Познавательное развитие детей раннего возраста посредством палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Березка»
Г. Белоярский
Познавательное развитие детей
раннего возраста с помощью палочек
Кюизенера и блоков Дьенеша
Методико-практические материалы
Воспитатель:
Султалиева З.М.
2023 г.
Введение
Познавательное развитие – это формирование, расширение и обогащение ориентировки воспитанника в окружающем мире, формирование способов и средств его познавательной деятельности, психических познавательных процессов, развитие способности видеть закономерности в окружающем мире, воспитание действенного, бережного и ответственного отношения к природе, формирование таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремлённость, настойчивость.
Познавательное развитие ребенка раннего возраста включает в себя развитие двух важных факторов – восприятия и памяти. Восприятие у детей развивается при помощи органов чувств: осязание, слух и зрение, в процессе практических действий. Путем проб и ошибок ребенок может собрать пирамидку, вложить предмет в отверстие соответствующей формы и размера. Развитию зрительного восприятия способствуют мозаики; наборы деталей, окрашенных в основные цвета: красный, синий, белый, зеленый, желтый; рамки-вкладыши, где использован принцип выкладывания по форме, по размеру, по цвету; развивающих игровых пособий – логические блоки Дьенеша и цветные палочки Кюизенера. Слуховое восприятие совершенствуется с помощью погремушек, музыкальных инструментов, звучащих шариков. Для развития тактильных ощущений педагог знакомит детей с различными по фактуре материалами: резиновые, пластмассовые предметы или игрушки, деревянные, войлочные, соломенные, глиняные. Можно самостоятельно сделать игрушки из ткани с различными наполнителями – горохом, крупой, монетками, ватой.
Дети раннего возраста не только рассматривают предметы, но и любят действовать с ними: разъединять и соединять, конструировать из предметов, экспериментировать, что помогает развивать познавательную активность детей. В практической деятельности у детей раннего возраста развивается и мышление, которое в этот период носит наглядно-действенный характер. Дети каждый раз получают новую информацию во время игр и игровых упражнений, при общении с взрослыми. Поэтому необходимо создать все условия для благоприятного умственного развития ребёнка. Необходимо учитывать способности ребенка, его интересы, стараться не нагружать лишней информацией.
Конечно, предлагая игровое пособие, мы решаем только те задачи, которые предусматривает учебная программа дошкольного образования детей раннего возраста.
«Количество и счет»
Представления:
- «один» и «много», обозначение группы предметов словами «один», «много»;
- способы установления взаимного соответствия между предметами (наложение, приложение);
- о количествах предметов в группах («один», «два», «три»).
Умения:
- различать группы предметов, представленные единично и множественно;
- отвечать на вопрос «сколько?» словами «много» и «один»;
- устанавливать взаимно однозначное соответствие между предметами наложением, приложением;
- различать группы на 1, 2, 3 предметов без счёта.
«Величина»
Представления: большой, маленький, высокий, низкий.
Умения:
- сравнивать предметы по величине и обозначать словами «больше – меньше» результат сравнения, обозначать словами «большой», «маленький».
- различать и показывать высокие и низкие предметы, сравнивать по высоте, показывать результат сравнения.
«Геометрические фигуры и форма предметов»
Представления:
о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, шар, куб и др.) на уровне зрительного узнавания и пассивной речи.
Умения:
- действия с фигурами;
- группировка фигур по одному признаку (цвет, величина, форма).
«Пространство»
Представления:
- ориентировка на листе бумаги: середина, верх, низ;
- о пространственных обозначениях: над, под, в, перед, за, сверху, сбоку, рядом.
Умения:
- располагать, находить, показывать на листе бумаги то, что расположено в центре, вверху, внизу листа;
- определять положение предметов, находить их по словесному указанию.
Постепенно к концу третьего года жизни ребенок уже экспериментирует и фантазирует в «уме». В этом возрасте в качестве средств обозначения для ребенка выступают образные игрушки и предметы-заместители, иллюстрации в книгах, игры с блоками Дьенеша. Главное средство у детей обозначения и замещения предметов начинает выполнять слово.
В сборнике представлен практический материал по познавательному развитию детей раннего возраста на основе использования игровых пособий «Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша»: примерный план работы, игры-занятия. Задачи развития интереса к математической стороне окружающего мира, внимательности, настойчивости, формирования пространственно-временных представлений, воспитания чувства уверенности в себе педагоги решают в ходе применения игровых комплексов по формированию элементарных математических представлений посредством конструирования.
Использование этого материала позволит повысить познавательный интерес детей раннего возраста к математической стороне окружающего мира, будет способствовать более эффективному ознакомлению детей с ним.
Познавательная деятельность детей раннего возраста
с помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша
Период от двух до трёх лет – время активного исследования ребенком окружающего мира. Действия с предметами становятся самым любимым занятием малыша. Играя с игрушкой, ребёнок начинает обращать внимание на самые разные признаки предмета: форму, цвет, величину, тяжесть; затем начинает узнавать и различать предметы; чуть позже сможет группировать и сортировать предметы по всем знакомым признакам.
Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка. Через восприятие конкретного объекта (тактильно – потрогали, зрительно – посмотрели, осязательно – нашли исследуемый предмет) идет формирование представлений о внешних свойствах предметов и сравнении их с основными сенсорными эталонами. Сенсорными эталонами являются: цвет (цветовой спектр и его оттенки), форма (геометрические плоскостные и объемные фигуры) и величина. Сенсорное развитие воспитанника осуществляется через все образовательные области в условиях обогащённой предметно-игровой развивающей среды: наличие игр разнообразного содержания – для предоставления детям права выбора; наличие игр, направленных на опережение в развитии; соблюдение принципа новизны – среда должна быть изменчивой, обновляемой, потому что дети любят новое.
Игровое пособие «Логические блоки Дьенеша» занимают особое место в развитии детей раннего возраста. Это набор крупных, ярких пластмассовых деталей. С помощью блоков Дьенеша у детей развивается внимание, память, представления о математических действиях, умение считать, ребёнок учится логически мыслить. Все фигуры нескольких видов: большого и маленького размера, толстые и тонкие, а также разного цвета: красного, желтого, синего и разной формы: круглой, квадратной, треугольной, прямоугольной. Начинаем знакомство с блоками по одной фигуре: ощупываем, называем, рассматриваем и выкладываем на стол. Предлагаем поэтапное знакомство с игровым пособием.
Знакомство детей с основными сенсорными эталонами: цвет
Ознакомление детей с цветом начинаем с выделения признака предмета – цвета, затем умения обобщить предметы по данному признаку. Ребёнок по просьбе взрослого указывает на цвет предмета: "Покажи красный, как помидорчик; синий, как слива; желтый, как лимончик". Ребёнок выделяет признак цвета способом узнавания и называния предметов основных цветов. В игровых упражнениях с блоками Дьенеша это красный, желтый, синий цвет. Например: это синий круг; покажи (найди, постучи, положи) синий круг, найди такие же фигуры; какого цвета у тебя фигура? С этой целью используются следующие дидактические игры и игровые упражнения: «Найди такой же»; «Заселим домики»; «Найди домик». В играх педагог ставит задачу развивать у детей умение различать цвет.
Для развития умения обобщения предметов по данному признаку используется составление множеств по признаку цвета – классификация. Для этого ребенку необходимо выделить в группе предметов лишь те, которые при сравнении имеют общий признак (цвет). Такие игровые упражнения способствуют развитию памяти, педагог предлагает ребёнку вспомнить, как называется общий признак предмета. Затем активизирует мышление – найти такой же по цвету, сравнить, установить общий признак. Игры, которые проводят с детьми раннего возраста – «Разложи фигурки в свои домики» (с использованием цветных обручей); «Разложи по цветным мешочкам» (с использованием цветных мешочков). Например: дидактическая игра «Разложи детали в свои домики». Дидактический материал: блоки Дьенеша трёх цветов, обручи соответствующего цвета. Правило: брать рукой по одной фигуре и ставить в домик такого же цвета.
Знакомство детей раннего возраста
с основными сенсорными эталонами: величина
Знакомство с понятием величины у детей раннего возраста проходит через умение сравнивать предметы: «эта фигура – больше (меньше); эта фигура – тоньше (толще)». На этом сравнительном анализе и основаны игры с использованием блоков Дьенеша для изучения понятия величины. Например: посмотри, это маленький треугольник. Дай мне, пожалуйста, большой треугольник. Ребёнок зрительно анализирует и сравнивает фигуры. Для начала он может взять и наложить блоки один на другой для установления относительной величины, а в дальнейшем сделать это, зрительно соотнося предметы. Детям можно предложить раскладывать фигуры в разные емкости в соответствии с размером, например: большие предметы на большие тарелки, а маленькие – на маленькие. Игра «Волшебный сундучок», открыть который ребенок сможет лишь, если подберет «ключик». На крышках сундучков находятся символы – «замочки» с обозначением величины: большой и маленький. Сопоставив, ребенок найдет соответствующий блок – большой или маленький.
Усваивая понятие «величина», ребенок на основе зрительного сравнения устанавливает относительное свойство предмета – его величину, а затем систематизирует предметы по величине. «У меня маленький красный круг, а у тебя … (большой красный круг)». Важно, чтобы ребенок договаривал самостоятельно окончание фразы.
Знакомство детей с основными сенсорными эталонами: форма
Знакомство ребенка раннего возраста с понятием формы необходимо начинать с плоскостных геометрических фигур. Детям раннего возраста педагог называет одно свойство – это круг, треугольник, квадрат, прямоугольник. Дети раннего возраста вместо сенсорного эталона – круг чаще говорят – «колесо». В дальнейшем рассматривая предмет, ребёнок скажет: колесо похоже на круг, круглое.
Дети раннего возраста любят конструировать из геометрических фигур Дьенеша. Попросите ребёнка сначала отобрать все колеса (круги), а затем разложить их на две группы: для большой и маленькой машины. Затем отберите крыши для больших и маленьких домиков (треугольная форма), окошки (квадраты), дверки (прямоугольники) и т.д. Так, обучая малыша группировать предметы по разным признакам и наполняя деятельность ребёнка смыслом, вы привьете интерес к конструированию с самого раннего возраста.
Дети конструируют по образцу, принимая во внимание все части фигуры. Для усложнения задания возможно использование моделей. По правилам игры ребенок называет все признаки колеса. Дети с удовольствием играют в игру «Добавь, чего не хватает». Главное, чтобы ребёнок проговорил вслух действие и полученный результат: «Надо добавить толстое колесо (круг)». После знакомства и закрепления плоскостных геометрических фигур педагог предлагает рассмотреть один из блоков и, сравнив геометрическую фигуру и блок, доказать, что это и есть объемная фигура, соответствующая плоскостной (метод наложения). Образец, представленный в виде плоскостного рисунка, и созданная конструкция из блоков, связывает проекцию детали и его объемный эталон, и формирует зачатки абстрактного мышления. Ребенок запоминает новые слова для обозначения величины: большой, маленький; для обозначения формы: круглое, треугольное, квадратное; для обозначения цвета: красный, синий, жёлтый; для обозначения функции: катится, стоит. Это помогает развитию восприятия качеств предмета.
Расширение познавательной деятельности ребенка проявляется в детских вопросах: «А зачем?», «Что это?». Например, Игра “Угадай, что это”. Складываем блоки в мешочек и просим ребенка на ощупь угадать или просим найти определенную фигуру.
Для детей раннего возраста следует использовать игры, с помощью которых малыши научаться различать предметы по свойствам, а также освоят понятия «такой же как», «не такой как» по таким признакам, как форма, цвет, размер, толщина. Предлагаем для работы педагогам игры с пособием «Логические блоки Дьенеша».
Примерные игровые упражнения:
игра “Найди меня” (классификация по одному признаку):
найди фигуры желтого (красного, синего) цвета;
найди фигуру такого же цвета, как у меня (педагог показывает ребёнку фигуру нужного цвета; спрашивает, какого она цвета);
найди геометрические фигуры в форме круга (квадрата, треугольника, прямоугольника);
найди фигуры такой же формы, как у меня (показывает ребёнку фигуру нужной формы; спрашивает, какая это форма);
найди маленькие (большие) фигуры;найди фигуры такой же величины, как у меня (показывает ребёнку фигуру определённой величины; уточняет величину фигуры);
найди тонкие (толстые) фигуры;
найди фигуры такой же толщины, как у меня (показывает ребёнку фигуру нужной толщины; уточняет, какая она).
Вторая группа игр связана с освоением понятия «не такой, как»:
игра “Найди меня” (классификация по признаку: найди фигуру, которая не соответствует определенному признаку):
найди фигуры не красные (синие, желтые);
найди не такую по цвету фигуру, как у меня (педагог показывает ребенку фигуру определенного цвета, предлагает найти фигуру с цветом, отличным от заданного);
найди фигуру не круглую (квадратную, треугольную, прямоугольную);
найди фигуру не такую по форме, как у меня (педагог показывает ребенку фигуру определенной формы, предлагает найти геометрическую фигуру с формой, отличной от заданной);
найди фигуру не маленькую (большую);
найди фигуру не такую по размеру, как у меня (педагог показывает ребенку фигуру определенного размера, предлагает найти фигуру с размером, отличным от заданного);
найди фигуру не толстую (тонкую);
найди фигуру не такую, как у меня, по толщине (педагог показывает ребенку фигуру определенной толщины, предлагает найти все фигуры с толщиной, отличной от заданной);
какая у меня фигура по цвету (форме, размеру, толщине).
Педагог имеет возможность использовать игровое пособие в совместной и самостоятельной игровой деятельности детей раннего возраста, организуя дидактические и подвижные игры. Данное пособие обеспечивает наглядность, системность и доступность в содержании образовательного процесса, а также позволяет сделать игры детей разнообразней и интересней. Вариативность игр обеспечивает возможность использования их практически в любой режимный момент, а также позволяет реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий. Работа с игровым пособием предусматривает не только формирование элементарных математических представлений, но и развитие мелкой моторики, зрительное и пространственное восприятие. Главное, чтобы ребенку было интересно, а занятия воспринимались им как игра.
Чтобы повысить эффективность работы по познавательному развитию воспитанников, особое внимание необходимо уделить работе с семьёй. Система сотрудничества с семьёй включает традиционные и современные формы работы: дни открытых дверей, круглые столы, родительские гостиные, родительские собрания, родительские газеты, тематические выставки, праздники. Эти формы работы с семьёй способствует установлению партнерских взаимоотношений всех участников образовательного процесса: дети – педагоги – родители.
В учреждениях дошкольного образования работают специалисты, любящие детей и свою работу. В основе деятельности педагогов лежит концептуальная идея доверия к природе ребёнка, развития их творческих способностей. Важно, чтобы педагог проявлял гибкость в планировании своей деятельности, а содержание деятельности было направлено на развитие каждого ребёнка в соответствии с его запросами, возможностями и интересами. Развитие интересов и способностей детей может стать движущей силой познавательного развития и важным фактором воспитания личности.
Примерное перспективное планирование занятий
по образовательной области «Искусство» с использованием
игровых пособий «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша»
(1-я младшая группа)
Сентябрь
1. Башенка для Петушка
Программные задачи: познакомить детей с домашними птицами, упражнять в нахождении среди домашних птиц – петушка. Формировать умения строить башенку из 4-5 кубиков: накладывать одну деталь на другую (кубик на кубик), создавая вертикальную конструкцию. Обеспечить эмоциональный отклик на результат.
2. Башенки для птичек
Программные задачи: продолжать знакомить детей с птицами, частями их тела. Продолжать формировать умения детей строить башенки из кубиков и кирпичиков, обыгрывать постройку.
Октябрь
1. Дорожка к домику
Программные задачи: продолжать знакомить детей с понятиями «большой-маленький». Формировать умения строить дорожку, располагая палочки в ряд, аккуратно соединять их. Активизировать в речи слова, определяющие величину «длинная дорожка».
2. Широкая дорожка
Программные задачи: упражнять детей в различении красного цвета.
Продолжать формировать умения детей строить дорожку, располагая кирпичики в ряд широким ребром, аккуратно соединять их. Активизировать в речи слова, определяющие величину «широкая дорожка». Развивать мелкую моторику рук.
Ноябрь
1. Загородка для домашних животных
Программные задачи: продолжать знакомить детей с домашними и дикими животными. Обучать детей умению ставить кирпичики вертикально на узкое длинное ребро плотно друг к другу: сооружать несложную постройку по показу воспитателя. Вызвать чувство радости от создания постройки
2. Заборчик вокруг домика Зайчика
Программные задачи: развивать умения детей располагать на расстоянии кирпичики вертикально, ставя детали друг от друга на длинное узкое ребро, замыкая пространство по четырехугольнику. Различать пространственный признак (низкий) и правильно обозначать его словами – «низкий заборчик», упражнять в различении цвета – «оранжевая палочка». Развивать мелкую моторику рук. Вызвать чувство радости от создания постройки.
Декабрь
1. Мебель (диван и кресло) для Мишутки
Программные задачи: формировать умения детей строить две постройки одновременно: строить диван из двух кирпичиков, кресло – из кирпичика и кубика. Вызвать чувство радости от создания постройки.
2. Кровать для Мишутки
Программные задачи: обогащать активный словарь детей названиями мебели.
Формировать умения детей строить кровать из палочек и блоков. Развивать внимание. Вызвать чувство радости от создания постройки.
Январь
1. Ворота
Программные задачи: закрепить понятия «большой-маленький», «один-много», упражнять в различении предметов круглой формы. Формировать умения детей делать перекрытия. Вызвать чувство радости от создания постройки.
2. Лесенка для матрешки
Программные задачи: закрепить представления детей об основных цветах: красный, желтый, синий. Упражнять в соотнесении фигур по цвету.
Формировать умения детей строить лесенку блоков. Вызвать чувство радости от создания постройки.
Февраль
1. Горка для Егорки
Программные задачи: упражнять детей в различении основных цветов, группировке предметов по цвету. Развивать умения детей выполнять постройку по образцу взрослого, используя кубики и призму («крышу»), развивать пространственную ориентировку. Вызвать чувство радости от создания постройки.
2. Многоэтажный дом
Программные задачи: продолжать формировать у детей умения сравнивать предметы по величине: «высокий – низкий».
Развивать у детей умение отражать в постройке свои представления об увиденных домах, передавать при конструировании из строительных материалов их основные признаки.
Март
1. Домик для матрешек
Программные задачи: продолжать развивать умения детей создавать постройки, передавая в процессе конструирования их основные признаки. Обыгрывать созданные постройки.
2. Домик с заборчиком
Программные задачи: упражнять детей в различении формы фигур.
Продолжать развивать умения детей создавать постройки, передавая в процессе конструирования их основные признаки. Обыгрывать созданные постройки.
Апрель
1. Грузовик
Программные задачи: закрепить знание основных цветов, формы фигур.
Продолжать развивать умения детей создавать постройки по образцу после его обследования, комбинировать несколько деталей. Вызвать радость от своей работы.
2. Трамвай
Программные задачи: продолжать формировать умения детей различать транспорт, закрепить представления о его назначении. Продолжать развивать умения детей создавать постройки по образцу после его обследования, комбинировать несколько деталей. Вызвать радость от своей работы.
Май
1. Отправляемся в путешествие
Программные задачи: применять ранее сформированные представления в постройке транспорта (автобус, машина), самостоятельно выбирать нужный материал. Вызвать радость от своей работы.
2. Чудо-город мы построим
Программные задачи: применять ранее сформированные представления при создании знакомых построек, самостоятельно выбирать нужный материал. Вызвать радость от своей работы.
Приложение 1
Примерные игровые комплексы по формированию элементарных математических представлений
посредством конструирования (1-я младшая группа)
Месяц, неделя | Тема недели, тема занятия | Программные задачи | Краткий план | Материал |
Сентябрь | 1. Башенка для Петушка | Познакомить детей с домашними птицами, упражнять в нахождении среди домашних птиц - петушка, формировать умения строить башенку из 4-5 кубиков: накладывать одну деталь на другую (кубик на кубик), создавая вертикальную конструкцию, обеспечить эмоциональный отклик на результат | Обыгрывание игрового сюжета – в гости пришел Петушок, построим башню для Петушка. 1. Д/упр. «Кто живет во дворе» (рассматривание картин с изображением домашних птиц, знакомство с домашними птицами). 2. Загадывание загадки Встает на заре, Поет во дворе, На голове гребешок Кто это? (петушок) 3. Д/упр. «Выбери петушка» (воспитатель предлагает детям после отгадывания загадки среди домашних птиц выбрать каждому по петушку). 4. Показ образца. Воспитатель выполняет постройку, читая стихотворение Смотри! Кубики! Красные, синие, Такие яркие и красивые. Возьму один, на другой поставлю я. Какая башня выходит славная! Давай еще и еще поставим! Пусть будет башня над облаками! 4. Выполнение построек детьми. Обыгрывание построек. 5. Подвижная игра «Мы веселые ребята» (с игрушкой). Воспитатель произносит слова: Мы веселые ребята, Любим бегать и играть. Раз, два, три, четыре, пять От петушка мы будем убегать! (дети убегают, «петушок» их догоняет) | 4-5 кубиков (фигур квадратной формы), трехгранная призма (фигура треугольной формы) из пособия «Блоки Дьенеша» для каждого ребенка, игрушки для обыгрывания: петушки, уточки, курочки, картины с изображением дом. птиц, игрушка Петушок |
Сентябрь | 2. Башенки для птичек | Продолжать знакомить детей с птицами, частями их тела, формировать умения детей строить башенки из кубиков и кирпичиков, обыгрывать постройку | Обыгрывание игрового сюжета – построим башню для птичек. 1. Д/упр. «Птичка прилетела» (рассматривание птички, знакомство с частями тела). Маленькая птичка прилетела к нам. Маленькой птичке зернышек я дам. Маленькая птичка зернышки клюет. Маленькая птичка песенки поет: Пи-пи-пи… 2. Д/игра «Выложи картинку» (воспитатель предлагает детям выложить птичкам крылышки из треугольников, используя прием наложения на готовое изображение). 3. Показ образца. Воспитатель обращает внимание детей на готовую башенку, построенную из кубиков, спрашивает, из каких деталей построена башенка, затем строит башню из кирпичиков. Смотри! Кирпичики! Желтые, синие, Такие яркие и красивые. Возьму один, на другой поставлю я. Какая башня выходит славная! Давай еще и еще поставим! Пусть будет башня над облаками! 4. Выполнение работы детьми. Обыгрывание постройки. Детям предлагаются для выполнения постройки кирпичики и кубики разного цвета. Дети строят две башенки по образцу воспитателя (одну из кирпичиков, другую из кубиков). Обыгрывают постройку с помощью мелких игрушек – птичек. Птичка летала то высоко, то низко. Летала, летала – устала. Прилетела, на башенку села. 5. Подвижная игра «Воробышки и автомобиль» (дети находятся на одной стороне группы. Это «воробышки в гнездах». На противоположной становится воспитатель. Он изображает «автомобиль». Услышав слова воспитателя: «Полетели воробышки на дорожку», дети «вылетают из гнездышек». Они бегают, размахивая руками - «крылышками». Воспитатель говорит: «Автомобиль едет, летите, воробышки в свои гнездышки!». «Автомобиль» «выезжает из гаража». «Воробышки улетают в «гнезда») | 4-5 кубиков (фигур квадратной формы), 4-5 кирпичиков (фигур прямоугольной формы) на каждого ребенка из пособия «Блоки Дьенеша», игрушки-птички для обыгрывания, игрушка-птичка, д/и «Выложи картинку», медальоны воробьев, руль |
Октябрь | 1. Дорожка к домику | Продолжать знакомить детей с понятиями «большой – маленький», формировать умения строить дорожку, располагая палочки в ряд, аккуратно соединять их, активизировать в речи слова, определяющие величину «длинная дорожка» | Обыгрывание игрового сюжета - в гости пришел Зайка, построим дорожку к домику Зайки. 1. Д/упр. «Зайка» (в-ль предлагает детям из геометрических фигур-кругов выложить зайчику «хвостик»). В гости зайка прискакал И просить морковку стал. 2. Д/упр. «Угости зайчат морковкой» (в-ль предлагает детям угостить больших зайцев большой морковкой, маленьких зайцев – маленькой морковкой). Зайка серый скачет ловко. В лапке у него морковка. 3. Показ образца. Воспитатель выкладывает дорожку из палочек одного цвета. Затем предлагает детям продолжить строить дорожку к домику Зайчика. 4. Выполнение работы детьми. Обыгрывание. По дорожке мы идем – топ, топ. Громко песенку поем – оп, оп! А дорожка кра-со-та! Очень длин-на-я! 5. Подвижная игра «Зайка серенький сидит» (дети находятся на одной стороне группы. Воспитатель говорит, что все они «зайки», и предлагает им выбежать на полянку». Дети приседают на корточки. Воспитатель произносит слова: Зайка серенький сидит И ушами шевелит, Вот так, вот так Он ушами шевелит. Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове. Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть, Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, Надо лапочки погреть. На слова «хлоп» и до конца дети хлопают в ладоши. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать, Скок-скок, скок-скок, Надо зайке поскакать. На слова «скок-скок» дети подпрыгивают. Мишка зайку испугал, Зайка прыг… и ускакал. Воспитатель показывает игрушку – мишку; дети убегают на свои места | Палочки бордового цвета из пособия «Палочки Кюизенера», игрушка-Зайка, елочка, картинки с изображением зайчика, составленного из геом. фигур, большие и маленькие зайцы из картона, большая и маленькая морковка из картона, игрушка – мишка |
Октябрь | 2. Широкая дорожка | Упражнять детей в различении красного цвета, продолжать формировать умения детей строить дорожку, располагая кирпичики в ряд широким ребром, аккуратно соединять их, активизировать в речи слова, определяющие величину «широкая дорожка», развивать мелкую моторику рук | Обыгрывание игрового сюжета – в гости приходит Ежик, построим широкие дорожки для ежей. 1. Д/упр. «Колючки у ежа» (воспитатель предлагает детям прикрепить прищепки к шаблонам ежиков). 2. Д/упр. «Угостим ежей» (воспитатель предлагает детям угостить ежей «сладким печеньем» – блоками красного цвета). На пеньке наш еж сидит Призадумался, грустит. Как домой я попаду? Потерялся я в лесу. 3. Показ образца. Воспитатель строит «широкую дорожку» из блоков и обыгрывает ее: имитирует движение «ежика» по дорожке. Бежит ежик по дорожке, У него кривые ножки, Весь иголками оброс, Жалко ежика до слез. 4. Выполнение работы детьми. Обыгрывание построек. 5. Подвижная игра «Прятки с ежиком» (воспитатель предлагает детям закрыть глаза. Прячет ежика, затем дети вместе с воспитателем проговаривают слова и отправляются на поиски ежика). Раз, два, три, четыре, пять Ежика идем искать | 3-4 кирпичика (фигуры прямоугольной формы) из «блоков Дьенеша» на каждого ребенка, игрушки для обыгрывания, игрушка ёжик, прищепки, шаблоны ежиков по количеству детей, блоки красного цвета |
Ноябрь | 1. Загородка для домашних животных | Продолжать знакомить детей с домашними животными и дикими животными, обучать детей умению ставить кирпичики вертикально на узкое длинное ребро плотно друг к другу: сооружать несложную постройку по показу воспитателя, вызвать чувство радости от создания постройки | Обыгрывание игрового сюжета – поможем бабушке Ане, построим загородку для домашних животных. 1. Д/игра «Кто где живет» (воспитатель предлагает детям помочь бабушке Ане: найти ее домашних животных. Дети разносят «животных»: домашних - к домику, диких - к елочке). 2. Показ образца. Воспитатель строит загородку для коровки. 3. Д/упр. «Выбери животное» (воспитатель предлагает детям взять картинки с изображением домашних животных и глядя на картинку выбрать себе животное, для которого он будет строить загородку). 4. Выполнение работы детьми. Обыгрывание построек. 5. Подвижная игра «Ты, собачка, не лай» (дети берутся за руки, идут по кругу: Вот собачка Жучка, Хвостик закорючкой, Зубки - острые, Шерстка - пестрая! Собачка вдруг «залаяла». Дети останавливаются, грозят ей пальчиком и говорят: Ты, собачка, не лай, Лучше с нами поиграй, Мы бежим, ты - догоняй! Малыши убегают от собачки, она их «догоняет» | 5-6 кирпичиков (фигуры прямоугольной формы) из «блоков Дьенеша» на каждого ребенка, игрушки (дикие и домашние животные), домик, елочка, картинки с изображением домашних животных, игрушка – собачка |
Ноябрь | 2. Заборчик вокруг домика Зайчика | Развивать умения детей располагать на расстоянии кирпичики вертикально, ставя детали друг от друга на длинное узкое ребро, замыкая пространство по четырехугольнику, различать пространственный признак (низкий) и правильно обозначать его словами - «низкий заборчик», упражнять в различении цвета-«оранжевая палочка», развивать мелкую моторику рук, вызвать чувство радости от создания постройки | Обыгрывание игрового сюжета – построим заборчик вокруг домика Зайчика. Загадка. Отгадайте-ка, ребятки, Про кого моя загадка? Комочек пуха, Длинное ухо, Прыгает ловко, Ест морковку. 1. Д/игра «Маленькие зайчики» (воспитатель предлагает детям выложить зайчиков из геом. фигур, используя прием наложения). 2. Д/игра «Угостим зайчат морковкой» (воспитатель предлагает детям из набора палочек Кюизенера выбрать палочку оранжевого цвета). 3. Показ образца. Воспитатель строит заборчик вокруг домика, показывает, как можно обыграть его. Заборчик для зайчишки Строят ребятишки. У забора зайчик ловко Вкусную грызет морковку. 4. Пальчиковая игра «Зайка и барабан». Зайка взял свой барабан И ударил-трам-трам-трам. (пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, прижаты друг к другу. Дети имитируют игру на барабане). 5. Выполнение работы детьми. Обыгрывание построек. Дети строят заборчики вокруг домиков, располагая кирпичики вертикально на расстоянии друг от друга, ставя их на длинное узкое ребро, затем обыгрывают постройки. Кирпичики такие разные Желтые и красные Мы с тобою мастера Заборчик строим без гвоздя. 6. Подвижная игра «Заинька». Воспитатель становится вместе с детьми в круг, поет песенку и показывает движения. Заинька, топни ножкой, Серенький, топни ножкой, Вот так, этак топни ножкой! Вот так, этак топни ножкой! (дети выполняют движения) | 10-12 кирпичиков (фигуры прямоугольной формы) из «блоков Дьенеша», бумажные домики, игрушки-зайчики на каждого ребенка, палочки Кюизенера, геом.фигуры |
Декабрь | 1. Мебель (диван и кресло) для Мишутки | Формировать умения детей строить две постройки одновременно: строить диван из двух кирпичиков, кресло – из кирпичика и кубика, вызвать чувство радости от создания постройки | Обыгрывание игрового сюжета – мебель для Мишутки. 1. Д/игра «Мебель в нашей группе» (в-ль предлагает детям рассмотреть мебель в группе и определить ее назначение: стол, стул, шкаф, диван, кресло). У стола четыре ножки – Сверху крышка, как ладошка. Ножки, спинка и сиденье – Вот вам стул на удивленье. А это шкаф. Ой, детвора, Одежды целая гора. Я удобный, очень мягкий. Всем нетрудно угадать,- Любят бабушки и внуки Посидеть и полежать (диван). Ах, какая, ох какая! Наша мебель новая, Очень уж красивая, Да еще удобная. 2. Д/игра «Собери мебель» (в-ль предлагает детям сложить картинку дивана и кресла из 2-х частей). 3. Показ образца. Воспитатель строит диван и кресло, показывает, как можно обыграть их. 4. Выполнение работы детьми. Обыгрывание построек. Наши детки – мастера, Скажем громко им: «УРА!» 5. Подвижная игра «Ребята и медведь» (с игрушкой). Воспитатель произносит слова. Дети идут к «домику Мишки». Детки шли, шли, шли. В гости к Мишеньке пришли. Мишка, мишка, хватит спать. Надо деток догонять! После произнесения слов дети убегают, «мишка» их догоняет) | 3 кирпичика (фигуры прямоугольной формы), 1 кубик (фигура квадратной формы) из блоков Дьенеша на каждого ребенка, игрушки - мишки, мягкая игрушка - медведь, д/и «Разрезные картинки» (мебель) |
Декабрь | 2. Кровать для Мишутки | Обогащать активный словарь детей названиями мебели, Закрепить умения детей строить кровать из палочек и блоков, развивать внимание, вызвать чувство радости от создания постройки | Обыгрывание игрового сюжета - новая кровать для Мишутки. 1. Д/игра «Назовем предметы мебели» (в-ль предлагает детям рассмотреть и назвать предметы мебели и их назначение). 2. Д/игра «Чего не стало» (в-ль предлагает детям закрыть глаза, поочередно убирает один из предметов мебели. Дети угадывают, какого предмета не хватает). 3. Д/игра «Собери кровать» (в-ль предлагает детям сложить картинку кровати из 2- частей). 4. Показ образца Воспитатель строит кровать из 4-х палочек одного цвета и 2-х кубиков, показывает, как можно обыграть постройку. Захотел мишутка спать – Нужна широкая кровать. Вот широкая кроватка, Можешь спать ты, мишка, сладко. 5. Выполнение работы детьми. Обыгрывание постройки. Веселые ребятки Мастерят кроватки. Вот это – крепкая кровать. На ней Мишутка будет спать. 6. Подвижная игра «Мишка косолапый». Воспитатель произносит слова, дети идут к «мишке». Мишка по лесу гулял, Мишка шишки собирал. Бедный Мишенька устал На кроватке задремал. Мишка, Мишка, хватит спать! Выйди с нами поиграть! Нас тут много, ты один- Спать тебе мы не дадим. После этих слов дети убегают, «мишка» их догоняет | 2 кубика (фигура квадратной формы) из «блоков Дьенеша», 4 палочки оранжевого цвета из «палочек Кюизенера» на каждого ребенка, игрушки-мишки, предметы игровой мебели, игра «Собери картинку» |
Январь | 1. Ворота | Закрепить понятия «большой – маленький», «один – много», упражнять в различении предметов круглой формы, формировать умения детей делать перекрытия, вызвать чувство радости от создания постройки | Обыгрывание игрового сюжета – «Наш веселый звонкий мяч». 1. Д/игра «Прокати по дорожке» (воспитатель предлагает детям из множества предметов выбрать предмет круглой формы и прокатить по дорожке). 2. Д/игра «Выбери шарик» (воспитатель предлагает каждому из детей из «сухого бассейна», где находятся большие и маленькие шарики выбрать один маленький шарик для последующего обыгрывания постройки). 3. Показ образца Воспитатель строит ворота из 6 кубиков и 1 кирпичика (перекрытия), обыгрывает их. Ой, ребятки, тра-та-та! Хороши-то ворота! Поиграем- ка в футбол- Шар в ворота мы забьем! 4. Пальчиковая игра «Шарик». Надувайся, шарик, больше! Лучше щечки раздувай! Поиграй ты с нами дольше: Катись, прыгай и летай! Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу, ладошками образовать маленький, а затем – большой «шарик». Когда воздух «выходит», принять ладонями исходное положение. 5. Выполнение работы детьми. Обыгрывание постройки. Вот какая красота, Мы построим ворота. Вот такие мастера. Ворота строим мы с утра! 6. Подвижная игра «Догони мяч» (воспитатель катит мяч по группе и предлагает детям догнать его. Затем воспитатель переходит на другую сторону и снова катит мяч, дети догоняют) | 6 кубиков (фигуры квадратной формы), 1 кирпичик (фигура прямоугольной формы) из блоков Дьенеша на каждого ребенка, мячи (шары), дорожки из клеенки, «сухой бассейн» с большими и маленькими шариками, предметы разной формы |
Январь | 2. Лесенка для матрешки | Закрепить представления детей об основных цветах: красный, желтый, синий; упражнять в соотнесении фигур по цвету; формировать умения детей строить лесенку блоков, вызвать чувство радости от создания постройки | Обыгрывание игрового сюжета – в гости пришла матрешка, построим лесенку для матрешки. Дуйте в дудки, бейте в ложки, В гости к нам пришли матрешки. Ложки деревянные, Матрёшечки румяные. 1. Д/игра «Украсим матрешкам сарафаны» (воспитатель предлагает детям украсить силуэты сарафанов для матрешек блоками маленького размера). 2. Показ образца Воспитатель строит лесенку из 7 кирпичиков: сначала выкладывает один кирпичик, затем к нему приставляет длинной стороной еще один кирпичик, на который накладывает кирпичик сверху. Затем точно также рядом прикладывает четвертый кирпичик и сверху 2 кирпичика. Показывает, как можно обыграть лесенку. Для матрешки над лесенкой Трудились мы не зря. Попрыгает по лесенке Матрешка пусть моя. 3. Д/игра «Выбери кирпичики» (воспитатель предлагает детям выбрать кружок красного, синего или желтого цвета, а затем выбрать для дальнейшей постройки лесенки кирпичики (блоки) такого же цвета). 4. Выполнение работы детьми. Обыгрывание постройки 5. Песенка-танец «Мы веселые матрешки». Мы веселые матрешки, Ладушки-ладушки. На ногах у нас сапожки- Ладушки-ладушки. В сарафанах наших пестрых, Ладушки-ладушки. Мы похожи, словно сестры, Ладушки-ладушки. (дети выполняют движения согласно тексту) | 7 кирпичиков (фигура прямоугольной формы) из «блоков Дьенеша» на каждого ребенка, игрушки-матрешки, большая матрешка, силуэты сарафанов, блоки, кружки красного, синего и желтого цвета |
Февраль | 1. Горка для Егорки | Упражнять детей в различении основных цветов, группировке предметов по цвету, развивать умения детей выполнять постройку по образцу взрослого, используя кубики и призму («крышу»), развивать пространственную ориентировку, вызвать чувство радости от создания постройки. | Обыгрывание игрового сюжета – построим горку для Егорки. 1. Д/игра «Найди пару» (воспитатель предлагает детям найти пару «варежек» по цвету). 2. Д/игра «Разноцветные снежинки» (воспитатель предлагает детям выложить «снежинки из цветных палочек», используя прием наложения). 3. Показ образца Воспитатель сначала строит лесенку из 6 кубиков: выкладывает один кубик, затем к нему приставляет еще один кубик, на который накладывает кубик сверху. Затем точно также прикладывает четвертый кубик и сверху 2 кубика. Затем к лесенке приставляет призму. Показывает, как можно обыграть горку. Посадили Егорку на горку, Посадили в санки Егорку. Завязали шнурки на ушанке И вперед подтолкнули санки. Ай да сани, вот это сани: Так и мчатся под горку сами! Поднимают клубы метели… А потом кувырком полетели. Весь в снегу, но хохочет Егорка: «Ой, какая хорошая горка!..» 4. Пальчиковая игра «Как по снегу, по метели». Как по снегу, по метели Трое саночек летели, И шумят, и гремят, Колокольчики звенят. В первых санках – дедушка, В других санках – бабушка, В-третьих санках – тетушка, Вот какие гости! (дети загибают пальчики согласно тексту, начиная с мизинца). 5. Выполнение работы детьми. Обыгрывание постройки. К нам опять пришла зима, Мы катаемся с утра С нашей горки большой, Вы-со-кой ледяной! 6. Подвижная игра «Скати с горочки» (на большой кубик или сиденье детского стула одним концом нужно положить доску. Дети берут и по очереди сказывают с доски шарики) | 6 кубиков (фигура квадратной формы), 1 призма (фигура трехугольной формы) из блоков Дьенеша на каждого ребенка, игрушки для обыгрывания, игрушка – Егорка, разноцветные варежки из картона, «снежинки» на каждого ребенка, палочки Кюизенера, «сухой бассейн» с разноцветными шарами, наклонная доска |
Февраль | 2. Многоэтажный дом | Продолжать формировать у детей умения сравнивать предметы по величине: высокий – низкий, развивать у детей умение отражать в постройке свои представления об увиденных домах, передавать при конструировании из строительных материалов их основные признаки | Обыгрывание игрового сюжета – построим многоэтажные дома на улице. 1. Д/игра «Высокие и низкие дома» (воспитатель предлагает детям посадить возле высоких домов высокие елочки, возле маленьких домов - маленькие елочки). 2. Д/игра «Окошки в домике» (воспитатель предлагает детям «сделать окошки» в домах с помощью блоков маленького размера). 3. Показ образца. Воспитатель показывает, как можно построить многоэтажный дом из 7-8 кубиков, сверху делает крышу («призма). Показывает, как можно обыграть постройку. 4. Пальчиковая игра «Строим дом». Туки-туки-туки-тук! Раздается громкий стук! Строим дом, строим дом Чтобы люди жили в нем Дети ритмично ударяют кулачком о кулачок. Меняют кулачок (ударяют сверху другим). 5. Выполнение работы детьми. Обыгрывание постройки. Мы с тобой построим дом Многоэтажный. Не кирпичный будет он, Но и не бумажный: Раз – этаж, два – этаж! Из чего же домик наш? (из кубиков) Ой, ой, ой! Ой, ой, ой! Какой будет дом большой. Дом растет к небесам Не по дням, а по часам. 6. Подвижная игра «Мыши водят хоровод». Воспитатель произносит слова, дети водят хоровод. Мыши водят хоровод На лежанке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите! То проснется Васька-кот. Разобьет весь хоровод. После последних слов «кот просыпается», мяучит и догоняет детей | 7-8 кубиков (фигура квадратной формы), 1 призма (фигура трехугольной формы) из блоков Дьенеша на каждого ребенка, игрушки для обыгрывания, картонные дома разного размера, елочки разного размера, силуэты домов, блоки маленького размера, маска кота |
Март | 1. Домик для матрешек | Продолжать развивать умения детей создавать постройки, передавая в процессе конструирования их основные признаки, обыгрывать созданные постройки | Обыгрывание игрового сюжета – построим домик для матрешек. 1. Д/игра «Матрешки» (воспитатель предлагает детям сложить матрешку из 2, 3, 4 частей) 2. Д/игра «Угощение для матрешек» (воспитатель предлагает детям угостить матрешек печеньем, например, круглой формы). 3. Показ образца Воспитатель показывает, как можно построить дом: ставит 4 кирпичика, на короткое ребро, перекрытие делает из плотного листа картона, сверху ставит крышу («призма), дверь делает из кирпичика. Показывает, как можно обыграть постройку. 4. Пальчиковая игра «Домик» Дом мы строим Выше, выше! Есть окошки в нем и крыша. 5. Выполнение работы детьми. Обыгрывание постройки. Молотком мы стучим, Строить новый дом хотим. Кто в доме будет жить? С нами кто будет дружить? 6. Подвижная игра «Солнышко и дождик» (на слова воспитателя «солнышко светит» дети бегают врассыпную. На слова «пошел дождик» – прячутся под зонтик, который держит воспитатель) | 5 кирпичиков (фигура прямоугольной формы), 1 призма (фигура трехугольной формы) из блоков Дьенеша, полоска плотного картона на каждого ребенка, матрешки для обыгрывания, д/и «Разрезные картинки» (матрешки), блоки, зонтик |
Март | 2. Домик с заборчиком | Упражнять детей в различении формы фигур; продолжать развивать умения детей создавать постройки, передавая в процессе конструирования их основные признаки; обыгрывать созданные постройки | Обыгрывание игрового сюжета – построим домик для Колобка с заборчиком. 1. Д/игра «С кем встречался Колобок» (воспитатель предлагает детям из игрушек выбрать персонажей, с которыми встречался Колобок в сказке). Длинные у зайца уши, Как удобно ими слушать. Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый – краса! А зовут ее… лиса. Он большой и косолапый, Любит лапу он сосать Очень любит он реветь, А зовут его медведь. 2. Д/игра «Угости Колобка» (воспитатель предлагает детям угостить колобка печеньем. Дети выбирают из наборов только блоки круглой формы разного цвета). 3. Показ образца Воспитатель показывает, как можно построить дом: ставит 4 кирпичика на короткое ребро, перекрытие делает из плотного листа картона, сверху ставит крышу («призма), дверь делает из кирпичика. Показывает, как можно обыграть постройку. Затем предлагает детям построить домик с заборчиком вокруг. 4. Пальчиковая игра «Волк и лиса» Серый волк бежит по лесу, А за ним бежит лиса. Поднялись у них трубою Два пушистеньких хвоста 5. Выполнение работы детьми. Обыгрывание постройки. 6. Подвижная игра «У медведя во бору» (в берлоге (в углу) находится «медведь». Все дети с корзиночками в руках собирают грибы и ягоды и произносят: У медведя во бору Грибы, ягоды беру. Повторяют это несколько раз. А в берлоге медведь сидит И на детей рычит, рычит… «Медведь» начинает рычать. Дети разбегаются | 5 кирпичиков (фигура прямоугольной формы), 1 призма (фигура трехугольной формы) из блоков Дьенеша, полоска плотного картона, палочки двух цветов (например, розового и желтого) из палочек Кюизенера на каждого ребенка, матрешки для обыгрывания, игрушка – Колобок, игрушки – герои сказки «Колобок», наборы блоков |
Апрель | 1. Грузовик | Закрепить знание основных цветов, формы фигур; продолжать развивать умения детей создавать постройки по образцу после его обследования, комбинировать несколько деталей, вызвать радость от своей работы | Обыгрывание игрового сюжета - грузовик поможет перевести грузы. 1. Д/игра «Что перевозят грузовики» (воспитатель предлагает детям загрузить в одну грузовую машину «желтые яблоки», а в другую машину - «красные яблоки» (блоки). 2. Д/игра «Почини колеса у грузовика» (воспитатель предлагает детям выложить «колеса» из блоков, круглых по форме) 3. Показ образца Воспитатель показывает, как можно построить грузовик: кабина – кубик, кузов – из 6 палочек, колеса – из фигур круглой формы (блоков). Би-би-би, – гудит машина, Не поеду без кабины. 4. Выполнение работы детьми. Обыгрывание постройки. 5. Подвижная игра «Автомобили и гаражи» (дети под музыку «ездят» по группе: бегают, крутят руль определенного цвета. Когда музыка замолкает, находят такого же цвета гараж (круг на полу) | 1 кубик (фигура квадратной формы), 2 фигуры круглой формы из блоков Дьенеша, 6 палочек из палочек Кюизенера на каждого ребенка, игрушки для обыгрывания, блоки, 2 грузовика, разноцветные рули на каждого ребенка, цветные круги |
Апрель | 2. Трамвай | Закрепить представления детей различать транспорт, закрепить представления о его назначении, развивать умения детей создавать постройки по образцу после его обследования, комбинировать несколько деталей, вызвать радость от своей работы. | Обыгрывание игрового сюжета – покатаемся на трамвае по родному городу. Быстро глазки закрываем, Кто приехал, отгадаем! Раз, два, три – посмотри! 1. Д/игра «Транспорт» (воспитатель последовательно показывает игрушки, изображающие виды транспорта, предлагает детям их назвать и сказать, кого (что) они перевозят). 2. Д/игра «Рельсы для поезда» (воспитатель предлагает детям выбрать из набора палочек палочки черного цвета и выложить из них «рельсы»). 3. Показ образца Воспитатель показывает, как можно построить трамвай: выкладывает, плотно приставляя друг к другу короткой гранью, два кирпичика, сверху на них кладет в три ряда по 2 кубика, сверху накладывает опять два кирпичика. Предлагает детям построить трамвай и рельсы (из палочек), по которым он едет. По рельсам спешит мой знакомый трамвай Трамвай, ты по городу нас покатай! Вези нас по улицам быстро и ловко, А мы посчитаем твои остановки. 4. Пальчиковая игра «Транспорт» Пальчики мы загибаем С ними транспорт называем: (сжимают и разжимают кулачки) Вот автобус и троллейбус, Грузовик и самолет, Паровоз и вертолет (загибают пальчики, начиная с большого). 5. Выполнение работы детьми. Обыгрывание постройки. 6. Подвижная игра «Ехали, ехали и приехали» (дети имитируют езду на машине, паровозе, самолете) | 6 кубиков (фигура квадратной формы), 4 кирпичика (фигуры прямоугольной формы) из «блоков Дьенеша», 8 палочек из «палочек Кюизенера» на каждого ребенка, игрушки для обыгрывания, игрушки, изображающие виды транспорта: самолет, машина, автобус, поезд, наборы палочек |
Май | 1. Отправляемся в путешествие | Применять ранее сформированные представления в постройке транспорта (автобус, машина), самостоятельно выбирать нужный материал, вызвать радость от своей работы | Обыгрывание игрового сюжета – отправляемся в путешествие. 1. Д/игра «Транспорт» (воспитатель предлагает детям сложить картинку с изображением транспорта, состоящую из 2, 3, 4 частей). 2. Д/игра «Дорога» (воспитатель предлагает детям всем вместе построить широкую дорогу из блоков). 3. Показ образца Воспитатель предлагает детям построить машину или автобус, на котором можно отправиться в путешествие. Напоминает способы создания постройки. 4. Физкультминутка Руки в стороны – в полет Отправляем самолет (руки в стороны, бегут по кругу) Мы в автобусе сидим И в окошечко глядим (приседают, поворачивая голову). Едет-едет паровоз Он вагончики повез (идут по кругу, имитируя вращение руля). По дорогам мчат машины, Весело шуршат их шины. 5. Выполнение работы детьми. Обыгрывание постройки. 6. Подвижная игра ««Воробышки и автомобиль». (дети находятся на одной стороне группы. Это «воробышки в гнездах». На противоположной становится воспитатель. Он изображает «автомобиль». Услышав слова воспитателя: «Полетели воробышки на дорожку», дети «вылетают из гнездышек». Они бегают, размахивая руками – «крылышками». Воспитатель говорит: «Автомобиль едет, летите, воробышки в свои гнездышки!». «Автомобиль» выезжает из гаража. «Воробышки улетают в «гнезда») | 6 кубиков (фигура квадратной формы), 4 кирпичика (фигуры прямоугольной формы) из блоков Дьенеша для строительства автобуса. 1 кубик (фигура квадратной формы), 2 фигуры круглой формы из блоков Дьенеша, 6 палочек из палочек Кюизенера на каждого ребенка – для строительства машины, игрушки для обыгрывания, д/игра «Разрезные картинки», блоки |
Май | 2. Чудо-город мы построим | Применять ранее сформированные представления при создании знакомых построек, самостоятельно выбирать нужный материал, вызвать радость от своей работы. | Обыгрывание игрового сюжета – Чудо-город мы построим. 1. Д/игра «Выложи по образцу» (воспитатель предлагает детям из палочек выложить следующие изображения: ворота, дом, башню, забор, используя прием наложения или выкладывания согласно изображению). Башню построим высокую мы. Окна и бойницы в башне видны. Сад забором оградили, Чтоб деревья дольше жили. 2. Пальчиковая игра «Домик» Дом мы строим выше, выше! Есть окошко в нем и крыша (создать угол – «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу). 3. Игра «Разные постройки» (воспитатель предлагает детям построить ранее известные им постройки: башенки, многоэтажные дома, ворота, заборы. Напоминает способы создания постройки. 4. Выполнение работы детьми. Обыгрывание построек. 5. Подвижная игра «Карусель» (дети берутся за ленточки, присоединенные к зонтику, и двигаются согласно тексту). Еле, еле, еле, еле Завертелись карусели. А потом кругом, кругом, Все бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите, Карусель остановите. Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра | Наборы блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, игрушки для обыгрывания |
Литература
- Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск: НИО; Аверсэв, 2013. – 416 с.
- Житко, И.В. Первые шаги в математику / И.В.Житко // Пралеска. – 2009. – №7. – С. 24
- Лобынько, Л.В. Современные подходы к образовательному процессу / Л.В.Лобынько. – Мн.,2009. – С. 5-13
- Смолякова, И.Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников / И.Н.Смолякова. – Мозырь, 2011.
- Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / под ред. А.А.Столяра. – М.: Просвещение, 1988.
- Фидлер, М. Математика уже в детском саду / М.Фидлер. – М: Просвещение, 1981.
- Носова, Е.А. Логика и математика для дошкольников / Е.А. Носова. – СПб: Акцидент, 2000.
- Новикова, В.П. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера / В.П.Новикова: М: Москва-Синтез, 2008. – С. 6-24
9. Панова, Е.Н. Дидактические игры-занятия с палочками Кюизенера / Е.Н.Панова. – Воронеж, 2007.
10. Панова, Е.Н. Дидактические игры-занятия с блоками Дьенеша / Е.Н.Панова. – Воронеж, 2006.
11. Финкальштайн, Б.Б. На золотом крыльце сидели / Б.Б.Финкальштайн. – Спб: Корвет, 2009.
12. Финкальштайн, Б.Б. Давайте вместе поиграем / Б.Б.Финкальштайн. – Спб: Корвет, 2009.
Содержание
Введение ………………………………………………………………… | 3 |
Познавательная деятельность детей раннего возраста с помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша ………………………………… | 5 |
Примерное перспективное планирование занятий по образовательной области «Искусство» с использованием игровых пособий «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша» (1-я младшая группа) ……… | 9 |
Приложение 1. Примерные игровые комплексы по формированию элементарных математических представлений посредством конструирования (1-я младшая группа) ……………………………………… | 12 |
Литература ……………………………………………………………… | 38 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по познавательному развитию(ФЭМП) с использованием логических блоков Дьенеша в средней группе.
Закреплять навыки детей в работе с логическими блоками , упражнять в умении классифицировать блоки по трём признакам: цвету, форме, размеру....
Конспект по познавательному развитию (ФЭМП) с использованием логических блоков Дьенеша (подготовительная группа)
Закреплять знания детей о свойствах предмета с помощью логических блоков Дьенеша....
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) с использованием логических блоков Дьенеша в средней группе по сюжету русской народной сказки "Колобок".
Цель: развивать математические и сенсорные представления ( количественный счет, геометрические фигуры, величина) с использованием блоков Дьенеша.Задачи:Социально-коммуникативное разв...
Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Космическое путешествие» с использованием инновационных технологий интеллектуально-творческого развития: палочки Кюизенера и логические блоки Дьенеша в рамках зон
Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Космическое путешествие» с использованием инновационных технологий интеллектуально-творческого ...
ОД по познавательному развитию (ФЭМП) с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера по сказке «Курочка Ряба»
Цель: Закреплять навыки в работе с логическими блоками, упражнять в умении классифицировать блоки по трем признакам: цвет, форма, размер.Задачи:- Развивать любознательность и познавательную акти...
Конспект открытого занятия в средней группе по познавательному развитию (ФЭМП) с использованием технологий блоков Дьенеша и палочек Кюизенера
Тема: “Космическое путешествие».Цель:1. Воспитывать доброжелательные отношения к ближнему....
НОД по познавательному развитию(ФЭМП) с использованием логических блоков Дьенеша в средней группе.
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) с использованием логических блоков Дьенеша в средней группе позволит закреплять навыки детей в работе с логическими блоками, упражнять в умении классифи...