Итоговая организованная образовательная деятельность в подготовительной группе по развитию речи "Незнайка идет в школу"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Гордеева Любовь Алексеевна

Итоговая организованная образовательная деятельность по развитию речи "Незнайка идет в школу", групповое, построенное в соответствии с изучаемой образовательной программы.

Задачи приоритетной образовательной области:

1.Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках; умение различать звуки в словах во фразовой речи,

2. Закреплять умения вставлять пропущенную букву в слове, делить слова на слоги.

3. закреплять умение изменять слово, находить противоположные по значению слова.

4. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умение аргументировать свои высказывания.

5. Расширять словарный запас детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neznayka_idet_v_shkolu.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Систематизирование знаний детей по развитию речи и обучению грамоте.

Задачи:

  1. Обучающие:

-Закреплять знания детей о гласных, согласных звуках; умение различать звуки в словах, во фразовой речи.

- закреплять умения делить слова на слоги.

-Закреплять умения вставлять пропущенную в слове букву.

-Закреплять умения изменять слово, находить противоположные по значению слова.

-Закреплять умения определять предмет по его существенным признакам.

- Закреплять представление детей о начертании печатных букв имени.

- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

-Расширять словарь детей.

2. Развивающие:

-Развивать память, фантазию, мышление, внимание детей, умение слушать воспитателя, понимать его речь, четко отвечать на поставленные вопросы, добиваться своей цели.

- Развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми, умение слушать ответ товарища.

3. Воспитательные:

-Воспитывать стремление к знаниям и интерес к речевой деятельности.
-Воспитывать самостоятельность, активность, доброту, культуру общения и желание помогать тем, кто нуждается в помощи.

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие », «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа:Чтение отрывков из сказки «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова, рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, беседа о временах года, составление предложений, определение места звука в слове, составление коротких рассказов, разучивание ритмических движений.

Словарная работа: Упражнять детей в подборе слов, активизировать словарный запас детей.

Методические приёмы:

-беседа с детьми, разъяснение;
- создание ситуации выбора;
- речевая деятельность;
- постановка проблемы;
- обсуждение;
- наблюдение;
- поощрение.

Материал и оборудование: Алфавит, герой Незнайка, дидактические игры: «Дерево «Времена года», «Веселый паровозик», мяч, счетные палочки, карточки для игры «Буква потерялась», картинки для игры «Узнай предмет по описанию»,

разрезные буквы алфавита, картинки с изображением предметов:шапка, кот, облако,  лист тополя, арбуз, пластилин, лист плотной белой бумаги, аудиозапись детской песни «Танец маленьких утят» и спокойной музыки.

Ход занятия:

(Звучит спокойная  тихая музыка. Дети свободно находятся в группе)

Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня настроение?

Дети: Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель: Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.Если каждый улыбнется - утро доброе начнется. Доброе утро! 

(Дети становятся в круг)

Воспитатель: Посмотрите ребята, к нам сегодня в группу пришли гости, давайте улыбнемся и им тоже, таким образом, поприветствуем их.

Воспитатель:  А теперь проходите на свои места.Ребята,  сегодня к нам пришел еще один удивительный гость, вы его хорошо знаете. Но кто это вы должны угадать.

В шляпе с круглыми полями,
И в штанишках до колен,
Занят разными делами,
Лишь учится ему лень.

Кто он, быстро отгадай-ка,
Как зовут его? (Незнайка)

(Появляется герой «Незнайка»)

Незнайка: Здравствуйте ребята, это я Незнайка!

Воспитатель: Здравствуй Незнайка. А почему ты такой грустный?

Незнайка: В Цветочном городе все коротышки дразнят меня и говорят, что я ничего не знаю! Но это неправда! Я очень умный и многое умею, только малыши все равно смеются надо мной. А мне обидно. Я не хочу, что бы меня считали глупым! А еще в этом году я пойду в школу в 1 класс, и что бы проверить мои знания, самый умный коротышка из Цветочного города – Знайка, дал мне целую гору заданий! А я один не справлюсь! Ребята, помогите мне, пожалуйста!

Воспитатель: Незнайка, наши дети тоже в этом году пойдут в школу, они очень много знают и умеют, ведь в детском саду ребята научились считать, рисовать, лепить, петь и танцевать, знают много сказок и могут и тебя всему научить. И мы с удовольствием поможем тебе справиться со всеми заданиями от Знайки, правда ребята? 

Дети: Да.

Незнайка: Здорово! Спасибо вам ребята. Я очень хочу всему научиться.

Воспитатель: Ну что ж, тогда давай посмотрим, какие задания от Знайки нам нужно выполнить.

Воспитатель:

Знайка предлагает поиграть в дидактическую игру «Времена года». Назовите их! Какое сейчас время года?

Дети: Весна.

Воспитатель: А сколько всего месяцев в каждом времени года?

Дети: В каждом времени года, три месяца.

Воспитатель: Назовите, какой сейчас месяц?

Дети: Май.

Воспитатель: А май, какой по счету месяц?

Дети: Май третий весенний месяц.

Воспитатель: Назовите все три весенних месяца подряд, как они следуют друг за другом.

Дети: Март, апрель, май.

Воспитатель: Скажите, сможем ли мы сейчас в данное время изменить ход событий, и переместиться в другое время года? Например: из весны переместится в осень? (да, нет)? Почему?

Вывод детей: В природе все закономерно, осень приходит после лета, а весна не может быть раньше зимы.

Воспитатель: Какие вы ребята молодцы, помогли Незнайке запомнить названия месяцев!

Воспитатель: А вот и второе задание от Знайки.

1.Назовите город, в котором мы живем.

2.Сколько цветов на Российском флаге?

3. При каком сигнале  светофора можно переходить улицу?

4.Крупное домашнее животное, которое даёт молоко…

5. Планета, на которой мы живём…

6.Столица нашей Родины?

7.Кто выдаёт книги в библиотеке?

8.Кто летает в космос?

9.Что выше – дерево или трава?

Незнайка: Ух ты, как здоровы, вы все знаете!

Воспитатель:  Да, Незнайка, ребята молодцы, а сейчас я предлагаю поиграть в игру. Незнайка, ты тоже с нами поиграй. Становитесь в круг и скажите наоборот.

 Игра  «Скажи наоборот» (с мячом)

Я скажу вам низкий, вы скажете высокий;

Я скажу вам близкий, вы скажете далекий

тяжелый – легкий;

умный –глупый;

новый –старый;

белый –черный

шумный–тихий;

веселый–грустный.

Чистый– грязный;

мягкий– твердый;

узкий –широкий;

кислый –сладкий;

хороший –плохой;

длинный–короткий

злой–добрый

горячий – холодный

сильный– слабый

большой – маленький 

мягкий–твердый

старый – новый

близкий – далекий

Воспитатель:Отлично, ребята! Сегодня у вас получилось лучше, чем вчера! Поможем Незнайке отгадать предмет по признакам и отправить их на «Веселом паровозике» в Цветочный город к Знайке?

Дети: Да, поможем.

Игра «Узнай предмет по описанию»

Бурый, косолапый, неуклюжий …(медведь)

Зелёный, продолговатый, сочный … (огурец)

Трусливый, серый … (заяц)

Маленькая, серая, пугливая … (мышь)

Ветвистая, зелёная, колючая … (ель)

Старый, кирпичный, двухэтажный … (дом)

Красное, сладкое, вкусное, наливное  … (яблоко)

Воспитатель:В первом вагоне мы отправим предметы в названии которых один слог, во втором вагоне –слова состоящие из двух слогов, в третьем, слова в которых три слога.

(Дети определяют и называют количество слогов  в словах)

Воспитатель:Замечательно!  Я знала, что вы сможете сделать это! 

Воспитатель: Следующее задание от Знайки исправить ошибки в названиях сказок.Пока сказки на нас не обиделись, давайте проверим Незнайку, правильно ли он знает названия произведений. Он записал их на листочке. Слушайте внимательно.

«Федорино море» (К. Чуковский).

«Крот в сапогах» (Ш. Перро).

«Гладкий утёнок» (Г. Х. Андерсон).

«Кусалочка» (Г. Х. Андерсон).

«Нежная королева» (Г. Х. Андерсон).

«Серая Лейка» (Д. Н. Мамин - Сибиряк).

«Маленький цветочек» (С. Т. Аксаков).

«Сивка- Мурка» (К. Д. Ушинский)

«Волк и семеро ребят» (русская нар.Сказка)

«Красная маечка» (Ш. Перро)

Воспитатель:Незнайка, подскажи нам, а какие бывают сказки?

Незнайка: Сказки бывают народные и авторские.

Воспитатель: А у тебя есть любимая сказка? Назови ее.  Теперь ты знаешь

 много  разных сказок. А теперь я предлагаю нам всем немного отдохнуть.

Музыкальная игра «Танец маленьких утят».

Незнайка: Какой замечательный, веселый танец. Вернусь в Цветочный город и научу всех коротышек его танцевать!

(Дети проходят на стульчики)

Воспитатель: Предлагаю поиграть в интересную и познавательную игру.  Я сейчас буду называть слова, а вы с помощью палочек выкладываете только первые буквы каждого слова (одновременно это же задание выполняется у доски).

Игра «Отгадай зашифрованное слово»

 Воспитатель показывает картинки каждого слова:  шапка, кот, облако, лампа, арбуз.  (Ш, К, О, Л , А)

Воспитатель:Какое слово у нас получилось? Прочитаем все вместе!

Дети: Школа.

Воспитатель Ребята, когда вы пойдете в школу, вам понадобятся школьные принадлежности. А вы знаете, что это такое? 

Дети: Предметы, которые нужны для учебы.

Воспитатель:  Да, вы правы, школьные принадлежности - это инструменты, которые нужны каждому школьнику для учебы в школе и дома.

 Воспитатель:Следующее задание от Знайки - нужно собрать школьный портфель.Давайте поможем Незнайке найти потерянные  буквы, чтобы получилось слово.

Игра «Буква потерялась»

Воспитатель: Мы сейчас покажем тебе Незнайка, как наши дети читают. Ребята, перед вами  слова, необходимо вставить буквы.

(Незнайка смотрит на доску, а там слова в которых не хватает букв)

Р…ЧКА—У

КН…ГА--- И

ТЕТР…ДЬ----А

ЛА…ТИК----С

П…НАЛ---Е

КИСТ…ЧКИ--- О

Воспитатель:  Незнайка, какие буквы потерялись в словах. Помоги ребятам вставить потерянную букву.

Воспитатель:  Буквы мы видим, а звуки слышим. Какие бывают звуки?

Дети: Гласными и согласными.

Воспитатель: Какие звуки мы называем гласными?

Дети: Звуки, которые тянуться, поются голосом, произносятся без препятствия. Воспитатель: Назовите гласные звуки.  

Воспитатель: А с какими согласными звуками вы уже познакомились? (дети называют согласные звуки).

Воспитатель:  Почему эти звуки мы называем согласными?

Дети: Звуки произносятся с препятствием.

Воспитатель: Неплохо! Я горжусь вами! Ну что Незнайка, мы помогли тебе выполнить все задания, которые приготовил Знайка, я надеюсь, ты все понял и теперь сможешь смело идти в 1 класс!

Незнайка: Спасибо вам ребята, я очень много узнал сегодня у вас в гостях и все эти знания мне очень пригодятся. Но мне очень хочется запомнить имена всех замечательных детей группы, которые помогали мне сегодня. Вернусь в Цветочный город и расскажу  всем коротышкамо вас.

Воспитатель: Ребята, хотите написать свои имена и показать  Незнайке? Предлагаю написать свои имена не карандашом, а пластилином. Но, прежде чем приступить к лепке, поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика

Скоро в школу мы пойдём. (Дети «шагают» пальчиками по столу)
    И портфель с собой возьмём, (
Загибают по одному пальчику)
Книжки, ручку, карандаш. (Загибают по одному пальчику)

Мы в портфель положим наш. (Соединяют и разъединяют пальцы)

Будем мы читать, писать, (Хлопают в ладоши)

И учиться все на пять!   (Показывают пять пальцев)

Самостоятельная деятельность детей.(Звучит спокойная музыка, дети выполняют задание).

Воспитатель:Молодцы, справились с заданием. Ребята назовите свои имена. Подарим Незнайке, что у нас получилось.

Незнайка: Спасибо вам, ребята за подарки.

Воспитатель:До свидания, Незнайка!

Воспитатель: Ребята, вы так порадовали меня сегодня. И я хочу знать, что понравилось на занятие, что было трудным, что не понравилось.

Используемая литература:

1.Коваленко В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников» - Москва: «ВАКО», 2005.

2.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019.-216с.

3.Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа.- СПб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015.- 256с.

4.Нищева Н.В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики» - С-Петербург: «Детство-Пресс», 2008.

5.Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. –М.: ТЦ Сфера,2019- 272 с.

6.Ушакова О.С.  Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2019.- 288с.

7.Ельцова О. М., Прокопьева Л.В. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций. – СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016.- 160с.

8.Использование  информационно-коммуникационных технологий: копии интернет - страниц, используемых сайтов:MAAM.RU/., nsportal.ru, pedsovet.su, pedsovet.org/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по теме: «Веснушка идет в школу».

конспект содержит материалы для закрепления знаний детей о школе и о школьных принадлежностях, игровые задания по воспроизведению  цифрового и числового ряда, на развитие логического мышления...

Конспект итоговой организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: " Путешествие по сказке Колобок"

Конспект итоговой  организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: " Путешествие по сказке Колобок"...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи «Путешествие по сказке Шарля Перро «Красная шапочка»

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи «Путешествие по сказке Шарля Перро «Красная шапочка» Поддерживать проявление субъ...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи Тема: «Пусть миром правит доброта»

Тематическое занятие направлено на развитие связной речи, расширение и активизицию словаря, совершенствование образовывать однокоренные и сложные слова.Все задачи реализуются через игровые ситуации, д...

конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи "Зимние забавы"

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Общение со сзрослыми и сверстниками развивает у них умение говорить и поступать правильно, слуш...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ по программе "От Рождения до Школы"

Примерное комплексно-тематическое планирование к программе "От рождения до школы". Подготовительная  группа. Со списком источника....