«Лучший образовательный проект» 2024 «Папа, мама, Я и вся моя семья»: поддержка детских инициатив, профессиональное самоопределение и ранняя профориентация дошкольников
проект по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)
Поддержка детских инициатив, профессиональное самоопределение – одна из главных задач, стоящих перед системой образования Российской Федерации. Именно семья является тем пространством, где формируются отношения к миру, к социуму, к окружающему, к труду, поэтому роль родителей неоспорима.
Ранняя профориентация помогает сформировать положительное отношение к труду, позволяет попробовать свои силы в разных видах деятельности, чем больше дошкольник знает о профессиях, тем понятнее для него значимость труда, будущей профессии, выполнения работы.
Для того, чтобы расширить кругозор дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, мы разработали и реализуем долгосрочный проект совместной деятельности педагоги-семьи воспитанников-дошкольники «Папа, мама, Я и вся моя семья».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_papa_mama_ya_i_vsya_moya_semya.docx | 67.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 8 «Огонёк» общеразвивающего вида
Утверждаю
Заведующий МБДОУ
Детский сад № 8 «Огонёк»
___________Вологдина В.В. 28.10.2024 г.
Образовательный проект «Папа, мама, Я и вся моя семья»:
поддержка детских инициатив, профессиональное самоопределение и ранняя профориентация дошкольников
старший воспитатель
1 квалификационной категории
Олейникова Венера Белековна
Гусиноозёрск, 2024
Актуальность.
Дошкольное образование – первая ступень единой и непрерывной системы образования в Российской Федерации. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р определяет приоритеты государственной политики в области воспитания:
- создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности.
Разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций- п. 14.1 ФОП ДО.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий — это актуальное направление в дошкольном образовании.
Современный образовательный процесс в дошкольной образовательной организации осуществляется в постоянно меняющихся социокультурных условиях, которые предъявляют новые требования к формированию личности ребенка. В этой связи на всех участников образовательного процесса возлагается миссия по воспитанию нравственно и культурно развитого человека, готового самостоятельно совершенствоваться, принимать важные решения, быть ответственным, уметь взаимодействовать с другими людьми. Только сотрудничество педагогов, родителей и детей способно обеспечить возможность наполнения жизни дошкольников социально значимым ценностным содержанием.
Поддержка детских инициатив, профессиональное самоопределение – одна из главных задач, стоящих перед системой образования Российской Федерации. Именно семья является тем пространством, где формируются отношения к миру, к социуму, к окружающему, к труду, поэтому роль родителей неоспорима.
Дошкольный возраст считается самым благоприятным для учебно-воспитательного процесса. Период дошкольного возраста оптимален для воспитания у ребенка любви к труду и уважению к различным видам трудовой деятельности и знакомства с особенностями разных профессий через основной и ведущий вид детской деятельности – игру.
Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться базовые знания о многообразии и широком выборе различных видов деятельности. Первое отношение к профессиям формируется в ходе социализации личности в возрасте 2-3 лет. В этом возрасте ребенок начинает посещать дошкольное учреждение, где знакомится с различными видами деятельности.
Одной из задач ранней профориентации для педагогов и родителей является выявление интереса, склонностей, особенностей характера дошкольника для создания будущей базы в выборе из многочисленных и разнообразных видов деятельности в подростковом возрасте. Ранняя профориентация дошкольника – это фундамент для дальнейшего развития профессиональных предпочтений и самоопределения среди многообразия видов деятельности.
Ранняя профориентация помогает сформировать положительное отношение к труду, позволяет попробовать свои силы в разных видах деятельности, чем больше дошкольник знает о профессиях, тем понятнее для него значимость труда, будущей профессии, выполнения работы.
Детские компетенции – это умения и навыки дошкольников, связанные с освоением различных компетенций. Ранняя профориентация – подготовка к самоопределению и нахождению своего дела в жизни. «Кем ты хочешь стать?» Чаще всего даже у одного человека в разном возрасте ответ будет разным. Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Он должен быть не только свободным, но и осознанным. Ведь выбрать профессию – значит найти свое место в жизни.
Работу по профессиональному самоопределению необходимо решать совместными усилиями педагогов и специалистов дошкольного учреждения, семьи. Чтобы дошкольникам было легче сделать свой решающий выбор в будущем, необходимо дать им как можно больше разнообразной информации профориентационной направленности. Чтобы заинтересовать детей и познакомить с профессиями – как современными, инновационными, так и традиционными, востребованными в будущем, привить желание стать настоящими профессионалами своего дела, нужно углубить и систематизировать работу в данном направлении.
Каждый ребенок уникален, именно поэтому и подход к нему и построение отношений с семьями воспитанников тоже индивидуальны. Для того чтобы всем участникам образовательного процесса – детям, родителям, педагогам – было комфортно, безопасно, полезно и интересно в пространстве дошкольного учреждения, необходимо создавать партнерский альянс между учреждением и семьями воспитанников.
Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, мы разработали и реализуем долгосрочный проект совместной деятельности педагоги-семьи воспитанников-дошкольники «Папа, мама, Я и вся моя семья»
Цели ранней профориентации в дошкольном возрасте
Основной целью ранней профориентации в дошкольном возрасте является формирование и развитие эмоционального отношения ребенка к труду и многообразию профессий, возможность свободы выбора и проявления себя в разных видах деятельности. В случае успешной реализации поставленных целей и задач, у ребенка дошкольного возраста формируются соответствующие навыки и умения, чувство уважения к труду во всех сферах деятельности, расширяется кругозор, выявляются способности и склонности, раскрываются увлечения и интересы. Именно поэтому первостепенной задачей знакомства воспитанников дошкольного учреждения с миром профессий является подготовка ребенка-дошкольника к дальнейшему самостоятельному планированию, способности к анализу своих действий, реализации полученного опыта при построении и выборе своего трудового пути.
Задачи реализации работы по ранней профориентации дошкольников:
- моделирование в развивающей предметно-пространственной среде дошкольного учреждения профессионально-ориентированных зон (центров активности), способствующих формированию у дошкольников базовых представлений о разнообразии профессий и воспитанию интереса к труду;
- планирование системы начальной профессиональной ориентации для дошкольников всех возрастных групп дошкольного учреждения;
- организация сотрудничества с семьями воспитанников для эффективного формирования у дошкольников базовых представлений о различных видах деятельности, их значении для общества в целом и каждого человека в отдельности;
- формирование у дошкольников основных понятий о различных отраслях экономики города, рабочих процессах на производстве, используемом современном оборудовании;
- создание на базе дошкольного учреждения целостного информационного пространства, посвященного профессиональному самоопределению воспитанников;
- разработка системы критериев и оценивания результативности работы по ранней профориентации дошкольников.
Возраст ребенка | Возрастная группа | Цели и задачи |
От 3 до 4 лет | Младшая | - Формирование базовых начальных понятий о труде, знакомство с профессиями врача, медсестры, повара, водителя, воспитателя, помощника воспитателя; - помощь и содействие в развитии различных игр (сюжетно-ролевых), отражающих простейшие элементы работы взрослых (врач ведет прием, осматривает больного); -формирование навыков взаимодействия с другими детьми (партнерами) во время игры; - воспитание интереса к профессиям взрослых, наблюдению за работой взрослых ближнего окружения; - воспитание бережного отношения к предметам и вещам, сделанными людьми. |
От 4 до 5 лет | Средняя | - Дальнейшее знакомство дошкольников с миром профессий (кассир, почтальон, учитель); - продолжать расширять представления детей о работе сотрудников детского сада; - обогащение сюжетно-ролевых игр с использованием различных видов деятельности, побуждение детей к самостоятельному моделированию игровых ситуаций. |
От 5 до 6 лет | Старшая | - Расширение представлений дошкольников о мире профессий; акцентировать внимание на результат труда, его значимость для других; - воспитание уважительного отношения к труду, желания трудиться; - развитие способностей старших дошкольников к творческой реализации различных событий в процессе создания новых игровых сюжетов, взаимодействии с партнерами по игре; - отражение в играх различных сцен из реальной жизни, инсценировок сказок, собственных выдумок и фантазий. |
От 6 до 7 лет | Подготовительная к школе | - Расширять представления дошкольников о технологическом процессе – об устройствах, приборах, технике, машинах, которые помогают в быту и на производстве (принтер, робот-пылесос, стиральная машина и т.д.); - обогащение и расширение представлений и кругозора воспитанников информацией о разновидностях работы на производстве (строительство, электроника, изготовление пищевых продуктов, бытовой химии, лекарств и т.д.); - продолжать расширять содержание игр профориентационной направленности; - развивать умение самостоятельно определяться в выборе темы игры, строить сюжет на основе информации, полученной в процессе наблюдения за трудом взрослых, собственного опыта; - формирование умений выстраивать новые игровые сюжеты, согласовывая собственные идеи с партнерами по игре; - продолжать воспитывать уважительное отношение к труду родителей, взрослых. |
Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели и родители
Нормативные правовые документы, регулирующие деятельность ДОО при реализации проекта
1. Конвенция о правах ребёнка.
2. Конституция Российской Федерации.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От «Об образовании в Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
5. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
6. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
7. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
11. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».
12. Приказ Министерства просвещения РФ от 25.11.2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».
13. Приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
14. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474
"О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"
15. Приказ Министерства просвещения РФ от 08.11.2022 N 955. "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
16. Закон Республики Бурятия от 13 декабря 2013 года N 240-V «Об образовании в Республике Бурятия»
17. Распоряжение от 25.05.2017 г № 285-Р Об утверждении Стратегии развития воспитания в Республике Бурятия на период до 2025 года.
18. Приказ 390 от 24.03.2022 «Об утверждении положения о мониторинге показателей региональной системы организации воспитания, обучающихся в республике Бурятия»
19. Приказ Минобрнауки РБ от 01.02.2023 № 143 «Об утверждении положения о региональной системе организации воспитания обучающихся в Республике Бурятия»
Принципы организации работы по ранней профориентации дошкольников
Актуальность работы по формированию у дошкольников ценностного отношения к труду взрослых обоснована в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденном Приказом Минобрнауки России №1155 от 17 октября 2013 года. Согласно ФГОС ДО одно из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников – формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, а также усвоение норм, принятых в обществе. На сегодняшний день основным путем формирования ценностного отношения к труду является ознакомление с профессиональной деятельностью взрослых. Это одна из задач формирования у детей первичных представлений о себе и других людях, входящая в содержание образовательной области «Познавательное развитие».
И обоснована Федеральной образовательной программой дошкольного образования, утвержденном Приказом Министерства просвещения РФ от 25.11.2022 г. № 1028. Профориентация в дошкольном образовательном учреждении по ФГОС ДО и ФОП ДО должна базироваться на следующих принципах:
- взаимодействие с ориентацией на личность (построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования);
- доступность и достоверность информации о профессиях;
- открытость (у каждого ребенка есть право на участие в профориентационной деятельности, демонстрацию результатов своей работы или отказ от всего этого, право предоставлять личные достижения по своему усмотрению, а также самостоятельно решать, продолжать ли работу или закончить ее);
- диалогичность (обсуждение с детьми хода выполнения поставленных задач, полученных результатов, перспективности продолжения работы, а также разбор ситуаций, которые помогли или помешали достичь успеха);
- активизация практической деятельности (формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Предпочтение таких форм, как игра, развлекательное мероприятие, беседа, трудовое поручение, наблюдение и экскурсия);
- рефлексивность (признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Каждый ребенок должен осознавать себя субъектом собственных действий и взаимоотношений со сверстниками);
- учёт этнокультурной ситуации развития детей (при ведении профориентационной работы с воспитанниками дошкольного образовательного учреждения следует учитывать особенности региона их проживания, востребованность профессий на его территории и социальный запрос).
Для профориентационной работы с воспитанниками дошкольного образовательного учреждения лучше всего подходят тематические сюжетно-ролевые игры, экскурсии (реальные и виртуальные), посещения выставок, наблюдения и беседы. Они предполагают активное взаимодействие педагога и дошкольника, а также детей между собой. Независимо от того, какая форма будет выбрана, знакомство с профессией должно быть максимально содержательным и полным. (необходимо познакомить со следующими компонентами):
- название вида деятельности;
- места работы;
- орудия труда и материалы для него;
- рабочая одежда (форма);
- обязанности работника;
- черты характера и личностные качества;
- плоды труда и его польза для людей.
Следует не только акцентировать внимание детей на каждом из этих информационных блоков, но и побуждать их к обратной связи. Для этого нужно с помощью наводящих вопросов подталкивать их к самостоятельным рассуждениям и выводам.
Экскурсия
Для экскурсии с профориентационной целью педагоги дошкольного учреждения обычно выбирают какое-либо предприятие или учреждение. К примеру, можно отвести детей в ближайший магазин или супермаркет и познакомить их с профессиями продавца-консультанта и кассира. Кроме этого можно устроить экскурсию в рамках детского сада: организованно посетить с воспитанниками кухню, кабинет медсестры, рабочее место завхоза и заведующего.
При отсутствии возможности организовать настоящую экскурсию можно провести виртуальную. Эта форма обучения предполагает наблюдение за деятельностью реально существующего предприятия или организации посредством интернет-трансляции или просмотра видеосюжета. К примеру, пожарная часть в городе не всегда доступна для посещения с группой дошкольников 5-6-летнего возраста. В случае отказа воспитатель может договориться о виртуальной экскурсии, чтобы дети могли посмотреть, чем занимаются огнеборцы, или показать воспитанникам заранее записанный сюжет о работе в части.
В процессе экскурсий следует концентрировать внимание дошкольников на личности представителя конкретной профессии, на том, как он относится к своей работе и его взаимоотношениях с коллегами. После возвращения в детский сад нужно обязательно организовать обсуждение увиденного – пусть дети расскажут, что им больше всего понравилось и запомнилось.
Наблюдение
Наблюдение – вспомогательная форма профориентационной работы. Она всегда используется в комплексе с основной – экскурсией, выставкой или игрой. Представляет собой организованный воспитателем процесс восприятия дошкольниками объектов и субъектов, которые их окружают. Для достижения желаемых результатов наблюдение должно быть достаточно продолжительным и регулярно повторяемым.
Основная цель наблюдения в рамках профессиональной ориентации – получение практически значимой информации о профессии и орудиях труда, их предназначении и применении. К примеру, непосредственно в дошкольном образовательном учреждении дети могут наблюдать за работой медсестры прямо в ее кабинете во время выполнения обязанностей.
Беседа
Беседа – одна из наиболее часто применяемых форм профориентационной работы в дошкольном образовательном учреждении. Обсуждение с детьми конкретной профессии проходит организованно и целенаправленно. Педагог выступает в роли модератора и заранее продумывает перечень вопросов, чтобы побудить воспитанников к самостоятельным размышлениям и умозаключениям. Дети могут беседовать не только со своим воспитателем, но и с представителями различных профессий. Для этого обычно проводится мероприятие «Встречи с интересными людьми». Личное знакомство и общение дошкольников с ними помогает ярче представить специфику того или иного вида деятельности и понять, нравится это или нет.
Прежде всего педагог просит о содействии родителей (законных представителей) воспитанников, которые могут посетить дошкольное образовательное учреждение и доступно рассказать об особенностях своей профессии.
Выставка
Тематическая выставка – отличное подспорье в профориентационной работе воспитателя, а также способ публичной демонстрации достижений детей и педагогов дошкольного образовательного учреждения. Участие в таком мероприятии позволяет обрести опыт самостоятельной деятельности, обучиться презентации результатов своего труда. Самым маленьким можно предложить нарисовать, либо вылепить сельскохозяйственную продукцию (овощи, фрукты) или сделать из конструктора ферму для животных. Все работы обязательно должны быть представлены в экспозиции с кратким информационным сопровождением со стороны воспитателя и использоваться затем в процессе игры. Выставки на тему «Вернисаж профессий» либо «Кем я хочу стать» следует проводить регулярно (по меньшей мере раз в год), чтобы отслеживать склонности воспитанников и уровень их информированности о видах деятельности.
Игра
Игра – основной вид деятельности дошкольника, которому он уделяет большую часть своего времени. Значит, она идеально подходит для формирования у детей понятия о разных профессиях. Среди множества видов игр стоит предпочесть сюжетно-ролевую, так как именно она позволяет полноценно воспроизвести реалии мира взрослых. Воспитанники дошкольного образовательного учреждения могут самостоятельно или с помощью воспитателя моделировать ситуации «на рабочем месте», перевоплощаясь в своих родителей, близких родственников или знакомых. Сюжетно-ролевые игры варьируются в зависимости от уровня сложности и возраста детей разных групп. Пространство для них должно быть организовано грамотно и содержать
Средства наглядности
Любая форма профориентационной работы с малышами требует применения средств наглядности. К ним относят техническое оборудование (мультимедийные проекторы, персональные компьютеры или ноутбуки, телевизоры), видеопрезентации, тематические картинки, фотографии и иллюстрации, книги. Если наглядность грамотно подобрана и вовремя продемонстрирована детям, она позволяет расширить их кругозор, конкретизировать формирующиеся и систематизировать имеющиеся знания о профессиях. Кроме того, она стимулирует интерес к различным видам деятельности взрослых.
Техническое оборудование
Среди технического оборудования для профессиональной ориентации в дошкольном образовательном учреждении чаще всего используются: мультимедийный проектор; телевизор. Очень удобно демонстрировать видео и анимированные фрагменты, создавать иллюстрированные слайды. Это устройство вносит разнообразие в занятия, придает им яркости и привлекательности, помогает более доходчиво донести важный материал до каждого воспитанника. Таким образом, взаимодействие с новой информацией получается активным и всесторонним.
Проектор обычно применяют, чтобы показывать дошкольникам мультимедийные презентации и заранее записанный или сохраненный видеосюжет. К примеру, в ходе экскурсии на ферму, где разводят кроликов, детей знакомят с фермером и на слайдах показывают им весь процесс выращивания этих животных: кормление, уход, лечение. Телевизор используется в основном, чтобы смотреть с воспитанниками фрагменты познавательных телепередач и профориентационные мультфильмы. После просмотра нужно обязательно обсуждать с детьми увиденное для закрепления полученных знаний.
Игровые комплексы
Для качественной профориентационной работы с детьми рекомендуется задействовать игровые комплексы. Они представлены отдельными тематическими модулями («мастерская», «фабрика», «пожарная часть», «полицейский участок», «лаборатория», «больница», «ресторан», «магазин» и так далее). Если нет возможности приобрести, можно изготовить их из подручных средств. Применение такого средства наглядности помогает глубже познакомиться с профессией и перевоплотиться в ее представителя. В сюжетно-ролевых играх с использованием модульных игровых комплексов вначале участвует и воспитатель, а затем его подопечные переходят к самостоятельному моделированию ситуаций.
Познавательная литература и пособия
К познавательной профориентационной литературе для дошкольников относятся детские художественные книги, энциклопедии и периодика (газеты, журналы). Касательно наглядных пособий, воспитатели обычно пользуются картинками, иллюстрациями, фотографиями, альбомами и демонстрационными плакатами. Все это применяется для совместной и индивидуальной деятельности детей, связанной с получением интересной информации о разных профессиях. Что именно оттуда можно почерпнуть? Стихи (в том числе для гимнастики – артикуляционной и пальчиковой); рассказы и сказки; загадки о занятиях человека и орудиях труда; пословицы и поговорки о работе и необходимых для нее личностных качествах; считалки и скороговорки. Все это можно с успехом применять, например, на физкультминутках, в ходе которых дети будут параллельно получать новые сведения о профессиях и закреплять уже имеющиеся знания.
Этапы реализации проекта
I этап (организационный): проведение мониторинга, разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий (виртуальных в том числе) на их место работы, налаживание контактов с ближайшими социальными партнерами.
II этап (практический): реализация тематического плана через посещение социальных структур, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей, не имеющих возможность осуществить посещение их предприятий по изготовлению презентаций «Профессии моих родителей», «Заводские профессии».
III этап (итоговый): проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА | |||
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Подбор диагностического инструментария по ранней профориентации детей дошкольного возраста | 2024г. | Старший воспитатель |
2. | Составление рабочих тетрадей для изучения профессий в соответствии с возрастом воспитанников | 2024г. | Старший воспитатель, педагоги ДОО |
3. | Семинар – практикум «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации» | январь, 2024 | Старший воспитатель |
4. | Выставка для педагогов «Разнообразие методического материала по ранней профориентации» | январь, 2024 | Старший воспитатель |
5. | Педагогический час «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста». | Февраль, 2024 | Старший воспитатель |
6. | Педагогический совет № 2 «Профориентационная работа в ДОУ» | ноябрь, 2024 | Заведующий, Старший воспитатель |
7. | Педагогический час «Организация развивающих игр направленных на раннюю профориентацию детей». | Апрель, 2024 | Старший воспитатель, педагоги |
8. | Тематический контроль «Организация работы по ранней профориентации дошкольников». | октябрь, 2024 | Старший воспитатель методсовет |
9. | Районное Методическое объединение «Профориентационная работа в ДОУ» Выставка дидактических игр по ранней профориентации | ноябрь, 2024 | Заведующий, Старший воспитатель педагоги |
10. | Представление опыта работы на разнообразных конкурсных площадках | Постоянно | Старший воспитатель педагоги |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА | |||
1. | Изменение комплексно – тематического планирования, включение в каждую тематическую неделю работу по конкретным профессиям | Январь,2024г. | Старший воспитатель |
2. | Открытые просмотры занятий в рамках реализации направления по Ранней профориентации детей дошкольного возраста («В мире профессий», «Все работы хороши» и др.) | Постоянно | Старший воспитатель педагоги |
3. | Экскурсии по знакомству с профессиями людей, работающих в детском саду «повар», «дворник», «прачка», «кастелянша», «медсестра», «вахтер» | Сентябрь, 2024 | Педагоги |
4. | Экскурсии по знакомству с профессиями людей, работающих в школе «учитель», «библиотекарь», «повар», «охранник». | октябрь, 2024 | Педагоги |
5. | Реализация краткосрочных проектов с детьми по ранней профориентации дошкольников | Постоянно | Старший воспитатель педагоги |
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ | |||
1. | Фотовыставка «Профессии наших пап!» | Февраль, октябрь 2024
| Педагоги |
2. | Разработка анкет - опросников для родителей (законных представителей) по ранней профориентации дошкольников | февраль, 2024 | Старший воспитатель |
3. | Разработка буклетов, консультаций по ранней профориентации для родителей (законных представителей) | Май, 2024 | Старший воспитатель |
4. | Семинар – практикум «Как знакомить детей с миром профессий» | Январь, 2024 | Старший воспитатель |
5. | Видео – рассказы для детей о своей профессии | Март – апрель, Сентябрь-октябрь 2024 | Педагоги |
7. | Выпуск стенгазеты «Профессии наших мам» | Март, Ноябрь, 2024 | Педагоги |
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МТБ | |||
1. | Приобретение модулей для сюжетно – ролевых игр: - магазин; - больница; - парикмахерская; | 2024 г. | Заведующий, заместитель по АХЧ |
2. | Приобретение костюмов по профориентации для дошкольников: - полицейский; - врач; - водитель; - МЧС; - пожарный; - военный (разные рода войск) | 2024 г. | Заведующий, заместитель по АХЧ |
3. | Приобретение кукол: - почтальон; - полицейский; - врач; - строитель; - водитель; | 2024 г. | Заведующий, заместитель по АХЧ |
4. | Каркасный модуль с накидками: - полиция; - больница; - магазин; | 2024 г. | Заведующий, заместитель по АХЧ |
5. | Оборудованные центры межгруппового пространства «Юный пожарный», «Правила дорожного движения», «Космос», «Музей занимательного здоровья». | 2024 г. | Заведующий, Старший воспитатель, заместитель по АХЧ |
6. | Пополнение бизибордами «Город профессий» | 2024 г. | Заведующий, заместитель по АХЧ |
7. | Приобретение метеостанции | 2024 г. | Заведующий, заместитель по АХЧ |
ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА (СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО) | |||
1. | Создание видеотеки «Профессии наших родителей» | В течение года | Старший воспитатель педагоги |
2. | Создание картотеки сюжетно – ролевых игр по ранней профориентации дошкольников | В течение года | Старший воспитатель педагоги |
3. | Создание картотеки проектов по ранней профориентации дошкольников | В течение года | Старший воспитатель педагоги |
4. | Создание картотеки дидактических игр по ранней профориентации дошкольников | В течение года | Старший воспитатель педагоги |
5. | Создание картотеки бесед по ранней профориентации дошкольников | В течение года | Старший воспитатель педагоги |
6. | Заключение договоров с партнерами по реализации целей и задач | В течение всего срока | Заведующий, Старший воспитатель |
7. | Реализация долгосрочных проектов «Профессии наших родителей», «Заводские профессии» | В течение всего срока | Старший воспитатель педагоги |
В ДОО налажена система сетевого взаимодействия и социального партнёрства с различными учреждениями и организациями города для решения программных задач проекта. Использование в реализации Программы ресурсов социального партнерства способствует позитивной социализации и подготовки детей к жизни в современном обществе, создания открытого образовательного пространства, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества и государства в воспитании подрастающего поколения.
Система сетевого взаимодействия и социального партнёрства
Формы, содержание сотрудничества |
РАО Электрогенерация Гусиноозёрская ГРЭС |
Мероприятия познавательной направленности «Встречи с интересными людьми» - родителями – сотрудниками ГРЭС (ознакомление детей с историей завода, его значением для города и района) |
Центральный парк «Детский автогородок» |
|
ГИБДД УВД г. Гусиноозёрска |
«Письмо водителю» «Кресло безопасности» «Самый видный пешеход»
Освещение проводимых мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в газете ДОУ «Огонёк», на сайте детского сада |
Пожарно-спасательная часть №40 |
|
Почтовое отделение № 671160 |
Создание условий для игровой и продуктивной деятельности |
МБОУ СОШ № 1,4, гимназия № 2 |
|
Селенгинская межпоселенческая центральная библиотека |
|
Гусиноозёрская поэтесса М. Колесова |
|
ГАУЗ Гусиноозерская центральная районная больница |
Встречи с интересными людьми |
МАУ ДО «Гусиноозерская детская школа искусств им. Н.Б. Дамиранова» |
|
МАУ ДО «Сэлэнгэ» |
Реализация образовательных программ «Мир Художника», «Радужная палитра». Мероприятия познавательной направленности «Встречи с интересными людьми» |
ООО «Аском» театр «Живые камешки», ИП Мухатарова Л.А. театр Золотой век» |
Посещение спектаклей, сюжетно- ролевые игры. Воспитание детей посредством театра, знакомство с историческим наследием России. |
МБУ ДО Спортивная школа Селенгинского района |
Реализация образовательной программы «Футбол для дошкольников» различные спортивные мероприятия: Зарядка с Чемпионом, спортивный турнир «Юни-фут» |
Механизм управления реализацией проекта ранней профориентации дошкольников включает следующие элементы:
Управление осуществляют (должность ответственного) | Функция |
Заведующий МБДОУ координатор – старший воспитатель | Утверждает положение об управлении, которое определяет порядок формирования организационно - финансового плана, механизмы корректировки мероприятий и их ресурсного обеспечения проекта. |
координатор – старший воспитатель Заказчик – родители воспитанников | Своевременная и качественная реализация проектных мероприятий и достижение конечных результатов. |
Воспитатели дошкольных групп, Учителя - логопеды | Реализация содержания проекта |
координатор – старший воспитатель педагоги | Проведение ежегодного мониторинга выполнения мероприятий и анализа их эффективности, подготовка предложений о внесении корректировок для обеспечения достижения установленных значений индикаторов и показателей. |
Ресурсное обеспечение реализации проекта
Организационные условия
Создание условий для самореализации каждого воспитанника ДОО;
развитие у воспитанников лидерских качеств;
сотрудничество с социальными партнерами
Кадровые условия проекта
В ДОО приняты следующие решения по разделению функционала, связанного осуществление образовательного проекта:
Должность ответственного | Функция |
старший воспитатель педагоги | Планирование, организация, реализация, обеспечение образовательной деятельности |
Заведующий, старший воспитатель | Повышение квалификации педагогов ДОУ в сфере образовательного проекта |
Учитель - логопед | психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе с ОВЗ и других категорий |
Заведующий МБДОУ | привлечение специалистов других организаций (образовательных, социальных, правоохранительных и других) к деятельности в рамках проекта |
Материально-технические условия проекта
- реализация инновационного проекта опирается уже на существующую материально-техническую базу дошкольного учреждения;
- групповые комнаты оборудованы современными игрушками и игровым оборудованием, центрами активности в соответствии с образовательной программой ДОО
Центр двигательной активности | Оснащен необходимыми атрибутами к подвижным играм, профессий спорта. |
Центр безопасности | Оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм: транспортные средства, светофор, дорожные знаки, игрушечная аптечка «Скорой помощи» и др. |
Центр игры | Атрибуты к сюжетно-ролевым играм профессиональной направленности - «Поликлиника», «Школа», «Магазин», «Ферма», «ЖКХ» и др. подбираются, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. |
Центр конструирования | Достаточно мобилен, занимает немного пространства, содержит конструкторы различного вида, кубики, крупный и мелкий строительный материал, лего. Для обыгрывания построек имеются мелкие игрушки. В ДОО имеются необходимые современные технические средства для применения информационно-коммуникационных технологий (ноутбуки, проектор, телевизор). |
Центр логики и математики | Наборы тематических предметных карточек профессий «Ученый», «Инженер», «Математик» и т.д. Серия демонстрационных сюжетных тематических картин Домино с цветными изображениями Шнуровки различного уровня сложности Игрушки-персонажи Набор плоскостных геометрических фигур Мозаика с плоскостными элементами различных геометрических форм Дидактические игры Вкладыши «Профессии» Пирамидки различной величины и т.д. |
Центр экспериментирования | Напольный конструктор деревянный Наборы настольного конструктора. Центр является местом для самореализации дошкольников. Воспитатели размещают в нем растения, требующие разных способов ухода, необходимое оборудование (передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизатор). Центры разработаны по собственному дизайну педагогов и включают в себя наблюдение за природными явлениями, знакомство с природой в различные времена года. На все виды растений в группе имеются экологические паспорта. Педагоги проводят наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера (с использованием мини-лабораторий). |
Центр познания и коммуникации | В этом центре расположены дидактические игры на развитие речи, развивающие и логические игры, дидактический материал по знакомству детей с профессиями.
символика страны и Селенгинского района герб, флаг);
Содержание уголков краеведения обновляется и пополняется в соответствии с реализуемым тематическим блоком. |
книжный уголок | Расположен на полках, где дети в свободном доступе могут взять любую книгу. Набор книг постоянно меняется, имеется достаточное количество предметных картинок по теме «Профессии». |
Центр театрализации и музицирования | Комплекты костюмов театрализованной деятельности, театры перчаточные, пальчиковые по теме «Профессии», картотеки литературных произведений, музыкальные инструменты для игр в профессии. Комплекты СВ-дисков с музыкальными произведениями Набор шумовых музыкальных инструментов (музыкальные колокольчики, бубны, барабан, погремушки), Металлофон Шапочки для театрализованной деятельности Ширма для кукольного театра настольная, напольная. |
Центр уединения | Атрибуты для игры «Позвони другу». |
Центр коррекции | Стимульный материал Наборы предметных карточек по лексическим темам Набор сюжетных карточек по темам Предметные игрушки-персонажи Комплекты детских книг по темам Иллюстрации к детской художественной литературе |
Центр творчества | Изделия народных промыслов Тематические комплекты карточек для лепки, аппликации, рисования Игрушки-персонажи, Куклы |
«Мастерская» | В групповых помещениях старшей и подготовительной групп необходимо обозначить: «Мастерские», где ребёнок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели в своей самостоятельности и самодеятельности. «Мастерская» представляет собой специальную РППС с учётом специфики каждой профессии и создаёт условия для игрового сюжета. «Мастерская» предполагает: - знакомство детей с профессиями; - представление, какими могут быть профессии будущего. |
Дополнительные помещения - музыкальный и спортивный залы, логопедический кабинет «Говоруша», студия «Абвгдейка» игротека «Игралочка», экологические тропы на территории ДОО, музей «Дымка», мини -музей «Космос», стеновые панели в коридорах и лестничных пролётах
Стеновая панель Блок «Моя родина Россия» |
Стеновая панель Блок «Моя Бурятия» |
Стеновая панель «Островок безопасности» |
Стеновая панель «Азбука здоровья» |
Стеновая панель «Познавайка»; |
обеспечение фондов учебно-методической литературой;
огород, сад,цветники.
Согласно п. 32.10 ФОП ДО, по итогам мониторинга материально-технической базы ДОО: анализа образовательных потребностей обучающихся, кадрового потенциала, реализуемого проекта и других составляющих (с использованием данных цифрового сервиса по эксплуатации инфраструктуры), составляется инфраструктурный лист ДОО в целях обновления содержания и повышения качества ДО. Инфрастуктурный лист 2024г.
Методические условия проекта
- разработка методических рекомендаций ля педагогов по ранней профориентации воспитанников;
- повышение уровня теоретической (предметной) и психолого -педагогической подготовки педагогов;
- обогащение новыми педагогическими технологиями, формами, средствами и методами профориентационной работы;
- работа по изучению новых инструктивно-методических материалов по профориентационной работе;
- обобщение и распространение педагогического опыта по ранней профориентационной работе.
Информационные условия проекта
- Сайт ДОУ;
- методические рекомендации;
- формирование банка педагогической и методической информации;
- обеспечение информационных, учебно-методических и образовательных потребностей педагогических работников;
- формирование банка электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по профессиональному самоопределению воспитанников ДОУ
Каталог интернет ресурсов для педагогов
Психолого-педагогические условия реализации проекта
- Сотрудничество с семьёй.
- Вовлечение родителей в совместную деятельность по профориентации и знакомство с профессиями.
- Развивающая предметно-пространственная среда.
- В книжном центре размещаются художественная литература, энциклопедии, самодельные книжки-малышки, связанные с темой «Профессии».
- Также следует создать картотеку пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда.
- Социальное партнёрство.
- Взаимодействие с социальными партнёрами, например, с представителями разных профессий.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов.
- Обучение педагогов на семинарах и курсах повышения квалификации ведению профориентационной работы в условиях дошкольного учреждения.
Механизм оценки результативности проекта
Риски реализации проекта
При реализации проекта следует учитывать риски и путем административных решений стремиться к их минимизации.
Первый риск проекта состоит в том, что пропуски детьми занятий в детском саду из-за различных причин (болезнь ребенка; пребывание ребенка на домашнем режиме (по рекомендации учреждения здравоохранения); карантин; наличие листка временной нетрудоспособности у законных представителей воспитанника (родителей); отпуск законных представителей воспитанника (родителей); каникулы; непредвиденные семейные обстоятельства (переезд, болезнь близких родственников). Поэтому мы продумали домашние задания (созданы рабочие тетради для детей их семей, стараться дату итогового мероприятия назначать тогда, когда все дети будут в группе.
Второй риск - недостаточность или отсутствие финансирования проекта. Избежать его можно, постаравшись привлечь ресурс творчества семей воспитанников групп.
Третий риск – отсутствие интереса у социальных партнеров в совместной работе. Нужно продумать пути решения, которые заинтересуют социального партнера, например, создать рекламу предприятию.
Четвертый риск – отказ педагогов от работы над данным проектом. Данный риск имеет место быть, но решить его возможно с помощью дополнительного стимулирования, в том числе и финансового.
Пятый риск – Дополнительная нагрузка на воспитанника. Здесь необходимо скорректировать расписание в пределах разумной нагрузки.
Шестой риск – нет возможности вывозить детей на экскурсии, отсутствие транспорта. Данную проблему тоже можно решить, создав видео онлайн экскурсии, используя современные компьютерные технологии.
Эффекты проекта ранней профориентации дошкольников
- Для детей:
- наличие определённых знаний и представлений о профессиях, в том числе своих родителей (место работы, значимость труда, гордость и уважение к труду взрослых);
- обеспечение активности ребёнка в процессе его социализации;
- понимание детьми значения слова «профессия»;
- сформированность знаний о некоторых профессиях, их назначении, особенностях;
- пополнение лексики воспитанников;
- умение имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.
- Для родителей:
- успешное взаимодействие со своими детьми;
- повышение психолого-педагогических компетенций.
- Для общества:
- усиление внимания к вопросу ранней профориентации дошкольников;
- привлечение в образовательно-воспитательное пространство новых социальных партнёров;
- построение и укрепление взаимодействия с родителями воспитанников.
Полученный результат реализации проекта
Для ДОО и педагогов:
1. Создана нормативно – правовая база средствами игрового оборудования на уровне дошкольного учреждения.
2.Личностный рост педагогов - участников реализации проекта, отслеживался через критерии успешности профессионального развития педагога. Созданные условия позволили преломить ситуацию, когда педагог оставался один на один с наукоемкими понятиями, отчего оценивал уровень своего профессионального развития как критический.
3. Педагоги прослушали отчет по теме: «Ранняя профориентация» для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
4. Проведен мастер-класс «Сюжетно ролевые игры и профессии»
5. Изучены Интернет–ресурсы для планирования работы с педагогами по теме проекта.
6. Определены педагогические затруднения и потребности педагогов.
7. Проведен первичный анализ полученной информации.
8. Обновлена предметно – игровая среда, способствующая решению поставленных задач.
9. Оформлена выставка «Профессии моей Республики Бурятия, моего города Гусиноозёрска».
Для детей:
1. Ранняя обще трудовая подготовка, развитие способностей детей.
2. Удовлетворение индивидуальных познавательных интересов дошкольников в разных видах деятельности (ребята сделали кормушку, сшили игрушку и научились лепить из теста самостоятельно и т.д.).
3. Расширение кругозора и формирование системы представлений о группах профессий.
4. Создана картотека бесед и дидактических игр о профессиях с детьми каждой возрастной группы.
5. Подобрана картотека стихов, загадок, пословиц, поговорок о труде.
7.Разработан видео-блок виртуальных экскурсий, подобран видео ряд мультфильмов по ознакомлению с профессиями.
8. Создания альбомов «Моя будущая профессия»
9. Разработаны рабочие тетради для знакомства детей с профессиями.
10.Формируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
11.Активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых;
12.Формируется чувство уважения к людям разных профессий.
Для родителей:
1.Содействие формированию адекватной позиции родителей на выбор профессии ребенком.
2. Выбор игрушек и наборов игр для ребенка.
3. Выросла заинтересованность родителей (законных представителей) в результате данного проекта.
4.Пополненили атрибутами к сюжетно ролевым играм.
5. Создание альбомов «Профессия моих родителей», «Заводские профессии».
Перспективы развития проекта ранней профориентации дошкольников
1.Расширение круга изучаемых профессий. Можно включать в проект новые, только появляющиеся специальности, а также профессии будущего и те, которые не являются популярными, но позволяют реализовать весь творческий потенциал человека.
2.Использование виртуальных дидактических продуктов. Виртуальные экскурсии, видеоролики, презентации, игры можно создавать и апробировать для изучения в мобильных интерактивных мастерских.
3.Разработка методических рекомендаций. По итогам инновационной деятельности учреждения можно издать сборник методических материалов по ознакомлению дошкольников с профессиями нового поколения: педагогические проекты, сценарии мероприятий, картотеку игр, игровых тренингов, игровых ситуаций.
4.Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи. Повысилась компетентность родителей в вопросах ранней профориентации дошкольников.
Заключение
В завершение можно сделать вывод, что образовательный проект «Папа, мама, Я и вся моя семья» позволил нам определить раннюю профориентацию на ступени дошкольного образования, как целенаправленный процесс интеграции ребёнка в социум в специально обогащенной развивающей предметно - пространственной среде. Создание условий, способствующих формированию у дошкольников интереса к профессиям взрослых, позволило воспитать у дошкольников ценностное отношение к труду взрослых, его результатам, систематизировать знания о трудовом процессе. У детей улучшились показатели познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, речи (диалогической стороны, рассуждения и выводы), воображения (творческого и воссоздающего).
Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых- необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей. Представленные материалы данного проекта могут быть востребованы педагогами для ранней профориентации детей дошкольного возраста. В перспективе – продолжить работу по данному направлению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование представлений о труде взрослых как средство до профессионального самоопределения и ранней профориентации дошкольников»
Приобщение дошкольников к профориентированной направленности позволяет актуализировать знания и представления ребёнка о труде и формирует положительное отношение к нему....
«Взаимодействие детского сада и Дома культуры как модель открытой образовательной среды ДОО в поддержке детских инициатив.»
Взаимодействия МБДОУ детского сада № 5 «Звездочка» с учреждениями социума создание модели открытой образовательной среды, ориентированной на поддержку творческих инициатив дошк...
Проект «Профи я и вся семья»: поддержка детских инициатив, профессиональное самоопределение и ранняя профориентация дошкольников
Одной из задач ранней профориентации для педагогов и родителей является выявление интереса, склонностей, особенностей характера дошкольника для создания будущей базы в выборе из многочисленных и разно...
Статья "Проектирование образовательной среды, ориентированной на поддержку детских инициатив, способствующих раскрытию индивидуального потенциала дошкольника в соответствии с ФОП ДО"
Статья посвящена проблеме организации образовательной среды в ДОО в соответствии с вступившей в силу ФОП ДО и созданию условий, необходимых для развития познавательно-интеллектуальной активности ...
Проект ранняя профориентация дошкольников в детском саду и семье
ull;Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Именно тогда примеряются роли доктора, повара, продавца, шофера — тех специальностей, которые видит ребенок вокруг се...
Приказ "Уголок по профориентации «Лучшая игровая среда для ранней профориентации дошкольников»
Уголок по профориентации «Лучшая игровая среда для ранней профориентации дошкольников»...
Консультация для родителей "Роль семьи в ранней профориентации дошкольников" (июль 2024 год)
Традиционно считается, что основной период самоопределения и выбора профессии приходится на подростковый возраст. Однако соприкосновение с профессиональным миром начинается уже в раннем детстве, и сем...