«Современные технологии математического развития детей дошкольного возраста»
консультация

«Современные технологии

математического развития детей

дошкольного возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_vystuplenie_na_gmo.docx25.84 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность

Большое значение в умственном воспитание детей имеет развитие элементарных математических представлений. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

Для подготовки к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять, и измерять, но и рассуждать.

Ведь овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится ясно и четко мыслить, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.

  • По исследованиям психологов наибольшие трудности в начальной школе испытывают дети, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание, привычка думать, стремление узнать что-то новое.

Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Необходимо сделать обучение занимательным.

Занятие будет познавательным и занимательным, если дети в ходе его:

• Думают

• Удивляются

• Фантазируют

• Достигают

Введение инновационных технологий в дошкольных учреждениях помогает воспитывать и обучать дошкольников в духе времени. Помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям связанных с их образовательным уровнем. Каждый педагог должен идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих воспитанников. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения.

Инновационные технологии в дошкольном образовании

К основным видам инновационных технологий, при развитии математических способностей дошкольников, можно отнести: развивающие технологии, информационно – коммуникативные, коррекционные, технология проектной деятельности, технология интеграции.

Развивающие технологии

Технология «ТРИЗ»

Игры с применением технологи ТРИЗ увлекают ребенка в мир знаний, незаметно для него развивают мышление, умение находить нестандартные решения, смекалку.
Широко используются следующие игры на занятиях по формированию элементарных математических представлений:
- «Какое число потерялось?»
- «Где встречаем в жизни это число?»
- «Где встречаем эти линии?»
- «Где спрятались геометрические фигуры?»
- «Игры головоломки»
Игры с применением игрового материала:
(счетные палочки)
- «Измерить длину предмета»;
- «Выложить узор»;
- «Построение объектов по заданию»;
- «Сравнение объектов по количеству кубиков…»;
- «строительство объектов».
Благодаря таким играм происходит тренировка ребенка в запоминании цвета, развитие сообразительности, установки дружеских отношений в коллективе. Постепенное усложнение заданий позволяет каждому ребенку продвигаться вперед своим индивидуальным маршрутом.

  • Цветные счетные палочки Кюизенера Это набор цветных палочек разного размера, с помощью которых у детей развиваются представление о числе, основы счета, умение измерять предметы. Каждая палочка – это число, отображаемая цветом и величиной, то есть длинной в см.
  • Логические блоки Дьенеша - абстрактно - дидактическое средство. Это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. ЛБД позволяют моделировать множества с заданными свойствами, например создавать множества красных блоков, квадратных блоков и др. Блоки можно группировать, а далее и классифицировать по заданному свойству: разбивать блоки на группы по величине (большие и маленькие, цвету (красные и не красные) и др. Далее детям можно раскрыть и более сложные операции над множеством (объединение, включение, дополнение, пересечение).
  • Игровая технология Никитина

Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора-механика и т.д.

Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

  • Игры-головоломки, или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. В современной педагогике известны такие игры-головоломки: «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Пентамино», «Сердечко» или «Листик». Все игры объединяет общность цели, способов действия и результата.

Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры (например, квадрата в игре «Танграм» или круга в «Волшебном круге») на несколько частей.

Постепенное возрастание трудности задач в играх Никитина позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.

  • Математический планшет представляет собой резиночный конструктор. На квадратном поле расположено 25 штырьков (5 рядов и 5 столбцов). На них натягиваются цветные резиночки, и на поле возникают всевозможные силуэтные изображения -от букв и цифр до сюжетных картинок. Можно дополнить линии геометрическими фигурами -и эти изображения станут еще более разнообразными и яркими

Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

  • Планшет «Логико-малыш»- это пластмассовый планшет с подвижными фишками разных цветов и множество комплектов карточек с заданиями. Чтобы начать работать с пособием, ребёнку необходимо расположить разноцветные фишки внизу планшета, затем вставить одну из карточек в планшет, и, передвигая фишки, отвечать на поставленные вопросы. Ребёнок, решая задание, подбирает пары, между которыми есть какая-то логическая взаимосвязь: выбирает объект и его признак, аналог, символ, этап развития, ракурс, проекцию, часть от целого или наоборот и т.д. Затем можно перевернуть карточку и проверить, правильно ли сделаны задания: если цвет фишки соответствует цвету на карточке, то всё решено верно. Также на обратной стороне карточки помещены дополнительные вопросы и картинки для бесед с ребёнком. Заниматься с пособием ребёнку не так уж просто, стоит быть очень внимательным и решать сразу несколько задач: увидеть правильный ответ, найти фишку нужного цвета, переместить её в нужное место.
  • Игровой набор «Дары Фрёбеля»- это усложняющееся дидактическое пособие, которое включает в себя 14 самостоятельных игровых наборов: « Шерстяные мячики», « Основные тела», « Куб из кубиков», « Куб из брусков», « Кубики и призмы», « Кубики, столбики, кирпичики», « Цветные фигуры», « Палочки», « Кольца и полукольца», « Фишки», « Цветные тела», « Мозаика. Шнуровка», «Башенки», «Арки и цифры». 

Набор Фребеля учит ребенка сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, весу и тем действиям, которые можно с ними производить. Обучает составлению фигур из фрагментов, конструированию, счету, развивает творческие способности.

  • Развивающие игры Воскобовича

В процессе игры дети погружаются в мир сказки и приключений, а также знакомятся с веселыми персонажами, которые развивают у ребенка творческий потенциал, фантазию и логику. С помощью одной игры ребенок может изучить цвет и формы, освоить счет, а также развивать мелкую моторику и психические процессы.

Информационно-коммуникативные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.)

Использование ИКТ имеет ряд преимуществ:

-предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

-несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

-движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

Одна из составляющих использования информационных – коммуникативных технологий – это мультимедийные презентации.

Презентации выполняют функции демонстрационного материала. Они заменяют множество дидактических пособий и картинок, используемых на занятиях по математическому развитию, но в отличие от обычных картинок они могут ожить и заговорить с ребенком.

  • интерактивный экран.

При помощи интерактивного экрана можно объяснять новый материал, закреплять пройденный материал, играть в игры, делать физкультминутку. В ходе использования интерактивного экрана дети могут играть индивидуально, в парах, подгруппой. Они действуют, общаясь друг с другом, тем самым развивая свои коммуникативные качества.

Коррекционные технологии

  • Интерактивный пол 

Интерактивный пол представляет собой создание на напольное покрытие специальной проекции, которая активируется ("оживает") только в том случае, если человек наступает ногами на поверхность пола (а дети любят и просто ползать ).

Отдельном отметим, что каждый раз интерактивный пол реагирует на движение по-разному – по одному из десятков тысяч вариантов, а не по какому-то специально запрограммированному сценарию.

Пол, сделанный по интерактивной технологии, способен реагировать и на медленные шаги, и на очень быстрый бег, как одного человека, так и группы людей
. Использование интерактивного пола помогает ребенку легче усвоить понятие форма, цвета и величина

Преимущество же обучения через интерактивный пол по сравнению с другими методами заключается в том, что он интуитивно понятен современным детям, играющими с телефонами и смотрящими мультики с малых лет.

Интерактивная песочница 

Интерактивная песочница- это инновационный метод песочной терапии, который представляет собой обучающий комплекс для современного развития детей. На занятиях ребенок взаимодействует с природным материалом — песком, и происходит развитие мелкой моторики рук и снятие психоэмоционального напряжения.

Данная система состоит из деревянной конструкции с песком, а также:

  • ноутбука с программным обеспечением;
  • проектора, который выводит изображение нужных режимов на поверхность песка;
  • датчика глубины, который измеряет уровень песка, и в зависимости от этого меняет изображение рельефа и фона в игре;

Датчик глубины определяет уровень песка и передаёт данные программе, которая создаёт изображение рельефа. Для того, чтобы получить реки или озера, необходимо уменьшить высоту песка, и наоборот, если высоту песка увеличить, то получаются горы и вулканы.

Интерактивная песочница помогает развивать математические навыки и логику. Режим «Геометрические фигуры» познакомит с формой, научит сравнивать. Игра «Поиск сокровищ» содержит 5 уровней сложностей, учит ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, отсчитывая определенное количество клеток.

Технология проектной деятельности

Тематика проектов разнообразна. Однако выбор тем не случаен. Все темы проектов и их цели и задачи соответствуют возрастным особенностям, определённых ДОУ.

«Забавные числа»

«А меня сосчитали?»

«Умные задачки»

«В стране геометрических фигур»

«Цифры»

«Условная мерка».

«В мире пространства и времени»

«Всё измерить мы хотим!»

Технология интеграции

  • Интеграция через художественно-эстетическое развитие отражается в тесной связи математических упражнений с музыкально-ритмическими движениями, составлений задач во время музыкальных распевок, в проведении математических развлечений и викторин, совместно с музыкальным руководителем. Зрительные, осязательные ориентиры помогают детям более детально запомнить, прочувствовать те или иные математические понятия (пластилиновые цифры» - поделки из пластилина в виде той или иной цифры, «Цветная мозаика» - конструирование из геометрических фигур. «Веселые человечки» - разукрашенные цифры человечки из соленого теста.

Интеграция через физическое развитие отражается  

  • В ориентировке в пространстве относительно своего тела,
  • Расчет по порядку (первый, второй и т. д)
  • подсчет количества пойманных игроков (в подвижных играх), перенесенных предметов (в эстафетах)
  • Подвижные игры математического содержания «Попади в круг», «Найди себе пару», «Классы», «Сделай фигуру», «Эстафеты парами», «Чья команда забросит больше мячей в корзину».
  • Проведение физкультурно-математического досуга

Интеграция через речевое развитие происходит при использовании, например, пословиц, поговорок, крылатых слов с числительными, потешек, считалок, небылиц, загадок и других форм устного народного творчества, которые развлекают детей и поддерживают эмоциональный настрой. Ненавязчиво они учат ребенка считать, сравнивать и обобщать.

Интеграция через познавательное развитие происходит при использовании элементарных опытов.

  • Заключение:
  • Джон Дьюи говорил: «Если мы будем учить наших детей, как учили вчера, мы украдём у них «завтра». Поэтому нужно идти в ногу со временем, постоянно самосовершенствоваться и самообразовываться, осваивать новые методики и технологии, постоянно повышать свою квалификацию по данному направлению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

современные технологии развития речи детей дошкольного возраста

консультация для педагогов "Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста"...

Современные методы развития музыкально-художественных способностей детей дошкольного возраста.Презентация.

В музыкальной педагогике методы музыкального образования рассматриваются как способы организации усвоения содержания предмета, отвечающие целям и ведущим задачам педагогического  процесса (Э. Б.А...

Консультация для родителей " Физическое развитие детейдошкольного возраста в семье"

Данная консультация предлагает актуальные способы физического воспитания детей в семье....

Трудовое воспитание детейдошкольного возраста

Интерактивная игра " Путешествие по детскому городу профессий "...

«Сторителлинг - одна из инновационных технологий развития речи детейдошкольного возраста»

Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя  с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг....

Использование современных методик развития речи детей дошкольного возраста с ОНР при реализации образовательной области «речевое развитие».

Использование современных методик развития речи детей дошкольного возраста с ОНР  при реализации образовательной области «речевое развитие»....