Мастер-класс для педагогов ДОУ "Мнемотехника в развитии речи дошкольников"
материал

Козлова Светлана Валерьевна

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с всевозможными гаджетами. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.  Мнемотехника - очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. Феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь-это результат применения мнемотехники. Использование приемов мнемотехники для развития речи -это новое направление. У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления. Еще К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Этому-то и способствует мнемотехника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_kl.docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Теремок» г. Велижа

Мастер-класс: «Мнемотехника

в развитии речи дошкольников»

Выполнила:

                                        Козлова Светлана Валерьевна,

                                                        воспитатель

2024г


Цель:

  • ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации;
  • повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;
  • дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников (при заучивании стихотворений, сказок);
  • повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы;
  • активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии;
  • создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.

Оборудование:

Листы бумаги, цветные карандаши, мнемотаблица для заучивания стихотворения, мнемотаблица для отгадывания загадки.

Магнитная доска, мнемоквадраты.

Ожидаемые результаты:

  • получение педагогами представления о мнемотехнике;
  • внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.

Ход мастер-класса:

Теоретическая часть:

        Здравствуйте, уважаемые коллеги тема нашего мастер-класса  - «Речевое развитие детей с использованием различных методов и приемов мнемотехники». Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые можно использовать в работе с детьми. В своей работе стала использовать мнемотехнику, которая относится к технологии наглядного моделирования. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с всевозможными гаджетами. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.  Мнемотехника - очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. Феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь-это результат применения мнемотехники. Использование приемов мнемотехники для развития речи -это новое направление. У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления. Еще К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Этому-то и способствует мнемотехника.

    Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

    Цель обучения мнемотехнике — развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.

I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.

Младшим дошкольникам  лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.

В старшем дошкольном возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами.

Например: как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей». Этот этап работы ещё называют - работа с мнемоквадратами.

II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2-4 символов.

Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.

На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.

Этот этап работы называют - работа с мнемодорожками.

III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Что такое мнемотаблица?

    Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определённая информация. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.

Мнемотаблицы бывают двух видов:

  • обучающие - содержат познавательный материал.
  • развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.

Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

  • чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.
  • быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.
  • соответствовать уровню развития детей.

Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов:

  • таблицы и разбор изображений.
  • Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
  • Пересказ с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
  • Графическая зарисовка мнемотаблицы.
  • Воспроизведение информации, пересказ.

Мнемотаблицы-схемы можно использовать:

  • ознакомление детей с окружающим миром
  • заучивание стихов
  • пересказ художественной литературы
  • обучение составлению рассказов
  • отгадывание и загадывание загадок
  • обогащение словарного запаса
  • обучение составу числа
  • воспитание культурно-гигиенических навыков
  •  воспитание  навыков самообслуживания
  • ознакомление с основами безопасности жизнедеятельности

На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а также для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.

Варианты игр с мнемотаблицами:

  • Восстановить последовательность картинок по памяти;
  • Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;
  • Определять, где должна находиться "выпавшая" картинка среди других;
  • Найти лишнюю картинку;
  • Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;
  • «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы);
  • Игра "Не зевай, нужную картинку поднимай". Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.

Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.

При работе с наиболее сложным материалом, мнемотаблицами, не загружайте ребёнка чрезмерно. Для одного занятия достаточно 1–2 упражнений.

Очень нежелательно, чтобы мнемоквадраты, дорожки или мнемотаблицы повторялись. Это существенно снизит интерес детей к занятиям.

При работе с мнемотаблицами наиболее успешным учащимся можно дать задание сочинить небольшой стишок. Для этого необходимо составить блоки картинок из рифмующихся слов и словосочетаний.

Практическая часть:

А теперь давайте испытаем мнемотехнику на себе.

№1 задание: отгадайте, что зашифровано и к какому виду мнемотехники относится: мнемоквадрат, мнемодорожка или же мнемотаблица.

( 6 элементов)

 №2  задание- зашифровать в мнемотаблицу загадку. (каждая команда вытягивает себе загадку и выполняет задание)

1.Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

2.Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

3. Под соснами, под елками

Лежит мешок с иголками.

4. Без окон, без дверей

Полна горница людей

Предлагаю обменяться полученной таблицей и   отгадать загадку коллег.

№3 задание: зашифровать данное  стихотворение в мнемотаблицу. Стихотворение одно, но каждая команда зарисовывает по- своему.

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице:

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

(Е.Серова).

Заключительная часть

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а также сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Хочу обратить ваше внимание на то, что работа с мнемотаблицами особенно хороша для обучения любого вида речи в работе с неуверенными в себе детьми, замкнутыми, застенчивыми, этот метод позволяет преодолевать робость при ответах, учит ребенка чувствовать себя свободнее в обществе.  Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше мы подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Рефлексия.

Предлагаю на мнемоквадрате выразить свое настроение, полученное на моем мастер – классе (отображение своего настроения с помощью мнемоквадрата) и приклеить его в мою мнемотаблицу на мольберте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к мастер классу по использованию приёмов мнемотехники для развития речи дошкольников

знакомство педагогов с приемами мнемотехники как эффективным способом развития речи и познавательной активности дошкольников....

Мастер-класс на тему: «Этапы работы по развитию речи дошкольников» для молодых педагогов

МАСТЕР - КЛАССна тему:«Этапы работы по развитию речи дошкольников»для молодых педагогов...

Мастер - класс "Дидактический синквейн - инновационный подход для развития речи дошкольников! "

ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН - инновационный подход для развития речи дошкольников! Хорошо развитая речь ребенка является важным условием для общего его развития, для социализации его в обществе, успеш...

Мастер-класс "Применение новых игровых технологий в развитии речи дошкольников"

В презентации описана  технология использования кинетического песка на логопедических занятиях....

Мастер-класс на тему: «Загадки-как средство развития речи дошкольников»

Цель мастер-класса: предоставить возможность использования методов ТРИЗ по составлению загадок по опорным таблицам на  примере темы: «Загадка как средство развития речи детей дошкольного во...

Мастер-класс "Круги Луллия - одно из средств развития речи дошкольников с ОНР"

Мастер-класс предназначен для воспитателей и учителей-логопедов, работающих с детьми с общим недоразвитием речи. В материале раскрыты различные формы работы по развитию речи для детей старшего дошколь...

Мастер-класс "Приемы су-ждок терапии в развитии речи дошкольников с ТНР"

К эффективному способу речевого развития ребенка можно отнести нетрадиционную логопедическую технологию - Су-Джок терапия. Она является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавател...