кейс метод "Обучение навыка имитации движений"
учебно-методический материал
Без навыка имитации ребенок не может обучиться новым более сложными видам деятельности: соблюдению правилам поведения в группе, навыкам самообслуживания игровым действиям, речевым навыкам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys_-_metod.docx | 20.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Кейс –метод.
Обучение навыка имитации движений.
Составитель: учитель-дефектолог Носова Наталья Анатольевна, Новопетровское МБОУ
Проблема:
Мальчик с РАС в возрасте 5 лет не повторяет движения за взрослым или сверстниками.
Решение:
Без навыка имитации ребенок не может обучиться новым более сложными видам деятельности: соблюдению правилам поведения в группе, навыкам самообслуживания игровым действиям, речевым навыкам и др. Процесс обучения ребенка выстраивался на основе метода «обучение отдельными блоками». Каждый обучающий блок включает в себя: инструкцию, подсказку, реакцию и последствие (поощрение или исправление ошибки). Далее следует пауза между блоками, и вновь начинается следующий обучающий блок.
Процесс работы
- Обучение ребенка навыку имитации начинается с повторения движений со знакомыми для него предметами, которые он использует каждый день в повседневной жизни: попить из кружки, поднести ко рту ложку, вытереть полотенцем руки, порисовать фломастером и др.
- На столе перед ребенком выкладывался один предмет, у взрослого в руке второй такой же предмет (например, ложка). Взрослый озвучивает инструкцию: «сделай так» и показывает модель действия с предметом: подносит ложку к своему рту. Первые несколько обучающих сессий используется метод «безошибочного обучения», то есть взрослый, не дожидаясь неверного выполнения инструкции, сразу после инструкции оказывает ребенку физическую помощь: рукой ребенка берет ложку и подносит ее ко рту ребенка. После того, как ребенок выполнит то же действие, что и показывал взрослый, следует поощрение. Постепенно интенсивность подсказки снижается: если на первых обучающих сессиях необходима полная подсказка, то есть взрослый рукой ребенка подносит ложку к его рту, то на следующих обучающих сессиях применяется частичная подсказка, то есть взрослый может просто подтолкнуть руку ребенка вверх, после чего он уже сам подносит ложку ко рту. Таким образом, ребёнок полностью самостоятельно обучается повторять движения с обычными повседневными предметами.
- Далее переходим к обучению ребенка повторению привычных действий с игрушками: постучать молоточком, потрясти погремушкой, провести палочкой по металлофону и др. Используется та же процедура, что была описана выше, но нужно отметить, что обучение имитации с этими предметами проходит намного быстрее, так как ребенку уже знакомо требование.
- Обучив ребенка повторению привычных действий со знакомыми предметами (ложка, полотенце, кружка и др.), а также привычных действий с игрушками (молоточек, погремушка, металлофон и др.), можно обучать ребенка повторению непривычных действий с предметами, например, не потрясти маракас, а постучать им по столу, не поднести, не постучать молотком, а потрясти им. Первые несколько занятий ребенку снова необходимы подсказки, так как он стремится выполнить то действие с предметом, которое ему знакомо. Применение подсказок постепенно снижается, до тех пор, пока ребенок не научится повторять любое движение с любым предметом по модели, которую демонстрировал взрослый.
- Только после того, как ребенок полностью освоил навык имитации движений с предметами, можно приступить к обучению ребенка повторению за взрослым движений руками: похлопать, поднять руки вверх. Как и на предыдущих этапах, взрослый говорит инструкцию: «сделай так» и показывал модель действия (например, поднять руки вверх). Далее следует полная физическая подсказка: взрослый поднимает руки ребенка. Постепенно подсказка убирается, то есть взрослый после инструкции и показа движения может задеть ребенка за локотки, и ребенок уже сам поднимает руки вверх. Как только какое-то из выбранных движений ребенок повторяет 3 дня подряд самостоятельно, можно добавлять в список отрабатываемых движений новое действие.
Достигнутые результаты:
- Ребенок повторяет за взрослым любое действие с более чем 10 предметами;
- Ребенок повторяет за взрослым около 10 движений руками (постучать, поднять руки вверх, положить руки на голову, похлопать и др.);
- Ребенок спонтанно повторяет за сверстниками различные действия (бег, залезание на диван, надевание сандалией и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗАНЯТИЕ От 3 до 6 месяцев. Развитие двигательных навыков, координации движений.
Развитие двигательных навыков, координации движений, согласованность движений глаз и рук. Освоение глубины пространства, развитие зрительной системы. Развивать мелкую моторику. Научить ребенка приспос...
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ выразительного движения в старшей и подготовительной , младшей и средней группах
Движения под музыку являются для ребенка и одним из самых привлекательных видов деятельности , возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, всё это в целом сказывается благотворно на его со...
Навыки выразительного движения. Работа в парах.
Конспект открытого занятия по ритмике в подготовительной группе....
игры на имитацию движения
Эти игры я использую на занятиях театрального кружка...
«Использование упражнений на имитацию движений в играх представлениях (песенки - потешки)»
Семинар – практикум для педагогов...
«Использование упражненийна имитацию движений в играх представлениях (песенки - потешки)»
Совсем маленькие дети, не умеющие говорить, с необыкновенной легкостью заменяют слова мимикой и жестами. Развитие ребенка идет от движения и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям дошко...
Игры на имитацию движений
Игры дроаматизации...