«Коммуникативные танцы-игры как одна из форм социализации младших дошкольников»
статья (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Коммуникативные танцы-игры как одна из форм социализации младших дошкольников»
“Музыкальное воспитание -
это не воспитание музыканта,
а прежде всего человека”
(В. А. Сухомлинский)
Одним из направлений Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования и Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.
В данном направлении затронуто сразу несколько целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования:
- ребёнок уверен в своих силах;
- открыт внешнему миру;
- положительно относится к себе и к другим;
- проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
- участвует в совместных играх;
- творческие способности ребёнка также проявляются в танцах и пении.
Работа музыкального руководителя в данном направлении ориентирована на развитие коммуникативных и творческих способностей ребёнка. Однако нужно отметить, что в дошкольную организацию поступают дети с разным уровнем подготовки. Некоторые из них не имеют опыта общения со сверстниками. Есть дети, которые имеют такой опыт, но у них не устранены элементы эгоцентризма, поэтому они неохотно вступают в процесс общения. Трудности также возникают при взаимодействии девочек и мальчиков – многие не хотят вставать в пару. Благодатным видом деятельности в решении проблемы взаимопонимания дошкольника со сверстниками является коммуникативный танец, ведь в нём каждый ребёнок становится партнером другого.
В работе по музыкально-ритмическому воспитанию детей нужен разнообразный материал: упражнения, игры, этюды, парные танцы, сюжетные пляски и так далее. Однако музыкальная игра - самый органичный из всех видов музыкальной деятельности, поскольку потребность в игре заложена в ребёнке самой природой. Она развивает его интерес к музыке и правильное восприятие содержания музыкальных произведений, пробуждает потребность постоянного общения с музыкой и желание активно и творчески проявлять себя в этой сфере. Поэтому среди всего многообразия музыкального репертуара коммуникативные танцы-игры занимают особое место, поскольку они и развивают, и развлекают. И если следовать формуле, что «учиться надо весело…», то лучшего материала для занятий с детьми просто не придумаешь.
Коммуникативные танцы-игры помогают реализовать такие направления воспитательной работы, как:
- развитие музыкального слуха, чувства ритма, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т.д.;
- развитие динамической стороны общения: лёгкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
- развитие эмпатии, сочувствия к партнёру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Каковы же особенности коммуникативных танцев-игр?
Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе. Кроме того, дети учатся понимать, что движения, жесты, мимика и пантомимика имеют свой смысл, с их помощью можно выразить настроение, намерение, отношение к другому человеку, не издавая при этом ни звука.
В коммуникативном танце–игре нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.
Ещё одна особенность: это танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания (кто лучше пляшет, чья пара лучше танцует, чей хоровод дружнее и др.) и так далее. Движения и фигуры в этих танцах очень просты и доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что ещё более облегчает их запоминание.
Вариантов коммуникативных танцев-игр много: и с современными, оригинальными аранжировками, и те, которые используются в детском репертуаре уже давно. А поскольку в работе с детьми есть постоянная потребность обновлять репертуар, подобные танцы-игры можно придумывать самостоятельно, меняя музыкальное сопровождение и моделируя построение движений в зависимости от подготовленности детей. Для этого лучше использовать вариационную музыкальную форму (она позволяет варьировать и двигательные построения).
Общение и опыт взаимодействия со сверстниками очень важны для процесса музыкального развития детей. В несложных, но веселых и подвижных танцах-играх дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них всё получается, от возможности себя выразить, и проявить.
В подобных танцах-играх есть возможность формировать двигательные навыки, закреплять некоторые более сложные движения, которые не сразу у всех детей получаются. В игровой форме при многократном повторении эти движения постепенно и незаметно для ребёнка усваиваются. Таким образом, идёт постепенное развитие двигательных способностей детей и подготовка к разучиванию более сложных танцев к праздникам и музыкальным спектаклям.
Коммуникативные танцы-игры способствуют развитию музыкальных способностей детей с разным уровнем подготовки.
Стоит рассмотреть вариант включения репертуара такого рода для совместных игр-танцев детей с родителями или детей разного возраста на праздниках и развлечениях. Это особенно актуально для настоящего времени, поскольку совместные праздники и развлечения с родителями проводятся повсеместно. На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах-играх вместе с детьми.
В заключение хочется сделать вывод: коммуникативные танцы–игры являются универсальным материалом в педагогической работе. Они могут стать одним из средств создания социальной ситуации развития детей, что является основной целью ФГОС ДО.
Коммуникативный танец «Здравствуй» (М. Картушина).
Дети двигаются в двух концентрических кругах.
1. Весело шагают Ножки по дорожке, Приведут к дружочку Маленькие ножки. Припев: Здравствуй, здравствуй, Друг хороший мой На носочках покружимся с тобой. Крепко-крепко обнимемся сейчас. И в дорогу отправимся тотчас. 2. Мы галопом скачем Прямо по дорожке. Приведут к дружочку Маленькие ножки. Припев: тот же. 3. Побежали быстро Ножки по дорожке, Приведут к дружочку Маленькие ножки. Припев: тот же | Маршируют в противоположные стороны
Поворачиваются друг к другу, образуя пары, Пожимают правую руку Движения по тексту
Двигаются прямым галопом по кругу
Останавливаются, образуя новую пару Движения припева те же. Легкий бег на носочках.
Движения припева те же. | |||||
Песня-игра “Здравствуй, друг!” (музыка песни “Капель” В. Алексеев) Дети стоят врассыпную по всему залу | ||||||
Вступление и проигрыш. 1 к. Зашагали ножки прямо по дорожке. Весело гуляли и друга повстречали. Припев: Здравствуй, здравствуй, милый друг! Ты посмотри вокруг. Ты мне только улыбнись! Крепко обнимись! Проигрыш. 2 к. Зашагали ножки прямо по дорожке. Весело гуляли и друга повстречали. Припев: Здравствуй, здравствуй, милый друг! Ты посмотри вокруг. Ты мне только улыбнись! Крепко обнимись! Проигрыш. 3 к. Зашагали ножки прямо по дорожке. Весело гуляли и друга повстречали. Припев: Здравствуй, здравствуй, милый друг! Ты посмотри вокруг. Ты мне только улыбнись! Крепко обнимись! Проигрыш. | Дети выполняют повороты Гуляют врассыпную по залу Находят себе пару – друга Пожимают руки друг другу Разводят руки в стороны Улыбаются друг другу Обнимаются Дети кружатся в парах, держась за руки
Гуляют врассыпную парами по залу Находят себе пару – друга Пожимают руки друг другу Разводят руки в стороны Улыбаются друг другу Обнимаются Дети кружатся в парах, держась за руки
Гуляют врассыпную по залу Находят нового друга – пару Пожимают руки друг другу Разводят руки в стороны Улыбаются друг другу Обнимаются. Дети кружатся в парах, держась за руки. В конце танца - обнимаются | |||||
Игра-приветствие “Здравствуйте” (С. Коротаева) | ||||||
1. Ручки, ручки, просыпайтесь, Здравствуйте! Ласковые ручки наши, Здравствуйте! Пальчики сердитые, Здравствуйте! И ладошки наши крошки, Здравствуйте! 2. Разбудите ножки. Ножки, здравствуйте! И притопы, и пружинки, Здравствуйте! И притопы, и притопы, Здравствуйте! И пружинки, и пружинки, Здравствуйте! 3. Глазки, ушки, носик, ротик, Здравствуйте! И улыбки, и улыбки, Здравствуйте! Все друг другу улыбнитесь. Здравствуйте! И лукаво подмигните. Здравствуйте! | Развести руки в стороны Потянуться Погладить ладошки Погрозить пальчиком Ритмично хлопать в ладоши Пошлепать по ногам Притопывать, пружинить ногами Ритмично топать ногами Выполнять легкие приседания Пальчиками коснуться глаз, ушей, носа, рта Улыбнуться всем окружающим Улыбаться и кивать головой всем окружающим Подмигнуть стоящим напротив | |||||
Коммуникативный танец-игра “У меня, у тебя...” (А. Елькина) Дети стоят парами в кругу. | ||||||
У меня, у тебя звонкие ладошки
шлёп, шлёп, шлёп ,шлёп прыг-скок, прыг-скок.
Мы с тобой глазками хлоп, хлоп, хлоп, хлоп
хоп, хоп, хоп, хоп прыг-скок, прыг-скок Проигрыш. | Показывают на себя и на свою“пару”, похлопать в ладошки Показать на себя и на свою “пару”, выполнить “пружинку” Повороты Пошлёпать по коленочкам Повороты Прыжки на месте Кружимся парами (смена партнёра) Показывают на себя и на свою “пару”, показываем на глазки. Показывают на себя и на свою “пару”, показываем на губки Повороты Показать руками “клювики” Повороты Поцелуйчики Кружимся парами (смена партнёра) Показывают на себя и на свою “пару”, движение локтями. Показывают на себя и на свою “пару”, вытягивание носочка Повороты Движение руками “тарелочки”, Повороты Прыжки на месте Кружимся парами, обнимаемся. | |||||
Танец-игра “Шёл король по лесу” Дети стоят врассыпную по всему залу. (мальчики - «короли», девочки – «принцессы») | ||||||
Шёл король по лесу, по лесу, по лесу, Нашёл себе принцессу, принцессу, принцессу. Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем, Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем, Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем, Ножками потопаем, потопаем, потопаем, Головкой покачаем, Сначала начинаем! Шёл король по лесу, по лесу, по лесу…. | «Король» ходит по залу и выбирает «принцессу». Все подпрыгивают. Дрыгают ножками Хлопают руками. Топают ногами. Качают головами. Повторение движений, но с новой «принцессой». | |||||
Танец-игра “Поссорились-помирились” (Исп. Ю. Степанова-Пинус) Дети стоят парами в кругу. | ||||||
Раз ладошка, два ладошка - Хлопают мальчишки. Покружились, покружились Девочки-малышки. Погрози, погрози, погрози немножко, Рассердись, Отвернись, Громче топни ножкой. Проигрыш. Грустно мне, скучно мне, Не хочу сердиться. Чтобы петь и плясать Нужно помириться! Посмотри, посмотри, На меня, дружочек, Повернись, Улыбнись, Обнимись разочек! Проигрыш. Раз ладошка, два ладошка - Хлопают мальчишки. Покружились, покружились Девочки-малышки. Ты на ушко мне шепни, Расскажи, дружочек, Посмотри, Улыбнись, Обнимись разочек. Проигрыш. | мальчики: показывают ладошки, поочередно поднимая руки на уровне груди и разводя в стороны ладонями вверх; девочки: выполняют «пружинку» мальчики: хлопают в ладоши девочки: выполняют «пружинку» мальчики: хлопают в ладоши, девочки: кружатся. Грозят друг другу пальчиком. Складывают руки перед грудью. Отворачиваются друг от друга. Топают 1 раз правой ногой. мальчики: остаются стоять лицом в центр круга со сложенными у груди руками и притопывают правой ногой девочки: подскоками двигаются по кругу и снова останавливаются около своего партнера, повернувшись к нему спиной. Круговые движения кулачками перед глазками (“плачут”). Мах вперёд правой рукой. Поднимают поочерёдно вверх и чуть в стороны левую и правую руки. Движение руками перед собой вверх-вниз. Руки на поясе, смотрят друг на друга через правое и левое плечо. Поворачиваются друг к другу, улыбаются. Обнимаются. “Лодочка” в одну и другую сторону. мальчики: показывают ладошки, поочередно поднимая руки на уровне груди и разводя в стороны ладонями вверх; девочки: выполняют «пружинку» мальчики: хлопают в ладоши девочки: выполняют «пружинку» мальчики: хлопают в ладоши, девочки: кружатся. Кладут руки друг другу на плечи и наклоняются друг к другу (“шепчут на ушко”). Разводят руки перед собой в стороны, улыбаются. Обнимают друг друга. “Лодочка” в одну и в другую сторону. | |||||
Танец-игра “У окошка ” музыка и движенияЮ. Шайкиной, слова Э. Базаровой («Музыкальная палитра» 3-2017) Исходное положение – все дети в кругу. | ||||||
Проигрыш. У окошка мы сидели, И в окошечко глядели. Друг в окошко постучал И меня к себе позвал. Открываю двери я: Мы большие с ним друзья. Проигрыш. | Найти себе партнёра. «Матрёшка». «Окошечко». Имитируем стук. Машем рукой - жест «приглашение». Имитируем открывание дверей. Рукопожатие. Смена партнёра и повторение игры. |
Танец-игра “Побежали ” музыка Берлякова. Исходное положение – дети встают в пары и выполняют движения по тексту. | |
Побежали, побежали парами скорей, И друг другу погрозили: «Ссориться не смей!» Хлопнули в ладоши и крепко обнялись. Пару поменяли и за руки взялись. | Дети, взявшись парами за руку, бегут по кругу с подскоком, проговаривая или напевая текст. Останавливаются, поворачиваются в паре друг к другу лицом, «погрозить» пальчиком. Выполняют хлопки. Обнимаются. Тот, кто стоял во внутреннем кругу остаётся на месте, а тот, кто стоял во внешнем – переходит по кругу вправо к следующему ребёнку (меняя пару). Продолжают танец-игру с новым «партнёром». |
Используемая литература и интернет-ресурсы:
- Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» (пилотный вариант)/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г.
- А.И. Буренина “Коммуникативные танцы-игры для детей” учебное пособие. “Муз. Палитра” Санкт-Петербург, 2004г.
- hhtp://nsportal.ru
- hhtp://maam.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Коммуникативные танцы-игры, как одна из форм работы со слабослышащими детьми".
Данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать и в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию...
Мастер – класс для педагогов на тему: «Коммуникативные танцы-игры, как одна из форм работы с детьми в соответствии с ФГОС»
Цель мастер-класса:- способствовать формированию активного творческого восприятия музыки, умению получать наслаждение от игр и совместных действий, воспитывая доброжелательность и умение быть ком...
Мастер – класс для педагогов на тему: «Коммуникативные танцы-игры, как одна из форм работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС»
Цель мастер-класса:Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов, актуализация представления о роли коммуникативных танцев-игр для обогащения социального опыта дошкольни...
Мастер-класс «Коммуникативные танцы-игры как одна из форм социализации младших дошкольников»
Мастер-класс «Коммуникативные танцы-игры как одна из форм социализации младших дошкольников»“Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего человека&rdquo...
Мастер-класс "Коммуникативные танцы-игры, как одна из форм музыкального развития детей дошкольного возраста"
Цель мастер-класса : актуализировать представления педагогов о роли коммуникативных игр и танцев для обогащения социального опыта дошкольников. Повышение уровня профессиональной компетентности педагог...
Методическая статья «Коммуникативные танцы-игры, как одна из форм работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС»
Коммуникативные танцы-игры, как одна из форм работы с дошеольниками....