"SMART-практика 2024"
материал (средняя группа)

Иксанова Гульфия Гаязетдиновна

В последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится приоритетной задачей государственной политики. Важность воспитания патриотизма огромна, не только, как для отдельно взятой личности, но и для всего общества в целом. В связи с этим задача детского сада воспитывать достойного человека, гражданина Российской Федерации, любящего и гордящегося своей родиной, городом, в котором он живёт. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iksanova_g.g._1.docx38.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 54 «Золушка» города Лесосибирска»

Нравственно – патриотическое воспитание младших дошкольников

через игровую технологию

Современные образовательные технологии для достижения образовательных результатов

Иксанова Гульфия Гаязетдиновна, воспитатель высшей квалификационной категории

Лесосибирск 2023

                                                 

Описание успешной образовательной практики для представления на Фестивале

Полное название ДОО, представляющей

успешную практику.

(в соответствии с уставом)

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 54 «Золушка» города Лесосибирска»

Номинация

Современные образовательные технологии для достижения образовательных результатов

Тема заявленной образовательной практики.

«Нравственно – патриотическое воспитание младших дошкольников                     через игровую технологию»

Автор (коллектив авторов) представляющий успешную практику (ФИО, должность, квалификационная категория)

Иксанова Гульфия Гаязетдиновна,

воспитатель, высшая квалификационная категория

 Приоритетные (ключевые) образовательные результаты, заданные или достигнутые в представляемой практике

При использовании данных игр, наблюдается правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизируется и углубляются знания о Родине, о людях разных профессий, представление о трудовой деятельности. Работа по нравственно - патриотическому воспитанию многогранна и никогда не кончается, полностью направлена на то, чтобы наши дети выросли добрыми и любознательными, достойными гражданами родной страны.

Характеристика деятельности (за счет чего достигаются результаты, преобразования ОП: процесс, ресурсы, технологии)

Цель практики: создание условий для нравственно - патриотического воспитания детей 3-4 лет через игровую технологию.

Задачи:

- способствовать формированию норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развивать навыки общения ребенка со сверстниками и взрослыми через использование игр.

       - воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родному городу; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, старшему поколению.

Методы, приемы, технологии. Важным при реализации задач является деятельностный подход. Это означает, что процесс воспитания нравственно – патриотических чувств должен проходить в процессе деятельности, которая доступна ребенку на данном этапе его развития. В описываемых играх прослеживается индивидуальный подход к детям 3-4 лет.  Эти игры с одной стороны просты, но с другой стороны эффективны для данного возраста.

Нравственно - патриотические чувства и качества формирую, применяя следующие виды игр: дидактические, настольно-дидактические, пальчиковые, театральные, хороводные и подвижные, сюжетно-ролевые, народные игры.

Приложения (фото, грамоты, дипломы) (ссылки; эл.форме ZIP, RAR, в данной таблице или отдельным приложением после описания)

Если отдельным файлом, папкой, то опишите, что в приложении находится.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2023/11/15/prezentatsiya-vystupleniya-nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie-0 

               

Описание успешной образовательной практики

Актуальность. В последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится приоритетной задачей государственной политики. Важность воспитания патриотизма огромна, не только, как для отдельно взятой личности, но и для всего общества в целом. В связи с этим задача детского сада воспитывать достойного человека, гражданина Российской Федерации, любящего и гордящегося своей родиной, городом, в котором он живёт. Чтобы достигнуть определенного результата в нравственно - патриотическом воспитании детей 3-4 лет, в работе педагогов необходимо использовать эффективные методики и технологии. Эти технологии не должны казаться ребенку скучными и неинтересными, а должны естественно и гармонично наполнять его мировоззрение содержанием. Ведущей деятельностью детей в детском саду является игра. Игра удовлетворяет потребность детей в познании мира взрослых и дает возможность выражать свои чувства и отношения. Через игру ребенок познает окружающий мир, обогащает свой нравственный и жизненный опыт, взаимодействует со сверстниками и взрослыми, организует сообщества.  Игра, сочетая в себе эмоциональное, познавательное и занимательное, позволяет овладевать необходимыми знаниями, повышает концентрацию внимания детей, влечёт за собой интерес к представленному материалу.

Поэтому эффективной технологией в области патриотического воспитания детей раннего дошкольного возраста является игровая технология.

Цель практики: создание условий для нравственно - патриотического воспитания детей 3-4 лет через игровую технологию.

Задачи:

- способствовать формированию норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развивать навыки общения ребенка со сверстниками и взрослыми через использование игр.

                - воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родному городу; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, старшему поколению.

Методы, приемы, технологии. Важным при реализации задач является деятельностный подход. Это означает, что процесс воспитания нравственно – патриотических чувств должен проходить в процессе деятельности, которая доступна ребенку на данном этапе его развития. В описываемых играх прослеживается индивидуальный подход к детям 3-4 лет.  Эти игры с одной стороны просты, но с другой стороны эффективны для данного возраста.

Содержательный блок. Нравственно - патриотические чувства и качества формирую, применяя следующие виды игр: дидактические, настольно-дидактические, пальчиковые, театральные, хороводные и подвижные, сюжетно-ролевые, народные игры.

          Сюжетно-ролевая игра используется как одна из активных форм работы нравственно – патриотического воспитания детей. Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Накроем стол для гостей», «День рождения», «Наш детский сад», «Кукла Катя заболела» воспитывают у детей такие качества как чуткость, способность к сопереживанию, умение замечать душевное состояние другого человека, заботиться о близких людях.

Для патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста отлично подойдёт организация сюжетно - ролевой игры «Моя семья». В игре дети создают для себя образ семьи, отражают все взаимоотношения в семье, учатся ставить себя на место своих родителей, что способствует воспитанию уважения к старшему поколению. В игре используются семейные фотографии, с  помощью которых дети рассказывают о членах своей семьи. В ходе игры можно обратить внимание на отличительные особенности мальчика и девочки, взрослых и детей их степень родства, кто старше, а кто младше, состав семьи.

Эффективным методом в формировании нравственно-патриотических качеств детей 3- 4 лет являются дидактические игры. Для пробуждения желания играть в дидактические игры предлагаемый материал должен быть привлекательным (вызывать интерес), эстетичным, и учитывать возраст дошкольников, развивать моторику ребенка. Положительным моментом считаю, что играть в дидактические игры можно в любое удобное время и практически в любом месте. В работе с детьми 3-4 лет были разработаны и адаптированы игры:

- «Птицы нашего края». Игра помогает познакомить детей с птицами родного края, прививает любовь к родине, родному краю, к животному миру, желание помочь и ухаживать за братьями меньшими. В ходе демонстрации детям даются карточки с изображениями птиц, нужно назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет;

- Игра "Матрешка" помогает познакомить детей с историей народной игрушки «Матрешка», сформировать представление о ней, как о предмете искусства, сделанного руками русских мастеров; развивать сенсорные навыки детей, умение находить часть от каждой матрешки; воспитывать любовь и уважение к русскому народу с помощью декоративно-прикладного искусства и устного народного творчества:

Русская матрешка-чудный сувенир

Прославила Россию и покорила мир.

Красотой твоей любуемся, мы взор не отводя

Матрешка-чудо куколка-все любим мы тебя!

- Знания о флаге своей страны формирует игра «Флаг России». Использование различных материалов при составлении флага развивает творческие способности дошкольников.  

        Для развития у детей нравственных ценностей необходимо использовать театрализованные игры, в основе которых лежат фольклор и литературные произведения. В играх драматизациях на фольклорной основе дети узнают об обычаях русского народа: муку хранили в амбарах, сусеках, с раннего детства приучали детей к домашнему хозяйству. Всё это обыгрывается, переживается детьми, запоминается. Дети стремятся импровизировать несложные сюжеты песен, сказок. При помощи подобранных театральных атрибутов воспитанники в самостоятельной деятельности могут разыгрывать знакомые, небольшие по содержанию, сказки такие как «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба» и другие. Использование игры-драматизации дает возможность не просто рассмотреть и примерить маски, костюмы, а действовать в них, как бы «прожить» в них определённый период. Все это формирует у дошкольников 3 - 4 лет умения передавать несложные эмоциональные состояния персонажей. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей младшего дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.).

              Неотъемлемой частью патриотического воспитания являются народные, хороводные игры: игры с погремушками, танец с платочками, парные танцы, каравай. Особенность таких игр в том, что они, имея нравственную основу, учат ребенка обретать гармонию с окружающим миром.  Народные игры формируют начало любви к своему народу, к своей стране. Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.  Дети с удовольствием играют в игры в любых режимных моментах: на занятиях, в повседневной жизни, на прогулке, на праздниках и развлечениях, на физкультурных занятиях.  Вот, одна из таких народных игр "Карусель", когда дети, держась правой, а потом левой рукой за те же народные красивые ленточки, идут по кругу со словами:

Еле, еле, еле, еле.

Завертелись карусели.

А потом кругом, кругом все бегом, бегом, бегом!

Дети сначала двигаются медленно, затем быстрее и быстрее. По команде - поворот, меняют руку и бегут в другую сторону со словами:

Тише, тише, не спишите.

Карусель остановите.

Раз-два, раз и два.

Вот и кончилась игра.

Также детям нравятся такие игры, как «По ровненькой дорожке», «Раздувайся пузырь», «Каравай». Подобные игры помогают знакомить детей с русскими народными обычаями, развивают нравственные и патриотические чувства.

         В пополнении словарного запаса и в развитии речи детей помогают пальчиковые игры ("Сорока-белобока", "Ладушки", "Коза Дереза"), которые дают возможность узнать педагогический опыт русского народа, интуитивно угадать связь между речью и пальчиковой моторикой. В этих пальчиковых упражнениях народные потешки, прибаутки, песенки - речевая основа. Их язык, образная система - яркие, разнообразные, легко запоминающиеся,  с большим количеством уменьшительно-ласкательных слов (ладушки, бабушка, котеночек, гусёночек и т.д.), обращений, часто имеют диалогическую форму. 

Результативный блок.   Таким образом, используя данные игры, наблюдается правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизируется и углубляются знания о Родине, о людях разных профессий, представление о трудовой деятельности. Любая игра привлекает детей и может заложить основы нравственно - патриотического воспитания.

Работа по нравственно - патриотическому воспитанию многогранна и никогда не кончается, полностью направлена на то, чтобы наши дети выросли добрыми и любознательными, достойными гражданами родной страны.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИТОГИ проведении городского фестиваля успешных образовательных практик дошкольного образования «SMART- практика» среди дошкольных организаций города Лесосибирска, 2019г.,

Итоги проведении городского фестиваля успешных образовательных практик дошкольного образования «SMART- практика» среди дошкольных организаций города Лесосибирска - 2019Детское ...

SMART - практика " Развитие сенсорных навыков у детей раннего возраста по средством игр, изготовленных своими руками"

В практике представлен опыт, по развитию сенсорных навыков у детей раннего возраста. Этому  способствуют  игры, изготовленные своими руками....

Конкурс "Учитель года 2024", номинация "Учитель-логопед-2024"

Материал  учителя- логопеда Тамаевой Анастасии Юрьевны, представленный на конкурс "Учитель года 2024"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП (5 - 7 ЛЕТ) на 2023 – 2024, 2024 – 2025 учебные годы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП (5 - 7 ЛЕТ)на 2023 – 2024, 2024 – 2025 учебные годы...

Новогоднее оформление группы к Новому 2024 году "Новогодняя фантазия" Первая младшая группа №1 "Рыбка" (2023-2024)

Приближается волшебный праздник Новый год. Спешу поделиться нашими идеями новогоднего оформления! Всем известно, что приготовление к этому празднику начинается заранее, в том числе и в детском саду....

SMART - практика "Технология «Банк идей», как способ поддержки и развития детской инициативы и самостоятельности"

Технология «Банк идей» позволяет организовать образовательный процесс так, чтобы ребенок мог задавать интересующие его вопросы и самостоятельно находить ответы на них....