Мастер-класс на тему «Развитие технического творчества и познавательного интереса дошкольников посредством конструирования»
материал

Анна Ильинична Кудряшова

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» г. Тайшета

РАЙОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

Мастер-класс

на тему «Развитие технического творчества и познавательного интереса дошкольников посредством конструирования»

Подготовила: Кудряшова Анна Ильинична,

воспитатель МКДОУ

д/с «Ромашка» г. Тайшета

Тайшет, 2023

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу представить вам мастер-класс на тему «Развитие технического творчества и познавательного интереса дошкольников посредством конструирования».

В современном мире компьютеризации, информатизации и роботостроения требуются специалисты с техническим складом мышления, творческим подходом и изобретательскими способностями. В связи с этим Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает нас на создание условий для развития у детей инициативы, самостоятельности, творческого воображения, способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, стремления проявлять настойчивость в достижении результата деятельности. Актуальность проблемы заключается в том, что в настоящее время в области образования и воспитания детей дошкольного возраста уделяется особое внимание конструированию. Эта деятельность не случайно

рассматривается как одна из ведущих.

Анализ практики показал, что планомерная и систематическая работа по конструированию с детьми дошкольного возраста существенно влияет на развитие у детей познавательного интереса, технического мышления, навыков адекватной самооценки и планирования своих действий.

Дети и родители с энтузиазмом отнеслись к развитию технического направления в моей группе, так как заинтересованы в способности к самореализации, к волевым усилиям, к принятию собственных решений, которые так необходимы в нашем сложном современном мире. Данное направление так же способствует проявлению детского таланта, поддержке индивидуальных особенностей каждого ребёнка как творческой личности.

К техническому типу конструкторской деятельности относятся:

  1. конструирование из строительного материала,
  2. из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления,
  3. из крупногабаритных модульных блоков.

Обучение дошкольников техническому творчеству через конструирование будет эффективно и многозначно не только при условии активного целенаправленного включения его в воспитательно- образовательный процесс, но и при наличии предметно-развивающей среды: предоставлении детям разнообразных материалов (строительных, природных, бросовых и т.п.) и возможности пользоваться ими по своему усмотрению.

Перед собой я поставила следующие задачи:

  1. Развитие познавательного интереса детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
  2. Расширение перспектив развития конструктивно-модельной деятельности детей путем их включения в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  3. Поддержание детской инициативы, сообразительности, самостоятельности, способствование сплочению воспитанников.

Важным условием в моей работе по развитию познавательного интереса является создание проблемных ситуаций. Такие ситуации возникают, когда задача поставлена, но сразу решить ее дети не могут и самостоятельная работа детей в такой ситуации носит поисковый характер.

Например, при конструировании здания ставим проблему: украшение территории вокруг. Как украсить прилегающую территорию? Что нам для этого понадобится? Какие материалы мы будем использовать? Или, к примеру, необходимо «построить» мост такой конструкции, чтобы под ним мог проплыть корабль, или по этому мосту смогли бы проехать машины определенного размера.

Проблемные ситуации для дошкольников можно создавать не только на предметном учебном материале. Вопросы «почему?», «как ты считаешь?», «с какой целью?», «из-за чего?», «как сделать?» - проблемные; они направлены на развитие мышления. Вопросы «где?», «что?», «когда?», «какой?»,

«сколько?» контролируют память.

Также в своей работе использую технологию исследовательского обучения. Наиболее популярный и доступный метод исследования – наблюдение. Почему ребёнок по собственной инициативе подмечает в предмете какие-то новые стороны и специфические особенности? Его восприятие и внимание носят аналитический характер – он не просто фиксирует объект, он анализирует его, сравнивает, оценивает, находит общее с другими.

Для развития наблюдательности и внимания я провожу следующие упражнения: «С какой строительной детали выполнен чертеж в трех проекциях?» (расставляю объемные геометрические фигуры и предлагаю найти нужную, вспомнить, как она называется), или «Найдите к каждой башне чертеж с видом сверху детали конструктора». Таким образом развиваю техническое мышление. У дошкольников данные задания способствуют развитию познавательного интереса, а соревновательный момент заставляет их оперативно и нестандартно мыслить.

Применяю и такой метод исследования, как эксперимент. Эксперименты бывают мысленные и реальные. Из мысленных я использую, например, такого вида: «Что можно сделать из данных деталей конструктора?», «Что будет, если башню построить выше?».

Мы, педагоги, должны создавать такие условия, чтобы у ребёнка появился интерес к конструированию, чтобы дети стремились овладеть способами конструирования, чтобы они захотели экспериментировать, творить.

Основная работа с детьми - создание условий для расширения их знаний, умений, опыта. Поэтому педагог должен опираться на растущий интерес к деятельности, на потребность к совершенствованию и творчеству.

Основное внимание следует акцентировать на формирование способов действий и на решение конструктивных задач. При этом особое внимание следует уделять развитию детского воображения, фантазии и творчества. В основе работы с дошкольниками старшего возраста лежит свобода выбора.

Именно она позволяет развивать у детей самостоятельность, активность, формирует личностную позицию.

Практическая часть

Заинтересовать ребёнка легче всего с помощью игры. Именно в игре ребёнок раскрепощается, фантазирует, придумывает, создаёт что-то новое. Так же можно заинтересовать детей с помощью сказки.

Вот как это получилось у меня, сегодня этим опытом я хочу с вами поделиться.

Для этого, коллеги, мне понадобится ваша помощь. Все вы распределены по разным столам, прошу вас объединиться в группы. (по 4 человека занимают свои рабочие места за столами, на которых расставлены разные конструкторы).

Предлагаю вам послушать сказку: «Далеко-далеко за семью морями, за высокими горами в стране сказок, где безмятежно живут каждый в своей сказке сказочные герои, случилась беда. Тендер на строительство домов для сказочных героев выиграла фирма «Кэт энд Алис».

В процессе строительства Кот Базилио отличился своей хитростью, а Лиса Алиса – находчивостью. Она была умна, но жадна и коварна. Это именно им доверились наши герои, но строители из них получились неквалифицированные. Кот Базилио и Алиса не пользовались схемами, чертежами во время работы, не соблюдали правила и нормы при сооружении объектов. Построенные дома разрушились при первых же неблагоприятных погодных условиях. Персонажи наших любимых сказок очень опечалены. Они пришли сегодня к нам в гости за помощью, очень просят вас помочь им построить новые дома, прочные и красивые».

Итак, у нас сегодня в гостях: Дюймовочка, Чебурашка, Чиполлино, Снежная Королева, Рапунцель, Мышка-норушка.

Дорогие гости, вы хотите помочь нашим несчастным сказочным героям построить новые дома?

Тогда сейчас каждая команда получит конверт, внутри которого вы найдёте сказочного героя, которому вы будете помогать, и задания по постройке дома. Строить дома будете из разного вида конструктора и у каждой команды будет свое описание работы.

На конструирование домов выделяется время 5 минут. За это время вам нужно построить дом и рассказать — какие формы конструирования вы использовали, с какими трудностями столкнулись.

Дом для Дюймовочки нужно построить из пластикового мелкого конструктора в виде цветка по вашему замыслу. Творческие идеи и воображение приветствуются!

Дом Чебурашки нужно будет сконструировать в виде телефонной будки по модели из Лего-конструктора.

Дом для Чиполино нужно будет сконструировать из конструктора Марионекс по схеме.

Снежной Королеве нужно будет построить замок по образцу из магнитного конструктора.

Башню для Рапунцель нужно построить из пластикового конструктора по модели и условию — достроить окно и крышу.

Терем для Мышки-норушки и её друзей нужно будет построить из деревянного конструктора по условию. «Постройте трёхэтажный терем на фундаменте с крыльцом, повёрнутом к зрителям, с одним входом на первом этаже, с окошками на каждом этаже и с треугольной крышей».

Всем приятной работы, время пошло!

По истечении отведенного времени воспитатели поочерёдно представляют свои сконструированные дома, называют форму конструирования.

Все коллеги большие молодцы! Наши сказочные герои очень довольны своими домами и благодарят вас за помощь.

Сейчас, уважаемые коллеги, я попрошу вас около каждого дома выложить дорожки в разные стороны, чтобы сказочные герои могли ходить в

гости друг к другу. Тем самым я хочу, чтобы вы оценили мой мастер-класс. Если вам всё понравилось, то пусть это будут цветные дорожки, а если кому- то что-то пришлось не по душе, проложите бесцветные деревянные дорожки.

Уважаемые коллеги, понравилась ли вам работа в целом? Сможете ли вы в своём саду так же поиграть с детьми? Что возьмёте себе на заметку?

Ну, что же, я тоже хочу внести свою лепту в строительство этого сказочного города. У меня есть уже готовый разноцветный заборчик, который я приготовила заранее. Я хочу оградить им все наши постройки, чтоб никакие лжестроители в лице Лисы Алисы и Кота Базилио больше не смогли причинить вред нашим героям.

Завершая строительство, я кладу прочную стену и знаю, что в организованной таким образом конструктивной деятельности у детей всегда будут рождаться новые творческие идеи, фантазии и игры, которые будут способствовать развитию познавательного интереса, творческой личности ребёнка, воображения, внимания и креативного мышления.

Проект решения:

  1. Принять информацию к сведению.
  2. Предложенный опыт работы использовать применительно к своему ДОУ в целях наиболее эффективного развития технического творчества и познавательных интересов дошкольников, повышения качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Дом для Дюймовочки

Материал: пластиковый мелкий конструктор

Условие: дом в виде цветка в соответствии с образцом.

Дом для Чебурашки

Материал: конструктор Лего

Условие: дом в виде телефонной будки, наличие панорамных окон и крыши.

Дом для Чиполлино

Материал: конструктор Марионекс

Условие: один этаж, минимальная площадь, наличие окна, двери, крыши.

Замок Снежной Королевы

Материал: магнитный конструктор

Условие: соответствие предложенному чертежу.

Башня для Рапунцель

Материал: конструктор «ТИКО»

Условие: соответствие предложенному чертежу, наличие одного окна и крыши.

Терем для Мышки-норушки и её друзей

Материал: деревянный конструктор

Условие: трёхэтажный терем на фундаменте с крыльцом, повёрнутом к зрителям, с одним входом на первом этаже, с окошками на каждом этаже и

с треугольной крышей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в средней группе «Развитие познавательных интересов дошкольников посредством экспериментально – исследовательской деятельности»

Проект в средней группе «Развитие познавательных интересов дошкольников посредством экспериментально – исследовательской деятельности»...

Самообразование на тему "Развитие технического творчества детей старшего дошкольного возраста с помощью ЛЕГО – конструирования "

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспита...

Мастер-класс «Использование авторских методик и технологий для повышения познавательного интереса дошкольников в ФЭМП «Математические сказки»

данный мастер - класс предназначен для педагогов с целью  ознакомления детей с играми Воскобовича.....

Мастер-класс «Тико-мастера» (развитие технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через Тико-моделирование)

Меня зовут Татьяна Николаевна , я воспитатель детского сада №10 «Золотой улей» .Сегодня мне бы хотелось поделиться опытом работы нашего ДОУ по внедрению и использованию ТИКО конструктора с...

Тема: «Развитие технического творчества детей старшего дошкольного возраста с помощью ЛЕГО – конструирования».

                                     Тема: «Развитие технического творчества детей старшего ...