Консультация для педагогов ДОО «Развитие инженерно-технического мышления и творчества у детей дошкольного возраста»
консультация

Борщева Евгения Алексеевна

Консультация для педагогов 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОО

«Развитие инженерно-технического мышления и творчества у детей дошкольного возраста»

В настоящее время наше государство испытывает дефицит инженерно- технических работников и квалифицированных кадров.

        В своем выступлении Президент РФ В.В. Путин отметил: «Нельзя допустить, чтобы существующий кадровый дефицит стал сдерживающим фактором развития экономики».

В связи с этим дошкольное образование ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы.

Что же такое инженерное мышление?

Инженерному мышлению дается следующее определение: "Инженерное мышление - это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники…", «это системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями (по словам Г.И. Малых и В.Е. Осипова [1]).

        Какой же возраст наиболее благоприятен для развития инженерного мышления у дошкольников?

        Все научные исследования показывают, чем младше ребенок, тем эффективнее развиваются способности, т.е. если есть у Вас желание, чтобы ребенок достиг высоких результатов уже в школьном возрасте, то следует начинать развивать его необходимо как можно раньше, и осуществлять этот процесс последовательно и непрерывно. Инженерное мышление – не исключение. Чем раньше, тем лучше.

В более раннем возрасте ребёнок обследует объект, его размер, форму и расположение в пространстве. Выделяет отличительные признаки и схожесть с другим объектом, учится представлять этот объект в разных пространственных положениях. В группах младшего дошкольного возраста мы предлагаем детям обследовать предмет: потрогать его, осмотреть, выполнить действие с ним.

Позже творческий потенциал и воображение ребёнка помогают ему совершенствовать свои знания, умения и навыки о понятиях синтеза и анализа, о части целого, свойствах предмета. Потом ребенок реализует свой опыт созидания. У него появляется собственное видение того или иного объекта или явления, широкий спектр для созидания.

Со временем дети накапливают навыки исследовательской деятельности, умение устанавливать причинно-следственные связи, навыки конструирования. Ребенок познает, созидает и творит, а всякий результат его работы способствует самовыражению, стремлению выделиться, свободе выбора способов действия, развитию его самостоятельной творческой активности.

Что способствует развитию инженерного мышления дошкольников? Предпосылки        инженерного        мышления        формируются        в научно- технической деятельности.

        Инженерно-техническое образование в детском саду        строится на принципах интеграции, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, что соответствует ФГОС ДО и ФОП ДО.

Для реализации инженерно-технического образования дошкольников можно использовать следующие направления образовательной деятельности:

  • конструирование;
  • техническая деятельность,
  • математическая деятельность,
  • естественно-научная деятельность.

Для всех видов деятельности в групповых помещениях должны быть созданы развивающие центры «Технического творчества», «Логики и математики», «Экспериментирования», «Конструирования», оснащенные оборудованием для опытов и экспериментов, разнообразными видами конструкторов, картотеками опытов и экспериментов, материал с пошаговой инструкцией по конструированию моделей и пр.

Конструирование значимо тем, что

  • является        великолепным        средством        для        интеллектуального        развития дошкольников, а также для их эстетического и трудового воспитания;
  • позволяет        педагогу        сочетать        обучение, воспитание и        развитие дошкольников в режиме игры;
  • позволяет воспитаннику проявлять инициативность, самостоятельность, творчество в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании;
  •   объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью.

Конструирование и строительная игра дают большие возможности для всестороннего развития ребенка. В процессе конструкторской деятельности у детей формируются пространственные представления, развивается воображение, мышление, т.е. совершенствуются те способности, которые лежат в основе технического творчества.

Известно, что у детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь. Очень важно разработать систему занятий, которая позволит переходить от простых конструкторских действий к сложным, развивать творческие и технические способности детей.

Конструкторскую деятельность можно начинать с игровых заданий по плоскостному   моделированию (из геометрических фигур, палочек Кюизинера, блоков Дьенеша). Сначала дети выкладывают изображения, накладывая геометрические фигуры на схему, затем конструируют по замыслу.        Можно предложить интересные игры для детей, например,

«Выложи изображение из геометрических фигур», «Превращение фигур», «Цветная геометрия».

На аппликации можно предложить ребятам изготовить поделки из

геометрических фигур (коврики, звезду и т.д.). Детям очень нравятся поделки типа оригами и с элементами мозаики. Данные задания позволяют легко запоминать и различать названия геометрических фигур, подбирать их по цвету, форме, искать интересные решения. В результате развивается внимание, восприятие, логическое мышление.

Очень важны для дошкольников игры и упражнения с палочками Кюизинера, так как они позволяют знакомить детей со счетом, величиной, цветом, упражнять в ориентировке в пространстве, развивать мелкую моторику рук и координацию движения, что влияет на общее интеллектуальное развитие дошкольников, готовит к овладению навыками письма. Дети могут также придумывать свои постройки, рассказывать о них друг другу.

Далее от плоскостного моделирования переходим к конструированию из самых разнообразных   строительных материалов. Это деревянный конструктор, конструкторы Lego, Lego – дупло, Полесье, Тико, Соломинки, Лабиринт, Йохокуб, крупный напольный строительный материал.

Такое разнообразие позволяет воплощать любые замыслы детей.

Использование разных конструкторов, показывает, что конструкция одного и того же предмета может быть различной в зависимости от того, какой строительный материал используется, и от того, как соединяются его детали. Например, постройки из лего-конструктора более устойчивы за счет прочного соединения, а из кубиков быстро разрушаются, и их установка требует определенных усилий.

        С целью расширения знаний об окружающем мире и активизации словаря детей, на прогулке очень важно обращать внимание на различные здания и сооружения, рассматривать машины, автобусы и другие виды транспорта, выделять их части, называть форму. На занятиях по конструированию упражнять детей в их строительстве.

        Прежде чем перейти к самостоятельной конструкторской деятельности, необходимо дать детям образец постройки, чтобы они поняли назначение каждой детали, способы их соединения. Далее переходим к более сложному этапу - конструированию по простейшим чертежам и наглядным схемам, через которое развивается наглядное моделирование, так как надо соотнести размер, цвет, форму        деталей и скомбинировать        их.        

        И наконец, конструирование по замыслу, которое позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. Дети экспериментируют, изобретают, фантазируют и обыгрывают свои постройки.

Здесь важно сделать одни и те же постройки из разного вида конструкторов, необходимо дать детям возможность построить такой же город из лего-конструктора. Здесь уже потребуется другое исполнение и другие навыки.

Таким образом, конструирование больше, чем другие виды деятельности подготавливает почву для развития инженерного мышления у детей.

Техническая деятельность включает в себя:

-знакомство с профессиями: строитель, металлург, программист и др.;

-знакомство с различными видами техники;

-практическая деятельность с применением технических конструкций.

Для практической деятельности не обязательно применение какого-то вида дорогостоящего оборудования. Технические конструкции могут быть созданы совместно с родителями. Они максимально увлекают детей, развивают мелкую моторику и логическое мышление.

Математическая деятельность дошкольников включает в себя:

-сенсорное развитие

-основы экономической культуры

-игры-головоломки

-технологии ТРИЗ, Круги Луллия, игры Воскобовича.

Естественно-научная деятельность включает в себя:

  • ознакомление с явлениями природы;
  • ознакомление с Космосом;
  • опытно - экспериментальная деятельность;
  • познавательно-исследовательская деятельность по выявлению свойств и качеств предметов и материалов, природных объектов.

                Основой естественно-научной деятельности являются исследования, опыты и эксперименты. В совместной деятельности по организации        опытно-экспериментальной        и познавательно-исследовательской деятельности дошкольников педагогам необходимо использовать комплекс разнообразных форм и методов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером образовательных задач. После совместной деятельности полученные знания дети вносят в самостоятельную деятельность и обыгрывают в разных игровых ситуациях.

                

Я хочу познакомить вас поближе с конструкторами Йохокуб и ТИКО

                Конструктор Йохокуб

                «Йохокуб» — это конструктор, изготовленный из прочного

экологически чистого картона.

                Состоит из кубов и призм, которые собираются в 3D из плоских

форм, и соединяются между собой скобами в любом направлении

двумя способами, без ножниц и клея.

                Из отдельных деталей собираются большие, легкие и прочные

конструкции.

                Благодаря уникальному способу соединения и крепления,

модели пересобираются в новые предметы и формы. Эта особенность придает конструктору уникальные возможности для создания объемных игрушек и предметов из картона, что является неоспоримым преимуществом перед плоскостными игрушками и предметами из того же картона.

                Данный конструктор предназначен для работы с детьми от 5

лет, и предоставляет безграничные возможности для творческой самореализации детей.

                Используется для свободного творчества, все элементы набора можно раскрасить и пересобрать в другую модель, ведь все детали стыкуются между собой достаточно хорошо.

                Конструирование из йохокуба полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.

                Конструктор ТИКО

                Конструктор ТИКО – это один из инновационных и популярных средств развития инженерного-технического мышления и творчества дошкольников.

                ТИКО – Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения. Он представляет собой набор различных геометрических фигур разного цвета. Все детали конструктора соединяются между собой с помощью шарнирных соединений, позволяющих одной детали вращаться вокруг другой.

                В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые могут выступать в роли «Окошка» или «Двери». Кроме того, появляется возможность конструирования бесконечного множества игровых фигур и геометрических объемных фигур.

                Работу с конструктором ТИКО можно начинать с детьми от 3 лет, постепенно усложняя задания

Например:

  1. разложи детали по корзиночкам (по цвету, по форме, по размеру) Как Вы считаете, на развитие какого логического приема мышления направлено это задание? (классификация) Количество корзиночек может увеличиваться в зависимости от количества фигур, с которыми знакомы дети.
  2. найди лишнюю фигуру
  3. какие понадобится фигуры, чтобы получился дом?
  4. какая фигура находится справа от, слева от….;
  5. какая фигура находится между ….
  6. Упр. «Запомни расположение» Перед детьми схема, в течение 30 сек. они её рассматривают и запоминают, после схема убирается, и дети по представлению создаете рисунок или фигуру.
  7.  Можно предложить проанализировать готовые фигуры:
  • какие геометрические фигуры использовали для постройки?
  • какая геометрическая фигура находится справа от нижнего четырехугольника?
  • какая геометрическая фигура находится слева от нижнего четырехугольника?
  • какие геометрические фигуры находятся над пятиугольником?
  • какая геометрическая фигура находится под пятиугольником?
  1. Основным видом заданий, конечно же, является конструирование:
  • конструирование по схеме
  • конструирование по образцу
  • конструирование по замыслу

Так через конструирование, анализ сконструированных фигур, через анализ схем проходит работа над формирование инженерного мышления. Работая с конструктором ТИКО дети успешно овладевают основными приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются, работают в группе, увлекаются самостоятельным техническим творчеством.

А теперь я хочу предложить вам поработать с ТИКО-конструктором.

Какие задания мы можем дать детям при анализе построенных фигуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов Тема: «Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста»

Цель: познакомится с приёмами направленными на развитие фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи».Задачи:• Активизировать знания педагогов о значимости ра...

«Развитие элементов логического мышления посредством игры у детей дошкольного возраста»

Основная цель в том, чтобы создать систему формирования логического мышления у детей дошкольного возраста в нерегламентированное время....

Консультация для педагогов «Использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, направленных на познавательно-поисковое развитие детей»

Слушали: Потапенко Н.Е, воспитатель, провела с  воспитателями  консультацию по теме: « Использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, направ...

Развитие воображения, фантазии и речего творчества у детей дошкольного возраста

В статье даны основные направления и приёмы работы по развитию воображения, фантазии и речевого творчества у детей дошкольного возраста....

консультация для педагогов "Методы и приемы мотивации и стимулирования трудовой деятельности детей дошкольного возраста" (старший дошкольный возраст)

Эффективные методы и приемы мотивации и стимулирование трудовой деятельности детей дошкольного возоаста (старший дошкольный возраст)....