Техническое творчество, как средство воспитания у детей инициативы и самостоятельности.
учебно-методический материал (старшая группа)

Борисюк Виктория Вячеславовна

 

Каждый ребёнок – изобретатель. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Ломая очередную игрушку, малыш пытается понять, как она устроена, почему крутятся колёсики и мигают лампочки. Правильно организованное техническое творчество детей позволяет удовлетворить это любопытство и включить подрастающее поколение в полезную практическую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnicheskoe_tvorchestvo.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

Техническое творчество, как средство воспитания у детей инициативы и самостоятельности.

Каждый ребёнок – изобретатель. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Ломая очередную игрушку, малыш пытается понять, как она устроена, почему крутятся колёсики и мигают лампочки. Правильно организованное техническое творчество детей позволяет удовлетворить это любопытство и включить подрастающее поколение в полезную практическую деятельность.

Одним из наиболее эффективных средств развития ребёнка дошкольного возраста является детское техническое творчество.

В процессе технического творчества новизна открытий, которые делает ребёнок, носит субъективный для него характер, что и является важнейшей особенностью творчества ребёнка дошкольного возраста. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения. В процессе игровой деятельности у дошкольников формируется и развивается не только логика, но и пространственное мышление.

Основой организации технического творчества является создание проблемной ситуации, формулировка задач конструкторского характера, компонентами которого являются:

 техническое мышление;

 пространственное воображение и представление;

 конструкторская смекалка;

 умение применять знания в конкретной проблемной ситуации.

Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. В процессе строительно-конструктивных игр дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий.

Под руководством взрослых дошкольники овладевают точным словарём, выражающим названия геометрических тел, пространственных отношений. Играя, дети становятся строителями, архитекторами и творцами, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

Для развития и поддержания у детей интереса к конструктивной деятельности в детском саду мы используем разные виды конструирования: конструирование из бумаги, природного и бросового материала, кубиков и различных видов конструктора.

Прежде чем перейти к самостоятельной конструкторской деятельности, необходимо дать детям образец постройки, чтобы они поняли назначение каждой детали, способы их соединения. Конструирование по образцу – важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера. Далее переходим к более сложному этапу – конструированию по простейшим чертежам и наглядным схемам, через которое развивается наглядное моделирование, так как надо соотнести размер, цвет, форму деталей и скомбинировать их.

В процессе работы дети рассматривают чертежи, отвечают на вопросы: «Что нарисовано на схеме?», «Из каких деталей состоит постройка?» И, наконец, конструирование по замыслу, которое позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.

Сооружая свои постройки, дети имеют возможность придумывать и создавать что - то новое. Они экспериментируют, изобретают, фантазируют и обыгрывают свои постройки.

Важной особенностью детского технического творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть, важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданной ребёнком модели отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и необычность творческой работы ребёнка.

Техническое творчество предлагает детям новые возможности для самовыражения и саморазвития. Оно развивает творческие способности ребенка, его фантазию, логическое мышление и пространственное представление. В процессе создания конструкций и моделей из различных материалов дети учатся анализировать и решать проблемы, развивают свою моторику и координацию движений.

Техническое творчество также способствует развитию самодисциплины, самооценки и уверенности в себе. Когда они видят результат своего труда, они чувствуют гордость за свои достижения, это повышает их уверенность в себе и своих возможностях. Они осознают, что могут достичь успеха приложив усилия и проявив настойчивость. Это важно для формирования позитивного самовосприятия и повышения самодоверия у детей.

В заключение, техническое творчество является неотъемлемой частью успешной социализации детей дошкольного возраста. Оно позволяет им развивать навыки работы с материалами и инструментами, коммуникативные навыки, пространственное мышление, логическое мышление, креативное мышление, самооценку и самостоятельность. Поэтому важно предоставлять детям возможность заниматься техническим творчеством на начальном этапе обучения, чтобы подготовить их к успешной адаптации в школе и будущей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт "Развитие технического творчества по средством конструирования и робототехники"

На данном этапе развития страны, наиболее востребованной является профессия инженера. В связи с тем, что использование роботов в быту, на производстве требует от пользователей обладания современными з...

«Говорящая среда» как эффективное средство поддержки детской индивидуальности, инициативы и самостоятельности детей»

Освещение практического опыта  работы по теме: «Говорящая среда» как эффективное средство поддержки детской индивидуальности, инициативы и самостоятельности детей»...

"Дошкольник - волонтёр, как средство формирования социальной ответственности, инициативы и самостоятельности"

В наше время современное российское общество, переживает кризис духовно-нравственных ценностей. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, м...

Консультация «Образовательная ситуация как средство поддержки и развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста »

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...

Театрализованная деятельность, как средство развития творческих способностей, инициативы и самостоятельности воспитанников

Опыт работы "Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста"я деятельность, как средство развития творческих способностей,инициативы и самостоятельности воспитаннико...

Консультация для родителей "Народное творчество как средство воспитания и условия осуществления национального воспитания детей дошкольного возраста"

У детей в дошкольном возрасте происходит формирование духовно-нравственной основы, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе. Таким образом, начинается процесс осознания...