Русскими сувенирами». Предлагаю оформить из них выставку «Народные промыслы России»
Скажите, ребята, а что такое выставка? (Ответы детей)
Воспитатель: Верно ребята. Мастера демонстрируют свои умения и навыки.
Посмотрите на карту «Народные промыслы России», на ней обозначены только некоторые места, где можно познакомиться с народными промыслами.
Давайте пригласим на нашу выставку гостей. (Дети вывешивают на доску карточки с изображением «Русских сувениров»)
Воспитатель:
Заходите, заходите,
Открывайте ворота,
К нам на выставку спешите,
Пропустить ее нельзя!
Заключительная часть – рефлексия (обобщение опыта) Воспитатель приглашает детей на «поляну размышлений» и предлагает высказать свои впечатления от игры, рассказать, что больше всего запомнилось и почему.
Воспитатель:
Вам понравилось играть?
Какие места на карте мы с вами посетили? (Ответы детей)
Что мы сумели организовать? (Ответы детей)
За ваши старания разрешите подарить вам картинки с изображением народных промыслов (дети получают карточки предметов с узорами народного творчества).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная область "Художетсвенное творчество" - "Знакомство с народными промыслами"
Цель: Закрепление пройденного материала по циклу “Народное творчество”, роспись по выбору....
Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ.
как влияет кружковая работа"Изонить" на развитие детей, имеющих речеые нарушения в условиях ДОУ....
Народные декоративно-прикладные промыслы
Материал о народных промыслах - Дымке, Хохломе, Городце: возникновение, художественные особенности, материалы, способы изготовления....
Промыслы коренных народов севера
НОД с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром "Промыслы коренных народов севера"...
Конспект занятий по ознакомлению с народными промыслами и рисованию в подготовительной группе.
Конспект занятий по ознакомлению с народными промыслами и рисованию в подготовительной группе. Тема: " Дымковские барышни" Цель: Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам. Закрепля...
презентация "Неувядающая ветвь" (народные промыслы)
презентация по народным промыслам...
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...