Проект "Народные промыслы"
проект
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства, народными промыслами и народными традициями. Народное декоративно - прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному. Способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру народа, благотворно влияет на формирование человека будущего.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект в средней группе "Народное творчество". | 913.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткосрочный групповой проект
(с 15.04.2024 г. по 25.04.2024 г.)
«Народные промыслы России»
(средняя группа)
Выполнила: Шерстобитова И.А.
Паспорт проекта
Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства, народными промыслами и народными традициями. Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному. Способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. В решении актуальных проблем формирования духовного мира человека в эстетике особое значение придается искусству. По словам А. Б. Салтыкова, весь мир – предмет искусства, который является специфической формой труда и «одним из видов проявления человеческого творчества». Детское творчество, как и народное искусство, является проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они себя выявляют в практической деятельности. И чувства, которые испытывает ребенок, преображают натуру, представляя ее в условно-перевоплощённом виде, сообщают ее в особое очарование, сказочное, поэтические и романтические черты. При взгляде на такие произведения ощущаешь отношение маленького художника, настроения и чувства, которые им владели, – радость, изумление, восхищение, озорство, нежность.
Вид проекта: информационно – творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный (с 15.04.2024 по 25.04.2024)
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.
Цель проекта: Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.
Задачи:
1. Познакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев дымковской игрушки, хохломских и городецких изделий, гжельской посуды, видами русской матрёшки.
2. Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России.
3. Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка, аппликация.
4. Приобщить к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.
5. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества.
6. Приобщать к многообразию и особенностям декоративно-прикладного искусства.
7. Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.
Предполагаемый результат:
- У участников проекта появится заинтересованность к русскому народному промыслу, народным игрушкам.
- Сформируются представления о традициях, культуре народа.
- Будет развиваться творческое воображение, творческое мышление.
- Устойчивое желание играть с народной игрушкой.
- Сформируются предпосылки к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативе.
- Заинтересовать и активировать участие родителей в образовательном процессе детского сада.
Этапы реализации проекта:
I Организационный этап
Подготовка материалов:
• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);
• Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;
• Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;
• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
II Основной этап
Работа с детьми:
- Просмотр презентаций.
- Чтение художественной литературы, речевое творчество.
- Продуктивная и конструктивная деятельность.
- Прослушивание музыкальных композиций.
- Наглядная информация в родительском уголке.
III Заключительный этап
- Оформление выставки рисунков и поделок детей.
План реализации проекта:
Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.
План работы с детьми по осуществлению проекта «Народные промыслы России»:
Непосредственно образовательная деятельность:
- Формирование целостной картины мира
Тема: «Народные промыслы»
Цель: Развивать чувство прекрасного, воспитывать любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих произведения искусств. Развивать способности различать стили в декоративном искусстве.
- Рисование в средней группе
Тема: «Украшение разделочной доски по мотивам городецкой росписи»
Цель: Познакомить с историей возникновения Городецкого промысла. Научить писать элементы росписи: цветок ромашка, листок.
- Чтение художественной литературы
Тема: Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
Цель: Учить детей чувствовать и понимать целесообразность использования в литературном произведении выразительно-изобразительных средств; обогащать речь детей фразеологизмами, развивать умение понимать их переносное значение.
Источник: Ушакова О. С. стр. 231.
- Рисование
Тема: «Роспись кувшинчиков. Гжель»
Цель: Научить детей расписывать по готовому трафарету посуду по мотивам гжельских узоров.
- Лепка
Тема: «Лошадки»
Цель: Уточнить представление детей о специфике дымковской игрушки: из чего, как, кем сделана; как украшена (оформлена); какая по характеру (весёлая, праздничная). Познакомить детей с многообразием игрушек и спецификой декора - характерными элементами и цветосочетаниями. Создать условия для творчества детей по мотивам дымковской игрушки. Формировать обобщённые способы создания образов (лепка фигурок животных на основе цилиндра).
Источник: Лыкова И. А. стр. 60
- Развитие речи: Ознакомление с предложением
Задачи: Словарь и грамматика: представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»; учить составлять и распространять предложение, правильно читать его; закреплять умение называть слова в предложении последовательно и вразбивку; Звуковая культура речи: Учить подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном воспитателем ритме; учить произносить чистоговорки с разной силой голоса.
Источник: Ушакова О. С. «Развитие речи детей»
- Развитие речи
Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома».
- Литература
Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи).
- Художественно – эстетическое развитие»
Раскрашивание «Дымковская барыня», «Матрёшки».
Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала
Взаимодействие с родителями и социумом
Работа с родителями:
Родителям предлагалось:
1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея;
2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;
3. Помочь детям разучивать стихи;
Результативность проекта:
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно – прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно – прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Приложение 1
Конспект по формированию целостной картины мира:
«Народные промыслы»
Цель:
Закрепить знания детей об истории возникновения народных промыслов.
Задачи:
- Продолжить формировать знания об особенностях изделий городецких, хохломских, дымковских, гжельских мастеров.
- Развивать эмоционально – положительное отношение к народному декоративному искусству.
- Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства, чувства цвета, чувства прекрасного.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура».
Материалы и оборудование: изделия народных промыслов (дымковская игрушка, разделочная доска с городецкой росписью, гжель,
посуда – хохлома), готовые образцы рисунков.
Предварительная работа: беседы, рассматривание альбомов.
Словарная работа: закрепить в словаре детей слова промысел, роспись, узор.
Методы и приёмы:
- Организационный момент: «Круг добра»;
- Сюрпризный момент. Создание проблемной ситуации;
- Рассказ воспитателя о народных промыслах;
- Физминутка «Скоморохи»;
- Итог
Приложение 2
ФОТООТЧЕТ
Рисование, лепка в средней группе «Народные промыслы»
Рисование в средней группе «Роспись кувшина. Гжель»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная область "Художетсвенное творчество" - "Знакомство с народными промыслами"
Цель: Закрепление пройденного материала по циклу “Народное творчество”, роспись по выбору....
Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ.
как влияет кружковая работа"Изонить" на развитие детей, имеющих речеые нарушения в условиях ДОУ....
Народные декоративно-прикладные промыслы
Материал о народных промыслах - Дымке, Хохломе, Городце: возникновение, художественные особенности, материалы, способы изготовления....
Промыслы коренных народов севера
НОД с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром "Промыслы коренных народов севера"...
Конспект занятий по ознакомлению с народными промыслами и рисованию в подготовительной группе.
Конспект занятий по ознакомлению с народными промыслами и рисованию в подготовительной группе. Тема: " Дымковские барышни" Цель: Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам. Закрепля...
презентация "Неувядающая ветвь" (народные промыслы)
презентация по народным промыслам...
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...
- Мне нравится (1)