Образовательный проект «Театр папы Карло»
проект (подготовительная группа)

Ким Наталья Викторовна

Проект обусловлен необходимостью поддержки спонтанной игры детей, ее обогащение, через изменение развивающей предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых игр старших дошкольников, обеспечение игрового времени и пространства в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Проект помогает решить несколько вопросов: Как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля – игру? А решение одно – создание условий для театральной деятельности детей в детском саду. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt_gruppa_9.docx32.8 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект в подготовительной группе «Театр папы Карло»

Ответственный: воспитатель Ким Н. В.

Время и контекст реализации: 4-я неделя марта, тема «Международный день театра»

Проблема недели: Современные дети все чаще проводят время, за просмотром телепрограмм, мультфильмов, за компьютерными играми и все реже просят родителей прочитать им книгу. А ведь книга служит могучим средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Книга должна войти в мир ребенка в раннем возрасте, обогатить окружающий мир и сделать его интересным. А еще интереснее будет передать сюжет произведений через театрализацию. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко.  С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.

Как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля – игру? Путь один – создание условий для театральной деятельности детей в детском саду.

Учет интересов детей и детской субкультуры. В детской субкультуре присутствует противоречивый образ друга – понимает, поддерживает, отказывает в помощи. Он проявляется в общении детей, в разговорах с родителями. При этом причины тех или иных действий друзей остаются скрытыми для понимания детей.

Это возраст осознания детьми своих чувств, своего отношения к людям, и в первую очередь к близким, родным. Дети радуются, когда помогают родителям, сопереживают, стараются на деле выразить чувства, но испытывают в этом трудности.  Дети понимают эмоциональные состояния взрослых, проявляют готовность помочь, сочувствие, но не всегда умеют активными способами выражать благодарность в поступках и действиях, не владеют активными способами выражения чувств.

Через художественное слово дети могут найти ответы на многие социальные вопросы: Как люди относятся друг к другу в реальной действительности? Как незнакомые люди поддерживают друг друга? Чем можно помочь другу? Как выразить свою благодарность за помощь? Чем можно порадовать друзей и близких?

Актуальность проекта обусловлена необходимостью поддержки спонтанной игры детей, ее обогащение, через изменение развивающей предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых игр старших дошкольников, обеспечение игрового времени и пространства в соответствии с ФГОС дошкольного образования. 

Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

 Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи,  интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением.  Важной задачей художественно-эстетического воспитания является формирование у детей творческих способностей.

Богатейшим полем для решения данной задачи является театрализованная  деятельность.

Возрастосообразность проекта основана на том, что у детей старшего дошкольного возраста есть потребность в игровой деятельности. Игровая деятельность переходит от сюжетно-ролевой игры к режиссерской. Основой игры выступают эмоционально значимые и привлекательные для детей события, ситуации. Дети могут выполнять ситуации различных видов деятельности вместе со сверстниками. Разнообразные действия детей (в продуктивной и познавательной деятельности) носят целенаправленный характер.

Продукты недели:

  1. «Макет: театральная сцена, на которой находятся и меняются декорации (цветочная поляна, деревья, пруд».
  2. Показ отрывка сказки А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»

НЕДЕЛЯ, ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ ПРОЕКТУ. Чтение книг: А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино», Т. Янсон «Опасное лето: повесть-сказка», В. Драгунский «Денискины рассказы», В. Сутеев «Сказки», «Потому что весело» (полезная книга для веселого досуга), Истории про дружбу, честность и яблочный пирог. Размещение книг в развивающей предметно-пространственной среде группы. Просмотр видео сказки «Приключения Буратино»

Планируемые образовательные достижения 

Социально-коммуникативное развитие.

Дети выражают интерес к проявлению отношений между друзьями, знакомыми, между сверстниками. Имеют представления о взаимопомощи, поддержке окружающих, сверстников. Могут отразить различные способы отношений между сверстниками в игровой форме.

 Дети умеют предвидеть последствия собственных поступков и действий, и поступков других людей. Происходит преодоление эгоцентрической позиции (ребенок становится способным встать на позицию другого). Дети проявляют интерес к тому, как относятся друг к другу люди в семье, способам выражения чувств по отношению к близким. Имеют представления о проявлениях в семье отношений заботы, сочувствия, поддержки. Могут отразить различные способы отношений к близким людям в игровой форме.

Речевое развитие.

Дети способны использовать сокращенную и полную форму пересказа.

Овладевают глаголами, которые обозначают проявление отношений между людьми.

Дети осваивают форму повествовательного рассказа, могут на основе своего опыта придумать события, в которых находят отражения отношения между друзьями, между близкими людьми. Проявляют интерес к письменной речи.

Познавательное развитие.

Дети проявляют интерес к измерениям для использования их результатов в практической деятельности. Дети используют условные метки для измерения длины, высоты, ширины предмета. Могут словами обозначить результаты измерений, соотнести их с целями продуктивной деятельности. Способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве. Дети различают количественный и порядковый счет, понимают вопросы: сколько, который, какой по счету, какой по качеству, между которыми.

Художественно-эстетическое развитие.

Проявляют воображение для того, чтобы придать образу эстетику и красоту. В лепке умеют отражать материальные свойства тел - их объем, форму, плотность, фактуру. Создавая объемные поделки, используют разные приемы (скульптурный, конструктивный) для создания персонажей. Дети выбирают цвет, форму для рисования полянки с цветами и деревьями, изображают персонажей используя при этом разные техники рисования. В изготовлении макета используют метод торцевания, аппликации.

ОСНОВНАЯ НЕДЕЛЯ.

Понедельник. Утренний круг. Актуализация опыта детей: когда тебе бывает обидно, грустно, весело, радостно. Игры и игровые упражнения, способствующие развитию дружеских отношений: «Дерево доброты», «Что я почувствовал», «Думай не только о себе», «Извинялки».  Во время игр решаем разные вопросы: как дружить и не ссориться, как мириться после ссоры, кто первый уступает, как поднять друг другу настроение, что такое дружба.

Вам понравилась книжка про Буратино и его друзей? Что вам запомнилось из этой истории? Как друзья помогали друг другу?

Образовательное предложение взрослого: я хочу предложить вам поиграть в театр. Представьте, что Буратино  и его друзья захотели поселиться у нас в группе. Давайте подумаем где бы они могли жить? Что мы можем сделать сами? Как может выглядеть макет «сцены»? Какого размера должен быть этот макет? Что там обязательно должно быть? Как это сделать? Что у нас в группе есть для такой игры? Чего нам не хватает? 

Формулирование вывода о том, что у детей много разных предложений. Принимается

решение разделиться на группы для создания отдельных элементов, разных предметов, макета полянки. Распределение детей по «рабочим» группам.

Воспитатель помогает детям планировать свою деятельность: с чего ты начнешь? Кого бы ты хотел видеть своим и партнером? Как вы распределите работу? Кто будет ответственным за выполнение этой работы?

Вторник. Утренний круг. Актуализация опыта детей: когда мы были на экскурсии в театре мы видели сцену и декорации. Как выглядит сцена? Что там обязательно должно быть?

Образовательное предложение взрослого: я хочу предложить вам создать макет сцены, на которой могут меняться декорации в зависимости от сюжета, произведения. Как, каким способом можно сделать атрибуты и декорации? Из чего можно сделать занавес, пруд, цветы, деревья? Как можно изобразить или создавать персонажей из сказки?

Среда. Утренний круг. Актуализация опыта детей: у нас уже все готово для создания макета. Давайте подумаем, как можно разместить изготовленный нами материал?

Образовательное предложение взрослого: где на нашем макете будут расти деревья, цветы? По какому принципу будем расставлять персонажей нашей сказки? Как можно измерить высоту, ширину деревьев? Как можно определить сколько места занимает пруд? Педагог опрашивает желающих поделиться своими соображениями о том, что они знают, что хотят узнать по выбранной теме, что хотят сделать, чтобы узнать. Эти высказывания становятся основой плана образовательной работы, совместно выработанного детьми и воспитателем.

Предложение детей вспомнит и обыграть сказку А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»

Четверг. Утренний круг. Актуализация опыта детей: вспомните сказки в которых говорится о дружбе, помощи и взаимовыручке.

Образовательное предложение взрослого: давайте вспомним содержание сказки про Буратино. В каких вам известных сказках, мультфильмах происходят похожие истории? Как герои сказок помогали друг другу? Какие волшебные предметы использовали герои сказок?

Пятница. Утренний круг. Актуализация опыта детей: когда тебе бывает обидно, грустно, весело, радостно. Игры-миниатюры, как без слов показать другим «Я тебя жалею», «Я тебя люблю», «Я горжусь тобой».

Как Буратино порадовал своего папу? Как папа показал свое отношение к сыну?

Образовательное предложение взрослого: я хочу предложить вам побыть на месте Буратино и ее друзей. Вы бы хотели порадовать своих друзей, близких сделать для них сюрприз? Подумайте, что бы вы могли им предложить? Какую бы сказку вы показали своим младшим братьям и сестрам?

Представление отрывка сказки А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»

Образовательная деятельность педагога с детьми

Первая половина дня

Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми.

Обогащение развиваю-

щей предметно-

пространственной среды.

Понедельник.

Коммуникативная деятельность.

«Путешествие в мир театра».

Активизирующая ситуация: какие эпизоды из сказки про Буратино вам больше всего понравились? Какая часть сказки вам больше запомнилась?

Пересказ любимых эпизодов, в которые хотелось бы поиграть. Развитие умения краткого, развернутого, выборочного пересказа: предложить детям пересказать все, что относится к поступкам героев; пересказ по иллюстрации; пересказ в параллели.

Просмотр видео презентации «Театр – искусство сцены».

Рассматривание на иллюстрациях разных видов театральных декораций цветочных полянок, изображений деревьев, цветов. Обсуждение каким может быть макет театральной сцены с полянкой, на которой живет Мальвина.

Аппликация.

«Цветочная поляна Мальвины».

Активизирующая ситуация: я предлагаю вам стать на время декораторами и самим придумать волшебные цветы для полянки Мальвины. Эти цветы вы можно выполнить разными способами. Для этого вам нужно определиться с выбором бумаги и способом изготовления своих цветов.

Развитие умения использовать разные приемы и способы бумажной пластики в создании цветов. Продолжать осваивать навыки изготовления объемных цветов из разных видов бумаги; развивать художественный вкус, фантазию, творчество.

Подбор игрушек в группе, с которыми можно играть в театральные игры, придумывание их функций.

Размещение детьми в развивающей предметно-пространственной среде иллюстраций леса, цветов, различных насекомых. Оформление воспитателем с детьми фотовыставки, подписей к фотографиям.

Педагог помогает детям сделать самостоятельный

выбор оснащения развивающей предметно-пространственной среды:

Какие материалы тебе понадобятся?

Как ты считаешь, тех материалов, которые есть в центре, тебе достаточно?

Какие инструменты тебе

могут понадобиться?

Все идеи вносятся

в общий план выполнения работы наравне с идеями взрослого.

Вторник.

Конструирование.

«Театр папы Карло».

Активизирующая ситуация: я предлагаю вам побыть архитекторами, создать из конструктора или из разных кубиков макет театра для папы Карло, где будут выступать Буратино и его друзья. Подумайте, как он может выглядеть? Что там обязательно должно быть? Каким вы его представляете?

Развитие умения передать содержание темы, выделять в ней главное; передавать взаимодействия между объектами; правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве; композиционно выстраивать рисунок, связно и понятно представлять содержание, самостоятельно отыскивать приемы и средства изображения на основе уже усвоенного.

Рисование.

«Афиша»

Активизирующая ситуация: я хочу познакомить вас театральной афишей. Как вы думаете, для чего нужна афиша? (Афиша – это большой бумажный плакат, на котором крупными буквами напечатано объявление о каком-либо концерте, спектакле, фильме) Подумайте, о каком мероприятии, спектакле или о какой сказке вы бы хотели всем сообщить? Пусть каждый нарисует свою афишу, а потом все вместе будем угадывать, куда она нас приглашает. Можете объединиться в группы и рисовать одну афишу вдвоем или втроем. Что вы изобразите на своей афише? Какой материал будете использовать?

Знакомить детей с понятием «афиша», схематичным эскизом композиции афиши.

Закреплять представления детей о театре, его видах, театральных профессиях.

Размещение с детьми в центре А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино», Т. Янсон «Опасное лето: повесть-сказка», В. Драгунский «Денискины рассказы», В. Сутеев «Сказки»,

Изготовление основы для макета: дети самостоятельно оклеивают основу макета. Обсуждение вариантов изготовления пруда, где он будет располагаться, создание цветочной поляны.

Вырезание персонажей и установка их на подставку.

Среда.

Формирование элементарных математических представлений.

Активизирующая ситуация: у нас уже все готово для создания макета. Я предлагаю расставить на «сцене» все предметы.

Какой высоты получились наши деревья? Давайте измерим их ширину. Сколько места занимает пруд? Какого размера герои сказки по отношению друг к другу? Сколько деревьев, сколько цветов, сколько персонажей на нашем макете? Чего больше, чего меньше?

Формирование умения сравнивать и измерять предметы по величине, с помощью условной мерки как единицы измерения. Развитие глазомера путем сравнения мало отличающихся по величине предметов (тех, которых нельзя сравнить методами приложения или с помощью условной мерки). Развитие ориентировки в пространстве. Закрепление порядкового счета.

Предложение детей вспомнить и проиграть отрывок сказки А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»

Активизирующая ситуация: вы вспомнили, как мы ставили сказку «Под грибом» и хотите снова ее обыграть? Подготовить детей к драматизации, достать атрибуты, музыкальное сопровождение, ростовых кукол.

Предложить игру «Мы актеры» Упражнять их в изображении героев сказки с помощью мимики, жестов, интонации. Развивать фантазию, творчество в процессе создания игрового образа, поощрять неповторимость. С помощью этюдов на выражение эмоций работать над выразительностью исполнения. Закреплять знания о различных видах кукольного театра. Работать над эмоциональной выразительностью произношения текста, над мимикой и жестами.

Создание совместно с детьми «Говорящей стены». Размещение детьми на ней фотографий детей в деятельности (разные этапы создания макета, этапы изготовления персонажей, цветов, деревьев и т.д.) с целью рефлексии, осознания своего собственного опыта. Воспитатель поддерживает стремление детей поделиться своими

достижениями и неудачами. Задача воспитателя сделать так, чтобы каждый ребенок испытал чувство глубокого удовлетворения: его труд важен, отмечен

всеми - он непросто

играл, он трудился. Задавая вопросы помогает рефлексировать ребенку собственный опыт: Ты

выполнил большую или меньшую часть своего плана? Насколько он успешен? Получилось ли у тебя то, что ты задумал? Что из задуманного тебе удалось? Что ты решил изменить? Что легче всего было сделать? Почему ты использовал эти материалы?

Четверг.

Развитие речи.

Активизирующая ситуация: я предлагаю вам побыть соавторами книжки «Приключения Буратино».

Придумайте новый сюжет к сказке. Что еще могло происходить с Буратино и его друзьями? Какой историей можно дополнить сказку?

Придумывание детьми новых сюжетов к сказке.

Развитие умения связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания (творческий рассказ); придумывания повествований на основе литературного образца. Развитие умения составлять описательный и повествовательный рассказ, рассказ-контаминацию.

Репетиция сказки «Под грибом»

Повысить уровень интеллектуальной и творческой активности, умение планировать свою деятельность; развивать диалогическое общение. Создать атмосферу предстоящего выступления. Раскрыть творческие способности воспитанников в процессе репетиций.

Размещение детьми в развивающей предметно-пространственной среде, на «Говорящей стене» артефактов детей, созданных при помощи письменной речи, записанные печатными буквами. Стимулирование проявления интереса у детей к письменной речи, желания ее использовать.

Пятница.

Продуктивная деятельность. «Сказка для малышей»

Активизирующая ситуация: совсем скоро вы попрощаетесь с детским садом, потому что уже совсем большие! И какие вы молодцы, что решили показать сказку малышам.

Пригласили в гости и показали им сказку «Под грибом». Все ребята почувствовали себя артистами, надо было сыграть роли, перевоплощаться, помнить о тексте и о сюжете!

Просмотр мультфильма из серии Цветняшки «Мы идем в театр».

Персональное сочинение

сказки (рисование сказки).

Воспитатель записывает

со слов ребенка.

Чтение сказок, придуманных детьми.

Свободная игра: проигрывание детьми придуманных самостоятельно сюжетов сказки.

Открытие «Центр кукольного театра». Предложить разные виды театра: настольный деревянный, настольный резиновый, театр в матрешке, пальчиковый, бибабо… Отбор и размещение детьми кукол из театрального уголка по сказкам.  Игра «В каком домике, какая сказка живет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект "Мой папа самый, самый.."

образовательный проект "Мой папа самый, самый"...

Образовательный проект «Мой папа защитник Отечества»

Тип проекта: познавательно – игровой.По количеству участников : групповой....

Образовательный проект "Мой папа защитник"

Цель проекта: формировать у детей готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, познавательную деятельность, первичные представления о социокультурных ценностях, чувство патриотизм...

Образовательный проект «Театр и речь ребенка»

Важной деятельностью для ребенка является игра, ведь именно она является  своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовании. Помочь детям  разнообразить речь могут...

Образовательный проект "Театр. Образование. Дети."

Образовательный проект "Театр. Образование. Дети" рассчитан для воспитанников групп оздоровительной направленности 5-7 лет...

Образовательный проект «МАМА, ПАПА, Я – серпуховская семья»

Поиск новых форм сотрудничества  педагогов с родителями с целью повышения качества  по воспитанию нравственно-патриотических качеств личности...

Паспорт образовательного проекта "Мой папа - самый лучший друг"

Тип проекта: (социально-творческий  семейный образовательный)Вид проекта: краткосрочный , групповой    Участники проекта: родители, дети и педагогиСроки  1 неделя  ...