Консультация «Образовательная ситуация как средство поддержки и развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста »
консультация (младшая группа)

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.

           Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.

          Чем беззаветнее ребенок отдается собственной активности, тем сильнее затем у него возникает потребность в совместной деятельности с взрослым. В этой фазе ребенок особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого -носителя знаний, тем содержательнее становится собственная активность ребенка. Именно на основе собственной активности у дошкольников возникает ряд специфических видов детской деятельности, выполнение которых характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности.

            Специфические виды деятельности развиваются, порой, без помощи взрослого и даже вопреки его запретам. В этом и заключается их истинно детская сущность. К таким видам деятельности относится экспериментирование и игра - важнейший вид поисковой деятельности. Экспериментирование лежит в основе любого процесса детского познания и пронизывает все сферы детской жизни. Вспомните, малыш с ранних лет сначала примеряет вкладыши по размеру, решая проблемную ситуацию – «войдет-не войдет», перекладывает кастрюльки и крышки в мамином посудном шкафу и т. д. ; повзрослев – может бесконечно долго переливать воду из разных кружечек, стаканчиков, тарелочек – чем вам не поиск ответа на вопрос: сколько же воды в стакане? ; может «извести» целую бутылочку «Ферри» взбивая пену и пуская мыльные пузыри.

            Поэтому, что бы познавательная деятельность детей приобрела осмысленность и развивающий эффект должны быть созданы условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности детей, учитывающие следующие факторы:

           - предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию;

           - образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей;

           - содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы;

            Выделяют следующие способы поддержки детской инициативы:

            - детское игровое экспериментирование

            -создание интеллектуально игровой среды: проектирование, игровое моделирование, использование развивающих игр и игрушек.

            -переход к новым активным методам обучения: формирование поискового стиля общения (создание проблемной ситуации, формирование интереса к познанию и исследованию.

Все вышесказанные формы и методы я использую в своей работе. Так например:

           Роспись дымковской игрушки. Проанализировав образцы игрушек, обговорили разнообразную цветовую гамму. Детям были предложены только основные цвета. Создается проблема противоречие цветов меньше, чем должно быть. Как быть? Рассуждения д-й. В итоге подошли к выводу что цвета можно смешивать и получать оттенки. Так же детям предоставлялись разные формы предметов для росписи.

            В плетении косичек. У многих д-ей не получалось, но было трое д-ей которые это уже умеют. Они сами стали предлагать свою помощь д-м и помогать объясняя.

            "Путешествие в мир посуды" на столе поставила кусочки фруктов. Проблема: пом. вос –ля не принесла вилок. Дети сами стали проявлять инициативу в решении проблемы. На видном месте поставила зубочистки. Предложила такой палочкой наколоть кусочек картофеля. Проблема - пища соскакивала с палочки. (Рассуждение детей) Дети сделали вывод, что вилка удобнее. Затем провелась беседа о посуде и истории вилки.

            "Путешествие в прошлое стула", также детям было предложено посидеть на полу - удобно или нет, посидеть на бревне, пеньке, табурете, стуле, кресле - порассуждать, что было раньше, что потом. дети анализируют делают выводы. Создана проблема, из чего можно сделать мебель сначала дети рассуждали, затем искали в группе то, что можно использовать для поделок мебели. В итоге создавали макет комнат из бросового материала. инициатива в выборе материала.

            При изучении темы "Животные севера" - дала детям силуэты вырезанного из картона белого медведя. какой на самом деле белый медведь? Какая шкурка? А у нашего какая? Предложили подумать, что можно наклеить на него, чтобы он был мягкий? Были предложены кусочки ткани, бумага, вата. Дети изучив все материалы, сделали вывод - что вата мягче. Но материал выбрали сами.

             Занесла в группу веточки дерева. Проблема: как сделать, чтобы веточки были похожими на зимние? Рассуждение детей - покрасить белой краской, украсить ватой. Решили обернуть и наклеить белые салфетки.

             Предложив детям шишки, перья, скорлупки гретского ореха, задала вопрос - что можно смастерить? Дети с удовольствием придумывали и конструировали поделки из природного материала. Так же предложила детям подумать, чем можно скрепить части. Дети предлагали клей, нитки в конечном итоге решили использовать пластилин.

           Увидев на столе коврики из картона с нанесенным пластилином и стоящие тарелочки с разными крупами, семечками – дети, порассуждав для чего это, что и как можно из этого всего сделать, с удовольствием выкладывали узор на ковриках.

           Так же готовясь к занятию сделала поделку «петушка» и оставила на столе. дети сами стали подходить и спрашивать. Что это? Я стала задавать вопросы: вам понравился? А вы бы хотели себе такую? проблема Вас много, а игрушка одна. И уже дети ждали занятия что бы самим сделать игрушку. (проявили инициативу дети). Так же составляли план: что нам понадобиться для изготовления игрушки. Что лучше сделать в первую очередь.

 

Во всех занятиях ставиться проблема, детьми составляется план действия (проектная деятельность, дети учатся анализу и формулированию выводов.

            Особенно ярко это видно в исследовательской деятельности.

           Пересказывали рассказ "Утята". Затем сравнили игрушки - курицу и утку. Проблема: почему курица не плавает? В результате игры погружения игрушек в воду дети сделали вывод, что у курицы нет на ногах перепонок. Затем обратила внимание на лежащие на столе перья. Чьи они могут быть? Дети рассматривали их через увеличительные стекла, пускали их в воду, дули на них. Проблема: почему перья не намокают? Проведен эксперимент: дети смазали руки кремом, опустили в воду. Вывод: перья покрыты жиром.

           Знакомства с разными видами ткани. Из какого материала можно сшить куртку или плащ?

           Дети изучали виды тканей. Мнется, режется, намокает.

           Как достать скрепку из воды, не намочив рук. (свойства магнита в воде и на воздухе)

           Так же как-то на прогулке. Дети стали рассматривать снежинки. И что снег тает на ладони. Здесь детская инициатива послужила толчком для дальнейшего эксперимента.

           Дети занимались посадкой лука, наблюдали как развивается растение, постоянно поливали его, делая вывод, что без воды растение засыхает. Сейчас дети начали сами следить за растениями в группе.

           Знакомство с водой происходило в процессе хозяйственно-бытового труда т - мытья игрушек. Путем проб выявляли свойство ткани, стекла, металла, резины, пластмассы (быстро впитывают влагу, плавают, тонут).

 

Создание проблемной ситуации. Как мне отнести игрушки в метод кабинет, руки заняты. Предложения детей. (открыть дверь, предложила помощь Катя)

 

В свободной деятельности детям предлагаю выбор вида деятельности и игр.

            Педагогу важно так организовать детскую деятельность, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

            Таким образом, правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детской познавательной активности и самостоятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trofimova.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.

           Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.

          Чем беззаветнее ребенок отдается собственной активности, тем сильнее затем у него возникает потребность в совместной деятельности с взрослым. В этой фазе ребенок особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого -носителя знаний, тем содержательнее становится собственная активность ребенка. Именно на основе собственной активности у дошкольников возникает ряд специфических видов детской деятельности, выполнение которых характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности.

            Специфические виды деятельности развиваются, порой, без помощи взрослого и даже вопреки его запретам. В этом и заключается их истинно детская сущность. К таким видам деятельности относится экспериментирование и игра - важнейший вид поисковой деятельности. Экспериментирование лежит в основе любого процесса детского познания и пронизывает все сферы детской жизни. Вспомните, малыш с ранних лет сначала примеряет вкладыши по размеру, решая проблемную ситуацию – «войдет-не войдет», перекладывает кастрюльки и крышки в мамином посудном шкафу и т. д. ; повзрослев – может бесконечно долго переливать воду из разных кружечек, стаканчиков, тарелочек – чем вам не поиск ответа на вопрос: сколько же воды в стакане? ; может «извести» целую бутылочку «Ферри» взбивая пену и пуская мыльные пузыри.

            Поэтому, что бы познавательная деятельность детей приобрела осмысленность и развивающий эффект должны быть созданы условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности детей, учитывающие следующие факторы:

           - предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию;

           - образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей;

           - содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы;

            Выделяют следующие способы поддержки детской инициативы:

            - детское игровое экспериментирование

            -создание интеллектуально игровой среды: проектирование, игровое моделирование, использование развивающих игр и игрушек.

            -переход к новым активным методам обучения: формирование поискового стиля общения (создание проблемной ситуации, формирование интереса к познанию и исследованию.

Все вышесказанные формы и методы я использую в своей работе. Так например:

           Роспись дымковской игрушки. Проанализировав образцы игрушек, обговорили разнообразную цветовую гамму. Детям были предложены только основные цвета. Создается проблема противоречие цветов меньше, чем должно быть. Как быть? Рассуждения д-й. В итоге подошли к выводу что цвета можно смешивать и получать оттенки. Так же детям предоставлялись разные формы предметов для росписи.

            В плетении косичек. У многих д-ей не получалось, но было трое д-ей которые это уже умеют. Они сами стали предлагать свою помощь д-м и помогать объясняя.

            "Путешествие в мир посуды" на столе поставила кусочки фруктов. Проблема: пом. вос –ля не принесла вилок. Дети сами стали проявлять инициативу в решении проблемы. На видном месте поставила зубочистки. Предложила такой палочкой наколоть кусочек картофеля. Проблема - пища соскакивала с палочки. (Рассуждение детей) Дети сделали вывод, что вилка удобнее. Затем провелась беседа о посуде и истории вилки.

            "Путешествие в прошлое стула", также детям было предложено посидеть на полу - удобно или нет, посидеть на бревне, пеньке, табурете, стуле, кресле - порассуждать, что было раньше, что потом. дети анализируют делают выводы. Создана проблема, из чего можно сделать мебель сначала дети рассуждали, затем искали в группе то, что можно использовать для поделок мебели. В итоге создавали макет комнат из бросового материала. инициатива в выборе материала.

            При изучении темы "Животные севера" - дала детям силуэты вырезанного из картона белого медведя. какой на самом деле белый медведь? Какая шкурка? А у нашего какая? Предложили подумать, что можно наклеить на него, чтобы он был мягкий? Были предложены кусочки ткани, бумага, вата. Дети изучив все материалы, сделали вывод - что вата мягче. Но материал выбрали сами.

             Занесла в группу веточки дерева. Проблема: как сделать, чтобы веточки были похожими на зимние? Рассуждение детей - покрасить белой краской, украсить ватой. Решили обернуть и наклеить белые салфетки.

             Предложив детям шишки, перья, скорлупки гретского ореха, задала вопрос - что можно смастерить? Дети с удовольствием придумывали и конструировали поделки из природного материала. Так же предложила детям подумать, чем можно скрепить части. Дети предлагали клей, нитки в конечном итоге решили использовать пластилин.

           Увидев на столе коврики из картона с нанесенным пластилином и стоящие тарелочки с разными крупами, семечками – дети, порассуждав для чего это, что и как можно из этого всего сделать, с удовольствием выкладывали узор на ковриках.

           Так же готовясь к занятию сделала поделку «петушка» и оставила на столе. дети сами стали подходить и спрашивать. Что это? Я стала задавать вопросы: вам понравился? А вы бы хотели себе такую? проблема Вас много, а игрушка одна. И уже дети ждали занятия что бы самим сделать игрушку. (проявили инициативу дети). Так же составляли план: что нам понадобиться для изготовления игрушки. Что лучше сделать в первую очередь.

Во всех занятиях ставиться проблема, детьми составляется план действия (проектная деятельность, дети учатся анализу и формулированию выводов.

            Особенно ярко это видно в исследовательской деятельности.

           Пересказывали рассказ "Утята". Затем сравнили игрушки - курицу и утку. Проблема: почему курица не плавает? В результате игры погружения игрушек в воду дети сделали вывод, что у курицы нет на ногах перепонок. Затем обратила внимание на лежащие на столе перья. Чьи они могут быть? Дети рассматривали их через увеличительные стекла, пускали их в воду, дули на них. Проблема: почему перья не намокают? Проведен эксперимент: дети смазали руки кремом, опустили в воду. Вывод: перья покрыты жиром.

           Знакомства с разными видами ткани. Из какого материала можно сшить куртку или плащ?

           Дети изучали виды тканей. Мнется, режется, намокает.

           Как достать скрепку из воды, не намочив рук. (свойства магнита в воде и на воздухе)

           Так же как-то на прогулке. Дети стали рассматривать снежинки. И что снег тает на ладони. Здесь детская инициатива послужила толчком для дальнейшего эксперимента.

           Дети занимались посадкой лука, наблюдали как развивается растение, постоянно поливали его, делая вывод, что без воды растение засыхает. Сейчас дети начали сами следить за растениями в группе.

           Знакомство с водой происходило в процессе хозяйственно-бытового труда т - мытья игрушек. Путем проб выявляли свойство ткани, стекла, металла, резины, пластмассы (быстро впитывают влагу, плавают, тонут).

Создание проблемной ситуации. Как мне отнести игрушки в метод кабинет, руки заняты. Предложения детей. (открыть дверь, предложила помощь Катя)

В свободной деятельности детям предлагаю выбор вида деятельности и игр.

            Педагогу важно так организовать детскую деятельность, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

            Таким образом, правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детской познавательной активности и самостоятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС"

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспита...

РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Консультация для педагогов «Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Консультация для педагогов «Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Создание условий для развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста»

На мастер-классе речь пойдет о том, что же зависит от нас с вами и что мы можем делать для решения важной задачи по формированию таких ценных качеств личности детей как инициативность и самостоятельно...

«Детские мастер- классы как способ поддержки и развития инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»

Тема «Детские мастер- классы как способ поддержки и развития инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»Слайд № 2 Одними из основных принципов дошкольного...

Музыкально-дидактические игры, как средство развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста

Самостоятельная деятельность является одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду. Научная педагогика рассматривает термин «самостоятельная деятельность»...

буклет " Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности"

Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях и поступках активно и настойчиво проявляет...