Программа по дополнительному образованию «Времена года» для детей младшего возраста
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)
Программа по дополнительному образованию «Времена года» для детей младшего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vremena_goda_2018.docx | 29.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 33 «Радуга»
Программа по дополнительному образованию
«Времена года»
для детей младшего возраста
Воспитатель: Седова Т.С.
Смоленск, 2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел программы (комплекс основных характеристик программы)
1.1. Пояснительная записка
1.2 Направления и актуальность
1.3. Цели и задачи реализации программы
1.4. Содержание программы
1.5. Диагностика и планируемые результаты освоения программы
2. Содержательный раздел (комплекс организационно – педагогических условий)
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Оценочные материалы
2.4. Методические материалы
Список литературы
Приложение
1. Целевой раздел программы
(комплекс основных характеристик программы)
1.1. Пояснительная записка
Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели изменения. Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле. Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование? Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве.
1.2.Направления и актуальность:
Кружок «Времена года» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
В основу содержания данной программы легла программа С. Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
1.3. Цели и задачи реализации программы:
Цель дополнительного образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи:
- Формировать активную позицию, желание изменить, что- либо вокруг себя в лучшую сторону
- Воспитывать защитников природы, дать экологические знания.
- Научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами.
- Развивать экологическую культуру.
1.4. Педагогическая целесообразность кружковой работы состоит в том, что она поможет в становлении основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. При разработке кружковой работы опирались на общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного процесса:
-принцип сезонности: построение познавательного содержания программы с учетом природных и климатических условий нашей местности;
-принцип систематичности и последовательности: постановка задач экологического воспитания и развития детей в логике "от простого к сложному", "от близкого к далекому", "от хорошо известного к малоизвестному";
- принцип развивающего характера обучения;
- принцип научности: на доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого.
Сроки реализации программы – 2 года обучения.
Режим работы кружка 1 раз в неделю
Отличительные особенности программы
Новым в работе кружка «Времена года» предусматривается введение в занятия экспериментальной деятельности, с помощью которой дети смогут познавать окружающую среду не только теоретически, но и на практике, используя накопленный опыт.
Формы и методы проведения организованной образовательной деятельности
Формы:
- игра – путешествие;
- занятия в игровой форме;
-экскурсии в природу;
- досуги;
- экспериментальная деятельность;
Методы:
-рассматривание картин;
-демонстрация фильмов;
-труд в природе;
-коллективный труд;
-индивидуальные поручения.
Для решения программных образовательных задач используются:
- Словесные методы (устное изложение, беседы, чтение произведений, разбор ситуаций, осуждение увиденного).
- Наглядные: показ видеофильмов, наблюдения, рассматривание, экскурсии, целевые прогулки).
- Практические методы: эксперименты, продуктивная деятельность, трудовая деятельность
Диагностика:
1. Представления о природе.
Выявить характер представлений ребенка о признаках живого;
Выяснить, имеет ли ребенок представление о разнообразии растений, местах их произрастания
Выяснить, знает ли ребенок части растений и их функции.
Выяснить, имеет ли ребенок представления о стадиях роста растений.
Выявить представление ребенка о многообразии животных и местах их обитания.
Выявить представления ребенка о домашних и диких животных,
2. Отношение к природе.
Изучить особенности отношения ребенка к животным и растениям в специально созданных условиях.
3. Умение осуществлять деятельность с природными объектами труд в природе)
Планируемые результаты освоения программы:
- Знать и называть некоторых домашних животных.
- Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.
- Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.
- Правильно взаимодействовать с окружающим миром.
- Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т. п.).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Содержание учебно-тематического плана 1 год обучения.
Раздел I. ОСЕНЬ
Занятие 1.
- Беседа о лете.
- Дидактическая игра «Не ошибись!».
- Опыт «Вода нужна всем».
Занятие 2.
- Беседа о лесе.
- Чтение рассказа «Осенние похождения крольчат» из книги «Лес осенью».
- Рассказы детей о своих приключениях в лесу.
- Опыт «Здравствуй, ветер!».
Занятие 3.
- Экскурсия в осенний парк.
- Дидактическая игра «Найди, что опишу».
- Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем».
Занятие 4.
- Беседа о волшебнице-воде.
- Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».
Занятие 5.
1. Путешествие в «Грибное царство».
Занятие 6.
1. Беседа об овощах.
- Дидактическая игра «Вершки и корешки».
- Опыт «Ходит капелька по кругу».
Занятие 7.
- Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень».
- Дидактическая игра «Магазин «Овощи-фрукты».
Занятие 8.
1. Беседа «Дом под крышей голубой».
Занятие 9.
- Беседа «Любите землю-матушку».
- Опыт «Пар - тоже вода».
Занятие 10.
- Беседа о труде людей осенью.
- Дидактическая игра «Овощехранилище».
Занятие 11.
- Рассматривание картины «Пестрый дятел».
- Дидактическая игра «Летает - не летает».
- Опыт «Какой бывает вода».
Занятие 12.
- Беседа об осени (обобщающая).
- Дидактическая игра «Детки па ветке».
- Дидактическая игра «Кто где зимует».
- Опыт «Вода жидкая - может течь, вода не имеет формы».
Раздел II. ЗИМА
Занятие 1.
- Беседа о том, кто как зимует.
- Дидактическая игра «Зоологическое домино».
- Опыт «Лед - твердая вода».
Занятие 2.
1. Обучение новым способам ухода за комнатными растениями.
2. Дидактическая игра «Отгадай, что за растение».
3. Опыт «Радуга в комнате».
Задание 3.
1. Беседа о зимующих и перелетных птицах.
2. Дидактическая игра «Что за птица?».
3. Опыт «Вода бывает теплой, холодной, горячей».
Занятие 4.
- Рассматривание картины К. Юона «Русская зима».
- Дидактическая игра «Ночное путешествие в канун Нового года».
- Опыт «Лед легче воды».
Занятие 5.
- Экскурсия в зимний парк.
- Дидактическая игра «К названному дереву беги».
- Дидактическая игра «Найди дерево по семенам».
Занятие 6.
- Беседа о домашних животных.
- Дидактическая игра «Птицы, звери, рыбы».
- Опыт «Вода нужна всем».
Занятие 7
- Рассказ о лягушке.
- Игра «Посели лягушку».
- Игра с карточками «Развитие лягушки».
Занятие 8.
- Дидактическая игра «Птичья столовая».
- Письмо снегирю.
Занятие 9.
- Беседа о зиме.
- Дидактическая игра «Природа и человек».
Занятие 10.
- Воздух и его роль в жизни человека.
- Опыт «Как увидеть воздух».
Занятие 11
1. Рассматривание картины И. Грабаря «Февральская лазурь»
2. Дидактическая игра «Какое время года?». ) Опыт «Как услышать воздух».
Занятие 12.
I. Праздник «Мы - друзья природы».
Раздел III. ВЕСНА
Занятие 1.
Утренник «Здравствуй, весна!».
Занятие 2.
- Сравнительное наблюдение за рыбами.
- Дидактическая игра «Рыбная ловля».
- Опыт «Очистка грязной воды».
Занятие 3.
- Наблюдение за черепахой.
- Письмо черепахе.
- Опыт «Какой бывает вода».
Занятие 4.
- Дидактическая игра «Назови три предмета».
- Д. Мамин-Сибиряк «Лесная сказка», 1 часть (экологическая сказка).
- Рисование картинок по сказке.
Занятие 5.
- Знакомство с комнатными растениями.
- Дидактическая игра «Отгадай, что за растение».
Занятие 6.
- Посадка семян гороха.
- Дидактическая игра «Не сорока, не ворона».
Занятие 7.
1. Дидактическая игра «Времена года».
2. Опыт с кошкой. Выявление действий органов чувств у животных.
Задание 8.
- Беседа о диких животных.
- Дидактическая игра «Кто где живет».
Занятие 9.
- Рассматривание веток тополя, березы, ели.
- Дидактическая игра «Необыкновенное путешествие по временам года - Круглый год».
- Опыт «Здравствуй, ветер!».
Занятие 10.
- Беседа об уходе за комнатными растениями.
- Дидактическая игра «Отгадай, что за растение?».
- Опыт «Почва: необходимость удобрений для роста растений».
Занятие 11.
1. Рассматривание одуванчика. Работа с комплектом карточек Н.Рыжовой «Одуванчик».
Занятие 12.
- Беседа о весне (обобщающая).
- Дидактическая игра «Поможем Незнайке».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по дополнительному образованию Азбука «Здоровья» для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет
возраст от 3 до 7 лет...
Авторская программ по дополнительному образованию «Развитие конструктивных способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью строительного материала «Строитель».»
Дети младшего возраста не умеют строить из строительного материала постройки , пользоваться природным материалом, пользоваться схемами , обыгрывать постройки ; не развито конструктивное мышление...
Программа по дополнительному образованию «Умелые ручки» для детей дошкольного возраста
Данная образовательная программа носит художественно-эстетическую направленность, ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса....
Программа кружка дополнительного образования Бумажная фантазия. Для детей старшего возраста.
На занятиях дети знакомятся с искусством бумагопластики. Невозможно перечислить всех достоинств бумагопластики и моделирования в развитии ребенка. Бумага как материал, очень доступна, а прост...
Программа по дополнительному образованию «Юные волшебники» для детей старшего возраста
Программа по дополнительному образованию «Юные волшебники» для детей старшего возраста...
программа дополнительного образования "Волшебные кружочки" для детей младшего возраста
программа направлена на развитие мелкой моторики руки и развитие речи детей младшего дошкольного возраста через организацию различных видов продуктивной детской деят...
Программа дополнительного образования «Мир сенсорики» для детей младшего возраста на 2023-24 учебный год
Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, обьектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию орг...