Семинар - практикум "Играя в профессии я выбираю будущее"
материал
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Р.Б.
Муниципальное образование «Бичурский район»
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Полянка»
Семинар – практикум «Играя в профессии – я выбираю свое будущее»
Подготовила: Ткачева Е.Л.
Бичура 2024 г.
Цель: обмен опытом и технологиями по социализации и ранней
профориентации дошкольников.
Задачи:
- совершенствовать и конкретизировать представления детей о мире
профессий;
- поиск педагогических идей для развития способности понимать и
принимать ценности труда на благо общества и личностного развития;
- содействовать личностному самоопределению.
Ход:
Детство – это удивительный мир, где, будучи ребенком, можно стать
мамой и папой, пожарным и врачом, можно полететь в космос,
попутешествовать по разным странам за один день или помечтать о будущем.
Мир профессий в обществе сложная, динамичная, постоянно
развивающаяся система. Если еще несколько лет назад было достаточно
познакомить детей с трудом повара, врача, продавца, водителя и военного, то
на текущем этапе этого недостаточно. Современная действительность нам
диктует новые требования.
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире
профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их
всестороннего, полноценного развития. Профессиональное самоопределение
взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому
дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором
закладываются основы для ранней профориентации.
А работая над той или иной темой, проигрывая различные ситуации, иногда находишь те самые невидимые нити, которые иногда объединяют людей разных профессий. Ведь воспитателю необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал не только увлекательной деятельностью, но может быть первым шагом к будущей профессии ребенка.
Практическая часть
Игра «Самая-самая»
Уважаемые коллеги, сейчас я предлагаю игру, которая поможет нам
эмоционально настроиться на дальнейшую работу.
Педагогам дается следующая инструкция:
Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика — самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми-самыми денежными? до последнего варианта.
Участникам предлагаются следующие характеристики:
· самая зеленая профессия;
· самая сладкая профессия;
· самая денежная профессия;
· самая волосатая профессия;
· самая детская профессия;
· самая неприличная профессия;
· самая смешная профессия;
· самая общительная профессия;
· самая серьезная профессия.
Каждая команда дает свои варианты ответов.
Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную
(или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления
собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности,
самореализации. Игры дают возможность расширить и уточнить знания о
профессиях, о предметах труда, о трудовых действиях, результате труда,
расширяют словарь, учат общению.
Я рада, что сегодня у нас появилась возможность поговорить на очень
интересную и важную тему – о труде, и я хочу пригласить Вас в увлекательное путешествие по миру профессий.
Для начала давайте вспомним, что такое труд? Труд – целесообразная,
сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение
потребностей индивида и общества.
Что такое профессия? Профессия – род трудовой активности человека,
владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в
ходе специальной подготовки.
Профессиональная ориентация - система мер, направленных на
оказание помощи молодёжи в выборе профессии.
Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные
знания и представления о труде и воспитывать уважение
к профессиональной деятельности взрослых. Научить ценить труд,
возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача
воздействия на поведение детей – вызвать желание трудиться, работать
добросовестно, аккуратно выполнять возложенные на ребенка трудовые
обязанности.
О труде размышляли во все времена. К нему обращали свои мысли поэты
и писатели, ученые, и философы. Люди сложили о труде и разных профессиях
много песен, пословиц и поговорок. А какие пословицы и поговорки о
профессиях знаете вы, мы проверим с помощью «Разноцветного кубика».
Каждый из вас по очереди будет бросать кубик, на сторонах которого
написано начало пословицы. Вам необходимо ее продолжить.
Пословицы и поговорки, используемые в работе с детьми помогают в
лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка, высказать отношение к
лени, подчеркнуть важность труда. Пословица не воспринимается ребенком
как нотация и поэтому она эффективнее как средство воспитания. (Каков
тракторист — таков и трактор. Хороший тракторист что артист.
Слушай агронома — будет хлеб и солома. Добрый пастух не о себе печется, о
скотине. Каков пастух, таково и стадо. У врача лечись, а у умного учись. Без
топора не плотник, без иглы не портной. Плотник без топора, что изба без
угла. Учи других и сам научишься. Из молодого, как из воска: что хочешь, то
и вылепишь.)
Как вы думаете, что такое профессиограмма?
Это описание профессии, включающее в себя основные требования, предъявляемые профессией к личностным качествам человека.
Все профессиограммы построены примерно по такой схеме:
· название профессии;
· вид труда (ручной, механизированный, автоматизированный, интеллектуальный);
· предмет и продукт труда;
· знания и умения, необходимые для выполнения работы;
· условия работы;
· медицинские противопоказания;
· требования к человеку;
· пути получения профессии.
Выберите одну профессию (любую) и составьте для нее профессиограмму.
Как уже говорилось ранее, игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения,проявлениясобственного«Я»,творчества,активности,самостоятельности, самореализации. Игры дают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, о предметах труда, о трудовых действиях, результате труда, расширяют словарь, учат общению.
И сейчас мы с вами перейдем к домашнему заданию. Каждый педагог представит свою игру, для ознакомления дошкольников с профессий, соответствующую возрасту детей.
Представление игр педагогами.
Использование разнообразных методов и приемов в работе с
детьми па ранней профориентации способствуют формированию
положительного отношения к профессиональной деятельности взрослых,
представлений об общественной направленности и пользе труда людей, о
характере трудовой деятельности и взаимоотношениях между людьми в
процессе труда, основанных на уважении и взаимопомощи. А так же развивает у детей интерес к труду взрослых, помогает формированию общественно – полезных мотивов собственной трудовой деятельности, желанию трудится, добросовестно выполнять доверенное дело.
Есть на свете много профессий,
И важны они всем нам очень:
Врач, учитель, дизайнер, профессор,
Инженер, воспитатель, рабочий.
Все профессии очень разные —
Трудно сделать выбор порою.
Интересные и опасные,
Могут стать для кого-то судьбою.
Уважаемые коллеги, в ходе данного мастер-класса мы
продемонстрировали Вам некоторые игры, которые возможно использовать в
проведении различных мероприятий по ознакомлению дошкольников с
профессиями. Надеемся, что данный опыт пригодится Вам в Вашей работе и
подтолкнет к созданию чего-то нового и интересного.
Список литературы
1. Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и
социальной действительностью /Н. В. Алешина. - Москва. - 2015.-С. 56-98
2. Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников:
практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. 3-е изд.- Москва:
Айрис-пресс. - 2012. - 128 с.
3. Зворыгина, Е. В. Первые сюжетные игры малышей: пособие для
воспитателя дет. Сада. /Е. В.- Москва: Просвещение. - 2010.-98с.
4. Зеньковский, В. В. Психология детства/В. В. Зеньковский//Деловая
книга. - 2016.-С. 54-89.
5. Краснощекова, Н. В. Новые сюжетно-ролевые игры для младших
дошкольников: целевые прогулки, беседы, занятия, изготовление атрибутов
к играм / Н. В. Краснощекова.- Ростов на Дону: Феникс. - 2011. - 205с.
6. Менджрицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре/Д. В. Менджрицкая.-
Москва: Просвещение. - 2011.
7. Миленко, В. В. Нужно ли учить детей играть игры// Дошкольное
воспитание. - № 4.- 2015.-с. 119-123
8. Михайленко, Н. Я., Короткова, Н. А. Организация сюжетной игры в
детском саду / Н. Я. Михайленко, Н. А.Короткова - Москва: Аванта+.-2014
9. Михайленко, Н. Я. Педагогические принципы организации сюжетной
игры // Дошкольное воспитание. - №4.- 2012.- с. 38-44
10. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии/С. Л. Рубинштейн. -
СПб.: Питер. - 2011, - 712 с.
12. Солнцева, О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание. - №
4.- 2015.- с. 33-37
13. Спиваковская, А. С. Игра - это серьезно /А. С. Спиваковская.- Москва:
Карапуз. -2015
14. Чудновский, В. Э. Роль сюжетно-ролевой игры в развитии
личности дошкольника / В. Э. Чудновский. – Москва. - 2014- 168 с.
15. Шмаков, С. А. Природа и структура игры/С. А. Шмаков. - 2011 г. – 206
Каков тракторист — таков и трактор.
Хороший тракторист что артист.
Слушай агронома — будет хлеб и солома.
Добрый пастух не о себе печется, о скотине.
Каков пастух, таково и стадо.
У врача лечись, а у умного учись.
Без топора не плотник, без иглы не портной.
Плотник без топора, что изба без угла.
Учи других и сам научишься.
Из молодого, как из воска: что хочешь, то и вылепишь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Утренний сбор "Все профессии хороши - выбирай на вкус!" (строительные профессии)
Составление предложений, ЗКР, упражнения....
Открытый показ занятия с детьми подготовительной группы по углубленному формированию знаний о профессиях: «Все профессии важны – выбирай на вкус!».
Открытый показ занятия с детьми подготовительной группы по углубленному формированию знаний о профессиях:«Все профессии важны – выбирай на вкус!»....
ИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ (дети с ОВЗ) "ИГРАЯ В ПРОФЕССИЮ - ВЫБИРАЕМ БУДУЩЕЕ"
Формирование и развитие допрофессионального самоопределения детей с ОВЗ в системе дошкольного образования как начального этапа подготовки к самостоятельной трудовой деятельности в социуме....
Проект "Познавая профессии - я выбираю свое будущее"
Территория взаимодействия...
Проект " Играя в профессии - выбираем будущее"
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста - это «начальный» этап подготовки ребёнка к выбору профессий, который заключается в том, чтобы ознакомить с различными видами труда д...
НОД логопедического занятия в подготовительной группе ДОУ на тему:"Выбираем будущее, играя в профессии"
Данный материал будет полезен как логопедам , так и воспитателям ДОУ. В занятии освещена лексическая тема "профессии". Материал по теме способствует закреплению и активизации словаря, развив...