Формирование произвольной регуляции и самоконтроля у старших дошкольников через использование нейропсихологических игр
материал
Выступление на методическом объединении педагогов-психологов Северного округа города Оренбурга
К концу дошкольного возраста одним из важных достижений ребенка должно стать умение подчиняться разным правилам и социальным нормам, способность к волевым усилиям и самоконтролю. Данные новообразования обеспечат дошкольнику успешную социализацию и высокий уровень готовности к школе.
Известный нейропсихолог Семенович говорит о том, что несформированность произвольной саморегуляции у дошкольников чаще всего проявляется в неспособности ребенка сосредоточиться на несколько минут на какой-то деятельности, увидеть и исправить собственные ошибки, сопоставить полученный результат с тем, о котором мечтал. Нейропсихологический метод, который основан на формировании базовых психических процессов, необходимых для развития навыка саморегуляции.
В работе с детьми, для развития навыков произвольной саморегуляции, произвольности психической активности положительных результатов, позволяют добиться упражнения на основе использования элементов нейропсихологического подхода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.35 КБ |
![]() | 834.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 171»
Выступление на методическом объединении педагогов-психологов Северного округа города Оренбурга
Тема: «Формирование произвольной регуляции и самоконтроля у старших дошкольников через использование нейропсихологических игр»
Подготовила: педагог-психолог высшей квалификационной категории
Ситникова Елена Викторовна
г. Оренбург, 2024 г.
К концу дошкольного возраста одним из важных достижений ребенка должно стать умение подчиняться разным правилам и социальным нормам, способность к волевым усилиям и самоконтролю. Данные новообразования обеспечат дошкольнику успешную социализацию и высокий уровень готовности к школе.
Известный нейропсихолог Семенович говорит о том, что несформированность произвольной саморегуляции у дошкольников чаще всего проявляется в неспособности ребенка сосредоточиться на несколько минут на какой-то деятельности, увидеть и исправить собственные ошибки, сопоставить полученный результат с тем, о котором мечтал. Нейропсихологический метод, который основан на формировании базовых психических процессов, необходимых для развития навыка саморегуляции.
В работе с детьми, для развития навыков произвольной саморегуляции, произвольности психической активности положительных результатов, позволяют добиться упражнения на основе использования элементов нейропсихологического подхода:
- двигательные упражнения
-упражнения, повышающие уровень активации больших полушарий мозга (пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения);
- упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия, нормализацию мышечного тонуса;
-упражнения для развития базовых сенсомоторных взаимодействий, крупной моторики, пространственных представлений (глазодвигательные упражнения, параллельные и перекрёстные движения, графические упражнения)
Сегодня я хотела вас познакомить с нейроплакатами и нейродорожками которые позволяют развить у детей с помощью двигательно-моторных и когнитивных методов мышление, внимание, память, координацию, крупную и мелкую моторику, пространственные представления.
Именно движение является ведущей деятельностью дошкольника и младшего школьника. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка.
Такие занятия необходимы детям, неуспевающим в освоении дошкольной программы, имеющих слабую моторику, неловкость (неуклюжесть), травму при родах и гипоксию в раннем возрасте, задержку речевого развития, а так же общую психофизическую ослабленность, слабую имунную систему.
Особое внимание на занятиях уделяется играм. Игра – ведущая деятельность дошкольника, да и у младшего школьника игра сохраняется наряду с учебной деятельностью. Игра для ребенка является фактором, формирующим мотивацию к занятию. Ряд игр, которые способствуют формированию произвольности и внимания перечислены ниже.
Развивающая игра «Жесты»
На поле представлено 4 разных жеста четырех основных цветов. Основная задача ребенка – повторить жесты двумя руками одновременно. Развиваем внимание и самоконтроль, моторное планирование, межполушарное взаимодействие.
Варианты занятий:
- Пройдя по полю, повторяя левой рукой жесты левой руки в каждой ячейке. Можно идти по рядам или по столбикам. Аналогичное задание с правой рукой.
- Пройди по полю, повторяя жесты с плаката двумя руками. Можно идти по рядам или по столбикам.
- Пройди по полю, показывая жесты только красного цвета (синего, зеленого, желтого)
- Найди и сосчитай, сколько на плакате рук с каждым из жестов (сколько больших пальцев вверх, сколько указательных вверх и т.д.). Можно добавить характеристику цвета – Сколько красных больших пальцев вверх?», Сколько синих указательных пальцев вверх? И т.д.
- Найди и сосчитай, сколько на плакате ячеек, где обе руки показывают один и тот же жест. Также можно посчитать, сколько ячеек, где две руки показывают разные жесты.
- Взрослый показывает ребенку два жеста. Например, «указательные пальцы вверх» или «большой палец вверх и два пальца вверх». Задача ребенка – найти этот прямоугольник с жестами на поле и показать.
- Взрослый называет ребенку количество пальцев. Задача ребенка – найти те прямоугольники, в которых жесты показывают столько пальцев. Например, 3 – «большой палец вверх и два пальца вверх», 6 – «раскрытая ладонь и большой палец вверх»
- Взрослый показывает ребенку один из жестов с плаката. Задача ребенка – найти ячейку с таким же жестом, как показывает взрослый и показать своей рукой «пару» к этому жесту.
- Взрослый произносит ребенку инструкцию, какую по счету ячейку в каком ряду нужно найти. Задача ребенка - найти правильный прямоугольник и показать нужную комбинацию жестов. Например, «нижний ряд, третья ячейка» - это «раскрытая ладонь и большой палец вверх».
Задания к плакату «Кружочки»
Большинство заданий выполняются с двумя клавесами в руках, если не сказано обратного. Белые круги обозначают пропуск, на них нажимать нельзя.
- Возьми в одну руку сине-красный клавес. Пройди только по левой стороне поля, нажимая на круги в каждом ряду слева направо подходящей по цвету стороной клавеса. Можно выполнить сначала одной рукой, потом другой.
- Возьми в одну руку желто-зеленый клавес. Пройди только по правой стороне поля, нажимая на круги в каждом ряду слева направо подходящей по цвету стороной клавеса. Можно выполнить сначала одной рукой, потом другой.
- Пройди по полю, нажимая только на синие и зеленые круги. Можно пройти по рядам или столбцам. Выполняй на двух частях поля двумя руками одновременно.
- Пройди по полю, нажимая только на красные и желтые круги. Можно пройти по рядам или столбцам. Выполняй на двух частях поля двумя руками одновременно.
- Нажми на круги в каждом ряду слева направо подходящей по цвету стороной клавеса. Выполняй на двух частях поля двумя руками одновременно.
- Нажми на круги в каждом ряду, двигаясь от центра к краю (или от края к центру). Выполняй на двух частях поля двумя руками одновременно.
- Нажми на круги в каждом столбце (сверху вниз или снизу-вверх) подходящей по цвету стороной клавеса. Выполняй на двух частях поля двумя руками одновременно.
- Пройди по полю, нажимая указательным пальцем на синие круги, а мизинцем на красные (пальцы можно задать любые). На желтые и зеленые круги нажимай клавесом. Выполняй на двух частях поля двумя руками одновременно.
- Пройди по полю, нажимая большим пальцем на желтые круги, а средним на зеленые (пальцы можно задать любые). На красные и синиекруги нажимай клавесом. Выполняй на двух частях поля двумя руками одновременно.
- Поставь два клавеса на левый верхний круг на каждой половине поля. Следуй по маршруту, который диктует взрослый. Например: 1 шаг вниз, 2 шага вправо, 3 шага вниз, 1 шаг влево, 1 шаг вниз, 2 шага вправо.
Задания к плакату «Звездочки»
- Возьми в одну руку сине-красный клавес. Пройди по каждому ряду слева направо, нажимая только на синие (или только красные) звездочки.
- Возьми в одну руку сине-красный клавес. Пройди по каждому ряду слева направо, нажимая только на синие (или только красные) звездочки. На каждую звездочку нажимай столько раз, сколько точек на ней нарисовано.
- Возьми в одну руку желто-зеленый клавес. Пройди по каждому ряду слева направо, нажимая только на желтые (или только зеленые) звездочки.
- Возьми в одну руку желто-зеленый клавес. Пройди по каждому ряду слева направо, нажимая только на желтые (или только зеленые) звездочки. На каждую звездочку нажимай столько раз, сколько точек на ней нарисовано.
- Пройди по каждому ряду слева направо, поочередно нажимая подходящей стороной клавеса на звездочки, меняя руку и переворачивая клавесы. Можно повторить, пройдя справа налево.
- Пройди по каждому ряду слева направо, поочередно нажимая подходящей стороной клавеса на звездочки двумя, меняя руку и переворачивая клавес. На каждую звездочку нажимай столько раз, сколько точек на ней нарисовано. Можно повторить, пройдя справа налево.
- Пройди по каждому столбику сверху вниз, поочередно нажимая подходящей стороной клавеса на звездочки, меняя руку и переворачивая клавесы. Можно повторить, пройдя снизу вверх.
- Пройди по каждому столбику сверху вниз, поочередно нажимая подходящей стороной клавеса на звездочки, меняя руку и переворачивая клавесы. На каждую звездочку нажимай столько раз, сколько точек на ней нарисовано. Можно повторить, пройдя снизу вверх.
- Возьми в одну руку зелено-желтый клавес. Пройди по полю, нажимая клавесом на подходящие по цвету звездочки. А указательным пальцем свободной руки нажимай на синие звездочки, а мизинцем на красные. Можно повторить с сине-красным клавесом и поменять руки. Пальцы также можно задать любые.
- Возьми в одну руку зелено-желтый клавес. Пройди по полю, нажимая клавесом на подходящие по цвету звездочки столько раз, сколько т очек на них нарисовано. На синие и красные звездочки ставь столько пальцев второй руки, сколько точек на них нарисовано. Можно повторить с сине-красным клавесом и поменять руки.
Задания к плакату «Линии»
Большинство заданий выполняются с двумя клавесами в руках, если не сказано обратного. По линиям необходимо вести клавесом, а на точки между линиями нужно нажимать.
- Пройди двумя клавесами по левой линии сверху вниз, подбирая правильный клавес и его сторону. Можно выполнять одной рукой и поменять клавес, когда это станет необходимо, либо держать два клавеса в двух руках и сменить руку. Можно повторить, пройдя снизу-вверх.
- Пройди двумя клавесами по правой линии сверху вниз, подбирая правильный клавес и его сторону. Можно выполнять одной рукой и поменять клавес, когда это станет необходимо, либо держать два клавеса в двух руках и сменить руку. Можно повторить, пройдя снизу-вверх.
- Пройдя двумя клавесами по правой и левой линиями двумя руками одновременно. Двигайся сверху вниз, подбирая правильный клавес и его сторону. Поменяй клавесы местами в руках при необходимости. Можно повторить, пройдя снизу-вверх.
- Возьми в левую руку сине-красный клавес, а в правую возьми желто-зеленый, а в правую возьми желто-зеленый. Пройди двумя клавесами по правой и левой линиями двумя руками одновременно. Левой рукой работай на правой стороне, а правой – на левой (руки крест-накрест). Можно повторить, пройдя снизу-вверх.
- В одну руку возьми сине-красный клавес. Пройди по линиям сверху вниз, ведя клавесом по подходящим цветам. По зеленым линиям веди указательным пальцем свободной руки, а по желтым – большим пальцем. Можно задать любые пальцы, можно пройти снизу-вверх.
- В одну руку возьми желто-зеленый клавес. Пройди по линиям сверху вниз, ведя клавесом по подходящим цветам. По красным линиям веди мизинцем свободной руки, а по синим – безымянным пальцем. Можно задать любые пальцы, можно пройти снизу-вверх.
- Пройди двумя клавесами по правой и левой линиям двумя руками одновременно. Используй только красный и зеленый цвет. Желтые и синие линии пропускай. Можно пройти снизу-вверх.
- Пройди двумя клавесами по правой и левой линиям двумя руками одновременно. Используй только желтый и синий цвет. Красные и зеленые линии пропускай. Можно пройти снизу-вверх.
- По левой линии веди нужными сторонами клавесов, а по правой линии веди пальцами. Пальцы можно задать любые. Например, красная линия – указательный, синяя – средний, желтая – мизинец, зеленая – большой палец.
- По правой линии веди нужными сторонами клавесов, а по левой линии веди пальцами. Пальцы можно задать любые. Например, красная линия – безымянный, синяя – большой, желтая – указательный, зеленая – мизинец.
Развивающая игра «Круги»
Многофункциональное игровое поле для развития внимания, зрительно – моторной координации, пространственных и сенсорных представлений, развитие речи и математических представлений.
Варианты заданий к маленькому кругу:
- Пройди по каждому кругу. Указательным пальцем одной руки покажи на круг, а вторую руку поставь на ладошку такого же цвета (выбери верно: правая или левая). Начинать можно с любого круга ил идти по часовой стрелке или против часовой.
- Пройди по кругу, нажимая только на красный цвет (указательный палец + ладошка). Можно повторить с каждым цветом.
- Закрой пальчиками все синие круги. Закрой пальчиками все желтые круги. Можно повторить с любым цветом
- В центр круга положи схему №1 (Приложение 1). Глазами пройди по кругу, а руками хлопай на каждый цвет столько раз, сколько указано в схеме.
- В центр круга положи схему №2 (Приложение 1). Глазами пройди по кругу, а руками показывай жесты подходящего к каждому кругу цвета.
- В центр круга положи схему №4 (Приложение 1) Указательным пальцем иди по кругу, нажимая на те круги, которые отмечены на схеме. Схему можно положить по разному, от чего поменяется комбинация нужных кругов.
- В центр круга положи схему №5 (Приложение 1) Нажимай на круги в такой последовательности, чтобы получилось слово, которое называет взрослый. Например: ухо (оранжевый, красный, розовый), мох, сом, муха, мама
Варианты заданий к большому кругу:
- Пройди по кругу. Нажимай двумя указательными пальцами на каждый кружок, а потом ставь руки на ладошки таких же цветов. Начинать можно с любого круга и идти по часовой стрелке или против часовой стрелки.
- Пройди по кругу. Нажимай двумя указательными пальцами только на те кружки, в которых есть синий цвет (можно повторить с любым цветом), а потом ставь руки на ладошки таких же цветов.
- Пройти по кругу. Нажимай двумя указательными пальцами только на те кружки, в которых розовый цвет находится слева, а потом ставь руки на ладошки таких же цветов. Можно повторить с любым цветом, с правой стороной.
- Пройди по кругу. Нажимай двумя указательными пальцами на каждый кружок. Потом нажимай на ладошки таких же цветов, но правой рукой нажимай 1 раз, а левой 2 раза. Потом наоборот, правой рукой нажимай 2 раза, а левой 1.
- Найди и покажи круг, который подходит под описание от взрослого. А затем правильно поставь ладошки. Например: желтый и оранжевый, желтый и розовый, синий и зеленый, красный и синий
- Найди и покажи все одинаковые круги. Показывай двумя руками одновременно.
- В центре круга положи схему 5 (Приложение 7). Нажимай на круги в такой последовательности, чтобы получилось слово, которое называет взрослый. Из двух половинок делай слог. Находи нужный круг. Затем второй слог. Напрмер: мама (желто-зеленый, желто-зеленый), мыло (желто-оранжевый, красно-розовый), мало, сало, сама, лама и т.д.
Напольная развивающая нейроигра «Руки-Ноги» (нейроковрик)
Прочная, не промокает, легко моется
Игра развивает:
- Память
- Внимание
- Мышление
- Пространственную ориентацию
Напольная развивающая нейроигра «Цифры движения» (нейроковрик)
Игра развивает:
- Память
- Внимание
- Мышление
- Устный счет
- Смекалку
- Логику
Нейроковрик «СМАРТ»
Многофункциональная развивающая игра для детей от 2х лет +35 карточек с заданиями
Прочный, моющийся, интерактивный
Развивает:
- Пространственные представления
- Координацию движений
- Зрительное и слуховое внимание
- Согласованность действий
- Крупную и мелкую моторику
- Двигательную активность
- Сенсорное восприятие
- Моторное планирование
- Вестибулярный аппарат
- Понимание речи и действие по инструкции
- Зрительно-моторную интеграцию
- Синхронизованную работу полушарий головного мозга
- Зрительное восприятие
- Эмоционально-волевая регуляция
Подходит для педагогов, воспитателей, дефектологов, логопедов, психологов, учителей начальных классов.
- Найди на коврике числа от 1 до 10. Потом от 10 до 1.
- Найди на коврике все буквы. Посчитай, сколько на коврике букв А, О, У.
- Найди на коврике все геометрические фигуры. Посчитай, сколько на коврике кругов, квадратов и треугольников.
- Пройди по заданному линией маршруту. На каждую ножку и ладошку нажимай 1 раз. Нажимай подходящей ногой или рукой.
- Пройди по заданному линией маршруту. Нажимай подходящей ногой или рукой. На каждую ножку и ладошку нажимай столько раз, сколько кругов на них нарисовано. Например, на первую красную ножку надо нажать 2 раза, на следующую оранжевую руку – 3
- Пройди по заданному линией маршруту только левыми ножкой и ладошкой. Потом только правыми. На каждую ножку и ладошку нажимай 1 раз.
- Пройди по заданному линией маршруту только левыми ножкой и ладошкой. Потом только правыми. На каждую ножку и ладошку нажимай столько раз, сколько кругов на них нарисовано.
- Пройди по маршруту слева направо. И сразу пройди обратно справа налево. Нажимай на каждую ножку и ладошку 1 раз.
- Поставь правую ногу на зеленое, левую руку на желтое. Левой ногой закрой цифру 5. Правой рукой закрой цифру 7.
- Реши в уме пример, который скажет взрослый, и встань на правильный ответ. (2+1, 4-1, 5+2, 6-3 и т.д.)
- Внимательно послушай слова и встань по очереди на правую букву в каждом слове: автобус, облако, утка, апельсин, обруч, удар и т.д.
- Пройди по линии, которая идет через весь коврик, на носочках. Обратно на пяточках.
- Задание на память. Рассмотри внимательно коврик 20-30 секунд. После этого отвернись или закрой глаза. Попробуй вспомнить, сколько на коврике ножек, сколько ладошек, каких они цветов, какие буквы и фигуры есть на коврике, какие цифры.
- Встань на фигуру, которая похожа по форме на предмет, который называет взрослый: телевизор, тарелка, елка, апельсин, окно, крыша и т.д.
Таким образом, нейроигры способствуют улучшению всех психических процессов ребенка (внимания, памяти, мышления, речи и др.), а так же развитию его эмоционально-волевой сферы. Улучшение мозгового кровообращения, развитие новых нейронных связей в коре головного мозга, приводит к повышению стрессоустойчивости, обучаемости, адаптированности, снижению конфликтности, возбудимости.
Нейропсихологические игры - способствуют более эффективному усвоению материала у детей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развивает: Пространственные представления Координацию движений Зрительное и слуховое внимание Согласованность действий Крупную и мелкую моторику Двигательную активность Сенсорное восприятие Моторное планирование Вестибулярный аппарат Понимание речи и действие по инструкции Зрительно-моторную интеграцию Синхронизованную работу полушарий головного мозга Зрительное восприятие Эмоционально-волевая регуляция
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/15/picture-1347110-1631728418.jpg)
КАРТОТЕКА РЕЧЕВЫХ ИГР «Формирование лексико-грамматических конструкций у старших дошкольников через использование русских народных сказок»
Все дети любят сказки. Исользуя русско-народные сказки, можно формировать грамматический строй речи детей, а так же расширять, уточнять и активизировать словарь....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/14/picture-1278349-1602674963.jpg)
«Формирование субъективной познавательной позиции старших дошкольников через использование интерактивного оборудования»
Выступление на семинаре по теме «Формирование субъективной познавательной позиции старших дошкольников через использование интерактивного оборудования»....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/13/picture-1283366-1644779879.jpg)
Проект: «Формирование читательской грамотности старших дошкольников через использование флипбук «FLIPBOOK»»
Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, у него формируется интерес к книге, закла...
Формирование функциональной грамотности старших дошкольников через использование разнообразных видов драматизации.
В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в различных сферах де...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/23/picture-1085659-1543000293.jpg)
Перспективный план работы с детьми и родителями по теме "Развитие связной речи старших дошкольников через использование приёмов мнемотехники" (старшая группа)
В перспективном плане отображена система работы с детьми, родителями по речевому развитию детей через использование приёмов мнемотехники....
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/10/picture-1520446-1712758423.jpg)
Формирование эмоциональной сферы старшего дошкольника через использование музыкальных сказок
Статья посвящена исследованию актуальной проблемы формирования эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование музыкальных сказок. Огромная роль в развитии и воспитании реб...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/18/picture-1538486-1729246495.jpg)
Формирование произвольной регуляции и самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст признается в психологической и педагогической науке одним из ключевых этапов формирования личности. В этот период у детей складываются системы мотивов с их иерархией, а такж...