Формирование произвольной регуляции и самоконтроля у старших дошкольников через использование нейропсихологических игр
материал

Ситникова Елена Викторовна

Выступление на методическом объединении педагогов-психологов Северного округа города Оренбурга

К концу дошкольного возраста одним из важных достижений  ребенка должно стать умение подчиняться разным правилам и социальным нормам, способность к волевым усилиям и самоконтролю. Данные новообразования обеспечат дошкольнику успешную социализацию и высокий уровень готовности к школе.

       Известный нейропсихолог  Семенович говорит о том, что несформированность произвольной саморегуляции у дошкольников чаще всего проявляется в неспособности ребенка  сосредоточиться на несколько минут на какой-то деятельности, увидеть и исправить  собственные ошибки, сопоставить полученный результат с тем, о котором мечтал. Нейропсихологический метод, который  основан на  формировании базовых психических процессов, необходимых для развития навыка саморегуляции.

       В  работе с детьми, для развития навыков произвольной саморегуляции,  произвольности психической активности положительных результатов, позволяют добиться упражнения на основе использования элементов нейропсихологического подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_aprel.docx29.35 КБ
Office presentation icon mo_neyroigry.ppt834.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

 «Детский сад № 171»

Выступление на методическом объединении педагогов-психологов Северного округа города Оренбурга

Тема: «Формирование произвольной регуляции и самоконтроля у старших дошкольников через использование нейропсихологических игр»

Подготовила: педагог-психолог высшей квалификационной категории

Ситникова Елена Викторовна

        г. Оренбург, 2024 г.

К концу дошкольного возраста одним из важных достижений  ребенка должно стать умение подчиняться разным правилам и социальным нормам, способность к волевым усилиям и самоконтролю. Данные новообразования обеспечат дошкольнику успешную социализацию и высокий уровень готовности к школе.

       Известный нейропсихолог  Семенович говорит о том, что несформированность произвольной саморегуляции у дошкольников чаще всего проявляется в неспособности ребенка  сосредоточиться на несколько минут на какой-то деятельности, увидеть и исправить  собственные ошибки, сопоставить полученный результат с тем, о котором мечтал. Нейропсихологический метод, который  основан на  формировании базовых психических процессов, необходимых для развития навыка саморегуляции.

       В  работе с детьми, для развития навыков произвольной саморегуляции,  произвольности психической активности положительных результатов, позволяют добиться упражнения на основе использования элементов нейропсихологического подхода:

- двигательные упражнения

-упражнения, повышающие уровень активации больших полушарий мозга (пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения);

- упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия, нормализацию мышечного тонуса; 

-упражнения для развития базовых сенсомоторных взаимодействий, крупной моторики, пространственных представлений (глазодвигательные упражнения, параллельные и перекрёстные движения, графические упражнения)

Сегодня я хотела вас познакомить с нейроплакатами и нейродорожками которые позволяют развить у детей с помощью двигательно-моторных и когнитивных методов мышление, внимание, память, координацию, крупную и мелкую моторику, пространственные представления.

Именно движение является ведущей деятельностью дошкольника и младшего школьника. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка.

Такие занятия необходимы детям, неуспевающим в освоении дошкольной программы, имеющих слабую моторику, неловкость (неуклюжесть), травму при родах и гипоксию в раннем возрасте, задержку речевого развития, а так же общую психофизическую ослабленность, слабую имунную систему.

 Особое внимание на занятиях уделяется играм. Игра – ведущая деятельность дошкольника, да и у младшего школьника игра сохраняется наряду с учебной деятельностью. Игра для ребенка является фактором, формирующим мотивацию к занятию. Ряд игр, которые способствуют формированию произвольности и внимания перечислены ниже.

Развивающая игра «Жесты»

На поле представлено 4 разных жеста четырех основных цветов. Основная задача ребенка – повторить жесты двумя руками одновременно. Развиваем внимание и самоконтроль, моторное планирование, межполушарное взаимодействие.

Варианты занятий:

  1. Пройдя по полю, повторяя левой рукой жесты левой руки в каждой ячейке. Можно идти по рядам или по столбикам. Аналогичное задание с правой рукой.
  2. Пройди по полю, повторяя жесты с плаката двумя руками. Можно идти по рядам или по столбикам.
  3. Пройди по полю, показывая жесты только красного цвета (синего, зеленого, желтого)
  4. Найди и сосчитай, сколько на плакате рук с каждым из жестов (сколько больших пальцев вверх, сколько указательных вверх и т.д.). Можно добавить характеристику цвета – Сколько красных больших пальцев вверх?», Сколько синих указательных пальцев вверх? И т.д.
  5. Найди и сосчитай, сколько на плакате ячеек, где обе руки показывают один и тот же жест. Также можно посчитать, сколько ячеек, где две руки показывают разные жесты.
  6. Взрослый показывает ребенку два жеста. Например, «указательные пальцы вверх» или «большой палец вверх и два пальца вверх». Задача ребенка – найти этот прямоугольник с жестами на поле и показать.
  7. Взрослый называет ребенку количество пальцев. Задача ребенка – найти те прямоугольники, в которых жесты показывают столько пальцев. Например, 3 – «большой палец вверх и два пальца вверх», 6 – «раскрытая ладонь и большой палец вверх»
  8. Взрослый показывает ребенку один из жестов с плаката. Задача ребенка – найти ячейку с таким же жестом, как показывает взрослый и показать своей рукой «пару» к этому жесту.
  9. Взрослый произносит ребенку инструкцию, какую по счету ячейку в каком ряду нужно найти. Задача ребенка - найти правильный прямоугольник и показать нужную комбинацию жестов. Например, «нижний ряд, третья ячейка» - это «раскрытая ладонь и большой палец вверх».

Задания к плакату «Кружочки»

Большинство заданий выполняются с двумя клавесами в руках, если не сказано обратного. Белые круги обозначают пропуск, на них нажимать нельзя.

  1. Возьми в одну руку сине-красный клавес. Пройди только по левой стороне поля, нажимая на круги в каждом ряду слева направо подходящей по цвету стороной клавеса. Можно выполнить сначала одной рукой, потом другой.
  2. Возьми в одну руку желто-зеленый клавес. Пройди только по правой стороне поля, нажимая на круги в каждом ряду слева направо подходящей по цвету стороной  клавеса. Можно выполнить сначала одной рукой, потом другой.
  3. Пройди по полю, нажимая только на синие и зеленые круги. Можно пройти по рядам или столбцам. Выполняй на двух частях поля двумя руками одновременно.
  4. Пройди по полю, нажимая только на красные и желтые круги. Можно пройти по рядам или столбцам. Выполняй на двух частях поля двумя руками одновременно.
  5. Нажми на круги в каждом ряду слева направо подходящей по цвету стороной клавеса. Выполняй на двух частях поля двумя руками одновременно.
  6. Нажми на круги в каждом ряду, двигаясь от центра к краю (или от края к центру). Выполняй на двух частях поля двумя руками одновременно.
  7. Нажми на круги в каждом столбце (сверху вниз или снизу-вверх) подходящей по цвету стороной клавеса. Выполняй на двух частях поля двумя руками одновременно.
  8. Пройди по полю, нажимая указательным пальцем на синие круги, а мизинцем на красные (пальцы можно задать любые). На желтые и зеленые круги нажимай клавесом. Выполняй на двух частях поля двумя руками одновременно.
  9. Пройди по полю, нажимая большим пальцем на желтые круги, а средним на зеленые (пальцы можно задать любые). На красные и синиекруги нажимай клавесом. Выполняй на двух частях поля двумя руками одновременно.
  10. Поставь два клавеса на левый верхний круг на каждой половине поля. Следуй по маршруту, который диктует взрослый. Например: 1 шаг вниз, 2 шага вправо, 3 шага вниз, 1 шаг влево, 1 шаг вниз, 2 шага вправо.

Задания к плакату «Звездочки»

  1. Возьми в одну руку сине-красный клавес. Пройди по каждому ряду слева направо, нажимая только на синие (или только красные) звездочки.
  2. Возьми в одну руку сине-красный клавес. Пройди по каждому ряду слева направо, нажимая только на синие (или только красные) звездочки. На каждую звездочку нажимай столько раз, сколько точек на ней нарисовано.
  3. Возьми в одну руку желто-зеленый клавес. Пройди по каждому ряду слева направо, нажимая только на желтые (или только зеленые) звездочки.
  4. Возьми в одну руку желто-зеленый клавес. Пройди по каждому ряду слева направо, нажимая только на желтые (или только зеленые) звездочки. На каждую звездочку нажимай столько раз, сколько точек на ней нарисовано.
  5. Пройди по каждому ряду слева направо, поочередно нажимая подходящей стороной клавеса на звездочки, меняя руку и переворачивая клавесы. Можно повторить, пройдя справа налево.
  6. Пройди по каждому ряду слева направо, поочередно нажимая подходящей стороной клавеса на звездочки двумя, меняя руку и переворачивая клавес.  На каждую звездочку нажимай столько раз, сколько точек на ней нарисовано. Можно повторить, пройдя справа налево.
  7. Пройди по каждому столбику сверху вниз, поочередно нажимая подходящей стороной клавеса на звездочки, меняя руку и переворачивая клавесы. Можно повторить, пройдя снизу вверх.
  8. Пройди по каждому столбику сверху вниз, поочередно нажимая подходящей стороной клавеса на звездочки, меняя руку и переворачивая клавесы. На каждую звездочку нажимай столько раз, сколько точек на ней нарисовано. Можно повторить, пройдя снизу вверх.
  9. Возьми в одну руку зелено-желтый клавес. Пройди по полю, нажимая клавесом на подходящие по цвету звездочки. А указательным пальцем свободной руки нажимай на синие звездочки, а мизинцем на красные. Можно повторить с сине-красным клавесом и поменять руки. Пальцы также можно задать любые.
  10. Возьми в одну руку зелено-желтый клавес. Пройди по полю, нажимая клавесом на подходящие по цвету звездочки столько раз, сколько т очек на них нарисовано. На синие и красные звездочки ставь столько пальцев второй руки, сколько точек на них нарисовано. Можно повторить с сине-красным клавесом и поменять руки.

Задания к плакату «Линии»

Большинство заданий выполняются с двумя клавесами в руках, если не сказано обратного. По линиям необходимо вести клавесом, а на точки между линиями нужно нажимать.

  1. Пройди двумя клавесами по левой линии сверху вниз, подбирая правильный клавес и его сторону. Можно выполнять одной рукой и поменять клавес, когда это станет необходимо, либо держать два клавеса в двух руках и сменить руку. Можно повторить, пройдя снизу-вверх.
  2. Пройди двумя клавесами по правой линии сверху вниз, подбирая правильный клавес и его сторону. Можно выполнять одной рукой и поменять клавес, когда это станет необходимо, либо держать два клавеса в двух руках и сменить руку. Можно повторить, пройдя снизу-вверх.
  3. Пройдя двумя клавесами по правой и левой линиями двумя руками одновременно. Двигайся сверху вниз, подбирая правильный клавес и его сторону. Поменяй клавесы местами в руках при необходимости. Можно повторить, пройдя снизу-вверх.
  4. Возьми в левую руку сине-красный клавес, а в правую возьми желто-зеленый, а в правую возьми желто-зеленый. Пройди двумя клавесами по правой и левой линиями двумя руками одновременно. Левой рукой работай на правой стороне, а правой – на левой (руки крест-накрест). Можно повторить, пройдя снизу-вверх.
  5. В одну руку возьми сине-красный клавес. Пройди по линиям сверху вниз, ведя клавесом по подходящим цветам. По зеленым линиям веди указательным пальцем свободной руки, а по желтым – большим пальцем. Можно задать любые пальцы, можно пройти снизу-вверх.
  6. В одну руку возьми желто-зеленый клавес. Пройди по линиям сверху вниз, ведя клавесом по подходящим цветам. По красным линиям веди мизинцем свободной руки, а по синим – безымянным пальцем. Можно задать любые пальцы, можно пройти снизу-вверх.
  7. Пройди двумя клавесами по правой и левой линиям двумя руками одновременно. Используй только красный и зеленый цвет. Желтые и синие линии пропускай. Можно пройти снизу-вверх.
  8. Пройди двумя клавесами по правой и левой линиям двумя руками одновременно. Используй только желтый и синий цвет. Красные и зеленые линии пропускай. Можно пройти снизу-вверх.
  9. По левой линии веди нужными сторонами клавесов, а по правой линии веди пальцами. Пальцы можно задать любые. Например, красная линия – указательный, синяя – средний, желтая – мизинец, зеленая – большой палец.
  10. По правой линии веди нужными сторонами клавесов, а по левой линии веди пальцами. Пальцы можно задать любые. Например, красная линия – безымянный, синяя – большой, желтая – указательный, зеленая – мизинец.

Развивающая игра «Круги»

Многофункциональное игровое поле для развития внимания, зрительно – моторной координации, пространственных и сенсорных представлений, развитие речи и математических представлений.

Варианты заданий к маленькому кругу:

  1. Пройди по каждому кругу. Указательным пальцем одной руки покажи на круг, а вторую руку поставь на ладошку такого же цвета (выбери верно: правая или левая). Начинать можно с любого круга ил идти по часовой стрелке или против часовой.
  2. Пройди по кругу, нажимая только на красный цвет (указательный палец + ладошка). Можно повторить с каждым цветом.
  3. Закрой пальчиками все синие круги. Закрой пальчиками все желтые круги. Можно повторить с любым цветом
  4. В центр круга положи схему №1 (Приложение 1). Глазами пройди по кругу, а руками хлопай на каждый цвет столько раз, сколько указано в схеме.
  5. В центр круга положи схему №2 (Приложение 1). Глазами пройди по кругу, а руками показывай жесты подходящего к каждому кругу цвета.
  6. В центр круга положи схему №4 (Приложение 1) Указательным пальцем иди по кругу, нажимая на те круги, которые отмечены на схеме. Схему можно положить по разному, от чего поменяется комбинация нужных кругов.
  7. В центр круга положи схему №5 (Приложение 1) Нажимай на круги в такой последовательности, чтобы получилось слово, которое называет взрослый. Например: ухо (оранжевый, красный, розовый), мох, сом, муха, мама

Варианты заданий к большому кругу:

  1. Пройди по кругу. Нажимай двумя указательными пальцами на каждый кружок, а потом ставь руки на ладошки таких же цветов. Начинать можно с любого круга и идти по часовой стрелке или против часовой стрелки.
  2. Пройди по кругу. Нажимай двумя указательными пальцами только на те кружки, в которых есть синий цвет (можно повторить с любым цветом), а потом ставь руки на ладошки таких же цветов.
  3. Пройти по кругу. Нажимай двумя указательными пальцами только на те кружки, в которых розовый цвет находится слева, а потом ставь руки на ладошки таких же цветов. Можно повторить с любым цветом, с правой стороной.
  4. Пройди по кругу. Нажимай двумя указательными пальцами на каждый кружок. Потом нажимай на ладошки таких же цветов, но правой рукой нажимай 1 раз, а левой 2 раза. Потом наоборот, правой рукой нажимай 2 раза, а левой 1.
  5. Найди и покажи круг, который подходит под описание от взрослого. А затем правильно поставь ладошки. Например: желтый и оранжевый, желтый и розовый, синий и зеленый, красный и синий
  6. Найди и покажи все одинаковые круги. Показывай двумя руками одновременно.
  7. В центре круга положи схему 5 (Приложение 7). Нажимай на круги в такой последовательности, чтобы получилось слово, которое называет взрослый. Из двух половинок делай слог. Находи нужный круг. Затем второй слог. Напрмер: мама (желто-зеленый, желто-зеленый), мыло (желто-оранжевый, красно-розовый), мало, сало, сама, лама и т.д.

Напольная развивающая нейроигра «Руки-Ноги» (нейроковрик)

Прочная, не промокает, легко моется

Игра развивает:

  • Память
  • Внимание
  • Мышление
  • Пространственную ориентацию

Напольная развивающая нейроигра «Цифры движения» (нейроковрик)

Игра развивает:

  • Память
  • Внимание
  • Мышление
  • Устный счет
  • Смекалку
  • Логику

Нейроковрик «СМАРТ»

Многофункциональная развивающая игра для детей от 2х лет +35 карточек с заданиями

Прочный, моющийся, интерактивный

Развивает:

  • Пространственные представления
  • Координацию движений
  • Зрительное и слуховое внимание
  • Согласованность действий
  • Крупную и мелкую моторику
  • Двигательную активность
  • Сенсорное восприятие
  • Моторное планирование
  • Вестибулярный аппарат
  • Понимание речи и действие по инструкции
  • Зрительно-моторную интеграцию
  • Синхронизованную работу полушарий головного мозга
  • Зрительное восприятие
  • Эмоционально-волевая регуляция

Подходит для педагогов, воспитателей, дефектологов, логопедов, психологов, учителей начальных классов.

  1. Найди на коврике числа от 1 до 10. Потом от 10 до 1.
  2. Найди на коврике все буквы. Посчитай, сколько на коврике букв А, О, У.
  3. Найди на коврике все геометрические фигуры. Посчитай, сколько на коврике кругов, квадратов и треугольников.
  4. Пройди по заданному линией маршруту. На каждую ножку и ладошку нажимай 1 раз. Нажимай подходящей ногой или рукой.
  5. Пройди по заданному линией маршруту. Нажимай подходящей ногой или рукой. На каждую ножку и ладошку нажимай столько раз, сколько кругов на них нарисовано. Например, на первую красную ножку надо нажать 2 раза, на следующую оранжевую руку – 3
  6. Пройди по заданному линией маршруту только левыми ножкой и ладошкой. Потом только правыми. На каждую ножку и ладошку нажимай 1 раз.
  7. Пройди по заданному линией маршруту только левыми ножкой и ладошкой. Потом только правыми. На каждую ножку и ладошку нажимай столько раз, сколько кругов на них нарисовано.
  8. Пройди по маршруту слева направо. И сразу пройди обратно справа налево. Нажимай на каждую ножку и ладошку 1 раз.
  9. Поставь правую ногу на зеленое, левую руку на желтое. Левой ногой закрой цифру 5. Правой рукой закрой цифру 7.
  10.  Реши в уме пример, который скажет взрослый, и встань на правильный ответ. (2+1, 4-1, 5+2, 6-3 и т.д.)
  11.  Внимательно послушай слова и встань по очереди на правую букву в каждом слове: автобус, облако, утка, апельсин, обруч, удар и т.д.
  12.  Пройди по линии, которая идет через весь коврик, на носочках. Обратно на пяточках.
  13.  Задание на память. Рассмотри внимательно коврик 20-30 секунд. После этого отвернись или закрой глаза. Попробуй вспомнить, сколько на коврике ножек, сколько ладошек, каких они цветов, какие буквы и фигуры есть на коврике, какие цифры.
  14.  Встань на фигуру, которая похожа по форме на предмет, который называет взрослый: телевизор, тарелка, елка, апельсин, окно, крыша и т.д.

Таким образом, нейроигры способствуют улучшению всех психических процессов ребенка (внимания, памяти, мышления, речи и др.), а так же развитию его эмоционально-волевой сферы. Улучшение мозгового кровообращения, развитие новых нейронных связей в коре головного мозга, приводит к повышению стрессоустойчивости,  обучаемости, адаптированности, снижению конфликтности, возбудимости.

Нейропсихологические игры - способствуют более эффективному усвоению материала у детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ И САМОКОНТРОЛЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР Подготовила: педагог-психолог МДОАУ №171 Ситникова Елена Викторовна

Слайд 7

Развивает: Пространственные представления Координацию движений Зрительное и слуховое внимание Согласованность действий Крупную и мелкую моторику Двигательную активность Сенсорное восприятие Моторное планирование Вестибулярный аппарат Понимание речи и действие по инструкции Зрительно-моторную интеграцию Синхронизованную работу полушарий головного мозга Зрительное восприятие Эмоционально-волевая регуляция


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА РЕЧЕВЫХ ИГР «Формирование лексико-грамматических конструкций у старших дошкольников через использование русских народных сказок»

Все дети любят сказки. Исользуя русско-народные сказки, можно формировать грамматический строй речи детей, а так же расширять, уточнять и активизировать словарь....

«Формирование субъективной познавательной позиции старших дошкольников через использование интерактивного оборудования»

Выступление на семинаре по теме «Формирование субъективной познавательной позиции старших дошкольников через использование интерактивного оборудования»....

Проект: «Формирование читательской грамотности старших дошкольников через использование флипбук «FLIPBOOK»»

Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, у него формируется интерес к книге, закла...

Формирование функциональной грамотности старших дошкольников через использование разнообразных видов драматизации.

      В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в различных сферах де...

Перспективный план работы с детьми и родителями по теме "Развитие связной речи старших дошкольников через использование приёмов мнемотехники" (старшая группа)

В перспективном плане отображена система работы с детьми, родителями по речевому развитию детей  через использование приёмов мнемотехники....

Формирование эмоциональной сферы старшего дошкольника через использование музыкальных сказок

Статья посвящена исследованию актуальной проблемы формирования эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование музыкальных сказок. Огромная роль в развитии и воспитании реб...

Формирование произвольной регуляции и самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст признается в психологической и педагогической науке одним из ключевых этапов формирования личности. В этот период у детей складываются системы мотивов с их иерархией, а такж...