Программа дополнительного образования «Мир сенсорики» для детей младшего возраста на 2023-24 учебный год
методическая разработка (младшая группа)
Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, обьектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Согласовано Утверждено
Старший воспитатель МБДОУ Заведующей МБДОУ
«Хатынчаана» «Хатынчаана»
__________________________ ________________________
«____»____________________ «_____»_________________
ПРОГРАММА
дополнительного образования
«МИР СЕНСОРИКИ»
для детей младшего возраста
на 2023 - 2024 учебный год
Руководитель кружка:
Пахомова Ульяна Дмитриевна,
воспитатель,
Педстаж – 26 лет,
КК – высшая
2023 год
Содержание
- Пояснительная записка
- Цель и задачи программы
- Содержание учебно-тематического плана занятий
- Формы мониторинга и оценочные материалы
- Мониторинг
- Список литературы
Пояснительная записка.
Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Ранний этап развития ребенка предполагает формирование широкой ориентировки в предметном окружении. То есть не только традиционное ознакомление с цветом, формой, величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и др. с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций (А. В. Запорожец, А. П. Усова).
Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать в процессе своей деятельности, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат.
Цель:
Развитие умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста через сенсорное развитие.
Задачи:
• Дать детям представления о сенсорных эталонах, являющихся образцами основных разновидностей каждого свойства: 6, затем 7 цветов спектра, 5 геометрических фигур, 3 градации величины.
• Формировать познавательную активность детей при проведении непосредственной обучающей деятельности (игры, дидактические упражнения, эксперименты, игровые задания и поручения).
• Закрепить четкие представления о разновидностях каждого свойства.
• Научить правильно, понимать слова: «форма», «цвет», «такой же».
Количество занятий в неделю: 1 раз в неделю
Количество детей: 19 детей
Список детей
1. Аржакова Камила
2. Артемьева Лилия
3. Артемьев Харыстаан
4. Бессонова Яна
5. Гуров Савва
6. Дьяконова Айна
7. Дьяконова Арина
8. Иванова Кюнняй
9. Кириллин Айхал
10. Климентов Артем
11. Никифорова Ева
12. Павлов Мирослав
13. Прокопьева Яна
14. Романова Аделия
15. Таныкова Сахая
16. Томская Лина
17. Федоров Василий
18. Федорова Айина
19. Шилова Виолетта
Содержание учебно-тематического плана занятий
Месяц | Занятие | Цель | Оборудование, материалы |
Сентябрь | «Пляшущие тени» | Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте. | Фонарь, покрывало. |
«День и ночь» | Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте. | Иллюстрации, обучающие мультфильмы. | |
«Солнечный зайчик» | Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте. | Зеркало | |
«Фонарик» | Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте. | Фонарь, покрывало. Иллюстрации, обучающие мультфильмы. | |
Октябрь | «Назови геометрическую фигуру». | Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры. | Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. |
«Пересыпание ложкой». | Учить ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность. | Горох, ложки, глубокие емкости. | |
«Прыг – скок по дорожке». | Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый. | Картонная дорожка 40 см длиной и 10 см шириной, а также полоски зелёного, красного, синего и жёлтого цветов шириной 4 см, игрушки. | |
«Сортировка». | Развивать у детей стереогностическое восприятие в связи с визуальными представлениями. | Шары разного цвета. | |
Ноябрь | «Найди предмет такой же формы». | Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры | Д/игра «Геометрическое лото» |
«Угости маленького и большого зайца морковкой». | Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине. | Игрушечные зайцы и морковка разных размеров. | |
«Шумящие коробочки». | Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых шумов. | Парные шумящие коробочки. | |
«Огоньки ночью». | Способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету как к важному свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета. Обучать технике нанесения мазка способом примакивания. | Бумага черного цвета, гуашь желтого цвета, кисти, баночки с водой. | |
Декабрь | «Волшебный поднос». | Учить детей выполнять задание правильно, развивать мелкую моторику рук. | Поднос с однотонным цветным дном, крупа. |
«Шарики» | Учить детей подбирать предметы одинаковой окраски; называть цвета. | Шарики основных цветов. | |
«Подбери по форме». | Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал. | Блоки-вкладыши на каждого ребёнка. | |
Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик) | Развивать у детей мелкую моторику рук. | Бельевые прищепки. Силуэты: солнышко, елка, ежик, тучка, ягодка. | |
Январь | «Кто скорее соберет игрушки». | Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению, но имеющий одинаковый цвет. | Д/ игра «Игрушки». |
«Счетные палочки». | Учить детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. | Счетные палочки. | |
«Золушка» | Учить детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук. | Фасоль, тарелочки. | |
Февраль | «Воздушные шары». | Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый. | Дидактическая игра «Воздушные шары». |
Пальчиковые игры с грецкими орехами: вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны. | Развивать у детей мелкую моторику рук. | Грецкие орехи. | |
Окрашивание воды. | Формирование представлений об оттенках цветов (светлый, темный). | Вода в прозрачных емкостях, краски светлых и темных оттенков. | |
«Поможем зайке разложить игрушки». | Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал. | Игрушки: зайцы, сенсорный куб с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник, овал. | |
Март | «Ткани». | Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей. | Пары одинаковых на ощупь тканей. |
«Строим башню». | Обучение соотнесению по величине четырех предметов. | Строительный материал: кубики. | |
«Что лежит в мешочке?». | Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами. | Дидактическая игра «Волшебный мешочек». | |
«Подбери петушку перышко» | Учить различать и называть основные цвета; повторять простые и относительно сложные фразы. | Дидактическая игра «Подбери петушку перышко». | |
Апрель | «Сделаем куклам бусы». | Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку. | Шнурки или веревочки, разноцветные бусины по количеству детей. |
«Спрячь мышку». | Закреплять у детей представления о шести цветах. | Дидактическая игра «Спрячь мышку». | |
Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по образцу. | Развивать у детей мелкую моторику рук. | Счетные палочки основных цветов, образцы предметов. | |
«Башня из кубов». | Учить детей сравнивать несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей величине. | Деревянные кубики. | |
Май | Диагностика | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года. | Игрушки и игры с уголка сенсорики. |
Формы мониторинга и оценочные материалы.
Оценка эффективности реализации программы кружка происходит на основании результатов диагностики сенсорного развития на начало и конец учебного года, и их сравнительного анализа. Воспитанникам предлагается выполнить три задания, целью которых является проверка уровня сформированности следующих умений:
- различать предметы по величине (большой – маленький, больше - меньше);
- различать предметы по форме (кубик, шарик);
- образовывать группы однородных предметов;
- выделять цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый).
Оценка деятельности дошкольников осуществляется по 4 х балльной шкале.
Форма протокола результатов мониторинга сенсорного развития
у детей от 2 до 3 лет
№ | Ф.И. Ребёнка | Результаты выполнения заданий | |||||||
1 задание | 2 задание | 3 задание | Итого | ||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
Средний балл: |
Задание № 1
Дидактическая игра “Найди цветок для бабочки”
Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу “такой же – не такой), называть их (красный, желтый, зеленый, синий).
Пособия: Вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек (красные, желтые, зеленые, синие)
Инструкция: Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: “Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно”. После выполнения задания ребенком подвести итог: “Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!”
Оценка: 3 балла – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя цвет. 2 балла – Ребенок выполнил правильно, но цвет не называл. 1 балл – Ребенок путает цвета, но с помощью педагога исправляет ошибку. 0 баллов – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Задание № 2 Дидактическая игра “Занимательная коробочка”
Цель: Выявить у ребенка знания о форме (шарик, кубик)
Пособия: 1. Куб – ящик с отверстиями разной формы. Обязательно должны быть отверстия квадратной и круглой формы. 2. Фигуры – кубик и шарик.
Инструкция: Показать и рассмотреть с ребенком кубик и шарик, называя их. Показать “домик”, в котором они живут, только заходят в разные “двери” (показ воспитателя) Самостоятельная деятельность ребенка по показу педагога.
Оценка: 3 балла – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя фигуры. 2 балла – Ребенок выполнил правильно, но фигуры не назвал. 1балл – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибку. 0 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Задание № 3 Дидактическая игра “Собери пирамидку”
Цель: Выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой – маленький, больше - меньше), различать понятия “один – много”.
Пособия: Пирамидки из 4 колечек разной величины.
Инструкция: 1. Показать ребенку пирамидку. Разобрать ее проговаривая: “Много колечек”. 2. Собрать пирамидку, сопровождая словами: “Сначала надеваю самое большое колечко, затем – колечко поменьше… и самое маленькое колечко. Получилась одна пирамидка. Колечек много, а пирамидка одна”. 3. Самостоятельная деятельность ребенка по показу.
Оценка: 3балла – Ребенок выполнил задание самостоятельно, сопровождая свои действия словами по показу педагога. 2 балла – Ребенок выполнил правильно, но не сопровождал свои действия словами. Педагог задавал наводящие вопросы. 1 балл – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибки, и с заданием справился. 0 баллов – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Критерии оценки уровня сформированности умений по результатам выполнения заданий:
высокий уровень - 3 балла;
средний уровень - 2 балла;
низкий уровень - 1 балл;
умение не сформировано - 0 баллов.
Список литературы:
1. Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер/ Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
3. Интернет ресурсы.
4. Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
5. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е. Б. Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
6. Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. [Текст] / Т. В. Высокова. – Волгоград:
7. Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении.
8. Кочетова, Н. П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н. П. Кочетова, Г. Г. Григорьева, Г. В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
9. Маханева, М. Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования «Бумажная пластика» для детей младшего дошкольного возраста
Ребёнок растет, стремится к самостоятельности, приобщается к изобразительному творчеству, входит постепенно в мир прекрасного. Успешность его творческого развития зависит от взрослых, которые его окру...
Программа по дополнительному образованию «Времена года» для детей младшего возраста
Программа по дополнительному образованию «Времена года» для детей младшего возраста...
Рабочая программа дополнительного образования: «Занимательная сенсорика» для детей 3-4 лет
Рабочая программа дополнительного образования: «Занимательная сенсорика» для детей 3-4 лет...
программа дополнительного образования "Волшебные кружочки" для детей младшего возраста
программа направлена на развитие мелкой моторики руки и развитие речи детей младшего дошкольного возраста через организацию различных видов продуктивной детской деят...
2023-2024 уч.г. ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ СЕНСОРИКА» для детей 2-3 лет
ПРОГРАММАДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ СЕНСОРИКА»для детей 2-3 лет2023-2024 учебный год...
ПРОГРАММА дополнительного образования по развитию речи детей младшего дошкольного возраста «Раз-словечко, два-словечко» на 2022-2023 учебный год
Работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.Значение фолькло...
Мониторинг освоения программы дополнительного образования «Школа мяча» на начало и конец 2022-2023 учебного года
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 79 «Соловушка» города Смоленска Мониторинг освоения програм...