консультация для педагогов
консультация
Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.
Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Во всех ее элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнила воспитатель
Средней группы
МБДОУ детский сад № 28 «Умка»
Вагнер Анастасия Валерьевна
Консультация для воспитателей
«Ознакомление дошкольников с государственной символикой России»
Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.
Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Во всех ее элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.
Ознакомление с важнейшими государственными символами традиционно входит в содержание патриотического воспитания дошкольников. В дошкольных образовательных учреждениях одним из приоритетных направлений образовательных программ является приобщение ребенка к социокультурному наследию общества и государства. Вопросы гражданско-патриотического воспитания рассматриваются в нормативных документах различного уровня, в том числе и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Без уважения к истории и культуре своей страны, государственности, осознания уникальности, неповторимости культурных традиций невозможно воспитать всесторонне развитую личность.
Роль педагога в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников трудно переоценить: он должен помочь дошкольникам понять, осмыслить государственные символы, их происхождение, значение, функции, раскрыть смысл элементов государственной символики.
Пособия помогут организовать работу с детьми по изучению госсимволов в разных формах.
Знакомство с государственной символикой дошкольников представляет собой достаточно сложную задачу для педагога. В силу возрастных особенностей детям тяжело представить герб, флаг и гимн нашей страны и города, края, смысл этих понятий, значимость. Объяснение этим сложностям мы можем найти в возрастной психологии: пространственно-временные связи, образное мышление дошкольников находятся на этапе формирования. Именно поэтому история страны, города, пути возникновения официальных и неофициальных символов даются детям с большим трудом. Но не проводить такую работу с дошкольниками тоже нельзя, так как это является основой патриотического воспитания, формирует гордость своей малой родиной, страной в целом.
В практической деятельности ведется постоянный поиск наиболее подходящих, эффективных, доступных методов, способов, приемов ознакомления с государственной символикой детей дошкольного возраста. Для начала обратимся за помощью к психологии и педагогике. Для облегчения восприятия детьми знаний о государственной символике используется принцип педагогики «от простого к сложному»: работу необходимо вести последовательно, от близкого и понятного к более далекому. Из психологии мы знаем, что дети старшего дошкольного возраста способны устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между явлениями и предметами, систематизировать и группировать предметы. Эти возрастные особенности позволяют знакомить детей с различными видами гербов, флагов и их основным назначением.
Для ознакомления детей с государственной символикой используются различные методы, приемы и средства. Особую актуальность в настоящее время в дошкольной педагогике приобретают словесные методы: беседа, рассказ, объяснение, чтение литературных произведений; наглядные методы: иллюстрации, показ видео, схемы; практические: моделирование, рисование, лепка; объяснительно-иллюстративный.
Следующий аспект, по которому до сих пор нет единого мнения, – это вопрос о последовательности изучения символов государства. В методической литературе по этому поводу можно найти разные мнения. Один из вариантов при ознакомлении дошкольников с государственной символикой использовать следующую последовательность:
1. Государственный флаг Российской Федерации.
2. Государственный гимн Российской Федерации.
3. Герб Москвы (не является государственным символом).
4. Государственный герб Российской Федерации.
Первоочередное знакомство с государственным флагом РФ обусловлено двумя причинами. В первую очередь, с изображением российского триколора дети встречаются наиболее часто: на улицах, открытках, плакатах, в телевизионных заставках, одежде, сувенирах и т. д. Во-вторых, знакомясь с российским флагом, ребенку нужно понимать только две вещи: цвета, из которых «состоит» флаг, и их взаимное расположение.
Далее следует знакомство с государственным гимном Российской Федерации. Гимн России – это песня, то есть в нем есть две составляющие: текст и музыка. Обе составляющие необходимо подвергнуть анализу, пускай и элементарному. А поскольку государственные символы любой страны имеют единую цветовую схему, дети вместе со взрослым должны найти отображение трех полос (трех цветов) флага как в словах, так и в музыке. Без сомнения, эта задача сложнее, чем запоминание символики трех цветов и их взаимного расположения. Кроме того, такая последовательность позволяет еще раз вернуться к повторению символического значения цвета в символике России во время урока «Гимн России».
Далее проводится отдельное занятие на тему «Герб Москвы». Это занятие очень важное, так как герб Москвы хоть и не относится к числу государственных символов, но впоследствии станет одним из центральных элементов в анализе герба России. Детям предлагается рассмотреть форму московского герба и узнать, что она символизирует. Также дошкольникам предлагается легенда в виде театрализации, из которой они узнают, кто изображен на московском гербе. К этому времени дети уже знакомы с основными цветами герба. Эти знания уже не раз закреплялись, позволяя детям попробовать самостоятельно проанализировать, что представляет собой всадник на белом коне, за плечами которого развевается синий плащ. Черный цвет – это «новый» цвет, но его символическое значение не вызывает трудности у детей.
И после этого проводится занятия-исследования «Герб России». К этому моменту дети самостоятельно смогут рассказать о форме герба и о том, что она символизирует, видят и рассказывают, кто изображен в центре герба России и какова символика этого расположения, они твердо понимают символическое значение основных цветов. Взрослый обращает внимание детей на двуглавого орла и спрашивает, что это за птица, какая она, на что похожи ее крылья. Информацию о трех коронах, перевитых лентой, скипетре и державе педагог сообщает в ознакомительном порядке. Дети обязательно вернутся к обсуждению этой темы в более старшем возрасте.
Таким образом, такая последовательность изучения государственных символов Российской Федерации соответствует одному из основных дидактических принципов – от простого к сложному, что позволит достичь хороших результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-479305-1410861853.jpg)
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/05/picture-1069567-1541444258.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/26/picture-1252308-1590483946.jpg)
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/09/picture-1246594-1607509250.jpg)
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000858-1516782882.jpg)
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/07/picture-1036397-1525690409.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....
Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи
Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...