Мастер-класс для педагогов ДОУ "Мнемотехника в развитии речи дошкольников"
материал
Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с всевозможными гаджетами. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники. Мнемотехника - очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. Феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь-это результат применения мнемотехники. Использование приемов мнемотехники для развития речи -это новое направление. У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления. Еще К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Этому-то и способствует мнемотехника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_kl.docx | 27.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Теремок» г. Велижа
Мастер-класс: «Мнемотехника
в развитии речи дошкольников»
Выполнила:
Козлова Светлана Валерьевна,
воспитатель
2024г
Цель:
- ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации;
- повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;
- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников (при заучивании стихотворений, сказок);
- повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы;
- активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии;
- создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
Оборудование:
Листы бумаги, цветные карандаши, мнемотаблица для заучивания стихотворения, мнемотаблица для отгадывания загадки.
Магнитная доска, мнемоквадраты.
Ожидаемые результаты:
- получение педагогами представления о мнемотехнике;
- внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.
Ход мастер-класса:
Теоретическая часть:
Здравствуйте, уважаемые коллеги тема нашего мастер-класса - «Речевое развитие детей с использованием различных методов и приемов мнемотехники». Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые можно использовать в работе с детьми. В своей работе стала использовать мнемотехнику, которая относится к технологии наглядного моделирования. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с всевозможными гаджетами. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники. Мнемотехника - очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. Феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь-это результат применения мнемотехники. Использование приемов мнемотехники для развития речи -это новое направление. У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления. Еще К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Этому-то и способствует мнемотехника.
Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Цель обучения мнемотехнике — развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.
I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.
Младшим дошкольникам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.
В старшем дошкольном возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами.
Например: как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей». Этот этап работы ещё называют - работа с мнемоквадратами.
II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2-4 символов.
Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.
На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.
Этот этап работы называют - работа с мнемодорожками.
III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.
Что такое мнемотаблица?
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определённая информация. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.
Мнемотаблицы бывают двух видов:
- обучающие - содержат познавательный материал.
- развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.
Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
- чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.
- быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.
- соответствовать уровню развития детей.
Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов:
- таблицы и разбор изображений.
- Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
- Пересказ с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
- Графическая зарисовка мнемотаблицы.
- Воспроизведение информации, пересказ.
Мнемотаблицы-схемы можно использовать:
- ознакомление детей с окружающим миром
- заучивание стихов
- пересказ художественной литературы
- обучение составлению рассказов
- отгадывание и загадывание загадок
- обогащение словарного запаса
- обучение составу числа
- воспитание культурно-гигиенических навыков
- воспитание навыков самообслуживания
- ознакомление с основами безопасности жизнедеятельности
На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а также для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.
Варианты игр с мнемотаблицами:
- Восстановить последовательность картинок по памяти;
- Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;
- Определять, где должна находиться "выпавшая" картинка среди других;
- Найти лишнюю картинку;
- Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;
- «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы);
- Игра "Не зевай, нужную картинку поднимай". Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.
Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.
При работе с наиболее сложным материалом, мнемотаблицами, не загружайте ребёнка чрезмерно. Для одного занятия достаточно 1–2 упражнений.
Очень нежелательно, чтобы мнемоквадраты, дорожки или мнемотаблицы повторялись. Это существенно снизит интерес детей к занятиям.
При работе с мнемотаблицами наиболее успешным учащимся можно дать задание сочинить небольшой стишок. Для этого необходимо составить блоки картинок из рифмующихся слов и словосочетаний.
Практическая часть:
А теперь давайте испытаем мнемотехнику на себе.
№1 задание: отгадайте, что зашифровано и к какому виду мнемотехники относится: мнемоквадрат, мнемодорожка или же мнемотаблица.
( 6 элементов)
№2 задание- зашифровать в мнемотаблицу загадку. (каждая команда вытягивает себе загадку и выполняет задание)
1.Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
2.Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
3. Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками.
4. Без окон, без дверей
Полна горница людей
Предлагаю обменяться полученной таблицей и отгадать загадку коллег.
№3 задание: зашифровать данное стихотворение в мнемотаблицу. Стихотворение одно, но каждая команда зарисовывает по- своему.
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице:
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
(Е.Серова).
Заключительная часть
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а также сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Хочу обратить ваше внимание на то, что работа с мнемотаблицами особенно хороша для обучения любого вида речи в работе с неуверенными в себе детьми, замкнутыми, застенчивыми, этот метод позволяет преодолевать робость при ответах, учит ребенка чувствовать себя свободнее в обществе. Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше мы подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Рефлексия.
Предлагаю на мнемоквадрате выразить свое настроение, полученное на моем мастер – классе (отображение своего настроения с помощью мнемоквадрата) и приклеить его в мою мнемотаблицу на мольберте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к мастер классу по использованию приёмов мнемотехники для развития речи дошкольников
знакомство педагогов с приемами мнемотехники как эффективным способом развития речи и познавательной активности дошкольников....
Мастер-класс на тему: «Этапы работы по развитию речи дошкольников» для молодых педагогов
МАСТЕР - КЛАССна тему:«Этапы работы по развитию речи дошкольников»для молодых педагогов...
Мастер - класс "Дидактический синквейн - инновационный подход для развития речи дошкольников! "
ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН - инновационный подход для развития речи дошкольников! Хорошо развитая речь ребенка является важным условием для общего его развития, для социализации его в обществе, успеш...
Мастер-класс "Применение новых игровых технологий в развитии речи дошкольников"
В презентации описана технология использования кинетического песка на логопедических занятиях....
Мастер-класс на тему: «Загадки-как средство развития речи дошкольников»
Цель мастер-класса: предоставить возможность использования методов ТРИЗ по составлению загадок по опорным таблицам на примере темы: «Загадка как средство развития речи детей дошкольного во...
Мастер-класс "Круги Луллия - одно из средств развития речи дошкольников с ОНР"
Мастер-класс предназначен для воспитателей и учителей-логопедов, работающих с детьми с общим недоразвитием речи. В материале раскрыты различные формы работы по развитию речи для детей старшего дошколь...
Мастер-класс "Приемы су-ждок терапии в развитии речи дошкольников с ТНР"
К эффективному способу речевого развития ребенка можно отнести нетрадиционную логопедическую технологию - Су-Джок терапия. Она является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавател...