Статья «Как развивать у детей старшего дошкольного возраста стремление к познанию культурных традиций своего народа через творческую деятельность». Апрель 2024г.
статья (подготовительная группа)
Формирование духовного, нравственного, эстетического воспитания лежит в основе знакомства и понимания русских национальной культуры, обычаев, особенностей. Этот вопрос очень актуален в современном мире. Приобщение ребенка к красоте русского языка, русской музыки, поэзии, развитие творческих способностей, знакомство с русским фольклором - неотъемлемая часть воспитания и развития дошкольника.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья «Как развивать у детей старшего дошкольного возраста
стремление к познанию культурных традиций своего народа
через творческую деятельность».
Россия имеет огромное культурное наследие, множество обычаев и фольклор. Изучение обычаев и традиций своего народа способствует повышению интереса к изучению народного творчества, истории родной страны и истории своего народа, музыкального фольклора, прикладного искусства.
Значимость народной культуры состоит в ее способности формировать и развивать те качества личности дошкольника, которые являются основополагающими: память, речь, мышление, воображение, умственную и творческую активность, духовные и нравственно-эстетические нормы, чувство национального самосознания.
Дошкольный возраст – это самый важный период в становлении личности человека. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям и ознакомлению с нормами поведения в процессе различной деятельности. Сейчас обращение к народным истокам, культурному наследию страны, фольклорному искусству нашего народа стало очень необходимым. Поэтому применение закличек, пестушек, пословиц, дразнилок, поговорок, пословиц, небылиц, народных песен и народных танцев на музыкальных занятиях с детьми в ДОУ очень актуально. Необходимо развивать у детей дошкольного возраста понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном развитии дошкольников трудно переоценить. Для полноценного изучения русской народной культуры необходимо использовать фольклор в самых разных видах деятельности дошкольников – музыка, танец, пение, подвижные народные игры - все это положительно отражается на детях. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Использование народных танцев - формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизируют память, внимание, развивают речь, обогащают словарный запас детей. Дети осваивают традиционные стили общения.
Народный фольклор увлекает детей дошкольного возраста яркими поэтическими образами, вызывая положительные эмоции. Также фольклор укрепляет жизнерадостное восприятие жизни и помогает понять, что хорошо, а что плохо, что красиво, а что некрасиво. Фольклор дает подрастающему поколению самые главные и простые понятия о жизни и о людях, отражает общественные интересы, труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе.
Приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре начинается в семье и на музыкальных занятиях в ДОУ. На музыкальных занятиях дети знакомятся с различными видами народного музыкального фольклора, который включает в себя - попевки, колыбельные, шуточные песни, игры-хороводы, потешки и т. д. Любой из этих жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект. На первых годах своей жизни дети знакомятся и с колыбельными песнями. Спокойная, напевная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивает, убаюкивает, а это очень важно для физического развития ребенка, и также способствует накоплению у него чувственных впечатлений, и к восприятию слов родного русского языка. На музыкальных занятиях с детьми любого возраста можно использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, ярмарки, хороводы и т. д.).
В устном народном творчестве сохранились черты русского характера и присущие ему нравственные ценности. Знакомя на занятиях детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям.
В народном русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Потешки, прибаутки и заклички, адресованные детям, звучат как ласково, выражая заботу, нежность и веру в светлое будущее. В русских народных пословицах и поговорках оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки и восхваляются положительные качества людей. Часто в произведениях устного народного творчества описывается уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
В связи с этим, русский фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. При проведении в ДОУ народных праздников дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа.
Приобщение детей к русскому национальному искусству должно как можно чаще использоваться на музыкальных занятиях в ДОУ. Детей необходимо знакомить с игровыми, шуточными, лирическими песнями, с русскими плясками, хороводными танцами, с ярмарочными традициями, театрализованными русскими народными сказками, с народным фольклором – пестушками, небылицами, скороговорками, знакомить детей с элементами русских костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук. Сказки и другие произведения позволят расширить представления детей о доброте, о людях с добрым сердцем, показать их красоту.
Активное участие детей в рамках участия в народных праздниках, музыкальных развлечений, в которые включены различные русские хороводы и игры, игра на детских музыкальных инструментах русского оркестра, постепенно приобщает их к русским национальным традициям, способствует развитию творческой деятельности, раскрывает личность. Все это способствует музыкальному развитию детей дошкольного возраста и познанию культурных традиций.
Источник:
1.Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. – М.: Школьная Пресса, 2003.
2.Гришина Т.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005.
3.Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками"
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками...
Развитие представлений у детей старшего дошкольного возраста об обычаях и традициях русского народа с использованием разнообразных форм работы
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения определяется сегодня как ключевая проблема для отечественной системы образования, начиная с дошкольного образования. Процесс личностного развити...
Проект "Обучение описательному рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с ОНР-3 по теме "Животные" через творческую деятельность детей"
Проектная деятельность учителя-логопеда по обучению детей старшего ошкольного возраста с ОНР-3 описательному рассказыванию через их творческую деятельность. Развитие речи детей и их театрализованная д...
Проект Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями марийского народа в Тоншаевском районе
Образовательный проект«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой марийского народав Тоншаевском районе»(из опыта работы) Общие сведения о проекте....
Статья "Художественно - эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста на основе русских и японских сказок через проектную деятельность"
Статья адресована педагогам ДОУ. Материал способствует приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры на основе русских и японских народных сказок, развитию творческих спос...
Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями русского народа
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями русского народа...
План самообразования на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным праздникам, традициям и обычаям через разные виды детской деятельности».
План самообразования на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным праздникам, традициям и обычаям через разные виды детской деятельности»....