Проектная технология: "Русская народная игрушка"
проект (младшая группа)
Воспитание гражданина и патриота, любящего и знающего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, ознакомления с традициями русского народа. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Народная игрушка – это одно из средств передачи традиций русского народа, его культуры. В ней отражены уклад, нравы и обычаи народа, достижение народного мастерства. Такие игрушки согреты теплом человеческих рук, красочно расписаны мастерами и умельцами, издавна дарят людям любовь и доброту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_publikatsiyu_proekt_narodnaya_igrushka.docx | 520.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ – школа «Планета детства» - дошкольное отделение по адресу с. Спас-Заулок,
ул. Центральная, д. 20
Реализация проектной технологии
«Русская народная игрушка»
Разработала и реализовала: воспитатель
высшей квалификационной категории
Михайлова Г.А.
2023 – 2024 учебный год
Содержание
- Актуальность проекта
- Тип проекта
- Состав участников проекта
- Срок реализации проекта
- Продолжительность проекта
- Цель и задачи по проекту
- Психолого-педагогическое сопровождение
- Интеграция по проекту
- Описание продукта, полученного в результате проекта
- Форма проведения презентации проекта
- Материально – технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
- Поэтапная совместная деятельность по решению задач проекта
- Ожидаемый результат
- Из опыта работы воспитателя по реализации данного проекта (диагностика, выводы, фотоматериал)
Приложение к проекту
- Рисунки
- Игры
- Итоговое занятие «В гостях у матрешки»
- Свидетельство о публикации проекта
- Фотоотчет для родителей
Актуальность
«Русская народная игрушка — это такая прелесть,
такое глубокое понимание красоты и такая забавная изобретательность, что лучше этого не
найти нигде».
А. Бенуа
Воспитание гражданина и патриота, любящего и знающего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, ознакомления с традициями русского народа. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Народная игрушка – это одно из средств передачи традиций русского народа, его культуры. В ней отражены уклад, нравы и обычаи народа, достижение народного мастерства. Такие игрушки согреты теплом человеческих рук, красочно расписаны мастерами и умельцами, издавна дарят людям любовь и доброту. В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской игрушке. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, народной игрушкой, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Народная игрушка – Матрешка при всей простоте, несет в себе очень много для развития малыша. Способствует развитию связной речи, моторики пальцев, концентрации внимания, формирует первые математические навыки, знакомит с основами сюжетной игры. Знакомя детей с русской народной игрушкой-матрешкой, мы уделяем внимание духовному воспитанию, воспитанию патриотизма, формируем творчески развитую личность, знакомим ребёнка с русскими народными традициями. Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Таким образом, можно обозначить проблему: народные традиции утрачивают свое значение, дети не играют в народные игрушки и не знают их. Современные родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а возможно и не знают, как это сделать. Так же современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки ее возможности в развитии ребенка раннего возраста. Исходя из вышесказанного, у нас возникла необходимость ознакомления детей и родителей с такой замечательной русской народной игрушкой, как матрешка, которая является самой первой игрушкой в раннем детстве. Игрушка неизменный спутник каждого ребенка с первый дней жизни. Игрушки являются первыми средствами воспитания, давали первый толчок к формированию характера, складу ума и т.д. именно народная игрушка полна традициями национального русского искусства, приспособлена к игре как к главному проявлению духовной жизни ребенка. Предназначение игрушки состоит в том, чтобы ребенок, играя с ней, познавал мир красоты, добра, развивал свое воображение и фантазию. Поэтому так важно с самого раннего детства познакомить ребенка с народной игрушкой.
Тип проекта: нравственно – патриотическое воспитание
Состав участников: - воспитатель Михайлова Г.А.
- обучающиеся дошкольной группы
(возраст воспитанников от 2,6 до 3,6 лет)
- педагог – психолог
- музыкальный руководитель
- родители воспитанников группы
Срок реализации – в течении 1 месяца(с 06.02.2024г. по 06.03.2024г.)
Продолжительность проекта – краткосрочный
Цель проекта: формирование нравственно-патриотических чувств, средствами декоративно-прикладного искусства, через ознакомление с видами народной игрушки.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Расширить представления детей о видах русской народной игрушки.
Развивающие:
- Развить познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки.
- Сформировать у детей эмоционально-чувственное, осознанное восприятие образов устного народного творчества (потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, считалки).
- Развивать творческие и познавательные способности детей путем совместной работы ДОУ и родителей.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к игрушке, к труду народных мастеров.
Для педагогов
- Повысить профессионализм педагога.
- Внедрить новые методы в работе с детьми и родителями.
Для родителей
- Сплотить детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.
- Сформировать у родителей желание участвовать в реализации проектной деятельности.
- Психолого-педагогическое сопровождение:
- Предупреждение возникновения проблем развития ребенка.
- Помощь (содействие ребенку) в решении актуальных задач развития, обучения, социализации.
Интеграция по проекту
Описание продукта, полученного в результате проекта:
Оформление выставки рисунков родителей на тему:
«Русская народная игрушка - Матрешка»
Форма проведения презентации проекта:
- отчет на печасе в апреле 2024г.
Материально – технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- Подборка тематических картинок, плакатов, методической литературы
- Подборка загадок и стихотворений
Поэтапная совместная деятельность в ходе реализации проекта
Этапы | Деятельность педагогов | Деятельность детей |
1 этап подготовительный |
«Русская народная игрушка».
|
|
2 этап целеполагание |
| Вводит детей в проблему: « В какие игрушки играли в старину и из чего они были сделаны?»
|
3 этап исполнение |
|
- участвуют в играх, беседах, отгадывают загадки - родители активно принимают участие в конкурсе рисунков - дети участвуют в малоподвижных играх |
4 этап заключительный |
|
|
5 этап рефлексия |
| Использование полученных знаний в своей жизни. |
Работа на перспективу | Мастер класс для родителей « | Активное участие родителей |
Диагностика
(возраст воспитанников от 2 л.6 мес. до 3 л.6 мес.)
по проекту «Русская народная игрушка»
№ п/п | Ф.И.О. ребенка | Умение отгадывать загадки | Показывать русские народные игрушки (матрешка, свистулька, дымковская барыщня, богородские - курочки, кузнецы) | Умение расставлять матрешек по росту | Умение играть в дидактические игры («Собери матрешку», «Подбери матрешке сарафан» | Умение бережно относится к игрушкам в игре | |||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к |
Условные обозначения:
1 – не сформирован;
2 – находится на стадии формирования;
3 - сформирован
Вывод по окончанию проекта
Данный проект был реализован в МОУ – школа «Планета детства» дошкольное отделение» с февраля по март 2024 года с детьми дошкольной группы № 3 (возраст воспитанников 2,6 до 3,6 лет).
В проекте приняли участие 14 обучающихся, воспитатель группы, педагог – психолог, музыкальный руководитель, 5 родителей.
На начало реализации проекта анализ педагогической диагностики показал следующие результаты:
- полученные знания сформированы у 5% ( 1 обучающийся);
- полученные знания на стадии формирования и требуют закрепления у 69% (9 обучающихся);
- показатель не сформированности - 26% ( 5 обучающийся).
На конец проекта анализ педагогической диагностики показал следующие результаты:
- показатель сформированности увеличился до 51% (10 обучающихся);
- показатель на стадии формирования понизился до 19 % (4 обучающихся);
- показатель не сформированности - 0%.
Итог: воспитанники группы и их родители приняли активное участие, были заинтересованы данной темой. Проект удался.
Выставка рисунков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа "Народная игрушка"
Проектная работа с интеграцией областей...
Проект по приобщению детей младшего дошкольного возраста к народной игрушки "Народная игрушка"
Проект по приобщению детей младшего дошкольного возраста к народной игрушки "Народная игрушка"...
Проектная деятельность "Народная игрушка"
Проект предназначен для детей средней группы. Направлен на познавательно-творческую деятельность....
Знакомство детей младшей группы детского сада с народной игрушкой через проектную деятельность
В статье представлен опыт проектной деятельности по познавательному развитию через проектную деятельность в младшей группе детского сада....
Проектная деятельность «Народная игрушка»
Проектная деятельность«Народная игрушка»...
Приобщение детей 4 – 5 лет к истокам народной культуры через проектную деятельность по теме «Русская народная игрушка – матрешка».
Желание приобщить дошкольников к истории русского прикладного искусства, дать им основы законов композиции, способствовать развитию творчества через ознакомление с народной игрушкой – всё это и ...
Проектная деятельность:"Народная игрушка "
Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. ...