Театрализованная деятельность, как средство развития творческих способностей, инициативы и самостоятельности воспитанников
презентация

Анисимова Мария Ильинична

Опыт работы "Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста"я деятельность, как средство развития творческих способностей,

инициативы и самостоятельности воспитанниковциативы и самостоятельности воспитанниковорческих способностей,
инициативы и самостоятельности воспитанников
Театрализованная деятельность, как средство развития творческих способностей,
инициативы и самостоятельности воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_initsiativy_i_samostoyatelnosti_detey-tekst.docx45.04 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

«Развитие инициативы и самостоятельности детей

дошкольного возраста»

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в педагогике одной из самых актуальных. Формирование личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах.

2 слайд

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности». Значимость развития детской инициативы и самостоятельности в частности отражены

3 слайд

в  целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;
  • проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно - исследовательской деятельности, конструировании и других;
  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре.

4 слайд

Что такое инициатива и самостоятельность?

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в

инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной

ответственности за свою деятельность и поведение.

Детская инициатива – это самостоятельное внутреннее побуждение ребенка к деятельности, к познанию окружающего мира. Поддержка детской инициативы – это незначительное оказание помощи ребёнку, используя разные способы и средства в принятии решения заниматься той или иной деятельностью.

5 слайд

Существуют различные способы развития детской инициативы, самостоятельности. Эффективным решением является театрально-игровая деятельность, которая учит детей быть не только творческими личностями, но и способными проявлять инициативу, самостоятельность, умение импровизировать.

6 слайд

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах произведений (сказки, рассказы). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. В театрально-игровой деятельности имеются большие возможности для расширения инициативы и самостоятельности детей при выборе характера для своего героя и даже создания целого спектакля.

7 слайд

Принимая участие в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью, внося изменения по собственной инициативе. Здесь он и артист, и зритель, воспринимающий роли, он же и декоратор – рисует картины, делает костюмы, подбирает и творчески использует игрушки, природный материал, он и техник – изобретатель – создаёт новые модели костюмов. Поэтому, наряду с другими видами детской деятельности, театрально-игровая является одной из ведущих по развитию инициативы и самостоятельности.

8 слайд

Огромную роль в организации театрально-игровой деятельности играет

воспитатель, умело направляющий процесс развития инициативы и самостоятельности. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти «на сцену», боялись ошибиться. Недопустимо деление на «артистов» и «зрителей», то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие.

Таким образом, перед нами стоит цель развития инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста при их включении в театрально- игровую деятельность, из которой вытекают задачи:

9 слайд

  • Создать условия для включения детей в театрально-игровую деятельность.
  • Развивать самостоятельность, инициативу в процессе театрализованных игр: умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, готовить необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю, распределять между собой обязанности и роли, исполнять.
  • Поощрять стремление детей самостоятельно создавать игровые образы произведений устного народного творчества.
  • Поддерживать желание детей сочинять небольшие сказки, рассказы, придумывая диалоги действующих лиц.
  • Повысить компетентность родителей и педагогов в вопросах развития инициативы и самостоятельности у детей.
  • Воспитывать у детей положительные черты характера, способствующие взаимопониманию в процессе проявления инициативы и самостоятельности.

Работа по развитию самостоятельности и детской инициативы ведется с младшего дошкольного возраста.

10 слайд

В первую очередь, в группах были оборудованы театральные уголки. Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности мы разместили разные виды кукольного театра – пальчиковый, би-ба-бо, маски, куклы, декорации и др. Кроме того, периодически обновляли материал, ориентируясь на интересы разных детей.

11 слайд

Для обеспечения поддержки детской инициативы мы предоставляем возможность детям самостоятельность использовать нормы и правила поведения, овладеть социальными навыками:

-в театрализованной деятельности предоставляем возможность самостоятельно следить за своим внешним видом;

-поощряем проявление детьми элементарных навыков вежливости;

12 слайд

-даем возможность самостоятельно регулировать отношения со сверстниками в разных сферах театрализованной деятельности;

-предоставляем возможности проявить социальные навыки в разных видах деятельности.

13 слайд

Например, готовясь к драматизации сказки «Заюшкина избушка» дети самостоятельно выбирали роли и партнеров по сказке. После чего, они согласовывали, кто кем будет. Далее мы обсуждали, какие атрибуты и декорации будем использовать. Дети сами выбрали тот, домик, который захотели. Отыскали ели, желая поставить домик в лесу. Дети все подготовили сами, а мы лишь направляли и поддерживали их инициативу. Дети самостоятельно отобрали героев сказки.

Поощряем  творческую инициативу детей :

-поддерживаем стремление проводить свободное время за разнообразной творческой деятельностью (драматизацией различных сказок, миниатюр, этюдов);

-поощряем стремление к свободному выбору сюжета в театрализованной игре (дети могут изменить сюжет игры, внести других героев);

-поощряем стремление детей изготавливать декорации для театрализованных игр (деревья, домики, цветы, фрукты, овощи).

14 слайд

Малоактивным детям предлагаем роли, где меньше слов, проще движения. Поощряем за выход, и готовность выполнить роль ( Пример: «голос из за ширмы). Постепенно дети становились более активными. Театр, в который мы играем с детьми, помогает детям узнать самих себя, заявить о себе, попробовать, на что они способны, поверить в себя, перешагнуть через «я стесняюсь», преодолеть робость и скованность.

15 слайд

Подготовительный этап к драматизации заключается не только в чтении текста и беседе о нем, но и в игре детей в настольные театры.

16 слайд

Театрализованная игра рассчитана на активное участие ребенка, знания в которой мы преподносим в виде проблемной ситуации, разрешаемые ребенком в совместных активных поисках, и каждое новое решение творческой задачи обязательно поощряется.

17 слайд

Занятия сроим с использованием как традиционных форм:

 Рассказы воспитателя о театре, беседы-диалоги, изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям, чтение литературы.

18 слайд

Так и инновационные:

Использование ИКТ (музыкальный центр с аудиопроигрывателем, ноутбук, проектор, экран;), которые используются для просмотра презентаций, кукольных театров, знакомство с различными видами театров, театральными профессиями, работа над образом персонажа.

Театрализованная деятельность с использованием презентационного материала, мультимедийных пособий, проходит более эмоционально, выразительно.

Каждый возрастной период дошкольного возраста имеет свои особенности в   развитии. При организации театрально-игровой деятельности мы применяем различные приемы, способствующие развитию инициативы и самостоятельности.

19 слайд

В младшем дошкольном возрасте такие приемы как:

1. Прием «Рассказывание сказочного персонажа о себе» Суть приема в том, что к детям приходит или появляются из «Волшебного сундучка», «Живой шляпы», «Удивительного кармана» сказочные персонажи и рассказывают о себе.

20 слайд

2. Прием  «Цветок превращения»

Этот прием дает возможность самостоятельно сделать выбор, возможность любой предмет превратить в себя и других детей в кого – либо или во что угодно. Для этого приёма мы используем «волшебный цветок».

(Воспитатель произносит слова, отрывая при этом каждый раз лепесток и превращает детей в героев сказки, одевая маски. Затем дети разыгрывают знакомую сказку. Далее дети самостоятельно могут отрывать лепесток, произносить слова и превращаться в героев сказок).

21 слайд

В среднем дошкольном возрасте такие приемы как:

Прием «Волшебная карусель сказок»

В основу игры взяты круги Луллия с 8-ю окошечками, в которых размещается картинный материал. Первый (самый большой круг) – сказки. Второй (средний круг) – герои. Третий (внутренний, малый круг) – атрибуты  персонажей или предметы, встречающиеся в сказке. Все три круга подвижны и каждый может вращаться независимо друг от друга. Указательная стрелка - подвижный объект, соединяющий все три круга.

Возмлжны несколько вварианнов игр:

Вариант первый. «Знакомство со сказкой».

Детям предлагается соединить сказку (большой круг), героя и атрибут под стрелкой, путем вращения кругов, при этом называя сказку, героя и атрибут (предмет).

Вариант второй. Закрепление сказки.

Первый круг - сказки, остается прежним. В среднем кругу - герои, наряду с персонажами, встречающимися в сказках. Помещаются персонажи, не

присутствующие в сказках первого круга. Задача ребенка увидеть "ошибку", допущенную воспитателем и назвать сказку в которой встречается данный герой. Аналогично в малом кругу могут помещаться атрибуты и предметы из разных сказок. Изменяется только один круг.

Вариант третий. Сочинение новой сказки.

Первый круг сказки остается прежним. Во второй и третий круг помещаются случайные или подготовленные педагогом картинки. Задача детей

сочинить сказку, которая получается, в результате вращения кругов, под стрелкой. Изменяются два круга.

Данный вариант игры может проводиться с уже подготовленными детьми, так как является самым сложным.

22 слайд

Прием «Волшебная путаница»

В театральном уголке имеется красиво оформленная (в виде сундучка, ларчика) коробка, где собраны предметы различных сказочных персонажей (в зависимости от возраста).

Дети, используя предлагаемые предметы, самостоятельно составляют свою сказку. Могут потом показать её всем.

Но прежде воспитатель показывает и вместе с детьми вспоминает имена сказочных героев, их характеры (злые - добрые), из какой они сказки. Нацеливает детей на придумывание своей сказки, где встречаются герои из разных произведений (Сказки «выдумки»).

23 слайд

Прием «Волшебный короб»

В театральном уголке имеется серебристый короб с «рукавом», в нем собраны загадки, сюжеты и персонажи различных сказок.

Варианты применения приема:

1 вариант. В коробе иллюстрации из сказок. Ребенок достает из  короба одину иллюстрацию и описывает изображенный сюжет.

2 вариант. В коробе герои из сказок, ребенок достает одного героя и описывает его (характер - добрый или злой), называет из какой сказки, придумывает сюжет свой сказки.

24 слайд

В старшем дошкольном  возрасте такие приемы как:

Прием «Волшебное зеркало»

В уголке лежит «зеркало» с кармашком и картинки героев из разных художественных произведений. Ребенок сам выбирает героя, положительного или отрицательного, в зависимости от своего настроения, которым он хочет быть. Глядя в зеркало, ребенок берет на себя роль выбранного героя (мимика, эмоции, движения, речь). Позднее ребенок может придумать любого героя в соответствии своему настроению, нарисовать его или просто вообразить.

25 слайд

Прием «Волшебные кубики»

Дети рассматривают кубики, на гранях каждого кубика изображены сказочные персонажи,  места событий, волшебные и простые        предметы,        препятствия. Воспитатель предлагает сочинить сюжет сказки, напоминая алгоритм. В последующем дети самостоятельно сочиняют сказки, объединившись в небольшие группы.

26 слайд

Прием «Калейдоскоп эмоций»

В театральном уголке имеется театр настроений «Мир эмоций». На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они это определили.

27 слайд

В театрализации мы обязательно вовлекаем родителей: при подготовке спектаклей и изготовлению костюмов и атрибутов, тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду.

Среди разнообразных форм взаимодействия семьи и детского сада важное место занимает совместная деятельность воспитывающих взрослых и детей.

28 слайд

Для развития взаимоотношений педагогов и родителей, родителей и детей, а также взаимоотношений между семьями воспитанников был создан детско-родительский клуб «Театральный салон»

 Данную работу мы начали с диагностики в форме анкетирования родителей на тему: «Любите ли вы театр?» , «Считаете ли вы плюсом, когда театр проходит в стенах детского сада?» , которое помогло выяснить интерес родителей к данной теме и желание помочь детям.

29 слайд

Опыт показал, что в результате у детей повысился интерес к театрально – игровой деятельности, усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа, интонационная выразительность речи, расширились представления детей об окружающей действительности, обогатился и активизировался словарь детей, развивается память, мышление, воображение, внимание детей, дети научились правильно  оценивать свои и чужие поступки, понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё. 

А самое главное наши воспитанники инициативны, активны, сознательны, самостоятельны, имеют целостное восприятие содержания и формы, способны к соучастию и сопереживанию, непосредственны в своих впечатлениях, ярки в выражении и проявлении воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Данная консультация поможет родителям в воспитании творческого потенциала ребёнка....

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает ли...

Эссе "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Описан мой взгляд на проблему развития творческих способностей детей дошкольного возраста...

Опыт работы по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста». Теория и практика....

Опыт работы по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста». Теория и практика....

Методическая рекомендация. «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников" (область «Художественно – эстетическое развитие в соответствии с ФГОС ДО)

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль.Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем приобретая жизненный опыт, – все это помогает ос...

Анализ деятельности стажировочной площадки «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников».

Анализ деятельности стажировочной площадки «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников» на базе ДОУ....